Урок «Дикие и домашние животные. Сравнение»
Пояснительная записка к презентации
Дикие и домашние животные. Сравнение
Цель: закрепить знания о диких и домашних животных
Задачи:
коррекционно-образовательные:
· расширение кругозора детей;
· формирование умения составлять развёрнутую фразу и рассказ-описание.
коррекционно-развивающие:
· коррекция внимания;
· коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании;
· коррекция мышления на основе упражнений в анализе и синтезе, в сравнении;
· развитие связной речи, активизация словаря на основе упражнений в словообразовании.
коррекционно-воспитательные:
· воспитание бережного отношения к животным;
· воспитание мотивации учащихся к учебной деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Подготовка к восприятию нового материала.
1 В сарае, в клетке он живёт,
Морковку сладкую грызёт.
Ох и острые же зубки,
Он всегда в пушистой шубке,
Лопоухий, хвост как нолик.
Все узнали это…( кролик).
Как догадались?
2 Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы. заяц
Как догадались?
На прошлых уроках вы изучали кролика и зайца. Сейчас мы сравним их с помощью опорных схем
Кто это? |
Заяц |
Кролик |
Чем покрыто тело? |
Тело зайца покрыто шерстью. |
Тело кролика покрыто шерстью. |
Какой по размеру? |
Маленький. |
Маленький. |
Какой по цвету? |
Заяц летом серый, зимой белый. Он сливается со снегом и становится незаметным. |
Кролики бывают серые, белые, чёрные. |
Чем питается? |
Корой деревьев, морковью, капустой, молодыми побегами. |
Морковью, капустой, травой. |
Как передвигается? |
У зайца передние лапы короткие, а задние – длинные. Они помогают бежать от врагов. В гору вбирается легко, а с горы – кувырком. |
Мало двигаются. |
Где живёт? |
Заяц живёт в лесу. |
Кролик живёт в клетке, на ферме. |
Изучение нового материала
Отгадайте кто так голос подает
Корова, коза, овца, свинья
- Каких домашних животных вы еще знаете?
Сейчас вы должны внимательно слушать и думать. Игра называется «Так бывает или нет?» Я вам буду читать, и задавать вопрос, а вы будете говорить: бывает или нет.
Вам придётся постараться,
На вопросы дать ответ.
Помогите разобраться – так бывает или нет?
4) Сон куриный охраняя, наш петух охрип от лая.
- Знаешь, почему я лаю? Это я лису пугаю.
Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?
5) Я спросил свою собаку: «Что ты с кошкой лезешь в драку?»
- Это кошка лезет в драку, - замяукала собака.
Я хотела поиграть, а она меня кусать.
Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?
2) В гости я пришёл к корове, выпить кружку на здоровье.
- Хочешь, - хрюкает корова, - я налью тебе парного?
Быстро дайте мне ответ: так бывает или нет?
Запомните этих животных (день-ночь) что изменилось? Добавился кролик. Почему добавили кролика, а не зайца (домашнее животное).
- Какую пользу приносят человеку эти животные стр 73
Отгадайте загадки
Зверь лохматый, косолапый.
Он сосёт в берлоге лапу.
Кто зимой холодной
В лесу ходит злой, голодный?
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
А хвост пушистый – краса.
А зовут её…
Какие это животные? дикие
Кто с высоких тёмных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонёк?
Как одним словом назвать их? (животные)
- Какие это животные? (дикие)
- Почему? (живут в лесу)
Сообщение темы урока.
- Кто сможет назвать тему урока?
- Сегодня на уроке мы будем узнавать диких и домашних животных, сравнивать их.
- Возьмите свои конверты Яр Мак
- Вы уже сказали, что животные есть домашние, а есть дикие
- Ребята, животные такие все разные, что же у них общего? Давайте посмотрим
1 - Чем покрыто тело диких и домашних животных? Шерстью
Посмотрите внимательно на животных. Какие части тела у них есть?
Тело животного состоит из частей. У каждого животного есть туловище, голова, хвост, уши, глаза, конечности (лапы и ноги)
Ребята, у каждого на столе у вас есть картинка с рисунком часть животного. Вам надо узнать, чьи это части и составить словосочетание.
2 Вывод: У всех животных есть туловище, голова, хвост, конечности
Ребята, мы с вами увидели, чем похожи две группы животных. А в чем же их различия? Сейчас мы с вами это узнаем.
У каждого животного есть дом.
Где же живут дикие животные? (в лесу)
А домашние животные (рядом с человеком)
Игра «Рассели животных (в лес, в дом)
3 Вывод: дикие животные живут в дикой природе, а домашние рядом с человеком
- Хотя дикие животные и живут в лесу, но у каждого есть е жилище.
Кто строит жилище диким животным?
Кто строит жилище домашним животным?
4 Вывод: Дикие животные находят и строят себе жилище сами, а домашним животным жилище строит человек
Что нужно для того, чтобы жить любому животному? Еда
Кто кормит диких животных? Домашних животных?
Поиграем «Кто чем питается». Мы позвали в гости животных. Чем угостим?
5 Вывод: Дикие животные сами добывают себе пищу, а домашних кормит человек, у которого они живут.
Прочитайте самостоятельно последний признак, по которому мы будем сравнивать животных (детеныши)
- Кто заботится о детенышах диких животных?
- Кто заботится о детенышах домашних животных?
Игра. Выйти к доске и соединить маму и детеныша
6 Вывод: Дикие животные сами заботятся о своих детенышах. Защищают и растят их.
А за детенышами домашних животных смотрит человек, следит за их здоровьем и охраняет их.
- Ребята, в самом начале урока мы говорили о том, что домашние животные приносят пользу человеку. Как вы думаете, а дикие животные приносят пользу человеку?
Человек охотится на диких животных (таких как лиса, заяц) и получает от них ценный мех. Из него шьют шубы и шапки, чтобы зимой нам было тепло.
- Ребята, а могут ли домашние животные стать дикими?
Бывает так, что люди бросают животных.
Правильно ли они поступают?
Мы в ответе за тех, кого приручили. Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги. И у нас с вами в классе есть выставка книг о животных, которые вы читали. Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: "Мир - прекрасен!"
5. Итог урока.
Учитель: Что вам больше всего понравилось на уроке?
- Какими бы мыслями и чувствами вы поделитесь дома?
- О чем расскажите своим друзьям?
6. Рефлексия:
Сегодня вы все хорошо работали на уроке.
У разных животных конечности называются по-разному. Есть лапы. А есть ноги.
- Может быть кто-то знает, почему у одних животных конечности мы называем лапами, а у других ногами?
Лапами мы называем конечности животных, у которых есть когти, а ноги у тех животных, на конечностях которых есть копыта
- Назовите, у кого лапы?(Собака, кошка, белка)
У кого ноги(Олень, коза, лошадь)
Молодцы.
Домик белки называется – дупло. Белка живет в дупле. Она устилает его мягким пухом, шерстью, перьями птиц и листьями.
Слайд 23
Дом лисы называется – нора. Лиса живет в норе. У норы есть несколько входов и выходов, чтобы она могла легко убежать от врагов.
Слайд 24
Жилище медведя называется- берлога. Медведь живет в берлоге. На зиму медведи укладываются туда спать. Вход в берлогу заваливается ветками и землей, а зимой присыпается снегом.
Слайд25
Жилище волка называется- логово.
Слайд26
А у зайца нет своего жилища. Он спит под кустиками. Там же он может спрятаться от ветра, от дождя и от хищников.
Слайд27
А где же живут домашние животные?
Домашние животные живут рядом с человеком
Слайд28
У собаки - конура
Слайд29
У лошади- конюшня
Слайд30
У коровы - коровник
Слайд31
У овец и коз- хлев
Слайд32
У свиньи –свинарник
Шерстью |
|
Туловище, голова, хвост, уши, глаза, конечности (лапы и ноги) |
|
В дикой природе |
Рядом с человеком |
Сами находят и строят |
Человек |
Сами добывают |
Человек |
Сами заботятся |
Человек |
Шерстью |
|
Туловище, голова, хвост, уши, глаза, конечности (лапы и ноги) |
|
В дикой природе |
Рядом с человеком |
Сами находят и строят |
Человек |
Сами добывают |
Человек |
Сами заботятся |
Человек |
|
Дикие животные |
Домашние животные |
Чем покрыто тело |
|
|
Части тела |
|
|
Где живут |
|
|
Кто строит жилище |
|
|
Кто кормит |
|
|
Детеныши |
|
|
|
Дикие животные |
Домашние животные |
Чем покрыто тело |
|
|
Части тела |
|
|
Где живут |
|
|
Кто строит жилище |
|
|
Кто кормит |
|
|
Детеныши |
|
|