Урок-практикум в 9 классе. Раздел «Статистика и вероятность»

3
0
Материал опубликован 6 January



Тема урока «Статистика и вероятность» 9 класс

Тип урока: урок-практикум, обобщения и систематизации знаний

Цели:

Образовательная: Формирование представлений о задачах математической статистики, о сборе и обработке числовых данных, о вычислении характеристик числового ряда и применении их при решении прикладных задач. Усилить виденье прикладного значения математики. Расширение кругозора учащихся, повышение их интеллекта и познавательного интереса к математике.

Развивающая: развитие и совершенствование умения работать с различными источниками информации; анализировать, сравнивать, работать с таблицами, графиками, диаграммами; выступать, защищать свою точку зрения, уважать мнение окружающих; развитие внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления.

Воспитательная: воспитание познавательной активности, интереса к изучению математики, ответственного отношения к обучению.

Планируемые результаты:

Личностные: коммуникативная компетентность

Метапредметные: ученик сможет строить рассуждения на основе сравнения информации, объяснять процессы и связи, находить в тексте необходимую информацию и использовать ее для решения задачи, рассуждать и высказывать свое мнение.

Предметные: ученик научится работать с таблицами и данными, составлять вычислять проценты, строить диаграммы-полигоны частот, структурировать информацию, упорядочить ряд данных, определять медиану и моду ряда данных. Интерпретировать математические результаты, оценивать с точки зрения контекста. Применять математические понятия и процедуры, рассуждать и формулировать ситуацию математически.



Технологическая карта урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Формы организации

Дидактические Средства

Время

1 мотивационный

Настроить на работу. Выстроить цели.

Фронтальная

Беседа

3

2. Повторение

Вспомнить основные понятия и термины

Фронтальная

Опрос-Беседа

10

2 Практико-ориентированный

Знакомство с структурой экзамена. Повторить и систематизировать знания и умения

Индивидуальная работа с последующим групповым обсуждением

Задания

20


3 Контрольный

Проверка знаний и умений

Проверочная работа

Критерии оценивания

10

4 рефлексивный

Сопоставление целей и результатов

Беседа

Вопросы

2

1 Этап. Мотивационный. Беседа.

Озвучивание темы урока, обсуждение и постановка целей.

«Статистика знает все. Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики… Известно, сколько в стране охотников, балерин… станков, собак всех пород, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок… Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли глядит на нас со статистических таблиц!»

И. Ильф, Е. Петров

2 Этап. Опрос-беседа.

1) Какие статистические характеристики вам известны?

2) Каким образом их вычисляют и что они означают? (обсуждение. упорядоченный ряд, мода, частота, относительная частота, полигон частот)

3) Приведите примеры, в которых информируется об итогах обработанной информации. (Средний прожиточный минимум на данный период, средняя продолжительность жизни, средняя зарплата по области, по стране; средняя успеваемость по группе, по классу; среднемесячная температура воздуха и т.д.)

4) В каких профессиях применяются статистические знания? (рассуждения и примеры)

5) Как вы считаете, нужны-ли знания статистики для учителя? (обратить внимание, для любого учителя, не только математики)

Сегодня мне бы хотелось показать вам, какое значение имеет статистика в моей профессиональной деятельности. Предлагаю вам побывать в роли учителей и окунуться в закулисье этой профессии.

Мы повторили с вами необходимые понятия для нашей дальнейшей работы. А теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу на практическое применение ваших знаний.

3 этап. Практико-ориентированный. Индивидуальная работа с последующим групповым обсуждением. Контекст: образование, Содержание: неопределенность и данные

У каждого учащегося на столе лежит раздаточный материал с текстом заданий.

Каждый год ученики школ пишут Всероссийские проверочные работы (ВПР). Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся. После проведения, работы проверяются и анализируются по различным критериям.

t1704525190aa.png В работе было 16 заданий, которые оцениваются 1 или 2 баллами. В таблице представлен перевод баллов в отметку по пятибальной шкале.

В 7А классе - 25 человек.

После сбора и обработки информации, учитель составил протокол по выполнению работы учениками 7 А класса.

t1704525190ab.png



















t1704525190ac.png

















В таблице отражены данные: код-это зашифрованный номер ученика, баллы которыми оценивается каждое задание, пол учащегося, его отметка за предыдущий учебный год, общее количество набранных баллов за работу. Также используются символы: x и 0, X- значит, что ученик не приступал к выполнению задания, 0- значит, что ученик пробовал выполнить задание, но безуспешно.

Используя информацию из текста и таблицы ответьте на вопросы и выполните задания.



Уровень сложности 1 БУ(воспроизведение/ Учащиеся способны ответить на вопросы в знакомых контекстах, когда представлена вся необходимая информация и вопросы ясно сформулированы. Они способны распознать нужную информацию и выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в четко определенных ситуациях. Они могут выполнить действия, которые почти всегда очевидны и явно следуют из описания предложенной ситуации.)



Сколько всего учеников писали работу? (Отсутствовали 8 человек, писали 25-8=17) (ког. Пр. интерпретировать)

Сколько процентов от всех учащихся класса, не писали работу? (32) (ког. Пр. пименять)

Используя таблицу критериев оценивания, выставьте отметки каждому ученику, подпишите их к таблице справа, напротив каждого ученика. (ког. Пр. рассуждать)

Запишите упорядоченный ряд отметок. ( 22333334 4 44444445) (ког. Пр. пименять)

Определите медиану ряда (4) (ког. Пр. пименять)

Уровень сложности 2 БУ (связи/ Учащиеся могут интерпретировать и распознать в контекстах такие ситуации, где требуется сделать не более чем прямой вывод. Они способны извлечь нужную информацию из единственного источника и использовать информацию, представленную в единственной форме. Учащиеся могут применять стандартные алгоритмы, формулы, процедуры, соглашения или правила для решения проблем, в которых приходится иметь дело с натуральными числами. Они способны грамотно интерпретировать полученные результаты.)



Заполните таблицу частот используя полученные данные. (ког. Пр. интерпретировать)



Оценка

Не писали работу

«2»

«3»

«4»

«5»

частота






Относительная частота










Ответ

Оценка

Не писали работу

«2»

«3»

«4»

«5»

Частота

8

2

5

9

1

Относительная частота

32%

8%

20%

36%

4%

Пояснение. Частота=кол-ву повторяющихся значений. Относительная частота=процент от общего кол-ва учащихся.



К какому заданию не приступило наибольшее число учащихся? (16) (ког. Пр. интерпретировать)

Какой процент учащихся из писавших работу, выполнили это задание? Ответ округли до десятых (23,5) (ког. Пр. пименять)



Уровень сложности 3 СУ (размышления/ Учащиеся способны выполнять четко описанные процедуры, включая и те процедуры, которые могут требовать принятия решения на каждом последующем шаге. У них достаточно здравая интерпретация, чтобы служить основой для выбора и применения простых методов решения. Эти учащиеся способны интерпретировать и использовать представления, основанные на различных информационных источниках, и проводить прямые рассуждения на этой основе. Они обычно демонстрируют некоторую способность справляться с процентами, обыкновенными и десятичными дробями, работать с пропорциональными зависимостями. Приведенные ими решения показывают, что они способны проводить элементарную интерпретацию полученных результатов и рассуждения.





Постройте полигон частот. И Полигон относительных частот по данным таблицы, полученной в предыдущем задании. (ког. Пр. интерпретировать)

Ответ

t1704525190ad.pngt1704525190ae.png











Заполните таблицу частот и относительных частот по каждому заданию работы. Учитываются только правильно выполненные задания. (ког. Пр. пименять)

Задание

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

№15

№16

Частота

















Относительная частота

















Ответ: Пояснение Частота заданий=кол-ву человек правильно выполнивших данное задание. Относительная частота- процент выполнения задания от общего кол-ва учащихся писавших работу.

Задание

№1

№2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

№9

№10

№11

№12

№13

№14

№15

№16

Частота

13

7

13

9

14

14

8

8

10

6

3

12

11

12

15

4

Относительная частота

52%

28%

52%

36%

56%

56%

32%

32%

40%

24%

12%

48%

44%

48%

60%

16%

Определите моду заданий. В ответе укажите номер задания, если их несколько, тогда укажите номера через запятую.

Ответ: 5,6(ког. Пр. пименять)

Сделайте вывод о том, как справился 7 А класс с ВПР. Напишите текст, резюмирую всю полученную информацию. (ког. Пр. формулировать)

Учет успеваемости – неотъемлемая сторона процесса школьного обучения. Учитель обучает и учитывает, как ученики овладевают умениями. Успеваемость класса рассчитывается по формуле. Усп.=(кол-во «5»+ кол-во «4»+кол-во «3»)/общее кол-во учеников писавших работу.*100%

Учитель сделал отчет по работе ВПР учеников 8Б класса в виде следующей таблицы, но принтер не пропечатал одну ячейку, восстановите данные этой ячейки. (ответ 2) (ког.пр.перименять)



Оценка

Не писали работу

«2»

«3»

«4»

«5»

Частота

1

5

8

10


Успеваемость 8Б класса

80 %





Обсуждение результатов и сверка ответов, коррекция .

3 этап Контрольный. Проверочная работа

В первом полугодии 2011 года завод получил прибыль в 10 млн. рублей. Распределение прибыли по месяцам показано в таблице


t1704525190af.png

В каком месяце прибыль была максимальной? (апрель)

Ранжируйте ряд чисел (1,3 1,4 1,5 1,7 2,1 2)

Определите медиану ряда (1,5)

Вычислите среднее значение прибыли в месяц (

Вычислите размах

Постройте полигон


Критерии : 6 заданий-5

4,5 заданий-4

3 задания -3

4 Этап. Рефлексия.

Сопоставление целей и результатов.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации