Методическая разработка урока окружающего мира «Моя семья»
Моя семья.
Урок окружающего мира, 2 класс.
Подготовила и провела:
Балтачева Вера Леонидовна
учитель начальных классов
МБОУ Старозятцинская СОШ
Якшур-Бодьинский район
Удмуртской Республики
Цели:
- интегрировать знания детей о своей семье, родном доме;
-формирование у учащихся чувства любви к близким людям, стремление помогать им во всём, пробуждать чувство родного гнезда, чувство любви к малой родине, а затем к родному Отечеству.
Материалы: рисунки учащихся «Моя семья», сочинения о семье, отрывок из стихотворения С. Есенина: «Низкий дом с голубыми ставнями…» ,отрывок из произведения М.М. Пришвина «Моя Родина» , пословицы, карточки со словами «ОЧАГ»,«ДОМ», «ИСТБА», строительный материал (карточки) для постройки дома.
Стихи, песни о родительском доме.
Родительский дом – начало начал,
И в жизни твоей надёжный причал.
Родительский дом, пускай много лет
Горит в твоих окнах добрый свет.
Ход занятия.
- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, подарите хорошее настроение своему другу.
- Ребята, каждый день, после уроков вы говорите «Я пошёл домой». Задумывались ли вы о том, что такое дом?
Для каждого из нас он свой, особенный, но есть и что-то общее.
Сегодня мы с вами поговорим о доме, о семье и попытаемся разобраться, что же общего есть в каждом доме.
-Ребята, как вы понимаете выражение «родной дом»?
( Это своя улица, свой дом, в котором мы живём.
Место, где родился и вырос человек.
Это семья.
В родном доме мы делаем первые шаги, учимся жить и преодолевать трудности, учимся делать добро, вместе проводим праздники, вместе радуемся и делим пополам печали.
Родной дом – это место, где нас всегда ждут и любят)
- Родина, родной дом – это исток, начало всех начал, это очаг.
- Как вы понимаете слово «очаг»?
- В толковом словаре Ожегова, дано такое толкование: «очаг» - устройство для разведения и поддержания огня. Домашний очаг – родной дом, семья.
(Ученик) - Очаг, который был для первобытного человека первой ночью, он ценил больше всего. Именно вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены – словом, строить дом. В современном мире очаг заменили отопительными батареями, а выражение «родной очаг» - стало обозначать – семью, дом.
У всех нас есть свой дом. Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем – это тепло родного очага. Слова «отчий дом», «семья» входят в наше сознание с первых дней жизни. Здесь мы делаем первые шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддержать в нем тепло, уют, чтобы всем в нем было хорошо, чтоб домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.
Родной дом – это и детство, в нём и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг.
В нём важно поддерживать тепло, чтобы оно не остыло, а сохранилось в памяти и сердце каждого человека на всю жизнь.
О нём вспоминают с теплотой и нежностью. Многие поэты и писатели в своих произведениях с большой теплотой и нежностью вспоминают о своём доме, о родных людях, которые отдали им тепло своей души, научили жить и любить всё, что их окружает. Вот как описывает родной дом великий русский поэт Сергей Есенин:
(читает ученик)
* * *
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
А замечательный певец природы Михаил Пришвин так вспоминает детство в родном доме.
(Отрывок из произведения М.М.Пришвина «Моя Родина» выразительно читает ученик)
***
( Мать моя вставала рано, до солнца. Я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепелок. Мать угостила меня чаем с молоком. Молоко это кипятилось в глиняном горшочке и сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным.
Это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. Мало-помалу я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца.
Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.
И часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы своей поднимались с солнцем! Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья!...
После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно.
Моя охота была и тогда и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался.
Перепелку-самку надо было поймать силками такую, чтобы она лучше всех подзывала самца, а самца поймать сетью самого голосистого. Соловья молодого надо было кормить муравьиными яичками, чтобы потом пел лучше всех. А поди-ка найди такой муравейник да ухитрись набить мешок этими яйцами, а потом отманить муравьев на ветки от своих драгоценных яичек.
Хозяйство мое было большое, тропы бесчисленные.
Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину.)
- Где же зародилось такое отношение к природе, к Родине у писателя?
(В родном доме, около мамы)
- Любить Родину, всё, что нас окружает, учат прежде всего родные люди.
Родина – это место, где мы родились: наш дом, наша семья. Отсюда идут покой, тепло, уверенность в счастье.
-Ребята, когда же строят дома?
(Дом строят тогда, когда надо где-то жить. Дом строят тогда, когда создаётся семья)
- Постройте ассоциативный ряд ( подберите синонимы) к слову ДОМ.
ДОМ – изба, жилище, квартира.
(рассказывает ученик)
-Изначально слово «дом» означало – жилище, изба. В древнерусском языке слово «истба» означало «баня», «тёплое помещение».
- Сравните слова: ИСТОПИТЬ, ТОПИТЬ, ТЕПЛО.
- Ребята, кто живёт в доме? (В доме живёт семья)
- Что такое семья? ( Это мама, папа, дети, бабушка, дедушка)
-Ребята, давайте послушаем стихотворение о доме, о семье и попытаемся ответить на вопрос: почему так хорошо чувствует себя герой этого произведения? (читают ученики)
Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.
Под крышей пар в кастрюльке
Насвистывает песню,
А мотылёк прозрачный
Под яркой лампой кружит.
С ним в этот плавный танец
И потолок пустился,
И музыки не слышно –
И это очень странно.
Что с потолком случилось?
Так низко он спустился,
Что, кажется, сейчас я
Рукой его достану.
Глаза мои закрылись…
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивлённо,
Да открывать мне лень их.
Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях. (Золтана Зелка)
- Почему так хорошо герою этого стихотворения?
(Дети высказывают свои мнения.)
-Вспомните, как нам бывает хорошо, когда вся наша семья собирается вместе.
Разгадайте ребус и вы прочитаете пословицу. (Вся семья вместе – так и душа на месте)
Объясните смысл этой пословицы.
(Работа в группах.) Из слов собрать 2 пословицы.
-В жизни каждого человека семья играет большую роль. Давайте мы сейчас мысленно перенесёмся в атмосферу вашей семьи. Но сначала ответьте: что значит для вас ваша семья? (Высказывания детей)
- О своей семье вы рассказали в своих рисунках и сочинениях. (Дети читают свои сочинения)
- Какую роль играют родители в вашей жизни?( Растят нас, заботятся, переживают за нас, учат добру, помогают нам…)
- Закройте глаза и представьте себе красивый сказочный домик. Вас пригласили в этот дом на выходной день или на каникулы. Кого бы из родных вы взяли с собой и почему? (Высказывания детей)
-Ребята, как вы думаете, кто является хранительницей домашнего очага, домашнего уюта?
- Мама ближе всех. Маму помнят и почитают всю жизнь. Послушайте стихотворение о любви к маме. (Читают дети)
Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке, на листке,
Не на стенке каменной,
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
— Что ты спрятала в ладони?-
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:
Счастье я держала.(А.Барто)
-Ребята, сегодня мы говорим о семье, где вы воспитываетесь, живёте, о родных вам людях, о тепле родного очага. Как же сберечь тепло в родном доме, как сделать его по- настоящему тёплым , уютным, привлекательным? Что лично от вас зависит как сберечь тепло родного очага? (Надо заботиться друг о друге, уважать старших, помогать по хозяйству своим родителям, дарить подарки на праздники и т.д…)
-Давайте попробуем сделать приятные сюрпризы своим родным. Представьте, что к нам приплыла наша хорошо знакомая золотая рыбка. Попросите её сделать что-нибудь приятное для ваших родных мам, пап, бабушек, дедушек, братьев, сестёр. (Высказывания детей)
-Хорошо, ребята. Я чувствую, что ваши сердца полны добра и великодушия по отношению к своим родным и близким.
-Ребята, мы с вами в классе живём одной семьёй. Давайте вместе построим свой дом, в котором будет уютно, хорошо, тепло. Давайте соберём всё то, что нам необходимо для этого.
Мне нужна в семье ЛЮБОВЬ…
(На доске собирается дом из брёвнышек, на которых написаны слова ДОБРОТА, ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ,ЗАБОТА, УЮТ. Крыша – слово ТЕПЛО)
-Вот мы и построили дом, в котором нам будет тепло.
Соберите в ладони своё тепло.
Пусть его будет много-много.
Почувствуйте это тепло.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
Дом- это вся жизнь, радость, воспоминания. И само слово «Родина» начинается здесь , в доме. Всё от этого корня, от дома отца, сработанного своими руками, на своей земле, в своей стране…
- Надо стараться, чтобы огонёк тепла в вашем доме никогда не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда, родовое древо вашей семьи будет вечно зелёным, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет тянуть в свой родной дом.
В заключении звучит песня «Родительский дом».