12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария64
Россия, Хакасия респ., Абакан

Урок- игра «Умники и умницы». Тема: время Дмитрия Донского и Куликовская битва.

Класс: 6

Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели :

- активизировать знания учащихся по истории;

- побудить к более углубленному изучению рассматриваемого периода истории;

- воспитывать уважение к истории России.

Подготовка к проведению занятия: по периметру кабинета расставляются стулья, у доски стол для ареопага и кресло победителя.

Необходимое оборудование: запись контаты С.С. Прокофьева «Александр Невский», часть 1 «Русь под игом монголо-татар», картонные квадраты для дорожек.

 

План урока:

Учителем объявляется тема урока-игры. Представляются члены ареопага. Выбор участников игры.

Основная часть игры.

Заключение. Подведение итогов.

1 этап. Вопросы для выбора участников игры.

- Какое событие можно считать генеральной репетицией Куликовской битвы? Когда и при каких условиях оно произошло? (битва на р.Воже в 1378 году, когда Мамай направил против Руси не все свои силы, а отдельный, хотя и сильный отряд)

- Почему в 1377 году татары одолели русских на р.Пьяне,а в 1378 году были разбиты? (в 1377г. Русские воеводы не предполагали, что враг находится рядом, удар в тыл русских был внезапным, действия же русских войск на р.Воже были тщательно продуманы)

- Кем Мамай приходился Чингисхану? ( они не родственники. Мамай не происходил из рода Чингисидов, что не позволило стать ему ханом. Он оставался темником, хотя и менял ханов-марионеток)

- В 1373 году Мамай совершил поход на Рязань. В 1374 г. Появился город Серпухов и находящийся рядом Высоцкий монастырь. Есть ли связь между этими событиями? (да, есть, для укрепления обороны Москвы были построены города-крепости).

2. Основная часть.

Задание для игроков дается за 15 минут до начала игры.

- Убедите ареопаг в значимости выбранной темы

- Представьте героя нашей игры- Дмитрия Донского

- Перед сражением дружинники уговаривали князя Дмитрия не подвергать жизнь опасности. Что он ответил?

После ответов участников ареопаг принимает решение и дает возможность выбрать игрокам дорожки.

Вопросы для зеленой дорожки.

Сколько времени продолжалась Куликовская битва? (4 часа. С 6 до 10 часов. В переводе на современный счет времени от 11 часов 35 минут до 15 часов 35 минут)

Ведущий обращается к игроку : Ты, Дмитрий, стал московским князем в 9 лет, а кто реально правил в твое малолетье? (Митрополит Алексей из рода бояр Плещеевых).

Кому ты ,Дмитрий, отдал коня и знаки власти перед Куликовской битвой? (своему любимому воеводе Михаилу Андреевичу Бренко).

Говорят, что во время битвы и монголы, и русские выражали свой боевой настрой одним и тем же кличем. Каким? (Ура- это слово тюркского происхождения, оно появилось на Руси с перебежчиками из Орды).

Вопросы для желтой дорожки.

Говорят,что очень уж уважала русского митрополита Алексея старшая жена хана Джанибека, Тайдула, и всегда оставалась другом московской митрополии. Почему? (Ее постигло несчастье, тяжелая глазная болезнь. У нее побывали многие врачи из разных стран, но лишь Алексей смог ей помочь и гна осталась ему очень благодарна).

Во время Куликовской битвы отдельные смельчаки становились «ежиками». Покажите как? ( вставали спинами друг к другу и выставляли вперед копья).

Почему археологам во время раскопок на Куликовом поле почти не удалось найти оружия, которым пользовались участники сражения? (вероятно потому что оружие было дорогим и его не оставляли на поле боя).

Вопросы для красной дорожки

Есть предание о поединке двух богатырей Пересвета и Челубея, оно содержится в «Сказании о Мамаевом побоище», но не входит ни в летопись, ни в Житие Сергия Радонежского. Оба богнатыря , по преданию, погибли. Историк Я.Н. Щапов задает очень непростой вопрос: «Почему народное сознание не сохранило жизнь воину- христианину, защитнику родины?». Каков бы был ваш ответ? ( убийство и монашество- несовместимые понятия для христианина. Святое дело отдать жизнь за защиту родины).

Ты, Дмитрий, князь Московский, великий князь Владимирский. Что тебе первоначально сулила судьба? ( судьба сулила стать князем Звенигородским, но мой отец отстранил от власти в Москве вдову своего брата Симеона Гордого и захватил власть).

Дополнительные вопросы

Что сказал Дмитрию Пересвет- чернец перед битвой? (Лучше нам порубленными быть, чем в плен к поганым попасть)

Почему Донской не выставил против Мамаевой конницы в Куликовской битве своих тяжеловооруженных конных воинов? ( потому что монголо-татары быстры, и могли легко обойти неповоротливых тежеловооруженных русских воинов, поэтому ошибки такой Донской не совершил и не вставил их в бой).

Почему Дмитрия не победил Ольгерд в 1368году? ( Ольгерд не смог взять Московский кремль)

Почему не удалось защитить Москву от Тохтамыша? (много воинов полегло в Куликовской битве, нашествие произошло летом, когда большая часть боярства выехало в окрестные деревни, а оставшийся в Москве митрополит Киприан не смог организовать полноценную защиту города)

Какое важное событие произошло в Южной Европе в год смерти князя Дмитрия Донского? Какие последствия имело? (Битва на Косовом поле. Начало Османского ига).

Какая участь постигла Тохтамыша после разорения Москвы? ( в 1395 году Тохтамыш потерпел поражение от Тамерлана, столица была разорена, сам Тохтамыш был убит в разгоравшейся внутриордынской усобице).

3 этап. Заключение. Подведение итогов.

Ареопаг подсчитывает количество правильных ответов участников игры, озвучивает их. Всем участникам вручаются грамоты, соответствующие месту, которое они заняли.

 

Литература:

  1. Аветисян С. История Отечества в лицах. М.,1993.
  2. Бородин С. Дмитрий Донской. М., 1993.
  3. Гумилев Л. От Руси к России. М.,1993.
  4. Кучкин В. Дмитрий Донской//Вопросы истории. 1995.№5-6
  5. Соловьев С. Об истории древней России. М., 1992.
  6. Зворыкина С. Разработка урока- игры «Умники и умницы»
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.