12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Коротких Светлана Николаевна4688 Член Российской Ассоциации ТРИЗ.
Преподаватель специальных дисциплин по профессии "Мастер столярно-плотничных и паркетных работ". Преподаватель групп профессионального обучения лиц с ОВЗ по профессии "Станочник деревообрабатывающих станков". Россия, Красноярский край, Красноярск Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Урок-викторина "Берестяные промыслы России"
Конспект урока-викторины «Берестяные промыслы России»
Учебная дисциплина: "Технология изготовления художественных изделий из дерева".
Тема: «Берестяные промыслы России»
Целевая аудитория: студенты 2-го курса, обучающиеся по профессии 08.01.05 "Мастер столярно-плотничных и паркетных работ".
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Форма проведения: урок-викторина
Цели:
- создание условий для организации деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний, полученных в рамках УД "Технология изготовления художественных изделий из дерева", по теме "Художественная обработка бересты";
- создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
- обобщить, проверить и систематизировать знания, полученные в рамках УД "Технология изготовления художественных изделий из дерева" по теме "Художественная обработка бересты";
- продолжить применение методов РТВ (развития творческого воображения) для решения заданий с творческим компонентом.
Развивающие:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- развивать логическое мышление, умение анализировать, развивать быстроту реакции, память, умение работать в команде;
- формировать умение, направленное на выявление, ограничение и последовательное сужение поля поиска решения;
- формировать умение смотреть на вещи с разных сторон;
- развивать интерес к открытию нового, к изобретательству;
- способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач.
Воспитательные:
- создать условия, обеспечивающие воспитание интереса и творческого отношения к избранной профессии;
- способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к народным промыслам;
- способствовать формированию у обучающихся навыков совместной деятельности, умению работать в группах;
- способствовать формированию интереса к устному народному творчеству и изобразительным искусствам;
- побуждение интереса к истории берестяного промысла.
Межпредметные связи:
УД «Технология изготовления художественных изделий из дерева»
ОУД «Литература» - Устное народное творчество.
ОУД «Физика» - свойства твердых тел.
Форма проведения: работа в группах.
Методы обучения: репродуктивный, методы РТВ (развития творческого воображения ТРИЗ- Метод Робинзона Крузо (метод скрытых свойств объекта обучает системному использованию ресурсов).
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:
Электронные ресурсы:
Презентация «Задания викторины»
Знаковые таблицы:
Таблицы с пословицами и поговорками
Дидактические материалы Лото (задания в 3 вариантах на определение инструментов для работы с берестой; на определение техник и технологий работы с берестой, на определение видов берестяных промыслов).
Дидактическое обеспечение:
Раздаточный материал:
Таблицы с пословицами и поговорками (3 комплекта)
Цветные копии картин известных художников (3 комплекта)
Задания лото для групп (3 варианта).
Задания для выполнения практической части для групп
Материально-техническое оснащение:
Ведро
Береста (заготовки-ленты)
Вода
Соль
Выставка работ студентов групп, занимающихся в студии берестяного творчества.
Общая характеристика урока-викторины
В уроке-викторине принимают участие все обучающиеся, присутствующие на занятии, которые разделены на 3 группы по 6-8 человек. Группы сидят совместно за общими столами.
Викторина состоит из пяти этапов конкурсных заданий (работа с жанрами устного народного творчества; работа с произведениями изобразительного искусства; работа по определению инструментов для обработки бересты, техник и технологий и берестяных промыслов; разгадывание нестандартных и нелогичных ситуаций (задача с «линейными» признаками, задача с «географическими» признаками, задачи- ситуации; практическая часть), которые проходят на состязательной основе.
Ход урока
Структура урока
1. Организационный момент.
Вступительная часть
1. Сообщение темы и цели урока
2. Организация групп обучающихся и сообщение критериев оценки работы на уроке.
Основная часть
1. Конкурс «Продолжи пословицу»
2. Конкурс «Найди и назови берестяные изделия»
3. Конкурс «Собери лото»
4. Конкурс «ДА-НЕТ-ка» интеллектуальная игра
5. Практическая часть: работа с берестой в группах.
Заключительная часть
1. Подведение итогов.
1. Организационный момент (1 мин)
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку.
Вступительная часть (4 мин)
1. Сообщение темы, цели, задач урока (2 мин.)
Сегодня мы собрались на урок-викторину «Берестяные промыслы России».
Цель нашего урока проверить насколько успешно вы усвоили материал по теме «Художественная обработка бересты».
Итак, задачи на урок-викторину:
проявить свою эрудицию в области знания пословиц и поговорок нашего народа и названий предметов крестьянского быта из бересты;
вспомнить инструменты, техники и технологии обработки бересты, а также известные всему миру берестяные промыслы.
применить свои знания о бересте и ее обработке при решении нестандартных задач;
совместно решить практическую творческую задачу.
2. Организация групп обучающихся и сообщение критериев оценки работы на уроке (2 мин).
Урок предполагает работу в группах, поэтому вы разделены на 3 рабочие группы. Предварительно группы выбрали капитана, придумали название и свою эмблему. (Капитаны групп представляют свою команду и эмблему).
Перед вами будут стоять интересные задачи, которые потребуют от вас знаний, эрудиции, сообразительности, внимания и сплоченности.
Вам предстоит пройти 5 этапов конкурсных испытаний. На каждом этапе вы сможете заработать определенное количество баллов. В течение урока будет оцениваться коллективная работа. На доске вы видите ведомость оценки работы групп, это нам потребуется при регистрации и подведении итогов. Группа, набравшая наибольшее количество баллов, объявляется победителем.
Ведомость оценки деятельности групп:
№ п/п | Название группы | Продолжи пословицу (10 баллов) | Найди и назови берестяные изделия (11 баллов) | Собери лото | Игра «ДА-НЕТ-ка» | Практическая часть (5 баллов) | Итого |
(5 баллов) | |||||||
1 | Плетешки | ||||||
2 | Берестянщики | ||||||
3 | Решатели |
Итак, начинаем работу.
Конкурс «Продолжи пословицу» (5 мин)
Вам необходимо за 3 минуты «собрать» пословицу или поговорку, первая часть которой записана в таблице слева, вторая – в таблице справа. (таблицы раздаются на столы группам, а также транслируются на экране телевизора для всех; для удобства работы можно раздать таблицы и разрезанные полоски с частями пословиц).
Максимальное количество баллов -10
Не берись лапти плести, | когда с неё кору дерут. |
Не спеши языком, | но не оденешься. |
Дорог богатому корабль, | да на всякую ногу приходятся. |
Бела береста, | а лесу на рубль изведешь. |
Березой обогреешься, | пятеры лапти сплести. |
Кабы не лыко, да не береста, | не надравши лыка. |
И у берёзы слёзки текут, | а бедному пестерь. |
В дорогу идти, | торопись кочедыком. |
Одни лапти без меры плетутся, | да дёготь чёрен. |
Березового сока на грош, | так и мужичок бы рассыпался |
Правильные ответы:
Не берись лапти плести, не надравши лыка.
Не спеши языком, торопись кочедыком.
Дорог богатому корабль, а бедному пестерь.
Бела береста, да дёготь чёрен.
Березой обогреешься, но не оденешься.
Кабы не лыко, да не береста, так и мужичок бы рассыпался.
И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.
В дорогу идти, пятеры лапти сплести.
Одни лапти без меры плетутся, да на всякую ногу приходятся.
Березового сока на грош, а лесу на рубль изведешь.
Выставление набранных баллов в ведомость-таблицу.
Переходим ко 2-му конкурсу.
Конкурс «Найди и назови берестяные изделия» (5 мин)
Вам необходимо за 3 минуты рассмотреть картины известных художников, найти на них изображения предметов крестьянского быта из бересты и записать названия этих предметов, именно так, как называли их наши предки, многие названия актуальны и сейчас. (цветные распечатанные копии картин раздаются на столы группам, а также транслируются на экране телевизора для всех; на столах должны быть листы для записи).
Максимальное количество баллов -11
| |
В.Ф.Стожаров М.В. Нестеров Л.А. Ламанова |
Правильные ответы:
Лапти, туес (бурак), веревка, короб, пестерь, лукошко (лукно), корзина, кушка (футляр), оплетенный кувшин, оплетенная бутыль, сума (сумка).
В следующем конкурсе продолжим знакомство с народной мудростью.
Выставление набранных баллов в ведомость-таблицу.
Конкурс «Собери лото» (5 мин) Приложение 1
Вам необходимо собрать лото, ознакомьтесь с комплектом. В задание входит карта-основа, в которой вы увидите таблицу с картинками, изображающими инструмент или технику обработки бересты, или какой-то известный берестяной промысел и карточки, на одной стороне которых указан ответ на каждую из этих картинок, а на другой стороне карточки - буквы. Накладывая на картинку, изображенную на таблице- основе, карточку с правильным ответом, буквой кверху, у вас получится часть старинной пословицы о бересте.
Группа, собравшая первыми, получает 5 баллов, вторыми -4 балла, третьи - 3 балла, (нужно следить, чтобы выполнившие задание первыми, не объявляли вслух свой правильный ответ).
Каждая группа получает задание «Собери лото» на темы:
Плетешки - «Инструменты для работы с берестой».
Берестянщики - «Техники и технологии в работе с берестой».
Решатели- «Берестяные промыслы».
После того, как все группы собрали лото, объявляется результат.
Максимальное количество баллов -5.
Правильный ответ: Если бы не лыко и не береста, то и мужичок бы рассыпался.
Выставление набранных баллов в ведомость-таблицу.
Конкурс «ДА-НЕТ-ка» интеллектуальная игра (10 мин)
Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны, которую я вам задам. Вы, как участники игры, можете задавать мне вопросы, НО! вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы я могла ответить вам "Да" или "Нет", возможно, «И да, и нет" Отсюда и название игры.
Вопросы:
1. Я задумала инструмент для обработки бересты. Отгадайте этот инструмент. Задавайте ваши вопросы по очереди (вопросы задаются и принимаются по поднятию руки). Та, группа, которая, правильно ответит на мой вопрос, получает 1 балл. (загадать можно любой инструмент, например, канфарник)
2. Я задумала один из известных берестяных промыслов. Отгадайте мою тайну. Задавайте ваши вопросы по очереди. (загадать можно любой промысел, например, шемогодская береста)
3. Что изображено на фотографии?
Правильный ответ: (березовая каша съедобная)4. Что изображено на фотографии?
Правильный ответ: (подушка из бересты)5. Что изображено на фотографии?
Правильный ответ: (грузила)
Максимальное количество баллов -5.
Выставление набранных баллов в ведомость-таблицу.
Переходим к заключительному конкурсу
5. Практическая часть: работа с берестой в группах, с применением методов РТВ (развития творческого воображения) (10 мин).
Я предлагаю вам стать Робинзонами.
Вы участвуете в реалити-шоу и находитесь на необитаемом острове, на берегу которого останки выброшенного на берег судна, обшитого берестяной. Из инструментов есть нож. Чтобы выбраться на берег вам необходимо решить задачу: изготовить за 10 минут аксессуар для современного интерьера.
Задания для групп: (группам выдается емкость с водой (ведро) в которой замочены предварительно нарезанные берестяные ленты (имитация берестяной обшивки судна), далее всем задается вопрос о том, какая в море вода, после получения ответа, что вода соленая, в емкость высыпается соль).
Защита результатов работы в группах.
К доске приглашается представитель группы для защиты вариантов. В устной форме представляют свои разработанные идеи, демонстрируют практические изделия. Максимальное количество баллов -5.
Выставление набранных баллов в ведомость-таблицу.
Заключительная часть
1. Подведение итогов (5 мин)
Ну вот и подошла к концу викторина. Подведем итоги –посчитаем баллы (работа с ведомостью-таблицей на доске).
Объявление победителей.
Выставление оценок.
Лото "Техники и технологии"DOCX / 820.55 Кб
Лото "Берестяные промыслы"DOCX / 1.73 Мб