12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чикурова Юлия Викторовна20
Россия, Пермский край, Чайковский

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧАЙКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ

ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ»











«УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ»

ПО ОУД. 09 ИНФОРМАТИКА ДЛЯ 1 КУРСА СПО

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

09.02.07 «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ»

ТЕМА: «СПОСОБЫ ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ»





Выполнил

преподаватель: Чикурова Ю.В.







2022



Сценарий занятия Для обучающихся 1 курса СПО специальность 09.02.07 «Информационные системы и программирование» Тема: «Способы хранения информации»



Цель занятия: обобщение и систематизация знаний о носителях информации.

Задачи:

обучающие: понимать суть основных понятий, связанных со способами хранения информации; использовать на практике современные средства хранения информации;

развивающие: развить познавательный интерес к новейшим средствам хранения информации.

воспитательные: сформировать самостоятельность и ответственность при работе в команде.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, оценочные листы, маркерные доски, магниты, носители информации.

Занятие направлено на формирование:

Умений:

- Формирование целостного мировоззрения;

- Совершенствование общекультурных и общеучебных навыков работы с информацией;

- Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.

Знаний:

- Истории Вычислительной техники.

Общих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Межпредметные связи: все дисциплины связаны с хранением обработкой и передачей информации. Носители информации используются практически во всех сферах человеческой деятельности.

Технологическая карта учебного занятия



Этап

занятия


Действия преподавателя

Действия обучающихся

Формируемые

компетенции, умения и знания

Оснащение занятия

Организационный этап


Приветствует обучающихся, проверяет явку и наличие бейджей

Приветствуют преподавателя. Слушают и анализируют информацию

ОК 01, ОК 02, ОК 09,


Целеполагание


Предлагает сформулировать тему занятия.

С помощью обучающихся формулирует тему. Актуализирует тему.

Озвучивает план занятия и время.

Озвучивают свои варианты.

Слушают и анализируют информацию

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Основной этап

Создает психологическую атмосферу занятия, актуализирует тему, мотивирует обучающихся к формированию профессиональных компетенций. Подготовка обучающихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы)

Предлагает участие в опросе по Информационным революциям и носителям информации.

Диски за правильные ответы.

Итоги записывают в оценочный лист.

Предлагает участие в викторине «Своя игра» в командах. Озвучивает правила.

Итоги командной работы каждый записывает в оценочный лист.

Предлагает участие в обсуждении плюсов и минусов современных способов хранения информации в командах.

Проверка ответов, сравнение с эталоном.

Выбор наиболее удобного способа индивидуально для каждого.

Итоги записывают в оценочный лист.

Слушают и анализируют информацию.







Включаются в деловой ритм занятия.

Отвечают на вопросы


Записывают заработанные баллы

Выбирают категории и вопросы, совещаются, отвечают.

Считают заработанные баллы, записывают в оценочный лист

Обсуждают и записывают плюсы и минусы современных способов хранения информации.

Озвучивают результаты работы и сравнивают с эталоном.

Записывают баллы в оценочный лист.

Умений:

- Применение знаний и умений в новой ситуации

- Формирование целостного мировоззрения.

Совершенствование общекультурных и общеучебных навыков работы с информацией.

- Воспитание ответственного и избирательного отношения к информации

Знаний:

- Истории Вычислительной техники.

Общих компетенций:

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 09

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Подведение итогов


Формулирование выводов по изученному материалу

Слушают анализируют

ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 09


Домашнее задание


Предлагает подготовить сообщение о эволюции цифровых носителей информации, сохранить его на Яндекс диске и отправить ссылку на выполненное задание.

Фиксируют ДЗ

ОК 02, ОК 03, ОК 05

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Рефлексия


Оценивает деятельность обучающихся на занятии. Выставляет оценки.

Подсчитывают итоги в оценочных листах

ОК 02, ОК 03, ОК 05

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация



Конспект



I. Организационный момент

Преподаватель: Здравствуйте! Присаживайтесь. Староста (имя) все ли сегодня присутствуют? (Отвечают)

Преподаватель: Отлично!

II. Вводная часть

Преподаватель: Сегодня у нас с вами необычное занятие! Прежде, чем мы начнем, прошу вас в течение урока проявлять уважение друг к другу и сидящим гостям, поднимать руку, если вы хотите ответить.

Знаете ли вы игру «Что? Где? Когда?» (отвечают да…, в это время взять черный ящик)

Перед вами «Черный ящик» (Слайд №1), внимательно выслушайте информацию:

(Слайд №2) Материальный объект или среда, содержащий информацию и способный достаточно длительное время ее сохранять.

Внимание! Вопрос: что в черном ящике?

(Отвечают)

Преподаватель: Совершенно, верно, посмотрим, что у нас здесь есть…

Что это? (Флешка - отвечают)

А это? (Дискета - отвечают)

Ну и последнее что тут у нас есть? Оптический диск. – за каждый правильный ответ отдает диск (Оптический диск).

Глядя на все эти предметы, вы уже догадались какова тема нашего занятия?

Преподаватель: Все вы в какой-то степени правы. Верно, «Способы хранения информации».(Слайд №3) Во все времена человек пытался сохранить и передать как можно больше информации и это актуально и сейчас.

Цель: обобщение и систематизация знаний о носителях информации.

Преподаватель: За каждый правильный ответ на вопрос, «что в черном ящике» вы получили диск, он будет служить средством индивидуальной оценки. Обратите внимание на слайд (на слайде №4 «Оценочный лист»).

У вас на столах лежат оценочные листы, подпишите его. Каждый этап сегодняшнего занятия будет оцениваться и все заработанные баллы будут отражены в оценочном листе.

Основной этап

Часть 1. Актуализация знаний, оценка субъективного опыта.

Преподаватель: Давайте окунемся в историю. Человечество пережило 5 информационных революций. Вспомним, что такое информационная революция? (Отвечают)

Преподаватель: (при необходимости дополняет) Информационная революция - кардинальное изменение инструментальной основы, способов передачи и хранения информации, а также объёма информации, доступной активной части населения. Или более простым языком приобретение обществом новых качеств.

Преподаватель: (Слайд №6) Первая информационная революция примерно 40 тыс. лет назад. Давайте вспомним какие материальные носители были актуальны в период первой информационной революции? …

(Отвечают: Мозг человека)

Преподаватель: Верно, молодцы! Держите заслуженные диски. В этот период наиболее распространено хранение и передача собственного опыта.

Вторая информационная революция, примерно 5000 лет назад Подумайте, какие материальные носители стали помощниками в накапливании и распространении знаний в этот период? (Отвечают: бумага, пергамент, береста, камень, глиняные таблички…)

Преподаватель: Вы большие молодцы! Заслуженная награда, всем кто правильно ответил. Итак, происходит накапливании знаний и их передача от поколения к поколению с помощью письменных документов. В середина XVI века зафиксирована третья информационная революция, в этот период было изобретено книгопечатание. И очевидно, что основной материальный носитель того времени – это … (книга- ответ). В этот период происходит повышение доступности и расширение сферы распространения информации за счёт увеличения тиражей.

Преподаватель: Четвертая информационная революция середина XIX века, в этот период появились средства связи. Открытие электричества и создание на этой основе средств коммуникации (телеграф, телефон, радио, телевизор). Что стало фундаментальной основой быстрой передачи информации на любые расстояния? (Ответ: Электромагнитные колебания)

Преподаватель: Появление широкого спектра способов хранения информации. Оперативная передача и накапливание информации в достаточном объёме. Молодцы, совершенно верно! Заслуженная награда.

Преподаватель: Середина XX века - Изобретение микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера. Это и стало основой пятой информационной революции. Итак, с средины XX века по сегодняшний день, какие материальные носители вам известны? (Ответ: перфоленты, перфокарты, магнитные диски, оптические диски, магнитная лента…)

Преподаватель: Компьютерные сети принципиально изменили обработку, хранение и передачу информации. Обратимся к оценочному листу. (Слайд№) Посчитайте количество дисков, которые вы получили за правильные ответы и запишите в первой строке напротив «Индивидуальной активности студента». Все записали? Отлично идем дальше.

Часть 2. Закрепление знаний. «Своя игра»


Преподаватель: На столах вы видите таблички номер 1 и номер 2. Это номера ваших команд. (Слайд №8) Сейчас вы командами будете отвечать на вопросы викторины «Своя игра». Перед вами 3 категории, по три вопроса в каждой. Стоимость вопроса 3, 4 и 5 баллов, чем больше стоимость вопроса, тем он сложнее. Команда выбирает категорию и стоимость вопроса, после того как вопрос озвучен у вас есть несколько секунд, чтобы дать ответ, если его нет, то право ответа передается другой команде. Если вы ответили правильно записываем себе в оценочный лист баллы и по итогу мы их суммируем. (Во время озвучивания вопросов можно задавать наводящие вопросы, громко озвучивать количество заработанных баллов.) Понятны ли вам правила викторины?

(Отвечают, задают вопросы)

Преподаватель: (Слайд №9) Начинаем. Команда №1 выбирайте категорию и стоимость вопроса.

(Нажимаем в презентации на номер вопроса и переходим по ссылке к вопросу. Нажимаем узнать ответ и переходим по ссылке к ответу, нажимаем вернуться к выбору тем и возвращаемся к выбору вопросов, тот, что уже ответили становится в цвет ячейки. Нажимаем на ЭВМ в строке Поколения ЭВМ – ссылка выход к оценочному листу)

Носители информации за 5

Характеристики:

диаметр — 3,5 дюйма (89 мм),

ёмкость — 1,44 Мбайт,

число дорожек — 80,

количество секторов на дорожках — 18.

(англ. floppy disk)

О каком носителе информации идет речь? (гибкий диск, дискета)

Носители информации за 4

Это постоянное запоминающее устройство компьютера. Его основная функция - долговременное хранение данных.

Энергонезависимая память.

О каком носителе информации идет речь? (жесткий диск)

Носители информации за 3

Разновидность цифрового оптического диска, разработанная в 1997 году для многократной записи информации.

О каком носителе информации идет речь? (СД РВ)

Информационные революции за 3:

Сколько информационных революций известно истории? (5)

Информационные революции за 5:

Какие новые качества были приобретены обществом в период информационной революции, основанной на хранении и передаче собственного опыта? (речь)

Информационные революции за 4: (Кот в мешке – можно отдать вопрос другой команде или ответить самим и получить в 2 раза больше баллов и не ответив потерять 4 балла)

Пятая информационная революция обусловлена изобретением…

Изобретением чего? (Микропроцессорной технологии и появление персонального компьютера)

Поколения ЭВМ за 3:

Первое поколение ЭВМ основано на… (Электронных лампах)

Поколения ЭВМ за 4:

Транзисторы стали элементной базой для ЭВМ этого поколения. Характеристики: меньше затраты электроэнергии, скорость несколько десятков тысяч операций в секунду, начали развиваться языки программирования высокого уровня. О каком поколении ЭВМ идет речь? (2)

Поколения ЭВМ за 3:

Главная отличительная особенность компьютеров V поколения (ИИ)


Преподаватель: Снова обратимся к оценочному листу и отметим заработанные баллы.

Часть 3. Закрепление знаний. Работа в группах


Преподаватель: Назовите мне два современных или самых распространённых способа хранения и информации. (Отвечают)

Преподаватель: Верно, это флэш-накопители и облако. (Слайд №30-31) Разберем достоинства и недостатки этих методов. Первая группа, вы описываете достоинства и недостатки флэш-карты и вторая - облака. Заполняем информацию на ватманах, которые лежат на столах. Понятно, что от вас требуется? (Отвечают) На работу 5 минут. Представитель от каждой команды расскажет какие достоинства и недостатки вы выделили. Вы можете заработать максимум 5 баллов, за каждый пункт, который вы не внесли минус 1 балл, если у вас есть существенный + или -, которого нет на слайде, то также плюс 1 балл. Приступаем, повторю, что у вас 5 минут. (Слайд №32, включается музыка фоном ровно на 5 минут)

Преподаватель: У вас осталась 1 минута. (Если не успевают можно добавить 1 минуту)

Преподаватель: Представитель команды №1 рассказывают нам плюсы и минусы флэшки. (Рассказывают)

Преподаватель: Команда №2 есть ли вам, что добавить? (Если есть, добавляют)

Замечательно, посмотрим, что есть у нас на слайде (№33):

+

Если нет доступа в интернет, то это самый лучший вариант;

Удобна в использовании;

Многие современные гаджеты имеют USB вход.

-

Есть вероятность, что у смартфонов и планшетов нет USB входа;

Флешь носитель легко потерять;

Любой, нашедший флешку, может получить доступ к файлам на ней;

Может сломаться;

Есть ограниченный срок службы

Преподаватель: (Комментарии и баллы озвучивает.) Сейчас представитель команды №2 рассказывают о достоинствах и недостатках облака.(Рассказывает)

Преподаватель: Команда №1 есть ли вам, что добавить про облако? (Добавляют)

Преподаватель: посмотрим, что есть у нас на слайде (№34):

Не занимает место на устройстве;

Бесплатное место на удаленном сервере;

Возможность получения доступа к данным отовсюду, где есть интернет;

Возможность поделится информацией с любым человеком;

Доступ к информации в облаке можно получить с многих устройств (смартфон, компьютер, планшет и т.д.)

Если нет интернета, то нет доступа к данным в облаке

Конфиденциальность информации (не все сервисы шифруют данные в облаке)

Малый объем облачного хранилища, больше – платно

Необходимо регистрироваться (запоминать логин и пароль), с флешкой таких проблем нет

Преподаватель: Вы все большие молодцы! (Комментарии и баллы озвучивает.) Снова обратимся к оценочному листу и отметим заработанные баллы. (Слайд №35)

На нашей магнитной доске есть магниты, прикрепите его на маркерную доску, выбрав облако, либо флэшку, как наиболее надежный, удобный и приемлемый способ хранения информации именно для вас. Прошу вас сделать свой выбор. (Прикрепляют магниты)

Заключительный этап урока


Преподаватель: Мы с вами видим, что преимущество на стороне облака (или флешки). Думаю, что многие из нас активно пользуются и тем и другим. Но хочется сказать, что резервная копия – замечательная вещь, которая в любой сложной ситуации может сыграть важную роль. Ведь никто не застрахован от потери логина и пароля, потери флешки и других форс-мажорных обстоятельств.

Жизнь течет и все очень быстро меняется, особенно в сфере «Информационных технологий». Мы можем наблюдать автоматизацию в любой сфере деятельности. Помимо автоматизации труда, мы так же можем наблюдать внедрение во многие сферы человеческой деятельности «Искусственного интеллекта» (а это автоматическое исполнение функций без участия человека). Учитесь учиться на протяжении всей жизни. Ведь способный к обучению сотрудник – это «клад» для любой сферы деятельности, в условиях все изменяющихся и развивающихся информационных технологий.

(Слайд №36) Как сказал Натан Майер фон Ротшильд английский банкир бизнесмен и финансист: «Кто владеет информацией, тот владеет миром.». А я бы еще добавила, что любые знания нужно подкреплять опытом. Ведь сколько не рассказывай ребенку, как нужно держать ложку, пока он не возьмет ее в свои руки, ничего не получится.

Домашнее задание: Подготовьте сообщение о эволюции цифровых носителей информации, сохраните его на Яндекс Диске и отправьте мне ссылку личным сообщением в ВК. (Слайд №37)

Оценка (рефлексия)


Сегодня мы с вами хорошо поработали:

заработали индивидуальные баллы за знание материальных носителей информации разных периодов.

Заработали баллы за ответы на вопросы в викторине «Своя игра»

И баллы в групповой работе за знание + и – современных методов хранения информации.

В последний раз обратимся к оценочному листу и подсчитаем итоги. У кого 18 и более баллов поднимите руки, вы большие молодцы у вас оценка 5. У кого 15-17 баллов, вы тоже просто умнички, и вы получаете оценку 4. Так же мне хочется выделить самых активных участников и поставить им дополнительные 5.

Сдайте пожалуйста оценочные листы мне для того, чтобы я смогла поставить оценки в журнал.

Преподаватель: вспомним цель нашего занятия: обобщение и систематизация знаний о носителях информации.

Как вы считаете, достигли ли мы этой цели?

Хорошо ли мы поработали?

Были ли какие-либо затруднения?

Преподаватель: Всем большое спасибо за занятие, за активную работу. Прежде чем вы выйдете из аудитории, прошу вас оценить уровень ваших знаний и умений по итогам сегодняшнего занятия. На слайде в каждой соте описаны разные варианты освоения темы выберите то, что отражает ваши ощущения от занятия наиболее близко, поставив галочку в соответствующей соте. (На интерактивной доске слайд №39) Спасибо вам за занятие и за обратную связь. До свидания.


Флэш-карта

+ (плюсы)

- (минусы)







ПРИЛОЖЕНИЕ (Раздатка)




Облако

+ (плюсы)

- (минусы)







Оценочный лист

___________________________


Количество баллов

Количество заработанных баллов

Количество жетонов

Индивидуальная активность студента


1-5


«Своя игра»

3-15


Групповое обсуждение Групповая работа

1-5


ИТОГО

5-20


Критерии оценки:

18 и более баллов – «5» отлично

15-17 баллов – «4» хорошо

10-14 баллов – «3» удовлетворительно



ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


Босова Л. Л. Информатика. 10 класс : учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021. — 288 с. : ил.

Семакин И. Г. СЗО Информатика. Базовый уровень : учебник для 10 класса / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. — 4-е изд. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022. — 264 с. : ил

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.