12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Николаевна Кирикович48
Россия, Санкт-Петербург, Колпино

Урок-игра «Что? Где? Когда?»

Тема урока: Упражнение в распознавании частей речи и их употребление в речи.

Цель для учителя:

1. Обучающая:

восстановить в памяти нужные сведения о ранее изученных частях речи;

совершенствование ранее полученных знаний в теоретической области и умений в практической деятельности.

2. Воспитательная:

воспитывать культуру речи и общения;

умение слушать и слышать, читать и понимать прочитанное;

творческое применение знаний;

воспитывать петербуржца XXI века.

3. Развивающая:

развивать в детях умение распознавать ранее изученные части речи, умение сравнивать, сопоставлять и обобщать;

развивать навык графического письма; зрительное восприятие, воображение, развивать речь учащихся, внимание;

развивать навык работы в группе.

Цели для учащихся:

знать:

основные сведения об изученных ранее частях речи: грамматические признаки, начальная форма, признаки, по которым изменяются части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол);

уметь:

различать части речи, находить их в тексте, подбирать свои примеры, отличать друг от друга по описанию грамматических признаков;

применять на практике усвоенные знания в стандартных и нестандартных ситуациях.

 

Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Сообщение темы урока. Слайд 1

Начинаем игру «Что? Где? Когда?». Совершим небольшое путешествие по Санкт-Петербургу вместе с частями речи. За игрой будет наблюдать жюри (родители) и Умнейшая Сова. За правильные ответы Сова будет вручать ордена Умнейшей Совы. В игре принимают участие три сильнейшие команды. Игру начинаем с разминки.

Разминка. Слайд 2.

Каждая команда получает в конверте карточки со словами, которые учащиеся должны разложить по группам. Слова: имя существительное, корень, приставка, имя прилагательное, глагол, суффикс, части речи, окончание, части слова.

Учащиеся делят слова на группы и обосновывают правильность выбора.

Проверка. Слайд 3

Части речи

Части слова

Имя существительное

корень

Имя прилагательное

приставка

глагол

суффикс

 

окончание

Итог разминки. Слово жюри. (вручают ордена Умнейшей совы)

Сегодня с вами играют учителя школы и жители Санкт-Петербурга.

Раунд первый. Слайд 4.

Со знатоками играет ………….., учитель начальных классов.

Внимание на экран. Слайд 5 (видео)

Уважаемые знатоки! Знаете ли вы свой город, его улицы, здания, соборы? Постарайтесь ответить на вопросы. Прочитайте, пожалуйста, предложения, которые записаны у вас на карточках. Вставьте пропущенное слово, какой частью речи оно является? Желаю удачи!

Задание для первой команды: (в конверте, на карточке)

Улицы, проспекты,…….Петербурга хранят память о великих писателях.

 

Слайд 6. (Пропущено слово «площади». Это имя существительное, потому что отвечает на вопрос «что?» и обозначает предмет.

Слайд 7. Доп. вопрос: Какие улицы и площади названы именами писателей?

Слайды 8,9,10,11 ( Лермонтовский проспект, ул. Даля, площадь Льва Толстого, ул. Некрасова, ул. Ольги Берггольц, Пушкинская площадь, площадь Тургенева и т.д.)

 

Задание для второй команды: (в конверте, на карточке)

Много рек и каналов …………в нашем городе.

Слайд 12. (Пропущено слово « протекает». Это глагол, т.к. отвечает на вопрос «что делает?» и обозначает действие предмета)

Слайд 13. Доп. вопрос: Какие реки и каналы Санкт-Петербурга вы знаете?

Слайды 14,15, 16,17 (Нева, канал Грибоедова, Зимняя канавка, река Мойка, Карповка, Фонтанка, Чёрная речка)

Задание для третьей команды: (в конверте, на карточке)

Петропавловский собор—самое…………здание Санкт-Петербурга.

Слайд 18. (Пропущено слово «высокое». Это прилагательное, т.к. отвечает на вопрос «какое?» и обозначает признак предмета)

Слайд 19. Доп. вопрос: Что можно увидеть на самом верху Петропавловского собора?

Слайд 20. Ангел-флюгер—устройство для определения направления ветра.

Как определить часть речи? ( Задать вопрос и определить, что обозначает слово)

Итоги первого раунда. Слово жюри (вручают ордена Умнейшей совы)

Музыкальная пауза (физминутка-эстафета)

Давайте представим, что в нашем городе есть улица Частей речи. Совершим прогулку по этой улице и расселим по домам части речи.

Звучит песня группы «Браво» «Этот город самый лучший»+ слайд-шоу

Учащимся предлагаются слова на карточках, дети восстанавливают таблицу на доске. (можно использовать часть слов, я брала по 8, по количеству участников в команде—каждому по одному слову)

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Памятник

Огромная

Сохранился

Фонтан

Широкие

Зарождался

Кораблик

Неповторимая

Смотришь

Набережная

Торжественный

Воздвигли

Шпиль

Старинная

Познакомился

Гирлянда

Белые

Стоит

Статуя

Загадочные

Осмотрел

Красавица

Удивительный

Реставрировали

Великолепие

Радужные

Прославить

Нева

Мраморная

Прислушивается

Площадь

Разнообразный

Звучат

Ограды

Притихший

Растаяла

Украшение

Безлюдная

Расступается

остров

Задумчивая

Разместился

Колонна

Звучное

Создал

Итог. Слово жюри (вручают ордена Умнейшей совы)

5. Раунд второй.

Слайд 21. Со знатоками играет ветеран Великой отечественной войны……….., он более 70 лет живёт в городе на Неве, пережил блокаду.

Уважаемые знатоки! Я давно живу в Петербурге и очень люблю этот город, уважаю его жителей. Внимание, вопрос: на карточках записаны слова. Мне бы очень хотелось, чтобы они никогда не звучали в нашем городе. Запишите рядом с этими «запрещёнными» словами слова-антонимы, и пусть ОНИ чаще звучат в нашем городе.

В конверте:

Злость

 

Жестокость

 

Вражда

 

Грубость

 

Жадность

 

Ненависть

 

Слайд 22. проверка (по щелчку)

Определите часть речи. Докажите.

Вывод: Что такое имя существительное?

Итог. Слово жюри. (вручают ордена Умнейшей совы)

6. Раунд третий.

Слайд 23. Со знатоками играет учитель географии ……….. Внимание, чёрный ящик (музыкальная заставка)

Видео. Уважаемые знатоки! По перечисленным признакам определите, какой предмет лежит в чёрном ящике: прочный, тяжёлый, зернистый, серый, горная порода.

Желаю удачи!

Учащиеся определяют и убеждаются, что в чёрном ящике - гранит.

Доп. вопрос: Почему Петербург называют гранитным городом?

( В нашем городе многие здания, набережные, станции метро сделаны из гранита)

Слайды сменяются по щелчку при ответах уч-ся

Доп. задание: в конверте разноцветные карточки со словами, разложите по цвету. Из слов каждой группы составьте предложение.

(Долго искали гранитную скалу для памятника Петру. Из серого гранита сделаны знаменитые атланты. Вдоль гранитной набережной плыли туристические теплоходы.)

Доп. вопрос: 1. Как по-другому называют памятник Петру Первому?

Слайд по щелчку: Медный всадник

2. Где можно увидеть атлантов?

Слайд по щелчку: у Эрмитажа

Найдите в предложениях имена прилагательные. Обоснуйте.

Слайд. Проверка.

Вывод: Что такое имя прилагательное?

Итог. Слово жюри. (вручают ордена Умнейшей совы)

7. Раунд четвёртый.

Слайд (видео)

Со знатоками играет заведующая школьной библиотекой………

Уважаемые знатоки! Послушайте отрывок из стихотворения Светланы петровой, ученицы одной петербургской школы. Выпишите только глаголы.

(Стихотворение в конвертах)

В нашем городе в белые ночи

Над Невой повисают мосты,

И мы любим тебя очень, очень

Ведь на свете единственный ты!

Там, где зореньки алые-алые

Над Балтийским морем встают,

Город вырос с дворцами, каналами

И его Петербургом зовут.

С криком чайки кружат над стальною водой,

А над ними кораблик плывёт золотой.

И наш город хранят от зари до зари

Неподвижные старые львы.

(Раунд выигрывает та команда, которая выписала все глаголы.)

Вывод: Что такое глагол?

Итог. Слово жюри (вручают ордена Умнейшей совы)

8. Раунд пятый.

Слайд. Со знатоками играет заместитель директора по УВР в начальной школе……

Видео.

Уважаемые знатоки, здравствуйте! Я очень люблю наш прекрасный Санкт-Петербург, его улицы—многолюдные, шумные; дворцы, решётки, статуи, памятники. Но спокойнее и торжественнее я чувствую себя здесь, около этого здания: грузного, пышного, торжественного. Колонны, скульптуры, позолоченные купола, полированный гранит…, а чего только нет внутри. Назовите это здание.

(Исаакиевский собор)

Слайд по щелчку

Задание на дом: Напишите о своём любимом уголке в Петербурге.

9. Подведение итогов.

Слово жюри: Подходит к концу наша игра. Хочется пожелать вам всегда любить свой город, относиться к нему как к родному дому, уважать и понимать язык тех людей, которые живут рядом с вами. А грамотное употребление разных частей речи вам помогут.

Награждение команд.

Наша игра окончена. Всего доброго!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.