ВСЕРОССИЙСКИЕ КОНКУРСЫ
Бесплатные конкурсы для учителей. Сертификаты и призы участникам!
Материал опубликовал
Уханов Виталий Григорьевич2242
Преподаю математику в старших классах. Образование: высшее. Стаж работы: 28 лет. Категория высшая.
12

Урок-беседа «Информатика-помощник в выборе будущей профессии»

<span style="color:black">Урок-беседа «Информатика-помощникв выборе будущей профессии»</span><span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">

Цель урока:</span>

Ввести новые понятия предмета информатики,создать условия для формирования информационной компетенции учащихся дляосознанного выбора профессии на основе знакомства с предметом информатики.Современноеобщество характеризуется резким ростом объемов информации, циркулирующей вовсех сферах человеческой деятельности. Это привело к информатизации общества.
Под информатизацией общества понимают организованныйсоциально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальныхусловий для удовлетворения информационных потребностей и реализации правфизических и юридических лиц на основе формирования и использования информационныхресурсов - документов в различной форме представления.
Целью информатизации является создание информационного общества. Что же такое информационноеобщество? <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">
Информационное общество</span>
– общество, в котором большинствоработающих занято производством, хранением, переработкой и реализациейинформации, особенно высшей ее формы – знаний. Человекдолжен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Дляотражения этого факта был введен термин информационная культура.<span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">
Информационная культура</span>
– умение целенаправленно работать синформацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютернуюинформационную технологию, современные технические средства и методы. Винформационном обществе необходимо начать овладевать информационной культурой сдетства, сначала с помощью электронных игрушек, а затем привлекая персональныйкомпьютер.Длярешения этой задачи возникают новые направления в научной и практическойдеятельности членов общества. Так возникла информатика и информационныетехнологии.
Характерными чертами <i>информационного общества</i> являются:

  1. <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"">решена проблема информационного кризиса, когда устранено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом; </span>
  2. <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"">обеспечен приоритет информации перед другими ресурсами; </span>
  3. <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"">главная форма развития общества - информационная экономика; </span>
  4. <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"">в основу общества закладывается автоматизированная генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии; </span>
  5. <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"">информационные технологии приобретают глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека; </span>
  6. <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"">формируется информационное единство всей человеческой цивилизации; </span>
  7. <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"">с помощью средств информатики реализован свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации; </span>
  8. <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"">реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду. </span>
<span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Понятие информатики</span>

Во второй половине прошлого века произошел ряд событий, которыезнаменуют появление науки информатики: создание первой цифровой ЭВМ, публикацияфундаментальных трудов Н.Винера, К.Шеннона, фон Неймана. В научный обиход вошелтермин «кибернетика», а вскоре вслед за ним – англоязычный термин «ComputerScience» (компьютерная наука), который достаточно широко распространен вСоединенных Штатах Америки, Канаде и других странах для наименования научной иучебной дисциплины, изучающей процессы обработки, хранения и передачиинформации при помощи компьютеров и телекоммуникационных систем. В конце 60-х – начале 70-х гг. XXвека французские ученые ввели термин «informatique» (информатика),образованный, по-видимому, как производное от двух французских слов –«informatione» (информация) и «avtomatique» (автоматика). Информатика изучает то общее, что свойственновсем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов(технологий). Эти информационные процессы и технологии и есть объектинформатики. Предмет информатики определяется многообразиемее приложений. Различные информационные технологии, функционирующие в разныхвидах человеческой деятельности (управление производственным процессом, системыпроектирования, финансовые операции, образование и т.п.), имея общие черты, вто же время существенно различаются между собой. Тем самым образуются различные«предметные» информатики, базирующиеся на разных наборах операций и процедур,различных видах кибернетического оборудования (во многих случаях наряду скомпьютером используются специализированные приборы и устройства), разныхинформационных носителях и т.п. Область интересов информатики – это структура иобщие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска,сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самыхразличных сферах человеческой деятельности. Обработка огромных объемов ипотоков информации немыслима без автоматизации и систем коммуникации, поэтомуэлектронные вычислительные машины и современные информационные икоммуникационные технологии являются и фундаментальным ядром, и материальнойбазой информатики.

Структуру информатики в настоящее времяопределяют следующие основные области исследования:

  • теория алгоритмов (формальные моделиалгоритмов, проблемы вычислимости, сложность вычислений и т.п.);
  • логические модели (дедуктивные системы,сложность вывода, нетрадиционные исчисления: индуктивный и дедуктивный вывод,вывод по аналогии, правдоподобный вывод, немонотонные рассуждения и т.п.); 
  • базы данных (структуры данных, поиск ответовна запросы, логический вывод в базах данных, активные базы и т.п.); 
  • искусственный интеллект (представление знаний,вывод на знаниях, обучение, экспертные системы и т.п.); 
  • бионика (математические модели в биологии,модели поведения, генетические системы и алгоритмы и т.п.); 
  • распознавание образов и обработка зрительныхсцен (статистические методы распознавания, использование призрачныхпространств, теория распознающих алгоритмов, трехмерные сцены и т.п.); 
  • теория роботов (автономные роботы,представление знаний о мире, децентрализованное управление, планированиецелесообразного поведения и т.п.); 
  • инженерия математического обеспечения (языкипрограммирования, технологии создания программных систем, инструментальныесистемы и т.п.); 
  • теория компьютеров и вычислительных сетей(архитектурные решения, многоагентные системы, новые принципы переработкиинформации и т.п.); 
  • компьютерная лингвистика (модели языка, анализи синтез текстов, машинный перевод и т.п.); 
  • числовые и символьные вычисления (компьютерно -ориентированные методы вычислений, модели переработки информации в различныхприкладных областях, работа с естественно-языковыми текстами и т.п.); 
  • системы человеко-машинного взаимодействия(модели дискурса, распределение работ в смешанных системах, организацияколлективных процедур, деятельность в телекоммуникационных системах и т.п.); 
  • нейроматематика и нейросистемы (теорияформальных нейронных сетей, использование нейронных сетей для обучения,нейрокомпьютеры и т.п.); 
  • использование компьютеров в замкнутых системах(модели реального времени, интеллектуальное управление, системы мониторинга ит.п.). <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";color:black"></span>
<span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";color:black">Информатика </span>

- это наука,изучающаявсе аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использованияинформации. Информатика должна отражать в себенаиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, раскрывающиесущество науки, вооружать учащихся знаниями, умениями, навыками, необходимымидля изучения основ других наук в школе, а также подготавливающими молодых людейк будущей практической деятельности и жизни в современном информационномобществе.В связи с изменением доминанты профессиональнойдеятельности и увеличением доли информационного сектора в экономике необходимоготовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкойинформации. Это включает в себя, в частности, освоение средств информатизации иинформационных технологий. Особо следует отметить важность начальной подготовкив области управления. Как известно, многие развитые в технологическом отношениистраны (Великобритания, ФРГ и др.) видят в этом залог успешного государственногои экономического развития.Значение информатики при ее проникновении вбольшинство профессий выходит за рамки роли классических дисциплин, так как длямногих профессий возникает необходимость использованияинформационно-технических средств.Выбор профессии - сложный и ответственный шаг вжизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависитбудущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни.Выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу.
Существуют различные классификации профессий.<i><span style="color:windowtext">

1."Человек - живая природа"(П)</span></i>

<i><span style="color:windowtext">
</span></i>
<span style="color:windowtext">    </span>Представители этого типа имеют дело с растительными иживотными организмами, микроорганизмами и условиями их существования.
    Сюда можно отнести профессии, связанные с изучениемживой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой илечением заболеваний растений и животных: микробиолог, геолог, овощевод,орнитолог, зоотехник, ветеринар, эколог, агрохимик, мелиоратор, лесовод и др. <i><span style="color:windowtext">

2. "Человек - техника" (инеживая природа) (Т)</span></i>


    Работники имеют дело с неживыми, техническимиобъектами труда.
    Тип "Человек - техника" включает в себяпрофессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой техническихсредств: газоэлектросварщик, токарь, инженер, конструктор, слесарь, монтажник,водитель, механик, машинист, технолог и др. <i><span style="color:windowtext">

3. "Человек - человек" (Ч)</span></i>
<span style="color:windowtext">    </span>Предметом интереса, распознавания, обслуживания,преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения,люди разного возраста.
    К профессиям типа "Человек - человек"относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием и правовой защитойчеловека: врач, медсестра, фельдшер, преподаватель, психолог, референт,гувернер, менеджер, продавец, официант, агент по рекламе, экспедитор, юрист,следователь, инспектор ГИБДД и др. <i><span style="color:windowtext">

4. "Человек - художественный образ"(X)  </span></i>
<i><span style="color:windowtext"></span></i>Явления, факты художественного отображениядействительности - вот что занимает представителей этого типа профессий.
    К типу "Человек - художественный образ"можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированиемхудожественных произведений, с изготовлением различных изделий по эскизу,образцу: журналист, художник, модельер, закройщик, ювелир, дизайнер,архитектор, парикмахер, гример-пастижер, декоратор-оформитель, актер и др.<i><span style="color:windowtext">

5. "Человек - знаковаясистема" (3)

</span></i>

<i><span style="color:windowtext"></span></i><span style="color:windowtext">    </span>Естественные и искусственные языки, условные знаки,символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителейпрофессий этого типа.
    Тип "Человек - знаковая система" объединяетпрофессии, связанные с текстами, цифрами, формулами, и таблицами, с чертежами,картами, схемами, звуковыми сигналами: переводчик, программист, бухгалтер,экономист, специалист по маркетингу, геодезист, телефонист, налоговыйинспектор, чертежник и др. В любой из этих классификаций используютсяинформационные технологии.Например, <i>"</i>Человек - живаяприрода", без современных технологий трудно выводить новые сорта растение,изучать природные явления и т.д.<i> </i>"Человек - художественныйобраз", многие дизайнеры в настоящее время используют программы длясоздания эскизов, проектов. Об этом можно много говорить, но мы сейчас разберемнаправление "Человек -знаковые системы".

<span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"">"Человек - знаковыесистемы"</span>

Главный, ведущий предмет труда - условные знаки,цифры, коды, естественные или искусственные языки.Профессии: переводчик, чертежник, инженер,топограф, секретарь-машинистка, программист и др.Среди профессий типа "человек - знаковыесистемы" есть:

  • <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"">профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием; </span>
  • <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"">профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения; </span>
  • <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman"">профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов. </span>

Чтобы успешно работать по профессии, нужныособые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений,отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира исосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. Приобработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля,проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковыхсистем.Давайте поговорим об одной из этих профессий, опрограммисте.<span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">

Чемзанимается:</span>

Программист — это специалист, занимающийся разработкой алгоритмов и программ на основе математических моделей. Условно программистов можно разделить на три категории:

Прикладные программисты занимаются разработкой программного обеспечения, необходимого для работы организации. Например, сюда можно отнести программистов 1С.

Системные программисты разрабатывают операционные системы, интерфейсы к распределенным базам данных, работают с сетями. Специалисты этой категории являются самыми редкими и высокооплачиваемыми.

Web-программисты имеют дело с сетями, но, как правило, с глобальными, такими, как Internet. Они пишут web-интерфейсы к базам данных, создают динамические web-страницы и т.п. <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">

Плюсыпрофессии:</span>

  • <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family: "Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Высокий спрос на рынке,</span>
  • <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family: "Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Высокая заработная плата,</span>
  • <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family: "Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Работать можно без высшего образования,</span>
  • <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family: "Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Преимущественно творческая профессия.</span>
<span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Минусыпрофессии:</span>
  • <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family: "Times New Roman";mso-fareast-language:RU">То, что понятно программисту, не всегда понятно пользователю, приходится многое объяснять,</span>
  • <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family: "Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Случается работать в авральном режиме,</span>
  • <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family: "Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Работа за компьютером плохо сказывается на здоровье,</span>
  • <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family: "Times New Roman";mso-fareast-language:RU">И здесь находится место рутине,</span>
<span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Личныекачества:</span>

Прежде всего, программист должен обладать терпением и выдержкой. Это совершенно незаменимые качества в его работе.
Программирование, бурно развивающаяся область, поэтому нужно уметь быстро адаптироваться и постоянно изучать что-то новое. Иначе через несколько лет ваша ценность как специалиста может заметно снизиться.
Умение объективно оценивать возможности технологий и их использование в каждом конкретном случае. Чтобы не получалось так, что дрова пилятся с применением новейших лазерных разработок. <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">

Образование:</span>

Желательно иметь высшее образование технического вуза по специальностям прикладная математика или вычислительная техника. Однако в этой профессии очень много значит опыт работы. Еще несколько лет назад среди программистов не было редкостью, когда самоучка оказывался более профессиональным. Правда сейчас эта тенденция идет на убыль.
В большинстве случаев, программист должен знать несколько языков программирования, такие как C++, Delphi, Visual Basic, PHP, Java, Perl и т.д. Набор знаний специалиста определенного направления достаточно специфичен. В рамках своей специализации он знает все, а вот в соседней области знаний может не хватать.
Но все же главное же в этой профессии способность к освоению методик программирования, которые постоянно развиваются. <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">

Местоработы:</span>

  • <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family: "Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Научно-исследовательские центры,</span>
  • <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family: "Times New Roman";mso-fareast-language:RU">IT-компании,</span>
  • <span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family: "Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Организации, которые в своей структуре подразумевают отделы программистов (или штатную единицу).</span>
<span style="font-size:12.0pt;font-family:"Times New Roman";mso-fareast-font-family:"Times New Roman";mso-fareast-language:RU">Карьера изарплата:</span>

Руководитель группы программистов, IT-директор, менеджер проекта, можно перемещаться в рамках специальности, совершенствуясь профессионально. Зарплата от 10-50 тыс. рублей, могутзарабатывать до 100 тыс. рублей.В конце урока проводиться тест. Приложение 2.Домашнее задание: приготовить небольшой докладна тему «Роль информационных технологий в современном обществе», можно выбратьконкретную область (профессию)


http://www.instudy.cz/

Опубликовано


Поблагодарить автора 12 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.