Урок по окружающему миру на тему «Сравнение домашних и диких животных (кошка и рысь)»

3
0
Материал опубликован 27 December 2018 в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное общеобразовательное учреждение Омской области

«Адаптивная школа №12»


 

Технологическая карта по предмету «Мир природы и человека»

Разработана в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) Вариант 1
 

«Сравнение домашних и диких животных (кошка и рысь)»

 


 

Разработала:

учитель начальных классов

Ярошинская Светлана Эдмундовна

Омск, 2018

 

Технологическая карта по предмету «Мир природы и человека»

Разработана в соответствии с ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) Вариант 1

Ярошинская Светлана Эдмундовна, учитель начальных классов

КОУ «Адаптивная школа № 12» г. Омска Омской области

Тема урока:

«Сравнение домашних и диких животных (кошка и рысь)»

Цель:

Познакомить со сходствами и различиями представителей семейства кошачьих – кошки и рыси.

Задачи урока:

Образовательные задачи:

Коррекционно-развивающие задачи:

Воспитательные

- расширение знаний о домашних и диких животных, раскрыть их особенности, повадки;

- расширение кругозора и словаря учащихся.

- коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении;

- развивать мыслительные операции, при отгадывании загадок;

- развивать связную речь, при полных ответах на вопросы.

- воспитание мотивации к учению;

- воспитание бережного и внимательного отношения к животным, желание за ними ухаживать.

Формирование базовых учебных действий

Познавательные учебные действия:

Личностные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия:

Регулятивные учебные действия:

- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- уметь работать с полученной информацией.

- уметь самостоятельно выполнять учебные заданий;

- понимать личностную ответственность за свои поступки.

- уметь обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.

- уметь работать с учебными принадлежностями и организовывать своё рабочее место;

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Предметные результаты:

-называть диких и домашних животных;

- различать диких и домашних животных;

- узнавать внешний вид, образ жизни, повадки и приметы с которыми люди связывают этих животных.

Оборудование:

наглядный и раздаточный материал для учащихся: картинки с изображением животных; 

презентация: «Кошка и рысь», компьютер.

Тип урока: изучение нового.

Формы и методы:
1. Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
2. Наглядный метод

3. Применение ИКТ (презентация)

Ход урока:

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Организовать направленное внимание на начало урока. Создание положительного настроя учащихся на урок.

Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок мир природы и человека.

- Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок.

На парте у вас находятся учебник, рабочая тетрадь, в которой вы будете работать, карточки. Желаю вам удачи!

Приготовление к уроку.
Приветствие учителя.

2.Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

3.Мотивация к деятельности

Основная цель данного этапа заключается в том, чтобы каждый ученик внутренне осознал

потребность закрепления пройденного материала и открытия новых знаний и умений

Мотивирование учащихся на изучение темы

Критерии оценивания обучающихся

Пожелание на сегодняшний урок:

С хорошим настроением принимайся за работу!

-Ребята, а какое сейчас время года?

Назовите весенние месяцы. Дни недели?

Продолжите предложение:

Солнце светит….(ярче). Становится…(теплее).

После зимнего сна ………(пробуждаются звери)

У животных появляется…….(потомство).

Ребята, давайте, вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о животных)

На Земле живут разнообразные животные.

Все животные различаются по месту…(проживания), одни живут в…( лесу), другие..( у человека).

У всех животных общие части тела. Они состоят из …(головы, шеи, туловища, хвоста и 4 лап или ног).

Ребята у меня есть корзинка, а в ней животные, нужно назвать это животное и правильно разместить по месту проживания.

-Молодцы, ребята, вы хорошо справились с домашним заданием, старались правильно и полными ответами отвечали на вопросы.

Сейчас я загадаю вам загадки, отгадав их, вы узнаете, о каких животных пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.

 

Эта кошка не проста,

И почти что нет хвоста.

Может прыгнуть и загрызть

На ушах с кистями…

-О ком мы с вами сегодня будем говорить на уроке?

-Правильно, ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о диких и домашних животных и узнаем, какие же сходства и различия имеют кошка и рысь, узнаем более подробно о внешнем виде, образе жизни, повадках этих животных.

К концу урока мы научимся:

- находить сходство и различие у кошки и рыси;

-узнаем, чем питается кошка, и на кого охотится рысь;

-узнаем как называются детеныши кошки и рыси.

Урок очень важен и интересен, потому что вы много узнаете о жизни таких животных как кошка и рысь, научитесь отличать этих животных друг от друга. Вы также будете знать, что кошка не опасна, ее можно погладить, накормить, а к рыси, если встретите в лесу или в зоопарке, нельзя подходить близко, потому что она очень опасна.

За работу на уроке вы будете получать жетоны. В конце урока при оценивании ваших результатов будут учитываться, полученные вами жетоны.

Те учащиеся, которые будут иметь 7 и более жетонов получат за урок отметку «5»;

от 4 до 9 жетонов - получат отметку «4»;

от 1-3 жетонов - получат отметку «3».

Ответы учащихся

 

кошка

рысь

Совместно с учителем формулируют задачи урока.

4.Динамическая пауза (этап физической разрядки)

Смена вида деятельности создает условия для снятия переутомления у детей.

Вот окошко распахнулось.       

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка наверх,      

Посмотрела кошка вниз.          

Вот налево повернулась,         

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась         

И уселась на карниз.                

Повторяют движения

руки в стороны

имитация мягкой, грациозной походки кошки

запрокинуть голову, посмотреть вверх

опустить голову, посмотреть вниз

повернуть голову налево

повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху

соответствующие движения и мимика

присесть

4. Учебно-познавательная деятельность

Цель – узнать о различиях и сходстве кошки и рыси, называть детенышей

Работа с учебником

Кошки – представители семейства кошачьих, в которое входят и другие животные, такие как львы, тигры, ягуары, леопарды, рыси.

Работа с учебником

Откройте стр. 64. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос: где расположены кошки, а где рысь.

Найди животных, которые похожи на кошку. Назови их.

Мы с вами постараемся изучить сходства и различия кошки и рыси.

Различие кошки и рыси

 

Кошка

Рысь

 

домашнее животное

Дикое животное

Внешний вид

Кошка значительно меньше рыси, на ушах нет кисточек, хвост длинный. У кошки разная окраска.

Рысь значительно крупнее кошки, на ушах кисточки, хвост короткий. Окраска рыси неяркая, пятнистая, что помогает ей прятаться в ветвях деревьев.

Место проживания

Человек ухаживает за кошкой, живет в доме.

Кошка любит тепло, в холодную погоду редко выходит на улицу

Обитает в тайге и в лесу.

Круглый год живет в лесу. Густой теплый мех защищает ее от ветров и морозов

Питание

Кошка ловит мышей, любит молоко, ест рыбу, мясо.

Рысь охотится на небольших зверей, разоряет гнезда птиц и норы лесных животных

Повадки

Кошки ласковы, любят, когда их гладят, в ответ они весело мурлычут.

Рысь осторожна, живет одна, прячутся от людей, редко приручаются, если оказываются в неволе.

 

У кошки тонкий слух, острое зрение, она умеет ориентироваться в темноте, очень чистоплотна, аккуратна, умеет находить дорогу домой.

Осторожная, чуткая, всё слышит, хорошо лазает по деревьям, её трудно увидеть

Сходства кошки и рыси

1.Внешне кошка и рысь похожи

2.Нуждаются в воде, воздухе

3. Сильные и острые когти, благодаря им хорошо лазают по деревьям

4. Мягкие подушечки на лапах помогают неслышно передвигаться

5. Чаще отдыхают днем, а ночью выходят на охоту, их глаза хорошо видят в темноте

6. Вскармливают своих детенышей молоком

Ребята посмотрите на рисунок и сравните внешний вид кошки и рыси.

Кошка и рысь имеют потомство и вскармливают своих детенышей молоком. Детенышей кошки называют котятами, а детенышей рыси- рысятами.

Игра «Кот в мешке»

-Ребята, вы слышали выражение «купить кота в мешке?» Что означает?

А чтобы вы поняли это выражение, предлагаю поиграть в игру, которая так и называется «Кот в мешке».

Каждый из вас вытащит из мешочка своего «кота» и посмотрит, что же за кота он себе купил. (в мешке лежат карточки с вопросами)

1.Кого ловят кошки?

2.На кого охотится рысь?

3. Где живёт кошка?

4. Какие когти у кошки и рыси?

5. Какую еду любят кошки?

6. Видят ли кошка и рысь ночью?

7. Сколько лап у кошек?

8. Как ходит кошка?

9. Какое животное запускают в дом первым?

- Молодцы, ребята! Понравилась вам игра? Поняли, что значит купить кота в мешке? Мы покупаем то, не зная, что…

Кошки слева на стр. учебника, а рысь справа.

Лев, тигр.

Ответы учащихся

за выполненное задание получают жетоны

1.Кошки ловят мышей

2. Рысь охотится на небольших зверей, разоряет гнезда птиц и норы лесных животных

3. Человек ухаживает за кошкой, живет в доме.

4.Сильные и острые когти у кошки и рыси.

5.Кошки любят молоко, рыбу, мясо.

6. Их глаза хорошо видят в темноте.

7. У кошек четыре лапы.

8. Кошка и рысь передвигаются бесшумно.

9. Животное, которое запускают в дом первым это кошка.

Ответы учащихся

за выполненное задание получают жетоны

5. Закрепление изученного материала

Применение нового материала

Цель: проверить понимание изученного материала через ответы на поставленные учителем вопросы, составление рассказа, выполнение работы в тетради

А сейчас я предлагаю обобщить те знания, которые мы получили на уроке.

Отгадайте загадку: Мягкие лапки, а в лапках царапки.

Закончите предложения:

У кошки хвост длинный, а у рыси…

Рысь живет в лесу, а человек …

Кошки

короткий

дома у человека

6. Подведение итогов урока

Цель: установить степень усвоения темы; подвести итог проделанной работы на уроке. Какие выводы вы можете сделать?

Оценивание урока. Выставление отметок

Подведем итоги.

Ребята давайте посмотрим, выполнили мы поставленные задачи на уроке

- находить сходство и различие у кошки и рыси;

-узнаем, чем питается кошка, и на кого охотится рысь;

-узнаем, как называются детеныши кошки и рыси.

Вот и подошел к концу урок и мы должны оценить вашу работу. Посчитайте сколько у вас жетонов, заработанных на уроке.

Учитель выставляет отметки, комментируя их:

Больше всех жетонов получили Смирнова Е., Сокин Д., Польная Ж., Мельников Д. Эти ребята активно работали на каждом этапе урока. Поэтому они получают отметку «отлично» т.е. «5»

Муратов О., Перешивко В., Перешивко Л.-заработали от 4 до 7 жетонов, поэтому получают отметку «хорошо»- «4».

Половинчиков Е. и Жетписбаев А. заработали по 3 жетона, поэтому получают отметку «удовлетворительно» - «3».

Учащиеся отвечают на вопросы

Называют различие кошки и рыси.

Кошка питается молоком, мясом, рыбой, рысь охотится на мелких животных

Детенышей кошки называют котятами, а детенышей рыси- рысятами.

Дети считают жетоны и сообщают учителю.

7. Этап информации обучающимся о домашнем задании

Цель: разъяснение домашнего задания, используя дифференцированный подход

Чтобы продолжить наше удивительное путешествие в мир животных запишем домашнее задание:

1 группа: составить рассказ о кошке и рыси по плану:

1.Внешний вид.

2.Где живут

3.Чем питаются.

2 группа: нарисовать в тетради кошку и рысь.

Дети записывают домашнее задание.

8. Рефлексия деятельности.

Цель: научить обучающихся оценивать результат своей деятельности

Оцените свои достижения на уроке. Прикрепи свой листочек на дерево (даются на выбор листочки 3 цветов, им необходимо выбрать тот, который они считают нужным). Зелёный листочек – я все понял на уроке, интересные задания.
Жёлтый – я не все понял.
Красный – я ничего на уроке не понял.

Общение с животными делает людей добрее, а их жизнь - интереснее.

Ребята, понравился ли вам урок?
- Спасибо за урок!


Приклеивают свой листочек на дерево.

Список используемой литература:

1.Учебник Н.Б.Матвеева, М.С.Котина, Т.О.Куртова Живой мир 2 класс Москва «Просвещение» 2017.

2. Учебник С.В.Кудрина «Окружающий мир» для 2 класса Москва «Просвещение», 2011

3. Синицына Е.Н. Умные загадки. – Москва, 1997.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.