12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трубеко Ф. И.208
Россия, Пермский край, Лысьва
Материал размещён в группе «Литературное творчество учителя»

Уроки моих учеников

 

Трубеко Ф.И.

учитель физики, МБОУ «Лицей №1»,

г. Лысьва Пермский край

 

      За окном стеной идет дождь, буйствует, бродит по крышам, моет асфальт.   За окном цветет весна… На календаре – май, скоро последний звонок.  На столе чистый лист. Сижу в раздумье, что же написать про свой класс? Непростая задача.

       Мы  встретились в 6 классе. Я даже помню, когда это произошло - в августе на сборах. Они были такие маленькие, смешные, веселые, шумные, очень забавные и все время искали приключения. Меня поражало их умение  рассуждать по взрослому, в которых была какая-то недетская мудрость.   

   Нынче мои ученики заканчивают  девятый класс. Для них это - ответственный и переломный момент: сдача ОГЭ, выбор профиля дальнейшего обучения и новый коллектив в новом учебном году. Думают ли об этом мои ученики? Захожу в класс. У стены хохочут девочки – кокетки,  мальчишки собрались в кучку, и смешат друг друга,  а там за партой двое – он и она - тихо о чём-то беседуют. В этой суматохе вижу голову, склоненную над телефоном, и наблюдаю, как быстро пальцы перебирают  кнопки. Это они внешне кажутся беззаботными, внутренне понимают, что завтра определяется сегодня, что впереди – самое сложное. У детей нужно учиться быть счастливыми!

     Классный журнал – это не только особая книга, которая пишется коллективом учителей и учеников, но и инструмент быстрого реагирования для исправления ситуации. Здесь и поэзия, и драма школьной жизни. Кажется, вчера у моих учеников был не самый удачный день. Перемена. Тяжело вздыхая от полученной информации из журнала, поднимаюсь в класс, обдумывая предстоящую беседу. Шум утихает, видимо, у меня на лице написано, что случилось что-то серьёзное, но радует, что мои ученики умеют определять по лицу состояние другого человека. Особенно хорошо говорят глаза ученика, и поэтому прежде чем заговорить с ним, я заглядываю в глаза. У одних испуганный взгляд, другой видно, что скрывает от меня какую –то правду – глаза бегают туда-сюда, третий смотрит с прищуром, чуть погодя на себе ловлю независимый взгляд, вижу глаза улыбающиеся, на меня смотрят счастливые голубые глаза, значит, здесь все хорошо.

    Каждый человек по-своему талантлив. Мои девятиклассники занимаются в разных кружках и секциях, являются волонтерами, изучают иностранные языки, занимаются музыкой и танцами, рисуют. И учатся. По-разному, а так хочется, чтобы учились хорошо и все. На уроке тишина. Слушают учителя, но некоторые в мыслях не здесь, думают о своем. Вот мальчик у окна за третьей партой смотрит по сторонам, девочка во втором ряду быстро достает из ранца блокнот и записывает убегающую мысль, а там за последней партой опущена голова, глаза не смотрят на доску, что-то быстро пишет рука. Вроде бы все как всегда, ничего необычного.  Ничего необычного? Два раза в одну и ту же воду не войдешь. Время меняет все. Мои ученики выросли, повзрослели. На смену дракам, ссорам и выяснениям отношений пришло другое - чувство взрослости. Первая влюбленность, желание выделиться как-то по-особому среди одноклассников, чтобы на тебя обратили внимание и считались с твоим мнением. Сделать вид, что тебе абсолютно все равно и на вопрос учителя, что же с тобой происходит, можно услышать, «А вы не знали, что я по жизни всегда был пофигистом». Моим девятиклассникам кажется, что их переживания уникальны, что никто и никогда до них не испытывал ничего подобного. Они еще не понимают, все это является  просто характерной особенностью их возраста – юношеского максимализма. Они нам, учителям,  своим одноклассникам и родителям, и наконец, всему миру хотят доказать, что жизнь богаче школьного учебника, но при этом еще не понимают, что жизнь – это тоже учебник и задает такие задачи, к которым готовый ответ не найдешь заглянув на последнюю страницу как в  школьном учебнике. А пока они жалуются на непонимание и несправедливость  со стороны учителей, на нехватку времени, пытаются оправдать свое поведение напускной грубостью и независимостью. Школьные трудности - это единственное, что имеет смысл и значение, именно здесь учатся не сдаваться перед трудностями, здесь вырастает человек,  закладывается характер.  Только  потом, во взрослой жизни они начинают понимать, что это были беззаботные счастливые минуты,   и  будут смеяться над собой,  вспоминая школьные проблемы и трудности, над своей наивностью.

 Что же пожелать тебе, мой ученик?

 Успевай везде! Беги, но держи ровное дыхание. Остановись, оглянись - туда ли тебя несет?  Подумай, какой будет финиш?!  Помни, рядом  радость и печаль, удача и падение, мгновение и вечность! Хочу, чтобы на вопрос «Как идут твои дела?» прозвучало: «Хорошо», а еще лучше «Прекрасно». Говорят,  когда на этот вопрос ответишь: «Плохо», Бог скажет: «О, ты не знаешь, что значит жить плохо». И даст тебе судьбу в десятки раз худшую. А скажешь: «Хорошо», то Бог скажет: «О, ты не знаешь, что значит жить хорошо». И даст тебе судьбу в десятки раз лучшую.

Помните, слова из молитвы Антуан де Сент-Экзюпери «Господи, научи меня искусству маленьких шагов». Лучших тебе дней, мой дорогой девятиклассник! Желаю  тебе светлой дороги, которая ждет впереди. Выкладывай свой жизненный путь по крупинке, чтобы тропа была прочной и долговечной!

 

май, 2018 год

Опубликовано в группе «Литературное творчество учителя»


Комментарии (1)

Садварий Жанна Владиславовна, 04.05.19 в 14:54 1Ответить Пожаловаться
Интересно, глубоко, трогательно. Мне очень нравится Ваш стиль изложения мыслей.Вот только жаль, что не могу обратиться по имени отчеству.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.