Урок-концерт с элементами викторины по творчеству Сергея Есенина «Золотая флейта России»

3
0
Материал опубликован 12 November 2016

Урок – концерт с элементами викторины «Золотая флейта России» по творчеству Сергея Есенина.

                                               

Урок провела : Кужугет Ольга Болат-ооловна

учительница  русского языка

и литературы МБОУ Кызыл-Дагская СОШ

 

Цель урока:

- закрепление знания о творчестве поэта;

- развитие выразительного чтения;

- пропаганда  литературы  среди сельского населения;

- воспитание любви к поэзии, эстетическое воспитание.

Межпредметная связь: музыка, психология.

Наглядность и  ТСО: «История  русской советской литературы» - М., «Высш. Школа» 1986г. книги С.Есенина; «Три века русской поэзии» - М. Просвещ., 19790г. портрет Есенина, А.Дункан, матери поэта; компьютер, проектор,  видеокамера, гитара, баян, диск песен Надежды Кадышевой; кассеты песен на стихи С.Есенина.

На урок приглашаются администрация школы, учителя, родители , старшеклассники.

Ход урока.

1.Организационная часть.

1.1. Приветствие учителя.

1.2. Знакомство с целью урока.

2. Вступительное слово учителя.

-Ребята, мы имеем с вами счастливую возможность знакомства с творческим наследием великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, чье творчество высоко ценится у любителях поэзии.

Если Маяковского называют трубой революции, то Есенина –золотою флейтой. Голос Есенина всегда будет звучать для читателей будущего. И не случайно мы назвали свой урок «Золотой флейтой Росси»

-Скажите , пожалуйста, почему Сергея Есенина называют «Золотой флейтой?»

- золотая – в значении «ценное»

Флейта - в значении «певец»

- А ведь он не певец, а поэт?

_ Обычно в литературе всех поэтов называют певцами.

-Скажите, пожалуйста, чем отличается поэзия С.Есенина от других»

(лиричностью, напевностью, простотой, любовью к Родине, природе…)

В своем автобиографическом очерке «О себе» поэт писал: «… В смысле формального развития теперь меня тянет все больше  к Пушкину»

Что касается  остальных автобиографических сведений – они в моих стихах…»

Поэтому не зная о творческой  и личной жизни поэта, мы не сможем до конца понять красоту и загадочность поэзии С.Есенина.

3.Викторина. Сейчас класс делится на 2 группы, каждой группе даются вопросы викторины по творчеству поэта.

1 группа:

1.Любимая страна поэта (Русь)

2.Своеобразие его поэзии. (напевность)

3.Кличка поэта среди друзей (Набор)

4. Кавказская красавица, чьим именем названо стихотворение Есенина (Шаганэ)

6.В каком городе поэт встретился с Блоком (Петроград)

7.Имя жены Есенина (Айседора)

 2 группа:

1.Одна из стран, где побывал  поэт с женой(Германия)

2.Какой кружок посещал Есенин в Москве?(кружок Сурикова)

3.Фамилия главной героини известной поэмы Есенина (Снегина)

4.Родное село поэта (Константиново)

5.Название первого сборника («Радуница»)

6.Название старомодной одежды матери (Шушун)

4.Практическая часть урока.

- Есенин , в основном, писал лирические стихи. Одно из сильнейших качеств его лирики – это

1) глубокое чувство  любви к Родине. Он умеет передать не только богатство и красоту русской природы, и свою сыновнюю любовь русского человека к родной земле.

(Выразительное чтение стихотворения о Родине)

2) Есенин приветствовал ОКТЯБРЬ. Его волновала судьба русских крестьян. Но когда он понял, что революция не может восстановить страну счастливой крестьянской жизни , в стихах поэта начали звучать тревожные ноты- ноты драматизма.« Я последний поэт деревни», « Грусть за уходящее, милое , родное»

 В таком подавленном и мрачном состоянии Есенин писал произведения, составившие сборник. «Москва кабацкая». В этих стихах есть мотивы ухода от жизни, тоски и упадка. В этих стихах звучит самообвинение, называет себя «озорным гулякой», « забулдыгой», «хулиганом», «пропащим».

(Исполняется песня « Я московский озорной гуляка»)

В 20-е годы в творчестве поэта происходят весьма заметные перемены. Новые настроения находили все более определенное выражение в творчестве Есенина. В этой перемене известную роль сыграла поездка Есенина в заграницу вместе с женой Айседорой Дункан. (Фотография)

Многие стихи поэта написаны на тему любви. И мы сейчас послушаем  их не только на русском языке , но и  в переводе на тувинский язык.(Выразительное чтение стихов учащимися, переводы стихов Есенина Монгушем Доржу, тувинским поэтом)

Раскрытие собственных переживаний через образы родной природы вело Есенина к очеловечиванию самой природы. Есенинские поэтические образы формируются на этой основе и приобретают неповторимый колорит: «Отговорила роща золотая

Березовым веселым языком»,

«Спит черемуха в белой накидке»,

« Где-то на поляне клен танцует пьяный».

(Звучит песня «Отговорила роща золотая» в исполнении заслуженной артистки России Надежды Кадышевой, перед звучанием песни учащимся раздаются листы для игры «Нарисуй под музыку свое настроение»)

- У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Цвет играл большую роль в творчестве поэта. Особенно встречаются синий и голубой цвета, они – цвета земной атмосферы, воды. Синий цвет для поэта – цвет покоя и тишины. («Синий вечер», «Синий сумрак»)

Голубой цвет- ощущение радости, широты, простора. («Голубая Русь», «Голубая звезда», « Май мой синий! Июнь голубой!»

Алый цвет – символизирует в поэзии Есенина девственную чистоту, непорочность. «Выткался на озере алый свет зари» , «Есть тоск4а веселья в алостях зари…»)

Розовый цвет выражает в поэзии Есенина незабываемую картину настроения (« Проскакал на розовом коне…»,

« На закат ты розовый похожа…»)

Лирика Есенина своеобразна напевностью, она пронизана песенной стихией.

«Засосал меня песенный плен» - писал о себе поэт. «Степным пеньем» назвал свое творчество Сергей Есенин. И не случайно многие его стихи переложены на музыку. (Исполняется песня «Не жалею, не зову, не плачу» ансамблем девушек 11 кл.)

5.Заключение.

Итак, о чем же писал в своей поэзии Сергей Есенин? Что же , по Есенину, включает в себя понятие «Жизнь»?

- Любовь к Родине;

-Любовь ко всему живому.

- А вы, ребята, не задумывались над тем, почему молодежь так любит поэзию С.Есенина?

-Хотя он прожил всего 30 лет, он оставил для будущего России золотое наследие литературы, остался в памяти вечно молодым, красивым (Стихотворение « Сергей Есенин» поэта Петра Орешина)

Сказка это, чудо ль,          Дождичек весенний

Или это – бред:         Окропил наш сад

Отзвенела удаль         Песенник Есенин,

Разудалых лет.         Синеглазый брат.

Песня отзвенела          Вековая просинь

Над родной землей         Наша сторона

Что же ты наделал,          Если Пушкин – осень,

Синеглазый мой?...         Ты у нас – весна!

Домашнее задание.

1). Повторить трехсложный размер стихосложения.

2). Лингвистический анализ одного стихотворения по выбору.


 

Комментарии
Комментариев пока нет.