Урок-концерт с элементами викторины по творчеству Сергея Есенина «Золотая флейта России»
Урок – концерт с элементами викторины «Золотая флейта России» по творчеству Сергея Есенина.
Урок провела : Кужугет Ольга Болат-ооловна
учительница русского языка
и литературы МБОУ Кызыл-Дагская СОШ
Цель урока:
- закрепление знания о творчестве поэта;
- развитие выразительного чтения;
- пропаганда литературы среди сельского населения;
- воспитание любви к поэзии, эстетическое воспитание.
Межпредметная связь: музыка, психология.
Наглядность и ТСО: «История русской советской литературы» - М., «Высш. Школа» 1986г. книги С.Есенина; «Три века русской поэзии» - М. Просвещ., 19790г. портрет Есенина, А.Дункан, матери поэта; компьютер, проектор, видеокамера, гитара, баян, диск песен Надежды Кадышевой; кассеты песен на стихи С.Есенина.
На урок приглашаются администрация школы, учителя, родители , старшеклассники.
Ход урока.
1.Организационная часть.
1.1. Приветствие учителя.
1.2. Знакомство с целью урока.
2. Вступительное слово учителя.
-Ребята, мы имеем с вами счастливую возможность знакомства с творческим наследием великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, чье творчество высоко ценится у любителях поэзии.
Если Маяковского называют трубой революции, то Есенина –золотою флейтой. Голос Есенина всегда будет звучать для читателей будущего. И не случайно мы назвали свой урок «Золотой флейтой Росси»
-Скажите , пожалуйста, почему Сергея Есенина называют «Золотой флейтой?»
- золотая – в значении «ценное»
Флейта - в значении «певец»
- А ведь он не певец, а поэт?
_ Обычно в литературе всех поэтов называют певцами.
-Скажите, пожалуйста, чем отличается поэзия С.Есенина от других»
(лиричностью, напевностью, простотой, любовью к Родине, природе…)
В своем автобиографическом очерке «О себе» поэт писал: «… В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину»
Что касается остальных автобиографических сведений – они в моих стихах…»
Поэтому не зная о творческой и личной жизни поэта, мы не сможем до конца понять красоту и загадочность поэзии С.Есенина.
3.Викторина. Сейчас класс делится на 2 группы, каждой группе даются вопросы викторины по творчеству поэта.
1 группа:
1.Любимая страна поэта (Русь)
2.Своеобразие его поэзии. (напевность)
3.Кличка поэта среди друзей (Набор)
4. Кавказская красавица, чьим именем названо стихотворение Есенина (Шаганэ)
6.В каком городе поэт встретился с Блоком (Петроград)
7.Имя жены Есенина (Айседора)
2 группа:
1.Одна из стран, где побывал поэт с женой(Германия)
2.Какой кружок посещал Есенин в Москве?(кружок Сурикова)
3.Фамилия главной героини известной поэмы Есенина (Снегина)
4.Родное село поэта (Константиново)
5.Название первого сборника («Радуница»)
6.Название старомодной одежды матери (Шушун)
4.Практическая часть урока.
- Есенин , в основном, писал лирические стихи. Одно из сильнейших качеств его лирики – это
1) глубокое чувство любви к Родине. Он умеет передать не только богатство и красоту русской природы, и свою сыновнюю любовь русского человека к родной земле.
(Выразительное чтение стихотворения о Родине)
2) Есенин приветствовал ОКТЯБРЬ. Его волновала судьба русских крестьян. Но когда он понял, что революция не может восстановить страну счастливой крестьянской жизни , в стихах поэта начали звучать тревожные ноты- ноты драматизма.« Я последний поэт деревни», « Грусть за уходящее, милое , родное»
В таком подавленном и мрачном состоянии Есенин писал произведения, составившие сборник. «Москва кабацкая». В этих стихах есть мотивы ухода от жизни, тоски и упадка. В этих стихах звучит самообвинение, называет себя «озорным гулякой», « забулдыгой», «хулиганом», «пропащим».
(Исполняется песня « Я московский озорной гуляка»)
В 20-е годы в творчестве поэта происходят весьма заметные перемены. Новые настроения находили все более определенное выражение в творчестве Есенина. В этой перемене известную роль сыграла поездка Есенина в заграницу вместе с женой Айседорой Дункан. (Фотография)
Многие стихи поэта написаны на тему любви. И мы сейчас послушаем их не только на русском языке , но и в переводе на тувинский язык.(Выразительное чтение стихов учащимися, переводы стихов Есенина Монгушем Доржу, тувинским поэтом)
Раскрытие собственных переживаний через образы родной природы вело Есенина к очеловечиванию самой природы. Есенинские поэтические образы формируются на этой основе и приобретают неповторимый колорит: «Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком»,
«Спит черемуха в белой накидке»,
« Где-то на поляне клен танцует пьяный».
(Звучит песня «Отговорила роща золотая» в исполнении заслуженной артистки России Надежды Кадышевой, перед звучанием песни учащимся раздаются листы для игры «Нарисуй под музыку свое настроение»)
- У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Цвет играл большую роль в творчестве поэта. Особенно встречаются синий и голубой цвета, они – цвета земной атмосферы, воды. Синий цвет для поэта – цвет покоя и тишины. («Синий вечер», «Синий сумрак»)
Голубой цвет- ощущение радости, широты, простора. («Голубая Русь», «Голубая звезда», « Май мой синий! Июнь голубой!»
Алый цвет – символизирует в поэзии Есенина девственную чистоту, непорочность. «Выткался на озере алый свет зари» , «Есть тоск4а веселья в алостях зари…»)
Розовый цвет выражает в поэзии Есенина незабываемую картину настроения (« Проскакал на розовом коне…»,
« На закат ты розовый похожа…»)
Лирика Есенина своеобразна напевностью, она пронизана песенной стихией.
«Засосал меня песенный плен» - писал о себе поэт. «Степным пеньем» назвал свое творчество Сергей Есенин. И не случайно многие его стихи переложены на музыку. (Исполняется песня «Не жалею, не зову, не плачу» ансамблем девушек 11 кл.)
5.Заключение.
–Итак, о чем же писал в своей поэзии Сергей Есенин? Что же , по Есенину, включает в себя понятие «Жизнь»?
- Любовь к Родине;
-Любовь ко всему живому.
- А вы, ребята, не задумывались над тем, почему молодежь так любит поэзию С.Есенина?
-Хотя он прожил всего 30 лет, он оставил для будущего России золотое наследие литературы, остался в памяти вечно молодым, красивым (Стихотворение « Сергей Есенин» поэта Петра Орешина)
Сказка это, чудо ль, Дождичек весенний
Или это – бред: Окропил наш сад
Отзвенела удаль Песенник Есенин,
Разудалых лет. Синеглазый брат.
Песня отзвенела Вековая просинь
Над родной землей Наша сторона
Что же ты наделал, Если Пушкин – осень,
Синеглазый мой?... Ты у нас – весна!
Домашнее задание.
1). Повторить трехсложный размер стихосложения.
2). Лингвистический анализ одного стихотворения по выбору.