Урок-проект «Кто нас защищает?» (3 класс)
Визитная карточка проекта
Описательное или творческое название проекта: Кто нас защищает?
Предмет: окружающий мир
Класс: 3 класс
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта: использование модели обучения «1 ученик:1 компьютер», программное обеспечение,
Печатные материалы
Словари, руководства, справочные материалы и т.д.
1. Гэзлей С., Дрейер Д.и др.Опасные профессии. Книга для смелых мальчишек. Росмэн,2008.
2. Пожарная команда. Аркебус,2011.
3. Захаров С.Н.Управление процессами в службах спасения,М.:2004
4. Ожегов С.И.,Шведова Н.Ю.;Толковый словарь русского языка,М.;2001
Приблизительная продолжительность проекта: 1 неделя, 2 урока
Участники: учащиеся 3 класса
Планируемые результаты обучения: После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
• личностные
1) воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, национальные свершения, открытия, победы; 2)освоение доступных способов изучения материала(интервью, наблюдение, запись, в открытом информационном пространстве);3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; 4)формирование мотивации к творческому труду, работе на результат 5) активное освоение различных способов познания окружающего
• метапредметные
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; 8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 9)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
• предметные
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; 2) умения находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС.
Вопросы, направляющие процесс обучения
Основополагающий вопрос: Благодаря кому мы можем жить и работать спокойно?
Проблемные вопросы
1. Какие специальные службы защиты населения были созданы для обеспечения безопасности повседневной жизни?
2. Есть ли примеры воинской славы в вашей семье?
3. Какие праздники, славящие наших защитников, наше Отечество, мы чтим?
Учебные вопросы
1. Узнать о нашей армии.
• Какие виды и рода войск есть сегодня в Вооружённых Силах России?
• Какие воинские звания носят наши военнослужащие и как это узнать по их погонам?
• Чем замечательны военные корабли и самолёты России?
2. Узнать о полиции.
• Каковы основные виды деятельности полиции?
• Составить синквейн о полиции.
• Каким вы хотели бы видеть сотрудника полиции?
3. Узнать о службе пожарной охраны.
• Зачем нужна пожарная охрана?
• Когда и как появилась пожарная охрана?
• Как выглядит современный пожарный?
4. Узнать о работе МЧС.
• Что такое МЧС? История создания.
• Познакомиться с деятельностью МЧС России.
• Раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни.
План оценивания Методы оценивания, направленные на оценку исходных знаний ученика, навыков, позиций и заблуждений.
|
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
Стартовая презентация учителя предлагалась для выявления интересов учащихся. В ней для оценки начальных знаний учеников по теме проекта проводилось входное тестирование с самоконтролем. В ходе презентации проводился “Мозговой штурм” для пробуждения интереса к работе, определения роли самостоятельной деятельности каждого. Затем составлялись критерии оценивания проекта, ученических работ, бланки контроля и самоконтроля в группах. Обсуждались результаты планирования работы в группах, распределение заданий. В конце проекта проводилась рефлексия “Для чего мне нужны знания, полученные в проекте”. |
|||||||||||||||
Подготовительный этап 1. Выбор темы, формулирование целей проекта, формирование групп учащихся по интересам. 2. Постановка задач и распределение заданий по группам, установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений. 3. Определение основных источников информации. Практический этап
Заключительный этап 1. Защита проекта в форме творческого отчёта на уроке. 2. Рефлексия всех участников проекта |
|||||||||||||||
Разные способы изучения содержания учебного материала, включая самостоятельные исследования и другие виды деятельности, помогающие ученикам показать или проявить то, что они изучили. Это усложненные задания, дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала, расширенные исследования на близкие темы по выбору и открытые задания или проекты. |
|||||||||||||||
Одарённые дети самостоятельно подбирают и изучают информацию по проекту, им предлагается стать ведущими в своей группе, быть ответственными за разработку плана исследования, составление презентации в группе. |
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы и приемы работы, ЭОР |
Формы организации деятельности |
УУД |
I. Этап мотивации – 1 мин. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания комфортной обстановки, определить содержательные рамки урока |
||||
Проверяет готовность учащихся к уроку |
|
Словесный Беседа |
Фронтальная |
|
II. Проверка домашнего задания – 5 мин. Проверить усвоение изученного ранее материала |
||||
Проводит тестирование, используя Форма Google |
Выполняют тест на нетбуках в программе |
Classroom Management System |
Индивид. |
Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний |
III. Этап актуализации знаний. Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность |
||||
Организует совместную деятельность Стартовая презентация учителя « Кто нас защищает» “Мозговой штурм”. Создает условие для фиксации обучающимися границы между знанием и незнанием - Какие специальные службы защиты населения были созданы для обеспечения безопасности повседневной жизни? - Что вы о них знаете? Обобщает высказывания Создает условие для фиксации обучающимися границы между знанием и незнанием |
выявления интересов учащихся
Ответы детей
Устно отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение |
Словесный Наглядный Беседа |
Фронт. |
Познавательные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя |
IV. Подготовительный этап |
||||
Выбор темы, формулирование целей проекта, формирование групп учащихся по интересам
Создает условия для актуализации у учащихся имеющихся знаний по теме, активизацию их деятельности и мотивацию к дальнейшей работе
Постановка задач и распределение заданий по группам, установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Определение основных источников информации. |
Делятся на группы Дети получают маршрутный лист с вопросами Устно отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение
Работа в тетрадях, оформление маршрутных листов |
Анализ, беседа Частично- поисковый Технология РКМ: прием «корзина идей» Дискуссия |
И Гр. Инд., Груп. |
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других |
V. Физкультминутка – 2 мин. |
||||
Читает стихотворение, побуждая к действиям |
Выполняют движения |
Ф |
||
VI. Практический этап. Этап объяснения (добывания) нового знания. Стадия «Осмысление» – 13 мин Зафиксировать новое знание |
||||
Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся в группах. |
Изучение литературы по данной теме Работа со словарями, детской энциклопедией, Сбор информации по теме и систематизация собранного материала для создания презентации. Интернет-ресурсы: википедия Оформление результатов работы. |
Инд. Груп. |
Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме Познавательные УУД: работать с информацией в процессе чтения. |
|
VII. Заключительный этап. Стадия «Рефлексия» |
||||
Защита проекта в форме творческого отчёта на уроке. Организовывает рефлексию -Для чего мне нужны знания, полученные в проекте? Предлагает составить синквейн. |
Заполняют лист рефлексии проекта |
Словесный Наглядный Презентация Технология РКМ: прием «синквейн» |
Ф, И |
Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь |
VIII. Итог урока Формирование осознанного и произвольного построения речевого высказывания по теме |
||||
Самооценка детей собственной учебной деятельности на уроке.
-Дайте оценку своей деятельности, своей группы -Что нового узнал и чему научился при выполнении проекта? -Кто и как помогал в осуществлении проекта -Получилось ли все, что задумал. -Нужно ли улучшить проект и как. |
Критерии оценивания работ учеников. Ответы детей Дети формулируют оценку Заполняют лист самооценки работы |
Словесный Наглядный Беседа |
Ф |
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности; Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других |
IX. Домашнее задание – 1 мин. |
||||
Задания разного уровня сложности(кроссворд, тест, выбор ответа) усложненные задания, дополнительные задания, требующие более глубокого понимания материала, |
Приложение 1
ПРОЕКТ «Кто нас защищает»
Тема «Пожарная безопасность. Пожарные»
Тест № 1. «Выделение существенного»
Инструкция: предлагается словосочетание и ряд слов: необходимо выделить два слова, наиболее существенных для словосочетания.
Пожарная машина
(колесо, руль, насос, человек, цистерна)
Пожарная часть
(командир, дом, диспетчер, ворота, машина)
Пожарный щит
(лом, лестница, багор, каска, огнетушитель)
Огнезащитный костюм (каска, противогаз, плащ, брезент, рукав)
Средства связи
(рация, письмо, телефон, телеграмма, сигнал)
Причины пожара
(спички, вода, земля, электроприбор, дети)
Помощники пожарных
(человек, огонь, собака, машина, земля)
Кроссворд по теме «Пожарные»
1. Предмет, используемый при тушении пожара с крючком на конце.
2. Шапка пожарного.
3. Сыпучее вещество, гасящее огонь.
4. Орудие труда, которое можно использовать при тушении пожара.
5. Про что детям говорят: «... – это не игрушка».
6. Профессия человека, который тушит огонь.
7. Аппарат, который помогает вызвать пожарных.
8. Что может случиться, если неосторожно обращаться с огнем.
Тест № 2. «Осведомленность»
Инструкция: предлагается закончить незаконченное предложение.
В пожарной части работают (кто?)…
Работа пожарных (какая?)…
Пожарные должны быть (какими
Пожарные спасают от огня (что? кого?)…
Пожарные надевают (что
Пожарная машина оборудована (чем?)…
Чтобы сообщить о пожаре нужно (что сделать
На пожарном щите находиться (что
Пожары бывают в том случае, если люди (что делают
Людям, особо отличившимся при тушении пожара, вручают (что
Учебный проект «Кто нас защищает?»
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ГРУППАХ ПО ПРОЕКТУ
Задания для групп |
Поиск информации в сети Интернет |
Обработка информации |
Оформление задания (книга,рисунки, |
Самооцен-ка по критериям |
Оценка задания учениками других групп |
Внесение измене- ний |
1 группа. Узнать о нашей армии. |
||||||
2 группа. Узнать о полиции. |
||||||
3 группа. Узнать о службе пожарной охраны. |
||||||
4 группа. Узнать о работе МЧС. |
Маршрутный лист работы группы №1
Основополагающий вопрос: Благодаря кому мы можем жить и работать спокойно?
Вопросы для исследования в группе:
1 группа. Узнать о нашей армии.
Какие виды и рода войск есть сегодня в Вооружённых Силах России?
Есть ли примеры воинской славы в вашей семье?
Координатор в группе: _____________________
Наши обязанности
Ученики |
1 |
2 |
3 |
|
Что будет делать? |
||||
Что сделано? |
Маршрутный лист работы группы №2
Основополагающий вопрос: Благодаря кому мы можем жить и работать спокойно?
Вопросы для исследования в группе:
2 группа. Узнать о полиции.
Каковы основные виды деятельности полиции?
Составить синквейн о полиции.
Каким вы хотели бы видеть сотрудника полиции?
Координатор в группе: _____________________
Наши обязанности
Ученики |
1 |
2 |
3 |
4 |
Что будет делать? |
||||
Что сделано? |
Маршрутный лист работы группы №3
Основополагающий вопрос: Благодаря кому мы можем жить и работать спокойно?
Вопросы для исследования в группе:
3 группа. Узнать о работе МЧС.
Что такое МЧС? История создания.
Познакомиться с деятельностью МЧС России.
Раскрыть необходимость и важность МЧС в современной жизни.
Координатор в группе: _____________________
Наши обязанности
Ученики |
1 |
2 |
3 |
4 |
Что будет делать? |
||||
Что сделано? |
Маршрутный лист работы группы №4
Основополагающий вопрос: Благодаря кому мы можем жить и работать спокойно?
Вопросы для исследования в группе:
4 группа. Узнать о службе пожарной охраны.
Зачем нужна пожарная охрана?
Когда и как появилась пожарная охрана?
Как выглядит современный пожарный?
Координатор в группе: _____________________
Наши обязанности
Ученики |
1 |
2 |
3 |
4 |
Что будет делать? |
||||
Что сделано? |
Рефлексия учащегося
Какие вопросы в проекте оказались более доступными для вас?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С кем бы вы поделились своими знаниями, полученными в ходе проекта?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что мне больше всего удалось сделать в работе над проектом:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Причины моей успешности: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что нового, значимого для меня, я узнал в ходе работы над проектом:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши предложения по проектной деятельности:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!