12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Колесникова Елена Александровна74
Россия, Самарская обл., с. Августовка

Урок состязания: «Рыбаки и рыбки»

(7 класс)

Тема урока: Рыбы.

Цель урока:

Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей класса Рыбы, их строении, многообразии и жизнедеятельности.

Деятельностная: формирование у обучающихся способности к открытию новых знаний, выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.

Задачи урока:

1. Закрепить, расширить и систематизировать знания учеников о строении и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, их разнообразии и приспособленности к условиям среды; установить общие признаки рыб.

2. Активизировать мыслительные процессы учеников, используя активные методы обучения; дискуссии, сравнение, развивать наблюдательность, самостоятельное изложение гипотез, внимание.

3. Вырабатывать дух соревнования, коллективизма, правильность и быстроту ответов, стремление к знаниям.(слайд 2)

Оборудование: таблицы по зоологии (внутреннее строение рыб; схемы кровеносной системы, головного мозга); муляжи рыб; раздаточный материал к конкурсам для каждой команды. : интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютеры с выходом в Интернет, слайдовая презентация, учебник под ред. И. Н. Сонина, рабочие тетради.

Достижение образовательных результатов:

Личностные: осознание ответственности за произнесенное, формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, готовность к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществлять сравнение, высказывать суждения, аргументировать их; работать с информацией и преобразовать её; соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение работать с логическими знаками и символами.

Предметные: знание отличительных особенностей строения рыб, умение находить их на рисунках в сравнении с представителями других животных; иметь представление о многообразии рыб на Земле, особенностях их жизнедеятельности; приводить примеры значения рыб в природе и в жизни человека; меры природоохранной деятельности человека.

Формы организации учебной деятельности: игра состязание между командами. Учащиеся 7-го класса разбиваются на 3 команды, в каждой выбирается капитан, команды за несколько дней получают домашнее задание и готовятся к выступлению.

Методы: словесный, практический, частично-поисковый, учебно-исследовательский, наблюдение, информационно-обобщающий, стимулирующее оценивание, ассоциативный, иллюстративный, рефлексивной деятельности, конкретизации целей обучения, открытого обсуждения новых знаний, решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников.

Технология: элементы технологии развивающего, критического, проблемного, опережающего, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.

Ход урока

Эпиграфы к уроку: «На одном конце чудак, а на другом червяк».

( Ответ: ловля рыбы удочкой)

«Без труда не вынешь рыбку из пруда». (слайд 3)

Конкурс 1. Визитная карточка играющих команд. (слайд 4)

Конкурс 2. Загадка Робинзона Крузо.(слайд 5-6)

1-й улов уже есть, но что-то вы заскучали.

Что заскучали?

Как можно скучать?!

Когда приключения ждут вас сейчас.

Отправимся с вами в чужую страну,

На остров чудесный, в долину одну.

Там ждёт Робинзон нас,

Который уж год,

Посланья свои он настойчиво шлёт.

Текст для 1-й команды (слайд 7-8)

Практически у всех рыб…форма тела.(обтекаемая).

Тело рыб покрыто….(чешуёй)

Кожные желёзы вырабатывают…., которая уменьшает трение тела рыб при движение в воде.(слизь)

Окраска рыб …(разнообразная) и определяется…(фоном) окружающей среды.

Орган дыхания рыб-….(жабры)

Дышат рыбы с помощью….(жабер)…..(кислородом), который растворён в воде.

Органы передвижения рыб-…..(плавники)

Среди органов чувств рыб можно выделить…..,…..,…и…..(органы слуха, зрения, обоняния и осязания)

Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают с помощью….(боковой линии)

Рыбы являются….(холоднокровными) животными, так как температура их тела нестабильна и определяется температурой окружающей среды.

Текст для 2-й команды.(слайд 9-10)

1.У рыб, которые являются…..(раздельнополыми) животными, есть….(парные) половые желёза.

2.У самцов их называют ….(семенниками), а у самок….(яичники)

3.В яичниках зреют….(яйцеклетки), в семенниках….(сперматозоиды).

4.Время, когда рыбы размножаются, называется….(нерест).

5.Оплодотворение у многих рыб….(наружное), хотя существуют рыбы, у которых оплодотворение….(внутреннее), например, акулы.

6. В результате оплодотворения в….(икринках) развивается….(многоклеточный зародыш)

7.Через некоторое время личинка становится похожа на взрослую рыбу и её называют….(мальком).

8.У ряда не очень плодовитых рыб появилась такая форма приспособленности к выживанию, как …(забота) о…..(потомстве).

9.Самка трёхиглой колюшки мечет икру в….(гнездо), а самец….(охраняет) икру и родившихся личинок.

Конкурс 3. Кто быстрее. (слайд 11)

Задание 1-ой команде. Необходимо написать названия отделов головного мозга рыб. (Передний, промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый).

Задание 2-ой команде. Нужно назвать названия плавников рыбы. Парные: грудные, брюшные. Непарные: спинные, хвостовой, анальный).

Конкурс 4. Блиц-турнир «Рыбные вопросы» (слайд 12)

Конкурс 5. Следствие ведут знатоки. (слайд 13)

Необходимо установить, какому силуэту рыбы соответствует каждое из имеющихся названий.(командам раздаются рисунки с силуэтами рыб)

Конкурс 6. Приплыла к нему рыбка. (слайд 14-15)

На крючке удочки есть вопросы.

Вопросы 1-й команде

Верна ли пословица «На то и щука в море, чтобы карась не дремал»? (Нет щука и карась живут в пресных водоёмах).

Каких рыб называют живыми электростанциями? Какие значения принимает напряжение, создаваемое ими? (Электрический угорь, электрический скат – торпеда, электрический сом. Разряды могут иметь напряжение до 100, 200 и даже 650 в, а силу тока примерно 2 А, т.е. мощность свыше 1000Вт).

Таких личинок комаров- звонцов обожают рыбаки, так как их любит рыба. (Мотыль).

Правильно ли выражение «Нем как рыба»? (Рыбы не немы, они издают и слышат ультразвуки).

Каких рыб за их ценность именуют «красными», несмотря на то, что мясо у них белое, а икра черная. (Семейство осетровых).

Отчего жабры рыб ярко-красного цвета? Как на практике человек использует эти знания? (Испещренные капиллярами жабры содержат артериальную кровь. Если у свежей (не мороженной или копченой) рыбы в магазине жабры темные, то скорее всего, ее поймали давно и она могла начать портиться).

Вопросы 2-й команде (слайд 16-17)

1. Какую рыбу применяют в борьбе с малярией? Как принято называть такой метод борьбы? (Гамбузия. Биологический способ борьбы).

2. Каких рыб принято называть проходными? (Тех, которые живут в море, но для нереста плывут в устья рек и поднимаются вверх по течению. Таковы, например, волжская сельдь, кета, горбуша и другие).

3. Поляки и чехи прозвали эту рыбку «шпрот», а мы также как и эстонцы. Как? (Килька).

4. Зимой в небольших водоёмах делают во льду проруби. Иногда в эти проруби вставляют стебли тростника. Зачем? (Во избежание замора рыб).

5. Какая рыба и как способна заменить свечу? (Любую жирную рыбу, если ее высушить и продеть через ее тело фитиль).

6. Такую рыбу, как только впервые поймали, зоологи сразу же назвали «ожившим палеозойским ископаемым». Какую рыбу прозвали таким образом? (Латиметрия)

Конкурс 7. «Литературный салон». (слайд18-19)

Необходимо ответить на вопросы

какую рыбу готовил Демьян для соседа Фоки в басне И. А. Крылова «Демьянова уха» (лещом и стерлядью)

В чьем произведении хирург пересадил юноше Ихтиандру жабры акулы? ( В романе Беляева «Человек- амфибия»)

Какая рыба мечет икру зимой? Какой из русских писателей написал рассказ о необычной ловле данной рыбы? (налим А.П. Чехов «Налим»)

При помощи этой рыболовной снасти из сказки Пушкина выловили золотую рыбку. (невод)

Её русский писатель Виктор Астафьев называл царь- рыба. (осетр)

Стрела из иглы данного ската сбила Одиссея – героя поэмы Гомера. (хвостокола)

Популярный персонаж многих сказок и легенд, является мифическим морским существом с женским телом и рыбьим хвостом. Моряки всегда рассказывали о них небылицы. (русалки)

Конкурс 8. «Зоошутка» (слайд 20)

Карточка 1-й команде

Тапвол (плотва)

Дукса (судак)

Секрат (треска)

Карточка 2-й команде

Знаас (сазан)

Млина (налим)

Торес (осетр)

Конкурс 9. Музыкальная шкатулка. (слайд 21)

Вопрос: Какую рыбу нес кум до кумы в данной известной русской народной песне?

Ответ: судака: «То не лед трещит, ни комар пищит. Это кум до кумы судака тащит».

Вопрос: Ловом именно данной рыбы с большим успехом занимался Костя- моряк из известной песни. Какой?

Ответ: кефаль.

Конкурс 10. Кто точнее? (слайд 22)

Быстро, правильно установите общие признаки рыб во внешней и внутренней организации.

1 команда

Общие признаки рыб во внешней организации:

-тело включает в себя 3 части;

-органами движения являются плавники;

-чешуя;

-органы боковой линии;

-глаза без век.

2 команда

Общие признаки рыб во внутренней организации:

-холоднокровность;

-5 отделов головного мозга;

-2-х камерное сердце;

-1 круг кровообращения;

-жабры;

-почки.

Подведение итогов членами жюри. Награждение самых активных и лучших эрудитов.

Опубликовано


Комментарии (1)

Дударева Надежда Викторовна, 06.05.16 в 20:46 0 Ответить Пожаловаться
Извините, но ваша работа не соответствует конкурсному заданию. В регламенте конкурса стоит задача: "Разработать и представить на конкурс методическую разработку внеклассного мероприятия по биологии на тему «Занимательная биология»"
Виды уроков -Внеклассное мероприятие"
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.