Материал на проверке

Урок-беседа «Информатика — помощник в выборе будущей профессии»

19
0
Материал опубликован 24 February 2015
Урок-беседа «Информатика - помощник в выборе будущей профессии»

Цель урока: Ввести новые понятия предмета информатики, создать условия для формирования информационной компетенции учащихся для осознанного выбора профессии на основе знакомства с предметом информатики.

Современное общество характеризуется резким ростом объемов информации, циркулирующей во всех сферах человеческой деятельности. Это привело к информатизации общества.
Под информатизацией общества понимают организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав физических и юридических лиц на основе формирования и использования информационных ресурсов - документов в различной форме представления.
Целью информатизации является создание информационного общества. Что же такое информационноеобщество?
Информационное общество – общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний. Человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин информационная культура.
Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. В информационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой с детства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональный компьютер. Для решения этой задачи возникают новые направления в научной и практической деятельности членов общества. Так возникла информатика и информационные технологии.
Характерными чертами информационного общества являются:
  1. решена проблема информационного кризиса, когда устранено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;
  2. обеспечен приоритет информации перед другими ресурсами;
  3. главная форма развития общества - информационная экономика;
  4. в основу общества закладывается автоматизированная генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;
  5. информационные технологии приобретают глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека;
  6. формируется информационное единство всей человеческой цивилизации;
  7. с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;
  8. реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.
Понятие информатики
Во второй половине прошлого века произошел ряд событий, которые знаменуют появление науки информатики: создание первой цифровой ЭВМ, публикация фундаментальных трудов Н.Винера, К.Шеннона, фон Неймана. В научный обиход вошел термин «кибернетика», а вскоре вслед за ним – англоязычный термин «Computer Science» (компьютерная наука), который достаточно широко распространен в Соединенных Штатах Америки, Канаде и других странах для наименования научной и учебной дисциплины, изучающей процессы обработки, хранения и передачи информации при помощи компьютеров и телекоммуникационных систем. В конце 60-х – начале 70-х гг. XX века французские ученые ввели термин «informatique» (информатика), образованный, по-видимому, как производное от двух французских слов – «informatione» (информация) и «avtomatique» (автоматика). Информатика изучает то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий). Эти информационные процессы и технологии и есть объект информатики. Предмет информатики определяется многообразием ее приложений. Различные информационные технологии, функционирующие в разных видах человеческой деятельности (управление производственным процессом, системы проектирования, финансовые операции, образование и т.п.), имея общие черты, в то же время существенно различаются между собой. Тем самым образуются различные «предметные» информатики, базирующиеся на разных наборах операций и процедур, различных видах кибернетического оборудования (во многих случаях наряду с компьютером используются специализированные приборы и устройства), разных информационных носителях и т.п. Область интересов информатики – это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности. Обработка огромных объемов и потоков информации немыслима без автоматизации и систем коммуникации, поэтому электронные вычислительные машины и современные информационные и коммуникационные технологии являются и фундаментальным ядром, и материальной базой информатики.

Структуру информатики в настоящее время определяют следующие основные области исследования:
  • теория алгоритмов (формальные моделиалгоритмов, проблемы вычислимости, сложность вычислений и т.п.);
  • логические модели (дедуктивные системы,сложность вывода, нетрадиционные исчисления: индуктивный и дедуктивный вывод,вывод по аналогии, правдоподобный вывод, немонотонные рассуждения и т.п.);
  • базы данных (структуры данных, поиск ответовна запросы, логический вывод в базах данных, активные базы и т.п.);
  • искусственный интеллект (представление знаний,вывод на знаниях, обучение, экспертные системы и т.п.);
  • бионика (математические модели в биологии,модели поведения, генетические системы и алгоритмы и т.п.);
  • распознавание образов и обработка зрительныхсцен (статистические методы распознавания, использование призрачныхпространств, теория распознающих алгоритмов, трехмерные сцены и т.п.);
  • теория роботов (автономные роботы,представление знаний о мире, децентрализованное управление, планированиецелесообразного поведения и т.п.);
  • инженерия математического обеспечения (языкипрограммирования, технологии создания программных систем, инструментальныесистемы и т.п.);
  • теория компьютеров и вычислительных сетей(архитектурные решения, многоагентные системы, новые принципы переработкиинформации и т.п.);
  • компьютерная лингвистика (модели языка, анализи синтез текстов, машинный перевод и т.п.);
  • числовые и символьные вычисления (компьютерно -ориентированные методы вычислений, модели переработки информации в различныхприкладных областях, работа с естественно-языковыми текстами и т.п.);
  • системы человеко-машинного взаимодействия(модели дискурса, распределение работ в смешанных системах, организацияколлективных процедур, деятельность в телекоммуникационных системах и т.п.);
  • нейроматематика и нейросистемы (теорияформальных нейронных сетей, использование нейронных сетей для обучения,нейрокомпьютеры и т.п.);
  • использование компьютеров в замкнутых системах(модели реального времени, интеллектуальное управление, системы мониторинга ит.п.).
Информатика - это наука,изучающаявсе аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использованияинформации. Информатика должна отражать в себенаиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающиесущество науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимымидля изучения основ других наук в школе, а также подготавливающими молодых людейк будущей практической деятельности и жизни в современном информационномобществе.В связи с изменением доминанты профессиональнойдеятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимоготовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкойинформации. Это включает в себя, в частности, освоение средств информатизации иинформационных технологий. Особо следует отметить важность начальной подготовкив области управления. Как известно, многие развитые в технологическом отношениистраны (Великобритания, ФРГ и др.) видят в этом залог успешного государственногои экономического развития.Значение информатики при ее проникновении вбольшинство профессий выходит за рамки роли классических дисциплин, так как длямногих профессий возникает необходимость использованияинформационно-технических средств.Выбор профессии - сложный и ответственный шаг вжизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависитбудущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.Выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Существуют различные классификации профессий.

1."Человек - живая природа"(П)


Представители этого типа имеют дело с растительными иживотными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.
Сюда можно отнести профессии, связанные с изучениемживой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой илечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод,орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др.

2. "Человек - техника" (инеживая природа) (Т)


Работники имеют дело с неживыми, техническимиобъектами труда.
Тип "Человек - техника" включает в себяпрофессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой техническихсредств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник,водитель, механик, машинист, технолог и др.

3. "Человек - человек" (Ч)
Предметом интереса, распознавания, обслуживания,преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения,люди разного возраста.
К профессиям типа "Человек - человек"относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитойчеловека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт,гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист,следователь, инспектор ГИБДД и др.

4. "Человек - художественный образ"(X)
Явления, факты художественного отображениядействительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.
К типу "Человек - художественный образ"можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированиемхудожественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу,образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер,архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.

5. "Человек - знаковаясистема" (3)

Естественные и искусственные языки, условные знаки,символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителейпрофессий этого типа.
Тип "Человек - знаковая система" объединяетпрофессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами,картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер,экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговыйинспектор, чертежник и др. В любой из этих классификаций используютсяинформационные технологии.Например, "Человек - живаяприрода", без современных технологий трудно выводить новые сорта растение,изучать природные явления и т.д. "Человек - художественныйобраз", многие дизайнеры в настоящее время используют программы длясоздания эскизов, проектов. Об этом можно много говорить, но мы сейчас разберемнаправление "Человек -знаковые системы".

"Человек - знаковыесистемы"Главный, ведущий предмет труда - условные знаки,цифры, коды, естественные или искусственные языки.Профессии: переводчик, чертежник, инженер,топограф, секретарь-машинистка, программист и др.Среди профессий типа "человек - знаковыесистемы" есть:
  • профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием;
  • профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения;
  • профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии, нужныособые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений,отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира исосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. Приобработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля,проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковыхсистем.Давайте поговорим об одной из этих профессий, опрограммисте.

Чемзанимается:
Программист — это специалист, занимающийся разработкой алгоритмов и программ на основе математических моделей. Условно программистов можно разделить на три категории:

Прикладные программисты занимаются разработкой программного обеспечения, необходимого для работы организации. Например, сюда можно отнести программистов 1С.

Системные программисты разрабатывают операционные системы, интерфейсы к распределенным базам данных, работают с сетями. Специалисты этой категории являются самыми редкими и высокооплачиваемыми.

Web-программисты имеют дело с сетями, но, как правило, с глобальными, такими, как Internet. Они пишут web-интерфейсы к базам данных, создают динамические web-страницы и т.п.

Плюсыпрофессии:
  • Высокий спрос на рынке,
  • Высокая заработная плата,
  • Работать можно без высшего образования,
  • Преимущественно творческая профессия.
Минусыпрофессии:
  • То, что понятно программисту, не всегда понятно пользователю, приходится многое объяснять,
  • Случается работать в авральном режиме,
  • Работа за компьютером плохо сказывается на здоровье,
  • И здесь находится место рутине,
Личныекачества:
Прежде всего, программист должен обладать терпением и выдержкой. Это совершенно незаменимые качества в его работе.
Программирование, бурно развивающаяся область, поэтому нужно уметь быстро адаптироваться и постоянно изучать что-то новое. Иначе через несколько лет ваша ценность как специалиста может заметно снизиться.
Умение объективно оценивать возможности технологий и их использование в каждом конкретном случае. Чтобы не получалось так, что дрова пилятся с применением новейших лазерных разработок.

Образование:
Желательно иметь высшее образование технического вуза по специальностям прикладная математика или вычислительная техника. Однако в этой профессии очень много значит опыт работы. Еще несколько лет назад среди программистов не было редкостью, когда самоучка оказывался более профессиональным. Правда сейчас эта тенденция идет на убыль.
В большинстве случаев, программист должен знать несколько языков программирования, такие как C++, Delphi, Visual Basic, PHP, Java, Perl и т.д. Набор знаний специалиста определенного направления достаточно специфичен. В рамках своей специализации он знает все, а вот в соседней области знаний может не хватать.
Но все же главное же в этой профессии способность к освоению методик программирования, которые постоянно развиваются.

Место работы:
  • Научно-исследовательские центры,
  • IT-компании,
  • Организации, которые в своей структуре подразумевают отделы программистов (или штатную единицу).
Карьера изарплата:
Руководитель группы программистов, IT-директор, менеджер проекта, можно перемещаться в рамках специальности, совершенствуясь профессионально. Зарплата от 10-50 тыс. рублей, могут зарабатывать до 100 тыс. рублей. В конце урока проводиться тест. Приложение 2. Домашнее задание: приготовить небольшой докладна тему «Роль информационных технологий в современном обществе», можно выбрать конкретную область (профессию)


http://www.instudy.cz/
Комментарии

Вниманию участников Конкурса на лучший урок-путешествие по краеведению! Информируем, что 16 октября завершился прием заявок от пользователей педсообщества на участие в проекте. Зарегистрировались 50 из 50 участников. В течение двух недель (14 дней) необходимо загрузить на сайт КОНКУРСНУЮ РАБОТУ.

16 October 2015

Вопрос: Как загрузить конкурсную работу?

27 October 2015

FAQ: ответы на популярные вопросы о педагогическом сообществе «Моё образование» Как разместить и оформить урок на сайте? Как прикрепить урок к конкурсу? Как подать заявку на участие в конкурсе? Как создать дискуссию? Как загрузить изображение к публикации или уроку? Как загрузить презентацию к уроку? Как загрузить презентацию, не относящуюся к уроку? Как получить Диплом/Сертификат? Как повысить свой рейтинг?

27 October 2015

Добрый день, вот ответы на ваши вопросы: <a href="http://moeobrazovanie.ru/edu/blogs/faq.html">http://moeobrazovanie.ru/edu/blogs/faq.html</a> Если что-то не получится, напишите мне. С уважением, Айгуль.

30 October 2015

Ответ #305 был удален 2 November 2015

Может ли член жюри где-то высказать свое мнение по поводу конкурсной работы,кроме выставления баллов. Мне кажется,работы проекты, выполняемые в течение длительного времени, не соответствуют заявленной теме "Урок-путешествие". И оцениваться они должны по другим критериям.

2 November 2015

Добрый день! Ответила Вам в личном сообщении. С уважением, Айгуль.

3 November 2015

Не могу загрузить конкурсную работу по краеведению

5 November 2015

Добрый день Лидия Ивановна. На каком шаге Вы остановились? Напишите мне в личку, разберемся вместе.

6 November 2015

Огромное спасибо за подарок. Великолепная книга с прекрасными фото животных и интересным содержанием. У меня нет слов. Еще раз спасибо.

16 February 2016