Урок-практикум в 9 классе. Раздел «Статистика и вероятность»
Тема урока «Статистика и вероятность» 9 класс
Тип урока: урок-практикум, обобщения и систематизации знаний
Цели:
Образовательная: Формирование представлений о задачах математической статистики, о сборе и обработке числовых данных, о вычислении характеристик числового ряда и применении их при решении прикладных задач. Усилить виденье прикладного значения математики. Расширение кругозора учащихся, повышение их интеллекта и познавательного интереса к математике.
Развивающая: развитие и совершенствование умения работать с различными источниками информации; анализировать, сравнивать, работать с таблицами, графиками, диаграммами; выступать, защищать свою точку зрения, уважать мнение окружающих; развитие внимания, наблюдательности, памяти, логического мышления.
Воспитательная: воспитание познавательной активности, интереса к изучению математики, ответственного отношения к обучению.
Планируемые результаты:
Личностные: коммуникативная компетентность
Метапредметные: ученик сможет строить рассуждения на основе сравнения информации, объяснять процессы и связи, находить в тексте необходимую информацию и использовать ее для решения задачи, рассуждать и высказывать свое мнение.
Предметные: ученик научится работать с таблицами и данными, составлять вычислять проценты, строить диаграммы-полигоны частот, структурировать информацию, упорядочить ряд данных, определять медиану и моду ряда данных. Интерпретировать математические результаты, оценивать с точки зрения контекста. Применять математические понятия и процедуры, рассуждать и формулировать ситуацию математически.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Дидактические задачи | Формы организации | Дидактические Средства | Время |
1 мотивационный | Настроить на работу. Выстроить цели. | Фронтальная | Беседа | 3 |
2. Повторение | Вспомнить основные понятия и термины | Фронтальная | Опрос-Беседа | 10 |
2 Практико-ориентированный | Знакомство с структурой экзамена. Повторить и систематизировать знания и умения | Индивидуальная работа с последующим групповым обсуждением | Задания | 20 |
3 Контрольный | Проверка знаний и умений | Проверочная работа | Критерии оценивания | 10 |
4 рефлексивный | Сопоставление целей и результатов | Беседа | Вопросы | 2 |
1 Этап. Мотивационный. Беседа.
Озвучивание темы урока, обсуждение и постановка целей.
«Статистика знает все. Известно, сколько какой пищи съедает в год средний гражданин республики… Известно, сколько в стране охотников, балерин… станков, собак всех пород, велосипедов, памятников, маяков и швейных машинок… Как много жизни, полной пыла, страстей и мысли глядит на нас со статистических таблиц!»
И. Ильф, Е. Петров
2 Этап. Опрос-беседа.
1) Какие статистические характеристики вам известны?
2) Каким образом их вычисляют и что они означают? (обсуждение. упорядоченный ряд, мода, частота, относительная частота, полигон частот)
3) Приведите примеры, в которых информируется об итогах обработанной информации. (Средний прожиточный минимум на данный период, средняя продолжительность жизни, средняя зарплата по области, по стране; средняя успеваемость по группе, по классу; среднемесячная температура воздуха и т.д.)
4) В каких профессиях применяются статистические знания? (рассуждения и примеры)
5) Как вы считаете, нужны-ли знания статистики для учителя? (обратить внимание, для любого учителя, не только математики)
Сегодня мне бы хотелось показать вам, какое значение имеет статистика в моей профессиональной деятельности. Предлагаю вам побывать в роли учителей и окунуться в закулисье этой профессии.
Мы повторили с вами необходимые понятия для нашей дальнейшей работы. А теперь я предлагаю вам выполнить практическую работу на практическое применение ваших знаний.
3 этап. Практико-ориентированный. Индивидуальная работа с последующим групповым обсуждением. Контекст: образование, Содержание: неопределенность и данные
У каждого учащегося на столе лежит раздаточный материал с текстом заданий.
Каждый год ученики школ пишут Всероссийские проверочные работы (ВПР). Назначение ВПР – оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся. После проведения, работы проверяются и анализируются по различным критериям.
В работе было 16 заданий, которые оцениваются 1 или 2 баллами. В таблице представлен перевод баллов в отметку по пятибальной шкале.
В 7А классе - 25 человек.
После сбора и обработки информации, учитель составил протокол по выполнению работы учениками 7 А класса.
В таблице отражены данные: код-это зашифрованный номер ученика, баллы которыми оценивается каждое задание, пол учащегося, его отметка за предыдущий учебный год, общее количество набранных баллов за работу. Также используются символы: x и 0, X- значит, что ученик не приступал к выполнению задания, 0- значит, что ученик пробовал выполнить задание, но безуспешно.
Используя информацию из текста и таблицы ответьте на вопросы и выполните задания.
Уровень сложности 1 БУ(воспроизведение/ Учащиеся способны ответить на вопросы в знакомых контекстах, когда представлена вся необходимая информация и вопросы ясно сформулированы. Они способны распознать нужную информацию и выполнить стандартные процедуры в соответствии с прямыми указаниями в четко определенных ситуациях. Они могут выполнить действия, которые почти всегда очевидны и явно следуют из описания предложенной ситуации.)
Сколько всего учеников писали работу? (Отсутствовали 8 человек, писали 25-8=17) (ког. Пр. интерпретировать)
Сколько процентов от всех учащихся класса, не писали работу? (32) (ког. Пр. пименять)
Используя таблицу критериев оценивания, выставьте отметки каждому ученику, подпишите их к таблице справа, напротив каждого ученика. (ког. Пр. рассуждать)
Запишите упорядоченный ряд отметок. ( 22333334 4 44444445) (ког. Пр. пименять)
Определите медиану ряда (4) (ког. Пр. пименять)
Уровень сложности 2 БУ (связи/ Учащиеся могут интерпретировать и распознать в контекстах такие ситуации, где требуется сделать не более чем прямой вывод. Они способны извлечь нужную информацию из единственного источника и использовать информацию, представленную в единственной форме. Учащиеся могут применять стандартные алгоритмы, формулы, процедуры, соглашения или правила для решения проблем, в которых приходится иметь дело с натуральными числами. Они способны грамотно интерпретировать полученные результаты.)
Заполните таблицу частот используя полученные данные. (ког. Пр. интерпретировать)
Оценка | Не писали работу | «2» | «3» | «4» | «5» |
частота | | | | | |
Относительная частота | | | | | |
Ответ
Оценка | Не писали работу | «2» | «3» | «4» | «5» |
Частота | 8 | 2 | 5 | 9 | 1 |
Относительная частота | 32% | 8% | 20% | 36% | 4% |
Пояснение. Частота=кол-ву повторяющихся значений. Относительная частота=процент от общего кол-ва учащихся.
К какому заданию не приступило наибольшее число учащихся? (16) (ког. Пр. интерпретировать)
Какой процент учащихся из писавших работу, выполнили это задание? Ответ округли до десятых (23,5) (ког. Пр. пименять)
Уровень сложности 3 СУ (размышления/ Учащиеся способны выполнять четко описанные процедуры, включая и те процедуры, которые могут требовать принятия решения на каждом последующем шаге. У них достаточно здравая интерпретация, чтобы служить основой для выбора и применения простых методов решения. Эти учащиеся способны интерпретировать и использовать представления, основанные на различных информационных источниках, и проводить прямые рассуждения на этой основе. Они обычно демонстрируют некоторую способность справляться с процентами, обыкновенными и десятичными дробями, работать с пропорциональными зависимостями. Приведенные ими решения показывают, что они способны проводить элементарную интерпретацию полученных результатов и рассуждения.
Постройте полигон частот. И Полигон относительных частот по данным таблицы, полученной в предыдущем задании. (ког. Пр. интерпретировать)
Ответ
Заполните таблицу частот и относительных частот по каждому заданию работы. Учитываются только правильно выполненные задания. (ког. Пр. пименять)
Задание | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12 | №13 | №14 | №15 | №16 |
Частота | | | | | | | | | | | | | | | | |
Относительная частота | | | | | | | | | | | | | | | | |
Ответ: Пояснение Частота заданий=кол-ву человек правильно выполнивших данное задание. Относительная частота- процент выполнения задания от общего кол-ва учащихся писавших работу.
Задание | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | №8 | №9 | №10 | №11 | №12 | №13 | №14 | №15 | №16 |
Частота | 13 | 7 | 13 | 9 | 14 | 14 | 8 | 8 | 10 | 6 | 3 | 12 | 11 | 12 | 15 | 4 |
Относительная частота | 52% | 28% | 52% | 36% | 56% | 56% | 32% | 32% | 40% | 24% | 12% | 48% | 44% | 48% | 60% | 16% |
Определите моду заданий. В ответе укажите номер задания, если их несколько, тогда укажите номера через запятую.
Ответ: 5,6(ког. Пр. пименять)
Сделайте вывод о том, как справился 7 А класс с ВПР. Напишите текст, резюмирую всю полученную информацию. (ког. Пр. формулировать)
Учет успеваемости – неотъемлемая сторона процесса школьного обучения. Учитель обучает и учитывает, как ученики овладевают умениями. Успеваемость класса рассчитывается по формуле. Усп.=(кол-во «5»+ кол-во «4»+кол-во «3»)/общее кол-во учеников писавших работу.*100%
Учитель сделал отчет по работе ВПР учеников 8Б класса в виде следующей таблицы, но принтер не пропечатал одну ячейку, восстановите данные этой ячейки. (ответ 2) (ког.пр.перименять)
Обсуждение результатов и сверка ответов, коррекция .
3 этап Контрольный. Проверочная работа
В первом полугодии 2011 года завод получил прибыль в 10 млн. рублей. Распределение прибыли по месяцам показано в таблице
В каком месяце прибыль была максимальной? (апрель)
Ранжируйте ряд чисел (1,3 1,4 1,5 1,7 2,1 2)
Определите медиану ряда (1,5)
Вычислите среднее значение прибыли в месяц (
Вычислите размах
Постройте полигон
Критерии : 6 заданий-5
4,5 заданий-4
3 задания -3
4 Этап. Рефлексия.
Сопоставление целей и результатов.