12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коротких Светлана Николаевна4688
Член Российской Ассоциации ТРИЗ. Преподаватель специальных дисциплин по профессии "Мастер столярно-плотничных и паркетных работ". Преподаватель групп профессионального обучения лиц с ОВЗ по профессии "Станочник деревообрабатывающих станков".
Россия, Красноярский край, Красноярск

Конспект урока-викторины «Берестяные промыслы России»

Учебная дисциплина: "Технология изготовления художественных изделий из дерева".

Тема: «Берестяные промыслы России»

Целевая аудитория: студенты 2-го курса, обучающиеся по профессии 08.01.05 "Мастер столярно-плотничных и паркетных работ".

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Форма проведения: урок-викторина

Цели:

- создание условий для организации деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний, полученных в рамках УД "Технология изготовления художественных изделий из дерева", по теме "Художественная обработка бересты";

- создание условий для раскрытия творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить, проверить и систематизировать знания, полученные в рамках УД "Технология изготовления художественных изделий из дерева" по теме "Художественная обработка бересты";

- продолжить применение методов РТВ (развития творческого воображения) для решения заданий с творческим компонентом.

Развивающие:

- активизировать познавательную деятельность обучающихся;

- развивать логическое мышление, умение анализировать, развивать быстроту реакции, память, умение работать в команде;

- формировать умение, направленное на выявление, ограничение и последовательное сужение поля поиска решения;

- формировать умение смотреть на вещи с разных сторон;

- развивать интерес к открытию нового, к изобретательству;

- способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач.

Воспитательные:

- создать условия, обеспечивающие воспитание интереса и творческого отношения к избранной профессии; 

- способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;

- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к народным промыслам;

- способствовать формированию у обучающихся навыков совместной деятельности, умению работать в группах;

- способствовать формированию интереса к устному народному творчеству и изобразительным искусствам;

- побуждение интереса к истории берестяного промысла.

 Межпредметные связи:

УД «Технология изготовления художественных изделий из дерева»

ОУД «Литература» - Устное народное творчество.

ОУД «Физика» - свойства твердых тел.

Форма проведения: работа в группах.

Методы обучения: репродуктивный, методы РТВ (развития творческого воображения ТРИЗ- Метод Робинзона Крузо (метод скрытых свойств объекта обучает системному использованию ресурсов).

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

Электронные ресурсы:

Презентация «Задания викторины»

Знаковые таблицы:

Таблицы с пословицами и поговорками

Дидактические материалы Лото (задания в 3 вариантах на определение инструментов для работы с берестой; на определение техник и технологий работы с берестой, на определение видов берестяных промыслов).

Дидактическое обеспечение:

Раздаточный материал:

Таблицы с пословицами и поговорками (3 комплекта)

Цветные копии картин известных художников (3 комплекта)

Задания лото для групп (3 варианта).

Задания для выполнения практической части для групп

Материально-техническое оснащение:

Ведро

Береста (заготовки-ленты)

Вода

Соль

Выставка работ студентов групп, занимающихся в студии берестяного творчества.

Общая характеристика урока-викторины

В уроке-викторине принимают участие все обучающиеся, присутствующие на занятии, которые разделены на 3 группы по 6-8 человек. Группы сидят совместно за общими столами.

Викторина состоит из пяти этапов конкурсных заданий (работа с жанрами устного народного творчества; работа с произведениями изобразительного искусства; работа по определению инструментов для обработки бересты, техник и технологий и берестяных промыслов; разгадывание нестандартных и нелогичных ситуаций (задача с «линейными» признаками, задача с «географическими» признаками, задачи- ситуации; практическая часть), которые проходят на состязательной основе.

Ход урока

Структура урока
1. Организационный момент.

Вступительная часть

1. Сообщение темы и цели урока

2. Организация групп обучающихся и сообщение критериев оценки работы на уроке.

Основная часть

1. Конкурс «Продолжи пословицу»

2. Конкурс «Найди и назови берестяные изделия»

3. Конкурс «Собери лото»

4. Конкурс «ДА-НЕТ-ка» интеллектуальная игра

5. Практическая часть: работа с берестой в группах.
Заключительная часть

1. Подведение итогов.

1. Организационный момент (1 мин)

- Приветствие.

- Проверка готовности к уроку.

Вступительная часть (4 мин)

1. Сообщение темы, цели, задач урока (2 мин.)

Сегодня мы собрались на урок-викторину «Берестяные промыслы России».

Цель нашего урока проверить насколько успешно вы усвоили материал по теме «Художественная обработка бересты».

Итак, задачи на урок-викторину:

проявить свою эрудицию в области знания пословиц и поговорок нашего народа и названий предметов крестьянского быта из бересты;

вспомнить инструменты, техники и технологии обработки бересты, а также известные всему миру берестяные промыслы.

применить свои знания о бересте и ее обработке при решении нестандартных задач;

совместно решить практическую творческую задачу.

2. Организация групп обучающихся и сообщение критериев оценки работы на уроке (2 мин).

Урок предполагает работу в группах, поэтому вы разделены на 3 рабочие группы. Предварительно группы выбрали капитана, придумали название и свою эмблему. (Капитаны групп представляют свою команду и эмблему).

Перед вами будут стоять интересные задачи, которые потребуют от вас знаний, эрудиции, сообразительности, внимания и сплоченности.

Вам предстоит пройти 5 этапов конкурсных испытаний. На каждом этапе вы сможете заработать определенное количество баллов. В течение урока будет оцениваться коллективная работа. На доске вы видите ведомость оценки работы групп, это нам потребуется при регистрации и подведении итогов. Группа, набравшая наибольшее количество баллов, объявляется победителем.

Ведомость оценки деятельности групп:

п/п

Название группы

Продолжи

пословицу

(10 баллов)

Найди и назови берестяные изделия

(11 баллов)

Собери лото

Игра

«ДА-НЕТ-ка»

(5 баллов)

Практическая часть

(5 баллов)

Итого

(5 баллов)

1

Плетешки







2

Берестянщики







3

Решатели







Итак, начинаем работу.

Конкурс «Продолжи пословицу» (5 мин)

Вам необходимо за 3 минуты «собрать» пословицу или поговорку, первая часть которой записана в таблице слева, вторая – в таблице справа. (таблицы раздаются на столы группам, а также транслируются на экране телевизора для всех; для удобства работы можно раздать таблицы и разрезанные полоски с частями пословиц).

Максимальное количество баллов -10

Не берись лапти плести, 

когда с неё кору дерут.

Не спеши языком,

но не оденешься.

Дорог богатому корабль, 

да на всякую ногу приходятся.

Бела береста, 

а лесу на рубль изведешь.

Березой обогреешься,

пятеры лапти сплести.

Кабы не лыко, да не береста,

не надравши лыка.

И у берёзы слёзки текут, 

а бедному пестерь.

В дорогу идти,

торопись кочедыком.

Одни лапти без меры плетутся,

да дёготь чёрен.

Березового сока на грош,

так и мужичок бы рассыпался

Правильные ответы:

Не берись лапти плести, не надравши лыка.

Не спеши языком, торопись кочедыком.

Дорог богатому корабль, а бедному пестерь.

Бела береста, да дёготь чёрен. 

Березой обогреешься, но не оденешься.

Кабы не лыко, да не береста, так и мужичок бы рассыпался.

И у берёзы слёзки текут, когда с неё кору дерут.

В дорогу идти, пятеры лапти сплести.

Одни лапти без меры плетутся, да на всякую ногу приходятся.

Березового сока на грош, а лесу на рубль изведешь.

Выставление набранных баллов в ведомость-таблицу.

Переходим ко 2-му конкурсу.

Конкурс «Найди и назови берестяные изделия» (5 мин)

Вам необходимо за 3 минуты рассмотреть картины известных художников, найти на них изображения предметов крестьянского быта из бересты и записать названия этих предметов, именно так, как называли их наши предки, многие названия актуальны и сейчас. (цветные распечатанные копии картин раздаются на столы группам, а также транслируются на экране телевизора для всех; на столах должны быть листы для записи).

Максимальное количество баллов -11

t1685721005aa.jpgt1685721005ab.jpgt1685721005ac.jpg


 t1685721005af.jpg

t1685721005ag.jpg

t1685721005ah.jpg

t1685721005ai.jpg

В.Ф.Стожаров

М.В. Нестеров

Л.А. Ламанова


Правильные ответы:

Лапти, туес (бурак), веревка, короб, пестерь, лукошко (лукно), корзина, кушка (футляр), оплетенный кувшин, оплетенная бутыль, сума (сумка).

В следующем конкурсе продолжим знакомство с народной мудростью.

Выставление набранных баллов в ведомость-таблицу.


Конкурс «Собери лото» (5 мин) Приложение 1

Вам необходимо собрать лото, ознакомьтесь с комплектом. В задание входит карта-основа, в которой вы увидите таблицу с картинками, изображающими инструмент или технику обработки бересты, или какой-то известный берестяной промысел и карточки, на одной стороне которых указан ответ на каждую из этих картинок, а на другой стороне карточки - буквы. Накладывая на картинку, изображенную на таблице- основе, карточку с правильным ответом, буквой кверху, у вас получится часть старинной пословицы о бересте.

Группа, собравшая первыми, получает 5 баллов, вторыми -4 балла, третьи - 3 балла, (нужно следить, чтобы выполнившие задание первыми, не объявляли вслух свой правильный ответ).

Каждая группа получает задание «Собери лото» на темы:

Плетешки - «Инструменты для работы с берестой».

Берестянщики - «Техники и технологии в работе с берестой».

Решатели- «Берестяные промыслы».

После того, как все группы собрали лото, объявляется результат.

Максимальное количество баллов -5.

Правильный ответ: Если бы не лыко и не береста, то и мужичок бы рассыпался.

Выставление набранных баллов в ведомость-таблицу.


Конкурс «ДА-НЕТ-ка» интеллектуальная игра (10 мин)

Суть игры сводится к разгадке некоторой тайны, которую я вам задам. Вы, как участники игры, можете задавать мне вопросы, НО! вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы я могла ответить вам "Да" или "Нет", возможно, «И да, и нет" Отсюда и название игры.

Вопросы:

1. Я задумала инструмент для обработки бересты. Отгадайте этот инструмент. Задавайте ваши вопросы по очереди (вопросы задаются и принимаются по поднятию руки). Та, группа, которая, правильно ответит на мой вопрос, получает 1 балл. (загадать можно любой инструмент, например, канфарник)

2. Я задумала один из известных берестяных промыслов. Отгадайте мою тайну. Задавайте ваши вопросы по очереди. (загадать можно любой промысел, например, шемогодская береста)

3. Что изображено на фотографии?

t1685721005aj.jpgПравильный ответ: (березовая каша съедобная)

4. Что изображено на фотографии?

t1685721005ak.jpg

Правильный ответ: (подушка из бересты)

5. Что изображено на фотографии?



t1685721005al.jpg

Правильный ответ: (грузила)

Максимальное количество баллов -5.

Выставление набранных баллов в ведомость-таблицу.

Переходим к заключительному конкурсу

5. Практическая часть: работа с берестой в группах, с применением методов РТВ (развития творческого воображения) (10 мин).

Я предлагаю вам стать Робинзонами.

Вы участвуете в реалити-шоу и находитесь на необитаемом острове, на берегу которого останки выброшенного на берег судна, обшитого берестяной. Из инструментов есть нож. Чтобы выбраться на берег вам необходимо решить задачу: изготовить за 10 минут аксессуар для современного интерьера.

Задания для групп: (группам выдается емкость с водой (ведро) в которой замочены предварительно нарезанные берестяные ленты (имитация берестяной обшивки судна), далее всем задается вопрос о том, какая в море вода, после получения ответа, что вода соленая, в емкость высыпается соль).

Защита результатов работы в группах.

К доске приглашается представитель группы для защиты вариантов. В устной форме представляют свои разработанные идеи, демонстрируют практические изделия. Максимальное количество баллов -5.

Выставление набранных баллов в ведомость-таблицу.

Заключительная часть

1. Подведение итогов (5 мин)

Ну вот и подошла к концу викторина. Подведем итоги –посчитаем баллы (работа с ведомостью-таблицей на доске).

Объявление победителей.

Выставление оценок.

​​​​​​​
v1685725139.jpg
Фото игры Лото
Презентация "Задания викторины"PPTX / 2.09 Мб

​​​​​​​

l1685725226.jpg
Фото изделия практической части
Лото "Инструменты"DOCX / 515.51 Кб
Лото "Техники и технологии"DOCX / 820.55 Кб
Лото "Берестяные промыслы"DOCX / 1.73 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (12)

сменить сортировку
Коротких Светлана Николаевна, 03.06.23 в 04:29 2Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, спасибо за высокую оценку!
Фролова Елена Николаевна, 03.06.23 в 01:38 3Ответить Пожаловаться
Спасибо,очень интересная работа!
Коротких Светлана Николаевна, 03.06.23 в 04:30 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Николаевна! Очень приятно)
Горбачёва Марина Юрьевна, 03.06.23 в 06:11 1Ответить Пожаловаться
Замечательная работа!
Коротких Светлана Николаевна, 03.06.23 в 07:06 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна, за внимание к моей работе!)
Авхадеева Раиса Ивановна, 03.06.23 в 07:25 1Ответить Пожаловаться
Очень интересный урок!
Коротких Светлана Николаевна, 03.06.23 в 07:37 0Ответить Пожаловаться
Раиса Ивановна, спасибо! Особенно приятно внимание моих земляков, из Тайшета))
Савкина Юлия Камильевна, 03.06.23 в 07:26 1Ответить Пожаловаться
Очень интересный урок! Беру в Избранное
Коротких Светлана Николаевна, 03.06.23 в 07:39 0Ответить Пожаловаться
Юлия Камильевна, спасибо! Рада, что пригодится Вам! Только вот картины не все удачно загрузились, как я не пыталось это исправить...
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.