Урок «Осень» (Литература, 5 класс, творчество М.Ю. Лермонтова)

1
0
Материал опубликован 10 January 2018

5Тема урока: М. Ю. Лермонтов «Осень» 5-класс

Обучающая цель: ознакомить учащихся со стихотворением М.Лермонтова «Осень».

Развивающая цель: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

Воспитывающая цель: воспитывать любовь к природе, эстетический взгляд учащихся.

Оформление: слайд, класс оформлен в осеннем стиле, на стенах и специальных стендах рисунки учащихся на осеннюю тему и репродукции известных художников об осени. Стоят столики, на которых лежат произведения поэтов XIX-XX вв.

Оргмомент. Начинает звучать песня группы “ДДТ” “Что такое осень?”

На последних аккордах этой песни учитель начинает урок.

Учитель: Добрый день, ребята! Как вы думаете, какой разговор пойдёт сегодня на уроке? Да, ребята. Разговор наш пойдёт сегодня об удивительном времени года – осени.

Действительно, что же такое осень? На этот вопрос мы попробуем отыскать ответ у поэтов 19 и 20 веков. Обратимся к их творчеству.

Начнём, пожалуй, с самого популярного стихотворения А.С.Пушкина “Осень”.

(1-й учащийся читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Осень” нафоне классической музыки, П.И.Чайковский “Времена года”)

Слайд на тему «Осень».

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Учитель: Для Александра Сергеевича осень была самым любимым временем года, так говорит он об этом в стихотворении

(2-й учащийся продолжает чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина “Осень”)

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Учитель:. Вслед за Пушкиным к этому времени года обращаются и поэты второй половины XIX в. Тютчев Ф.И.

(3-й учащийся читает стихотворение “Есть в осени первоначальной…”)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серн гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,—
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Учитель: Слайд.

Константин Дмитриевич Бальмонт поэт рубежа веков. (годы жизни 1867-1942 г.) Поэзии Бальмонта была свойственна манерность, самолюбование. Но многим его стихотворениям присущи гибкость и музыкальность языка, богатство аллитераций. Искусная рифма, они по настоящему интересны.

2-й вед. Судьба этого поэта сложна и интересна. Будучи одним едва ли не самым известным среди русских поэтов в период с 1895 по 1905 год. Он в 1921 году эмигрирует во Францию, живёт, сильно нуждаясь. В этот период создаёт цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Умер в городке Нуази-ле-Гран близ Парижа.

(4-й ученик читает стихотворение К.Бальмонта “Осень”)

ОСЕНЬ

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Учитель: Сегодня мы познакомимся со стихотворнием великого русского поэта ХІХ века М.Ю.Лермонтова «Осень».

Слайд: М.Ю.Лермонтов.

1.Чтение учителем стихотворения «Осень».

2. Словарная работа:/слайд/

нависшая – түсіңкі

пахарь – диқан, егінші

поникли – төментүсті

полуденный – түскі, тал түс

поневоле – еріксіз

тусклый – күңгірт

3. Правильно произносим: в бору, поникли ели, под нависшею скалою, от полуденных трудов, поневоле.

4. Чтение стихотворения уч-ся.

5. Ответить на вопросы:

1. Как картины природы связаны с жизнью человека? Почему пахарь не отдыхает днём, а зверь спешит скрыться?

6. /слайд/ Подберите синонимы к следующим словам:

отважный - /храбрый/

скрыться - /прятаться/

спешить - /торопиться/

7. Вспомнить значение слов:

Бор –

Сквозь –

Заключение:

8. Составить кластер к слову «Осень»:

Звучат песни на стихи С. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая”. Все гости и участники вечера поют песни на слова С.А. Есенина.

Учитель: На этом наш урок подошёл к концу. Мы благодарим всех за участие в нашем разговоре об осени.

Выставление оценок.

Домашнее задание: выучить стихотворение, написать эссе на тему «Осень».

Учитель:До новых встреч, до свидания.


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.