Урок-состязание: «Рыбаки и рыбки» по биологии в 7 классе
Урок состязания: «Рыбаки и рыбки»
(7 класс)
Тема урока: Рыбы.
Цель урока:
Предметно-дидактическая: формирование представлений об отличительных признаках представителей класса Рыбы, их строении, многообразии и жизнедеятельности.
Деятельностная: формирование у обучающихся способности к открытию новых знаний, выполнение практических заданий, поиска решений проблемных вопросов.
Задачи урока:
1. Закрепить, расширить и систематизировать знания учеников о строении и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, их разнообразии и приспособленности к условиям среды; установить общие признаки рыб.
2. Активизировать мыслительные процессы учеников, используя активные методы обучения; дискуссии, сравнение, развивать наблюдательность, самостоятельное изложение гипотез, внимание.
3. Вырабатывать дух соревнования, коллективизма, правильность и быстроту ответов, стремление к знаниям.(слайд 2)
Оборудование: таблицы по зоологии (внутреннее строение рыб; схемы кровеносной системы, головного мозга); муляжи рыб; раздаточный материал к конкурсам для каждой команды. : интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютеры с выходом в Интернет, слайдовая презентация, учебник под ред. И. Н. Сонина, рабочие тетради.
Достижение образовательных результатов:
Личностные: осознание ответственности за произнесенное, формирование навыков развернутого анализа, формирование ответственного отношения к учебной деятельности, готовность к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществлять сравнение, высказывать суждения, аргументировать их; работать с информацией и преобразовать её; соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, умение работать с логическими знаками и символами.
Предметные: знание отличительных особенностей строения рыб, умение находить их на рисунках в сравнении с представителями других животных; иметь представление о многообразии рыб на Земле, особенностях их жизнедеятельности; приводить примеры значения рыб в природе и в жизни человека; меры природоохранной деятельности человека.
Формы организации учебной деятельности: игра состязание между командами. Учащиеся 7-го класса разбиваются на 3 команды, в каждой выбирается капитан, команды за несколько дней получают домашнее задание и готовятся к выступлению.
Методы: словесный, практический, частично-поисковый, учебно-исследовательский, наблюдение, информационно-обобщающий, стимулирующее оценивание, ассоциативный, иллюстративный, рефлексивной деятельности, конкретизации целей обучения, открытого обсуждения новых знаний, решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту школьников.
Технология: элементы технологии развивающего, критического, проблемного, опережающего, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Ход урока
Эпиграфы к уроку: «На одном конце чудак, а на другом червяк».
( Ответ: ловля рыбы удочкой)
«Без труда не вынешь рыбку из пруда». (слайд 3)
Конкурс 1. Визитная карточка играющих команд. (слайд 4)
Конкурс 2. Загадка Робинзона Крузо.(слайд 5-6)
1-й улов уже есть, но что-то вы заскучали.
Что заскучали?
Как можно скучать?!
Когда приключения ждут вас сейчас.
Отправимся с вами в чужую страну,
На остров чудесный, в долину одну.
Там ждёт Робинзон нас,
Который уж год,
Посланья свои он настойчиво шлёт.
Текст для 1-й команды (слайд 7-8)
Практически у всех рыб…форма тела.(обтекаемая).
Тело рыб покрыто….(чешуёй)
Кожные желёзы вырабатывают…., которая уменьшает трение тела рыб при движение в воде.(слизь)
Окраска рыб …(разнообразная) и определяется…(фоном) окружающей среды.
Орган дыхания рыб-….(жабры)
Дышат рыбы с помощью….(жабер)…..(кислородом), который растворён в воде.
Органы передвижения рыб-…..(плавники)
Среди органов чувств рыб можно выделить…..,…..,…и…..(органы слуха, зрения, обоняния и осязания)
Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают с помощью….(боковой линии)
Рыбы являются….(холоднокровными) животными, так как температура их тела нестабильна и определяется температурой окружающей среды.
Текст для 2-й команды.(слайд 9-10)
1.У рыб, которые являются…..(раздельнополыми) животными, есть….(парные) половые желёза.
2.У самцов их называют ….(семенниками), а у самок….(яичники)
3.В яичниках зреют….(яйцеклетки), в семенниках….(сперматозоиды).
4.Время, когда рыбы размножаются, называется….(нерест).
5.Оплодотворение у многих рыб….(наружное), хотя существуют рыбы, у которых оплодотворение….(внутреннее), например, акулы.
6. В результате оплодотворения в….(икринках) развивается….(многоклеточный зародыш)
7.Через некоторое время личинка становится похожа на взрослую рыбу и её называют….(мальком).
8.У ряда не очень плодовитых рыб появилась такая форма приспособленности к выживанию, как …(забота) о…..(потомстве).
9.Самка трёхиглой колюшки мечет икру в….(гнездо), а самец….(охраняет) икру и родившихся личинок.
Конкурс 3. Кто быстрее. (слайд 11)
Задание 1-ой команде. Необходимо написать названия отделов головного мозга рыб. (Передний, промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый).
Задание 2-ой команде. Нужно назвать названия плавников рыбы. Парные: грудные, брюшные. Непарные: спинные, хвостовой, анальный).
Конкурс 4. Блиц-турнир «Рыбные вопросы» (слайд 12)
Конкурс 5. Следствие ведут знатоки. (слайд 13)
Необходимо установить, какому силуэту рыбы соответствует каждое из имеющихся названий.(командам раздаются рисунки с силуэтами рыб)
Конкурс 6. Приплыла к нему рыбка. (слайд 14-15)
На крючке удочки есть вопросы.
Вопросы 1-й команде
Верна ли пословица «На то и щука в море, чтобы карась не дремал»? (Нет щука и карась живут в пресных водоёмах).
Каких рыб называют живыми электростанциями? Какие значения принимает напряжение, создаваемое ими? (Электрический угорь, электрический скат – торпеда, электрический сом. Разряды могут иметь напряжение до 100, 200 и даже 650 в, а силу тока примерно 2 А, т.е. мощность свыше 1000Вт).
Таких личинок комаров- звонцов обожают рыбаки, так как их любит рыба. (Мотыль).
Правильно ли выражение «Нем как рыба»? (Рыбы не немы, они издают и слышат ультразвуки).
Каких рыб за их ценность именуют «красными», несмотря на то, что мясо у них белое, а икра черная. (Семейство осетровых).
Отчего жабры рыб ярко-красного цвета? Как на практике человек использует эти знания? (Испещренные капиллярами жабры содержат артериальную кровь. Если у свежей (не мороженной или копченой) рыбы в магазине жабры темные, то скорее всего, ее поймали давно и она могла начать портиться).
Вопросы 2-й команде (слайд 16-17)
1. Какую рыбу применяют в борьбе с малярией? Как принято называть такой метод борьбы? (Гамбузия. Биологический способ борьбы).
2. Каких рыб принято называть проходными? (Тех, которые живут в море, но для нереста плывут в устья рек и поднимаются вверх по течению. Таковы, например, волжская сельдь, кета, горбуша и другие).
3. Поляки и чехи прозвали эту рыбку «шпрот», а мы также как и эстонцы. Как? (Килька).
4. Зимой в небольших водоёмах делают во льду проруби. Иногда в эти проруби вставляют стебли тростника. Зачем? (Во избежание замора рыб).
5. Какая рыба и как способна заменить свечу? (Любую жирную рыбу, если ее высушить и продеть через ее тело фитиль).
6. Такую рыбу, как только впервые поймали, зоологи сразу же назвали «ожившим палеозойским ископаемым». Какую рыбу прозвали таким образом? (Латиметрия)
Конкурс 7. «Литературный салон». (слайд18-19)
Необходимо ответить на вопросы
какую рыбу готовил Демьян для соседа Фоки в басне И. А. Крылова «Демьянова уха» (лещом и стерлядью)
В чьем произведении хирург пересадил юноше Ихтиандру жабры акулы? ( В романе Беляева «Человек- амфибия»)
Какая рыба мечет икру зимой? Какой из русских писателей написал рассказ о необычной ловле данной рыбы? (налим А.П. Чехов «Налим»)
При помощи этой рыболовной снасти из сказки Пушкина выловили золотую рыбку. (невод)
Её русский писатель Виктор Астафьев называл царь- рыба. (осетр)
Стрела из иглы данного ската сбила Одиссея – героя поэмы Гомера. (хвостокола)
Популярный персонаж многих сказок и легенд, является мифическим морским существом с женским телом и рыбьим хвостом. Моряки всегда рассказывали о них небылицы. (русалки)
Конкурс 8. «Зоошутка» (слайд 20)
Карточка 1-й команде
Тапвол (плотва)
Дукса (судак)
Секрат (треска)
Карточка 2-й команде
Знаас (сазан)
Млина (налим)
Торес (осетр)
Конкурс 9. Музыкальная шкатулка. (слайд 21)
Вопрос: Какую рыбу нес кум до кумы в данной известной русской народной песне?
Ответ: судака: «То не лед трещит, ни комар пищит. Это кум до кумы судака тащит».
Вопрос: Ловом именно данной рыбы с большим успехом занимался Костя- моряк из известной песни. Какой?
Ответ: кефаль.
Конкурс 10. Кто точнее? (слайд 22)
Быстро, правильно установите общие признаки рыб во внешней и внутренней организации.
1 команда
Общие признаки рыб во внешней организации:
-тело включает в себя 3 части;
-органами движения являются плавники;
-чешуя;
-органы боковой линии;
-глаза без век.
2 команда
Общие признаки рыб во внутренней организации:
-холоднокровность;
-5 отделов головного мозга;
-2-х камерное сердце;
-1 круг кровообращения;
-жабры;
-почки.
Подведение итогов членами жюри. Награждение самых активных и лучших эрудитов.
Дударева Надежда Викторовна