12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна386
Россия, Ярославль
2

Доклад «Уроки обзорного изучения русской литературы XIX века»

«Уроки обзорного изучения

русской литературы XIX века»

 

Литература и история – две очень близкие области творческой деятельности. Многие писатели успешно совмещали интерес к истории с литературным творчеством: А.С.Пушкин, посвятивший последние годы жизни историческим изысканиям, созданию «Капитанской дочки», «Истории Пугачева» и «Истории Петра Первого», Л.Н.Толстой, противопоставивший официальной исторической науке свою философию истории в романе «Война и мир».

Историки и писатели обращают сегодня свои взоры к основным этапам прошлого России для того чтобы выверить дорогу в будущее. Два взгляда на художественное произведение - взгляд историка и взгляд литератора – не противостоят, а взаимно дополняют друг друга.

Сегодня очень часто рецензии на литературные произведения пишут философы, экономисты, историки, юристы, по-своему, ярко и оригинально. Однако, необходимо помнить, что в процессе анализа художественного произведения важно учитывать не только его актуальность и значимость, но и уровень художественного воссоздания и осмысления.

В старших классах, когда начинается систематический курс литературы, открывающий наиболее яркие страницы истории литературы содружество преподавателя истории и литературы особенно необходимо. А изучение обзорных тем историко-литературного курса невозможно без использования знаний, полученных на уроках истории.

Обзорные темы являются важнейшими, организующими курс на историко-литературной основе звеньями. Основные особенности этих тем – ярко выраженная методологическая направленность, сконцентрированность большого по объему исторического и историко-литературного материала, отсутствие подробного анализа отдельных произведений, опора на ранее изученное и самостоятельно прочитанное подростками, в том числе и по истории.

В процессе совершенствования современных программ сложилось два основных вида обзорных тем:

1. Собственно обзорные темы, в которых дается характеристика одного из периодов в истории литературы.

2. Обзорное изучение отдельных произведений или творчества одного из авторов.

Перед преподавателем литературы при изучении обзорной темы стоят следующие задачи:

- воссоздание духовной атмосферы эпохи, обобщение сведений по истории литературы данного периода (её связь с историей освободительного движения, с важнейшими событиями в политической, экономической, культурной жизни страны; основные направления, течения, школы в литературе и других видах искусства; характер литературной борьбы; наиболее яркие имена и произведения);

- выявление традиций и новаторства в развитии литературы, создание установки на изучение или самостоятельное чтение произведений, написанных в данный период, подготовка к изучению отдельных монографических тем;

- знакомство обучающихся с творчеством и отдельными произведениями прозаиков, поэтов, драматургов, литературных критиков этого периода, изучаемыми только обзорно;

- формирование читательских интересов учащихся, развитие умения самостоятельно работать с художественным текстом и критической статьей, ориентироваться в литературе определенного периода.

На уроках обзорного изучения темы учащимся предлагается в сконцентрированном виде (хронологическая таблица, развернутый план, конспект лекции преподавателя) весь необходимый историко-литературный материал, который затем конкретизируется. Особое место на таких уроках занимает исторический материал. При этом возможны следующие формы реализации межпредметных связей:

Изучение исторических документов в качестве материала для сопоставлений, для разговора о взаимосвязях истории и литературы, отдельных событий в общественной и литературной жизни.

Чтение и анализ фрагментов из работ ученых-историков, мемуарной литературы, дневников и воспоминаний, в которых нашла отражение эпоха.

Использование фрагментов из исторических романов и повестей, в художественной форме воссоздающих атмосферу эпохи, исторические события, характеры.

Учитывая индивидуальные особенности и интересы старшеклассников (а интерес к истории у многих из них очень высок), можно планировать систему фронтальных, групповых и индивидуальных заданий по теме таким образом, чтобы обмен мнениями о литературных произведениях при подготовке к занятиям и на самих занятиях отличался искренней заинтересованностью.

При изучении обзорной темы особенно важна система дифференцированных заданий, которые выполняются отдельными учащимися или группами по интересам. И вполне возможно, что некоторые захотят взглянуть на литературу глазами историка, проанализировать исторические документы. А кто-то даст характеристику эпохи, изображенной в одном из исторических романов. Их сообщения и обмен мнениями на уроке позволят в итоге воссоздать живой, противоречивый образ эпохи.

Структуру изучения обзорных тем историко-литературного курса можно представить в 3-х этапах:

Первый этап изучения темы – создание образа эпохи. На вступительных уроках широко используются исторические документы, письма, дневники и мемуары, фрагменты из журнальных и литературных произведений. Основные формы работы – составление плана лекции учителя, хронологической таблицы, «словаря эпохи». Лекция преподавателя сопровождается чтением и комментарием наиболее характерных документов эпохи, подобранных к уроку.

Второй этап – подробный обзор литературной жизни изучаемого периода, включающий анализ основных литературных направлений, течений, школ, наиболее характерных тенденций в развитии литературы. Основная форма работы – конспектирование лекции преподавателя. Здесь материал лекции значительно сложнее, поэтому учитель заранее четко определяет ее основные положения, в ходе лекции проводится работа с опорной лексикой (она должна быть записана на доске), конспект лекции дорабатывается учащимися самостоятельно.

Третий этап – более подробный разговор об отдельных авторах и произведениях, не изучаемых далее монографически. Теперь педагог вправе выбирать – но выбирать вместе с учащимися. Важно только, чтобы литературная жизнь эпохи была представлена произведениями наиболее значительных и ярких художников; при этом они могут находиться на разных идейных и эстетических позициях, представлять разные литературные направления, стили. Основные формы работы – обсуждение докладов и сообщений учащихся, чтение и обсуждение отдельных произведений, отзывы на самостоятельно прочитанные книги. На данном этапе учащиеся более активно включаются в работу на уроке, отчитываются о выполнении своих индивидуальных или групповых заданий, идет обмен мнении о прочитанном.

Обзорные темы по русской литературе XIX века формируют у учащихся представление о литературе как о совершенно особой форме общественного сознания, дают представление о сложных, зачастую трагических отношениях художника и эпохи. Усвоение их материала подготовит разговор о тех направлениях, по которым шло развитие литературы с начала XX века, о становлении литературы в советский период, об отдельных её страницах, заново открываемых и прочитываемых современными литераторами и историками.

 

Литература

1. Беленький Г.И. О воспитательно-образовательных аспектах межпредметных связей. – Советская педагогика, 1977, № 5.

2. Богданова О. Ю., Леонова С. А., Чертова В. Ф.
Методика преподавания литературы

Учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям

3. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. М., 1977.

4. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.