Урок «Осень» (Литература, 5 класс, творчество М.Ю. Лермонтова)
5Тема урока: М. Ю. Лермонтов «Осень» 5-класс
Обучающая цель: ознакомить учащихся со стихотворением М.Лермонтова «Осень».
Развивающая цель: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
Воспитывающая цель: воспитывать любовь к природе, эстетический взгляд учащихся.
Оформление: слайд, класс оформлен в осеннем стиле, на стенах и специальных стендах рисунки учащихся на осеннюю тему и репродукции известных художников об осени. Стоят столики, на которых лежат произведения поэтов XIX-XX вв.
Оргмомент. Начинает звучать песня группы “ДДТ” “Что такое осень?”
На последних аккордах этой песни учитель начинает урок.
Учитель: Добрый день, ребята! Как вы думаете, какой разговор пойдёт сегодня на уроке? Да, ребята. Разговор наш пойдёт сегодня об удивительном времени года – осени.
Действительно, что же такое осень? На этот вопрос мы попробуем отыскать ответ у поэтов 19 и 20 веков. Обратимся к их творчеству.
Начнём, пожалуй, с самого популярного стихотворения А.С.Пушкина “Осень”.
(1-й учащийся читает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Осень” нафоне классической музыки, П.И.Чайковский “Времена года”)
Слайд на тему «Осень».
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Учитель: Для Александра Сергеевича осень была самым любимым временем года, так говорит он об этом в стихотворении
(2-й учащийся продолжает чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина “Осень”)
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Учитель:. Вслед за Пушкиным к этому времени года обращаются и поэты второй половины XIX в. Тютчев Ф.И.
(3-й учащийся читает стихотворение “Есть в осени первоначальной…”)
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серн гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,—
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Учитель: Слайд.
Константин Дмитриевич Бальмонт поэт рубежа веков. (годы жизни 1867-1942 г.) Поэзии Бальмонта была свойственна манерность, самолюбование. Но многим его стихотворениям присущи гибкость и музыкальность языка, богатство аллитераций. Искусная рифма, они по настоящему интересны.
2-й вед. Судьба этого поэта сложна и интересна. Будучи одним едва ли не самым известным среди русских поэтов в период с 1895 по 1905 год. Он в 1921 году эмигрирует во Францию, живёт, сильно нуждаясь. В этот период создаёт цикл ярких стихотворений, полных тоски по России. Умер в городке Нуази-ле-Гран близ Парижа.
(4-й ученик читает стихотворение К.Бальмонта “Осень”)
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Учитель: Сегодня мы познакомимся со стихотворнием великого русского поэта ХІХ века М.Ю.Лермонтова «Осень».
Слайд: М.Ю.Лермонтов.
1.Чтение учителем стихотворения «Осень».
2. Словарная работа:/слайд/
нависшая – түсіңкі
пахарь – диқан, егінші
поникли – төментүсті
полуденный – түскі, тал түс
поневоле – еріксіз
тусклый – күңгірт
3. Правильно произносим: в бору, поникли ели, под нависшею скалою, от полуденных трудов, поневоле.
4. Чтение стихотворения уч-ся.
5. Ответить на вопросы:
1. Как картины природы связаны с жизнью человека? Почему пахарь не отдыхает днём, а зверь спешит скрыться?
6. /слайд/ Подберите синонимы к следующим словам:
отважный - /храбрый/
скрыться - /прятаться/
спешить - /торопиться/
7. Вспомнить значение слов:
Бор –
Сквозь –
Заключение:
8. Составить кластер к слову «Осень»:
Звучат песни на стихи С. Есенина “Не жалею, не зову, не плачу…”, “Отговорила роща золотая”. Все гости и участники вечера поют песни на слова С.А. Есенина.
Учитель: На этом наш урок подошёл к концу. Мы благодарим всех за участие в нашем разговоре об осени.
Выставление оценок.
Домашнее задание: выучить стихотворение, написать эссе на тему «Осень».
Учитель:До новых встреч, до свидания.