Урок-олимпиада по географии для 7 класса
Учитель: Фролова И.К.
Предмет: география
Класс: 7
Тема: урок-гуманитарная олимпиада за 1 полугодие.
Задачи урока: |
повторить и обобщить материал по первому разделу «Оболочки Земли» по материку Африка; определить степень освоения материала; продолжить формировать умения и навыки работы с картой, таблицами, планами. |
Оборудование |
Физическая карта мира, строение земной коры, природные зоны мира, климатическая карта мира, атласы Таблицы: пустыня сахара, пустыня Намиб, влажные экваториальные леса, саванны и редколесья. |
Ход урока: |
|
1. Орг.момент |
Деление класа на 4 группы, выбор капитанов. |
2. Повторение изученного материала |
Конкурс 1. Блиц-турнир Водные массы. Воздушные массы. Высотная поястность. Гипотеза. Географическая оболочка. Глубоководный жёлоб. Заповедник. Земная кора. Зональность. Природная зона. Западные ветры. Изотермы. Карты. Климатические пояса. Климатообразующие факторы. Вади. Крики. Колонии. Литосферные плиты. Муссоны. Национальные парки. Пассаты. Платформа. Природный комплекс. Пустыни. Рельеф. Саванна. Сейсмические пояса. Экваториальный лес. Островные дуги. |
Конкурс 2. Путешествие по оболочкам Земли. Команда №1. Литосфера. Литосферные плиты. Формирование рельефа под влиянием литосферных плит. Процессы, связанные с движением литосферных плит. Команда №2. Атмосфера. Климат, элементы климата. Климатические пояса. Процессы, связанные с климатом. Климатообразующие факторы. Команда №3. Океан – главная часть гидросферы. Происхождение и свойства мирового океана. Движение воды в океане. Биологические богатства океана. Взаимодействия океана с атмосферой и сушей. Команда №4. Географ. Оболочка. Свойства. Роль живых организмов на Земле. Биосфера. Природный комплекс. Численность и главные районы расселения населения. Основные виды хозяйственной деятельности. |
|
Конкурс 3. Путешествие по Африке. Показать на карте объекты. Атлас озеро Виктория река Конго полуостров Сомали Гибралтарский пролив Мадагаскар Гвинейский залив Мозамбикский пролив Капские горы мыс Игольный Канарские острова Суэцкий канал Драконовы горы мыс Рас-Энгела Восточно-Африканское пл. пустыня Сахара Эфиопское нагорье озеро Чад озеро Танганьика мыс Альмади озеро Ньяса Средиземное море река Замбези водопад Виктория река Нил полуп. Калахари река Нигер Красное море |
|
Конкурс 4. Конкурс почемучек. Команда №1. Какой рельеф преобладает в Африке и почему? Команда №2. Почему Африка - самый жаркий материк? Команда №3. Какая река в Африке самая многоводная? Почему? Команда №4. Почему в Африке находится самая большая пустыня в мире – Сахара? |
|
На доске картины (Влажный экват. лес, саванны и редколесья, пустыня Сахара, оазис, пустыня Намиб) |
Конкурс 5. Рассказ по картине. Участники конкурса описывают природную зону по картине, используя предложенный план. Географическое положение Климат Почва Растительность Животный мир Команда №1. Влажные экваториальные леса. Команда №2. Саванны и редколесья. Команда №3. Пустыня Сахара. Команда №4. Пустыня Намиб. |
Конкурс 6. Кто больше? Какие животные встречаются в Сахаре? Почему в саванне много крупных животных? Почему на юго-востоке Африки выпадает много осадков, а на юго-западе в тех же широтах – мало? Как ты оделся бы, если бы оказался в устье реки Конго? Почему? Что ты знаешь о финиковой пальме? В каких районах Африки катаются на лыжах? Почему почвы в Африке красно-жёлтые, красные, красно-бурые? Чем подкармливают почвы в саваннах? Какая команда альпинистов быстрее поднимется на гору Атлас или гору Килиманджаро? Почему? В какой части Африки – в районе пустыни Сахара или в впадине Конго – вы быстрее сможете добыть воду из-под земли? Какие народы проживают в Африке? Как называются пересыхающие реки в Африке? |
|
3.Обобщение материала. |
|
4.Подведение итогов. |