12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стецаренко Евгения Николаевна91
Россия, Волгоградская обл., Октябрьский район, х. Шебалино
Материал размещён в группе «географы»
2

Урок географии для 7 класса по теме «Антарктида»



Методическая разработка урока по теме «Антарктида» из курса «Материки, океаны, народы и страны» 7 класс

Составитель учитель географии МКОУ «Шебалиновская СШ» Волгоградской области Стецаренко Евгения Николаевна

Цель занятия:  сформировать знания о материке, представление о своеобразии, уникальности природы материка.

Задачи занятия:

  1. Изучить особенности физико-географического положение Антарктиды, выявить причины своеобразия природы материка.
  2. Дать представление о правовом статусе Антарктиды, раскрыть роль материка для человечества.
  3. Совершенствовать умения работать и анализировать различные источники географической информации, продолжить прививать детям навыки индивидуальной работы на уроке, групповой работы на уроке, используя различные игровые технологии, познакомить их с системой проблемного обучения.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе, продолжить накопление знаний об экологической обстановке в мире и путях выхода из проблемных экологических ситуаций.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, дидактические карточки (текст + задания в таблице), атлас, физическая карта Антарктиды.

Предполагаемые результаты:

Личностные: умеют формулировать свое мнение и отстаивать свою точку зрения, охотно участвуют в процессе познания учебного материала.

Познавательные: вспоминают информацию необходимую для решения поставленного проблемного вопроса, умеют пользоваться дополнительными источниками информации, «читают» карты, выделяют из предложенного текста нужное, творчески подходят к выполнению задания, умеют строить логическую цепочку, приводить примеры, рассуждать на заданную тему.

Регулятивные: проводят грамотный анализ собственной работы, адекватно реагируют на оценку учителя, в соответствии с целью планируют свою работу, сравнивают, обобщают.

Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение и отстаивать его, прислушиваются к точке зрения товарищей, коллективно находят нужное решение задачи

Ход урока.

Организационный этап. Здравствуйте ребята! 2017 год по указу президента объявлен годом экологии. Основные цели, которые ставит перед собой правительство:

  1. Улучшение общей экологической картины в России.
  2. Оздоровлению и очищению конкретно обозначенных территорий.
  3. Изменение отношения граждан к проблемам природы и экологии на более сознательное и ответственное.

Мы с вами тоже не должны оставаться в стороне при рассмотрении этих вопросов, поэтому наш урок я предлагаю начать с проблемы (метод 5 новостей):

Специалисты НАСА обнаружили в одном из самых уязвимых ледников Антарктиды гигантскую трещину длиной в 112 километров. По мнению специалистов, эта трещина появилась либо в прошлом, либо позапрошлом году, что говорит о сверхбыстром распаде ледового массива. Трещина продолжает стремительно расти.

Как вы думаете, какие факторы могли привести к такому быстрому началу распада Антарктиды? К каким последствиям может привести это, на первый взгляд незначительное, но на самом деле такое тревожное событие? (Правильный ответ: климатологи, океанологи и другие ученые долгое время считали, что изменение климата грозит уничтожением в основном северным запасам льда на Земле – ледникам Гренландии и северной полярной ледовой шапке. В последние годы это представление начало меняться. Ученые обнаружили свидетельства того, что первыми могут исчезнуть не северные льды, а часть ледников Антарктиды, что приведет к катастрофическому росту уровня моря. Распад ледника приведет к ускорению таяния и «сползания» ледников Антарктиды, которые сейчас еще пока удерживаются на месте)

Вам как будущему нашей планеты, предстоит решать многие глобальные экологические проблемы человечества, в том числе и эту. А для этого надо хорошо знать географические особенности Антарктиды по сравнению с другими материками, ее климатические и природные условия.

Изучение нового материала.

Внимательно изучите предложенный текст (прием анализа текста по предложенной схеме):

Антарктида особенный материк, практически полностью покрытый мощным ледником, в котором содержится около 80 % важнейшего для человечества невосполнимого природного ресурса. Это единственный материк, расположенный почти полностью в пределах территории, ограниченной этим полярным кругом. За счет толщи льда Антарктида оказалась самым высоким материком Земли. Однако под ледниковым панцирем обнаружены горные цепи и массивы. Вдоль Антарктического полуострова и западной окраиной материка протянулись горы, которые служат продолжением самой длиной горной системы на суше. Здесь даже есть действующий вулкан, на прибрежном острове одного из морей, омывающих Антарктиду. Омывается этот материк водами трех океанов, которые оказывают огромное значение на ее природу.

Антарктида является самым холодным материком на нашей планете. Здесь находится полюс холода Земли, где была зарегистрирована температура – 89,2°С. На материке дуют очень сильные ветры, у побережий часто образуются ураганы, поэтому из-за суровых условий нет постоянного населения. Вдоль побережья полярниками обнаружены необычные участки с озерами, совершенно свободными ото льда, а летом и от снега. Эти участки получили название «антарктических оазисов».

Антарктида расположена в 1 природной зоне, но даже в самых суровых районах материка есть жизнь. Живые организмы представлены мхами, лишайниками, водорослями, микроскопическими грибами, китами (среди них самые крупные - синие киты), тюленями, рыбами, птицами (пингвины, буревестники, бакланы, чайки, поморники).

Антарктида интересна своей малой изученностью. Мало изученность связана с холодным климатом, не позволяющим сразу всё изучить. Людей интересует, что находится во льдах и подо льдами. Также Антарктида интересна своей не освоенностью, так как является нейтральной территорией, на которую возможно хотят претендовать все страны. Плюс в Антарктиде проходит земная ось, то есть звёздное небо там вращается по кругу, а не меняется от времени суток, как на экваторе. Также там магнитное поле немного другое, так как это южный полюс. Ещё люди боятся, что в связи с глобальным потеплением ледники Антарктиды могут растаять, отчего повысится слой воды. Поэтому, видимо, за Антарктидой пристально наблюдают

Существуют два основных направления изучения Антарктиды. Это чисто практический поиск полезных ископаемых (а их в Антарктиде большое количество), это исследование влияния ледяного покрова на погоду на планете, это многочисленные сейсмические станции, которыми люди окружили Антарктиду и которые позволяют предсказывать землетрясения по всему миру, это задачи современной биологии и климатологии. Второе направление несколько более узкое и теоретическое, это изучение прошлого земли, которое сохранилось замороженным на многие миллионы лет. Под километровым слоем льда сохранились микроорганизмы прошлых эпох, вода подледных озер дает данные о составе атмосферы, по составу льда можно судить о солнечной активности и прочее, прочее. Антарктида сейчас никому не принадлежит, но близится время, когда за ресурсы этого континента развернется настоящая война.


Используя материал теста, а также карты атласа, выполните задания в карточках

Определите

Ответ

1

Важнейший для человечества природный ресурс, которым богата Антарктида

 

2

Полярный круг, в пределах которого располагается Антарктида

 

3

Самую длинную горную цепь, продолжением которой, является подледная горная система Антарктиды

 

4

Действующий вулкан Антарктиды и море, в акватории которого он расположен

 

5

Три океана, которые омывают Антарктиду

 

6

Природную зону Антарктиды

 

7

Полезные ископаемые Антарктиды

 


Ну а теперь, проверяем…молодцы, ребята справились.

Закрепление

Вы уже так много знаете об этом материке. Я предлагаю вам немного порассуждать в следующем творческом задании. Вам предстоит составить синквейн на тему «Антарктида», используя полученные вами данные. Для тех, кто забыл, я напомню, что такое синквейн.


 

План составления синквейна:

Строка – существительное (одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна)

Строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие

Строка - глагола, показывающих действие в рамках заданной темы

Строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней

Строка – одно слово (чаще существительное), через которое человек выражает свою отношение к теме, свои ассоциации


 

Примерный синквейн по Антарктиде

Антарктида

Холодная, неосвоенная

Исследовать, наблюдать, добывать

Антарктида – громадный источник пресной воды

Полюс наблюдения.


 


  1. Антарктида презентация
    PPTX / 171.55 Кб

    Аннотация к конспекту урока
    DOCX / 20.42 Кб

     Отлично! У вас все получилось. А теперь запишем домашнее задание: §, написать эссе о проблеме таяния ледников, которая была поставленна в начале урока или сообщение о полярных исследовательских экспедициях.

Опубликовано в группе «географы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.