12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бикяшев Николай Кямилевич143
Учитель математики и физики 2 квалификационной категории. Быть учителем- это мое призвание, порыв сердца.
Украина, Луганская Народная Республика, г.Брянка
8

Урок-путешествие, посвященный Дню космонавтики, для учащихся 5 класса «Путешествие во времени»

Урок-путешествие, посвященный Дню космонавтики.

 «Путешествие во времени»

Цель урока:

1.  Образовательная:  сформировать  у обучающихся представление о развитии отечественной космонавтики, ознакомить с ключевыми  личностями ученых, инженеров, конструкторов и космонавтов. Показать роль отечественной космонавтики в мире, перспективы ее развития.

2.  Воспитательная:  воспитывать  познавательный  интерес,  чувство  взаимопомощи,  товарищества  и  сотрудничества  при  групповой работе.  Воспитывать  чувство  ответственности  за  принятые  решения.  Поддержать  формирование  и  воспитание  устойчивой гражданской позиции.

3.  Развивающая:  способствовать  развитию  внимания,  восприятия,  воображения.  Развивать  умение  сравнивать,  обобщать,  делать  выводы, использовать полученные результаты в жизни. 

Тип урока:   Комбинированный

Формы работы:

- Групповая

-  Коллективная

Оборудование: доска, раздаточный материал для групп, звезды, планеты, портреты космонавтов

Структура урока:

1.     Организационный момент;

2.     Постановка темы урока;

3.      Основная часть(Ход путешествия);

4.     Итог урока;

5.     Рефлексия.

 

1.     Организационный момент

Приветствие учащихся, разделение класса на две команды.

Добрый день, дорогие друзья!

2.     Постановка темы урока;

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об одном из самых знаменательных событиях двадцатого века – первом полёте человека в космос. С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой.

УЧЕНИКИ:

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигаются-

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были.

 

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

Значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

Чтобы каждый вечер над крышами

Загоралась хоть одна звезда.

 

Человек, как звезда рождается

Средь неясной

                       Туманной млечности.

 

  В бесконечности начинается

  И кончается в вечности…

 

  Поколениями созидается

  Век за веком

  Земля нетленная.

 

  Человек, как звезда рождается,

  Чтоб светлее стала Вселенная.

 

Сегодня мы отправляемся в космическое путешествие по звездам. На каждом пункте нашего маршрута мы узнаем интересные факты из отечественной космонавтики и немного поиграем, а вознаграждением за выполненные задания нам будут звезды.

 Все учащиеся уже разделены на 2 команды.

Первая команда-экипаж – Восток 1

Вторая команда-экипаж – Восток 2

А эпиграфом нашего путешествия я хотел бы, что бы стали слова
  К.Э. Циолковского

“Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”. 
 

3.     Основная часть.

Это мой дорожный сундучок, в моих путешествиях он просто незаменим. Здесь лежат наши билеты, где же они?.. Ой, их нет.

Вместо билетов какие-то старые листки календаря, какие-то даты 12 апреля, 1 сентября, ... Неужели наше путешествие не состоится? Ребята, вы что-нибудь понимаете, что все это означает? О чем говорят эти даты? Странно (Листки календаря: 5 сентября 1857 , 30 декабря 1906, 4 октября 1957, 19 августа 1960, 12 апреля 1961 )  Дети отвечают, что означают даты на листках календаря.  Какая  из них  имеет отношение к космосу? (12 апреля)

Ребята, я, кажется,  понял: это и есть наши билеты, а путешествие, которое мы с вами совершим, – это путешествие не только в пространстве, но и во времени! Здорово? Тогда в путь!

 

Итак, первый  пункт нашего маршрута – дата  5 сентября 1857 год/ место Рязанская губерния, село Ижевское. Интересно, что же мы узнаем. Посмотрим…  здесь родился Константи́н Эдуа́рдович Циолко́вский. (фото Домик в Калуге) Ребята вы знаете, кто это? Основоположник современной космонавтики. Этот необыкновенный человек, ученый-самоучка разработал  теорию межпланетных сообщений с помощью ракет,  он был разработчиком принципа ракетного движения. Циолковский занимался механикой управляемого полета, в результате чего им был спроектирован управляемый аэростат.

Обратите внимание на доску – это чертеж первого космического корабля.

Вот таким он был, Константин Эдуардович Циолковский. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

На этой станции нам предстоит разгадать филворд(За каждый правильный ответ 1 звездочка)

Найди слова:
Космос, Стрелка, Белка, Королёв, спутник, Байконур, космодром.

 Проверяем ваш поиск с правильным ответом на филворд:

 А мы продолжаем наше путешествие…

 30 декабря 1906, г. Житомир, Украина

Сергея Павловича Королева также называют основоположником космонавтики. Главным конструктором Советского союза. А знаете ли вы, почему?

Он  является создателем советской ракетно-космической техники.  Благодаря его идеям впервые в мире был осуществлен запуск искусственного спутника Земли и первого космонавта нашей планеты Юрия Гагарина. Именно С. П. Королёв создает первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», на котором  Гагарин совершает первый в мире полёт  в космос, этот талантливый ученый был конструктором ракет и искусственных спутников Земли (первый искусственный спутник).

На этой станции нам предстоит за одну минуту надо составить как можно больше слов из букв слова «космонавтика». 

Следующая остановка – 4 октября 1957 год  (начало космической эры – был запущен первый искусственный спутник Земли (ПС-1). (Сигнал первого спутника Земли).

Это произошло 4 октября в 22 часа 28 минут 34 секунды. Спутник был успешно запущен с космодрома Байконур, но как он поведет себя дальше получится или нет? Все человечество замерло у радиоприемников в ожидании и вот… спутник подал  свой голос. Люди на космодроме выбежали на улицу, кричали «Ура!», качали конструкторов и военных.

Эта станция подготовила для нас такое задание: Необходимо за минуту из букв составить название планет(за каждое правильно собранное название планеты команды зарабатывают по 1 звездочке)

Ученик.

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Физкультминутка

За Время нашего путешествия мы немного устали, поэтому предлагаю немного отдохнуть и выполнить  задание на внимание (левой рукой коснуться кончика носа, а правой – левого уха; правой рукой погладить себя по голове, а левой -  почесать ушко);

Продолжаем путешествие. Остановка  19 августа 1960 года. А причем здесь собаки?! Мы же говорим о космосе!

Бе́лка и Стре́лка —  собаки-космонавты — первые животные, совершившие орбитальный космический полёт на корабле «Спутник-5», и вернувшиеся на Землю невредимыми. Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов, за время которого корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Основной целью эксперимента по запуску второго космического корабля-спутника, названного «Спутник-5» , было исследование влияния факторов космического полёта на живой организм.

На этой станции нам предстоит отгадать загадки от Белки и Стрелки:

(По очереди читаются загадки командам, за каждый правильный ответ команда получает 2 звездочки, если команда не знает ответа, то право ответить предоставляется команде-сопернику, за что команда-соперник может получить 1 звездочку.)

 

 

 

1. Смело в космос уплывает,

Обгоняя птиц полет.

Человек им управляет.

Что такое?

(Звездолет)

2. Крыльев нет,

Но эта птица

Полетит и прилунится.

(Луноход)

3. Чудо-птица – алый хвост

Прилетела в стаю звезд.

(Комета)

4. Ночью на небе один

Золотой апельсин.

Миновали две недели –

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

(Луна, месяц)

5. Рассыпалось ночью зерно,

А глянули утром – нет ничего.

(Звезды)

6. Из какого ковша

Не пьют, не едят,

А только на него глядят?

(Созвездие Большая Медведица)

7. Вся дорожка

Усыпана горошком.

(Млечный путь)

8. Над клубком челнок летает,

На клубок витки мотает.

(Спутник)

9. Бродит одиноко

Огневое око,

Всюду, где бывает,

Взглядом согревает.

(Солнце)

 

10. Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб

Нужен мощный …(телескоп)

 

11. Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет.

Нам расскажет обо всем

Умный дядя …(астроном)

 

12. Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …(луна)

13. До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но зато умеет это

Делать быстрая …(ракета)

 

14. У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: "астронавт",

А по-русски …(космонавт)

 

 

 

 

Теперь, после полета Белки и Стрелки люди узнали, что человек может лететь в космос. Но кто же, он этот первый человек?

Остановка 12 апреля 1961 год

Им стал простой русский парень Юрий Гагарин.

Стихотворение о первом полёте в космос.

Сказал «поехали» Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это – навсегда.
Наступят дни, когда пространство
Кто хочет, сможет бороздить!
Хоть на Луну, пожалуйста, странствуй!
Никто не сможет запретить!
Вот будет жизнь! Но все же вспомним,
Что кто-то первым полетел…
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.

                                      

Но почему именно он? (одна из легенд, рассказанная космонавтом Павлом Поповичем, почему именно Гагарин стал первым космонавтом)

Ю́рий Алексе́евич Гага́рин  родился 9 марта 1934 в деревне Клушино, расположенной неподалеку от г. Гжатск, в Смоленской области. Родители его – самые простые люди: отец Алексей Иванович Гагарин — плотник, мать Анна Тимофеевна Матвеева  — работала на молочнотоварной ферме.

Юрий всегда учился на отлично: окончил с отличием ремесленное училище, Саратовский индустриальный техникум, учась в саратовском аэроклубе, также добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18, 1-е военно-авиационное училище лётчиков тоже окончил с отличием. Он всегда был первым, но никогда не гордился и не был заносчивым. Самыми главными его качествами, кроме  трудолюбия, упорства и старания в любом деле, как вы уже заметили, были простота, искренность. Именно благодаря этим качествам он и стал первым космонавтом. Ведь на самом деле долгое время не было решено, кто же полетит на корабле «Восток», кроме Гагарина, были ещё претенденты на первый полёт в космос, всего их было двадцать человек . Они не были лучшими пилотами страны, претендентов отбирал сам Королёв, важен был рост, вес и здоровье: возраст не должен был превышать 30 лет, вес — 72 кг, а рост — 170 см (кстати, рост Гагарина был 165 см). Только при таких характеристиках космонавт мог поместиться в первом космическом корабле «Восток».

Но все решил случай…

 

Он был первый. Русский человек Юрий Гагарин открыл человечеству дорогу в космос!

После Юрия Гагарина в космосе побывало 454 землянина.

Учитель комментирует:

- Первый суточный космический полет совершил космонавт Герман Степанович Титов с 6 по 7 августа 1961 года на космическом корабле "Восток-2".

- Первый в мире полет в космос женщины осуществила Валентина Терешкова с 16 по 19 июня 1963 года на космическом корабле "Восток-6".

- Первый в истории выход человека в открытый космос осуществил Алексей  Леонов.

- 1975 года началась первая экспедиция на космическую станцию "Салют-4" (космонавты  Губарев, Гречко)

- 1975 год  Первый международный космический полет  1975 – американские и советские космонавты

- Среди космонавтов есть и наш земляк, таганрожец  Юрий Васильевич Малышев. Окончил среднюю школу № 24 в Таганроге. Совершил два космических полёта в качестве командира экипажа: в 1980 году и в 1984.

Но ведь космос не принадлежит какому-то одному человеку или одному государству. Он для всех.  Поэтому сегодня  на орбите находится Международная космическая станция (МКС), в строительстве которой участвовали 16 стран.  Она действует с 2000 года, а до этого в эксплуатации находился орбитальный комплекс "Мир".  Сегодня на МКС работает 19 международный экипаж, с командиром россиянином  Геннадием Падалкой.

Итоги урока:

Вот и закончились наши соревнования. Командам необходимо посчитать количество своих звездочек.( команда набравшая большее количество звездочек с сегодняшнего дня будет считаться готовой к полету в космос).

Вы сегодня показали глубокие знания по астрономии, доказали, что вы можете справиться с любой проблемой.

А нам остается попрощаться и пожелать друг другу удачи, счастья, успехов и до встречи в межгалактическом пространстве.

 Рефлексия: Ребята, во время путешествия вы получили  много призов-звездочек. Те, кому было интересно, прикрепите свою звездочку на ватман. У нас получилось замечательное созвездие. Придумаем ему название…

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Грибанова Наиля Гадельжановна, 12.04.18 в 12:10 0Ответить Пожаловаться
Классно Вы придумали !Молодец !!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.