Урок-презентация по литературе «Жизнь и творчество Е.Ю. Кузьминой-Караваевой» (11 класс)

18
0
Материал опубликован 19 November 2016

«И были вестники средь нас…» Е. Ю. Кузьмина-Караваева: жизнь и творчество

Детские годы Лизы Пиленко прошли у моря: в Анапе и в Ялте. Лиза любила бегать к курганам, где шли раскопки. Я не ищу забытых мифов, - Я жду, я верю, я кляну. Потомок огненосцев-скифов, Я с детства в тягостном плену.

В семье царили любовь и взаимное уважение. Смерть отца стала тяжелым испытанием для детей и их мамы. Вдове с детьми пришлось уехать в Петербург к родственникам. У всех есть родина любимая. У всех есть край желанный; Огнем всегда палимая, Ищу Иерусалима я - Земли мне богоданной. Видны поля станичные, Поля, поля пшеничные, В степи, всегда туманной, И люди безразличные Попрали прах курганный.

А. Блок посвятил Елизавете Пиленко стихи. Сколько ни говорите о печальном, Сколько ни размышляйте о концах и началах, Все же, я смею думать, Что вам только пятнадцать лет. И потому я хотел бы, Чтобы вы влюбились в простого человека, Который любит землю и небо Больше, чем рифмованные и нерифмованные речи о земле и о небе. Право, я буду рад за вас, Так как - только влюбленный Имеет право на звание человека.

Е. Ю. Кузьмина-Караваева очень остро чувствовала несправедливость и стремилась помочь всем, кто нуждался в помощи. И в эту лямку радостно впрягусь, - Хоти лишь, сердце, тяжести и боли. Хмельная, нищая, святая Русь, С тобою я средь пьяниц и средь голи. О Господи, Тебе даю обет, - Я о себе не помолюсь вовеки, - Молюсь Тебе, чтоб воссиял Твой свет В унылом этом пьяном человеке.

Политическая деятельность Кузьминой-Караваевой вполне могла закончиться плачевно: она принимала участие в антибольшевистском заговоре и, избежав ареста, вернулась в Анапу, где была схвачена белыми, которым она казалась слишком «левой». Завороженные годами Ненужных слов, ненужных дел, Мы шли незримыми следами; Никто из бывших между нами Взглянуть на знаки не хотел. Быть может, и теперь - все то же, И мы опять идем в бреду; Но только знаки стали строже, И тайный трепет сердце гложет, Пророчит явь, несет беду.

В эмиграции семье Скобцовых пришлось пережить много лишений. Царица усталая Царица была королевной, Королевна любила опалы, - Но пришел царь, свободный и гневный, - И стала царицей усталой... И царь ей могилы дороже, Ему - ее взгляд и молитвы, Но с каждым днем дальше и строже, Мечтает о новой он битве. И сын ее - сын властелина, Рабыней царю она стала. Путь пройден последний, единый... Царица устала, устала...

Семья Елизаветы Юрьевны

Разве можно забыть? Разве можно не знать? Помню, - небо пылало тоскою закатной, И в заре разметалася вестников рать, И заря нам пророчила путь безвозвратный. Если сила в руках, - путник вечный, иди; Не пытай и не мерь, и не знай и не числи. Все мы встретим смеясь, что нас ждет впереди, Все паденья и взлеты, восторги и мысли. Кто узнает - зачем, кто узнает - куда За собой нас уводит дорога земная? Не считаем минут, не жалеем года И не ищем упорно заветного рая. Прижизненные издания произведений Елизаветы Юрьевны

«Как бы ни тяжела была пытка, я нахожу невозможным создать что-либо большее, чем эти три слова: «Любите друг друга», только до конца и без исключения. И тогда все оправдано, и жизнь озарена, а иначе она мерзость и бремя…».

Свое служение мать Мария посвятила не только Богу, но и ближнему. Не зря Н. Бердяев писал, что социальное служение было ей очень важно. «Я знаю, что нет ничего лицемернее, чем отказ от борьбы за сносное материальное существование обездоленных под предлогом, что перед вечностью их материальные беды ничего не значат. Я думаю, что человек может отказываться от любых своих прав, но абсолютно не смеет отказываться от прав своего ближнего». (мать Мария)

Самое вместительное в мире – сердце. Всех людей себе усыновило сердце. Понесло все тяжести и гири милых. И немилое для сердца мило в милых. Господи, там, в самой сердцевине, нежность. В самой сердцевине к милым детям нежность. Подарила мне покров свой синий Матерь, Чтоб была и я на этом свете матерь.

Мать Мария, ее сын Юрий и священник храма при общежитии для обедневших русских Дмитрий Клепинин активно участвовали в деятельности Сопротивления, скрывали бойцов и евреев, прятали оружие. Им удалось спасти многих людей от смерти. Дмитрий Клепинин

Памятник узницам Равенсбрюка Гибель матери Марии в концлагере Равенсбрюк была закономерным итогом ее подвижнической жизни, полной самоотвержения и служения людям. Зачем жалеть? Чего страшиться? И разве смерть враждебна нам? В бою земном мы будем биться, Пред непостижным склоним лица, Как предназначено рабам.

«Есть два способа жить: совершенно законно и почтенно ходить по суше - мерить, взвешивать, предвидеть. Но можно ходить по водам. Тогда нельзя мерить и предвидеть, а надо только всё время верить. Мгновение безверия - и начинаешь тонуть». Из записной книжки Матери Марии

Вела звериная тропа Меня к воде седой залива; Раскинулась за мною нива; Колосья зрелы, ждут серпа.   Но вдруг тропу мне пересек Бушующий поток обвала, За ним вода, дробясь, бежала, Чтоб слиться с бегом тихих рек.   И я, чужая всем средь гор, С моею верой, с тайным словом, Прислушалась к незримым зовам Из гнезд, берлог земных и нор.   Я слышала: шуршит тростник, Деревья клонят низко ветки, Скользит паук по серой сетке; Так тайну тайн мой дух постиг.   Как будто много крепких жил Меня навек с землей связало; Как будто в бешенстве обвала Мне рок свой образ обнажил.   И то, что знает каждый зверь, Так близко мне, так ясно стало, С событий пелена упала: Судьба, закон; словам не верь.

На какие образы и мотивы в этом стихотворении вы обратили внимание? В поэзии Кузьминой –Караваевой много евангельских мотивов. Как вы думаете, чем это можно объяснить? Найдите в стихотворении изобразительные средства. Итак, что нового мы сегодня узнали? Можно ли сказать, что Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева – типичный поэт Серебряного века?

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.