Урок-викторина «Знатоки природы малой Родины» (2 класс)

19
7
Материал опубликован 27 April 2016

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока-викторины по окружающему миру с применением АМО и ИКТ.                                    

 

Цель: создать условия для расширения, закрепления и проверки знаний о природе малой Родины.

Задачи:

- обобщить знания детей о живой и неживой природе родного края;

- формировать познавательный интерес к изучению природы малой Родины;

- способствовать формированию чувства ответственности за природу, воспитанию заботливого отношения к ней;

- способствовать  развитию внимания, мышления, творческих способностей, умений рассуждать, систематизировать, сотрудничать со сверстниками.


Прогнозируемые результаты:

Личностные УУД:

- обобщить знания о живой и неживой природе малой Родины;

- испытывать  чувство ответственности за природу, бережно относиться к ней.

Регулятивные УУД:

  - учиться высказывать свое мнение, осуществлять самоконтроль;

- закрепить навыки работы в группе.

 Коммуникативные УУД:

- развивать умения и навыки при работе в группах;

- развивать навыки  сотрудничества со сверстниками в процессе игры;

 Познавательные УУД: 

- расширить, обобщить и закрепить знания о природе малой Родины;

- закрепить умения строить речевые высказывания в устной форме;

- расширить ЗУН через творческие задания, игровую деятельность.

Необходимое оборудование:

- проектор, экран, компьютер;

- доска, магниты;

- презентация к уроку-викторине «Знатоки природы малой Родины».

- карточки с изображением солнышка и тучи для каждого ученика;

- карточки с названиями водоемов: капля, лужа, родник, ручей, озеро, река, море;

- игрушечный телефон.

 

Ход занятия:

Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

Этап: инициация (приветствие).

АМО «Поздоровайся локтями»

 - Здравствуйте! Ребята, встанем в круг. Рассчитайтесь на первый-второй.  А теперь сделайте следующее:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево.

 Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.

Ученики собираются в две группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые и вторые номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы.

- А теперь, ребята, садитесь по группам. Вы теперь две команды.

Этап: вхождение или погружение в тему (целеполагание).

АМО «Доскажи словечко».

Учитель читает стихотворение, дети заканчивают.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг   …(природа)

- Догадались о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о природе) А мы с вами разве не говорили об этом на предыдущих занятиях?(да) А сегодня последний урок по разделу «Природа». Значит, какие задачи предстоит нам выполнить? (обобщить, закрепить и проверить знания по разделу «Природа»).

АМО «Солнышко и туча» ( метод выяснения ожиданий и опасений)

Цель: выявить уровень ожиданий и опасений учащихся.

Проведение:  дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, не уверенные – тучу.

Оценка результата: по количеству солнышек в конце урока можно судить о качестве усвоения материала по разделу «Природа»; по количеству тучек в начале урока можно отследить неуверенных в своих способностях учеников.

- Ребята, перед вами карточки с изображениями солнышка и тучки. Если вы уверенны  в своих знаниях по теме «Природа» выбираете солнышко. А если у вас  есть сомнения в своих силах, то тучку.

АМО «Телефон»

Звонит телефон. Учитель берет трубку.

- Не волнуйтесь, ребята! К каждой команде на помощь спешат гости, наши знакомые Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик. Они нам помогут на сегодняшнем уроке. Но вот беда, гости забыли наш адрес, давайте подскажем. (Россия, Республика Коми, Усть-Куломский район, село Помоздино)

Появляются изображения Мудрой Черепахи и Муравьишки Вопросика.


Здесь будет изображение: /data/edu/files/m1461754214.jpg (450x600)
Здесь будет изображение: /data/edu/files/j1461754253.jpg (450x600)
 

- А в чем могут помочь наши друзья? (обобщить, закрепить и проверить знания по разделу «Природа»). Одной команде поможет Мудрая Черепаха, а другой -  Муравьишка Вопросик.

 

Фаза 2 «Работа над темой»

Этап: проработка содержания темы.


Здесь будет файл: /data/edu/files/q1461754361.ppt (Презентация к викторине «Знатоки природы малой Родины»)
 

- Для проверки знаний по разделу «Природа» предлагаю сыграть в игру-викторину: «Знатоки природы малой Родины». (слайд 1) Речь пойдет о природе нашего Усть-Куломского района. И чтобы стать настоящим знатоком, нужно успешно пройти все разделы викторины. При этом за каждый правильный ответ команда получает жетон. В итоге лучшими знатоками родной природы станут члены той команды, у которой большее количество жетонов.

АМО «Ладошки». Для того, чтобы назвать свою версию, нужно хлопнуть один раз в ладоши. Это будет сигналом, что вы готовы отвечать. При этом, если ещё нет полной уверенности в ответе, можете посовещаться с членами команды.

Ну что ж, начнём?

Всё что знаем, мы повторяем.

Родная природа нас окружает

И блиц – опрос нам предлагает:

1 раздел: «Блиц-опрос».

1.Назовите одним словом – сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра. (Погода.)

2.Какая бывает природа? (Живая и неживая.)

3.Что относиться к неживой природе? (Солнце, луна, звезды, воздух, вода, камни.)

4.Что относиться к живой природе? (Животные, растения, грибы.)

- Внимание на доску. Что видите? (солнышки, тучки) Догадайтесь, какое название следующего раздела?

2 раздел: «Неживая природа»

1. Угадай явление природы. (слайды 2-3)

2. «От капли до океана»

Предлагаются каждой команде карточки с названиями больших и малых водоемов. Нужно расставить их в порядке возрастания: капля, лужа, родник, ручей, озеро, река, море, океан (слайд 4)

Дополнительные вопросы:

1. Какие водоемы лишние? Почему? (Море и океан, т.к. у нас их нет)

2. Назовите реку, которое дало название нашему селу? (река Помос - село Помоздино)

 

3. «Найди лишнее» (слайд 5)

Лишнее: Б) мох, ящерица, человек (живая природа)

3 раздел: «Живая природа. Животные»

 Загадки о животных:

1. Кто зимой, забыв тревоги,

Крепко спит в своей берлоге. (Медведь.) (слайд 6)

2. Меня оседлают, и я побегу,

Но также и грузы возить я могу. (Лошадь.) (слайд 7)

3. Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.) (слайд 8)

4. Я – лучший сторож дома,

Я с детства всем знакома. (Собака.) (слайд 9)

5. Он шерстью своей

Одевает людей. (Баран, овца.) (слайд 10)

6. Назовете вы легко,

Кто дает нам молоко. (Корова.) (слайд 11)

Дополнительные вопросы:

 1.На какие группы можно разделить животные-отгадки? (дикие и домашние)

 2. Какое животное изображено на гербе Усть-Куломского района? (белка) (слайд 12)

Этап: разминка.

АМО  «Прилетели птицы».

- Сейчас мы отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать, начинаем! Будьте внимательны! Поднимаем крылья, полетели!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… (Дети хлопают.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны… (Дети хлопают.)

- Начинаем снова: Прилетели птицы:

Голуби, куницы… (Дети хлопают.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи,

Комары, кукушки… (Дети хлопают.)

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы- соплюшки,

Лебеди, скворцы…

Все мы молодцы!

4 раздел: «Расшифруй!»

- Расшифруйте названия животных, написанные на доске. Распределите их по группам.

1 команда

УЩКА    КБАОБЧА

Ответы:

щука (рыба),

бабочка (насекомое).

Дополнительный вопрос: Назовите виды рыб и насекомых, встречающихся в нашей местности.

2 команда

ЕВОСКРЦ    САЛИ

Ответы:

скворец (птица),

лиса (зверь).

Дополнительный вопрос: Назовите виды птиц и зверей, встречающихся в нашей местности.

 

5 раздел: «Живая природа. Растения».

1. «Угадай-ка» (слайды 13-17)

Дополнительный вопрос: Назовите лекарственные растения нашего края .

 

6 раздел: «Цепи питания» (слайды 18-19)

На  экране цепи питания. Установите связь. Докажите.

1 команда.

БАБОЧКА – ЦВЕТОК – СТРЕКОЗА

2 команда.

ГАДЮКА – ЛЯГУШКА – ЯСТРЕБ

- А теперь соединим две цепи и получим одну длинную цепь от начала до конца.

 

7 раздел: «Живая природа. Грибы» (слайды 20-25)

Дополнительный вопрос: Как правильно собирать грибы?

- В следующем разделе речь пройдёт о необычной книге.

 

8 раздел: «Красная книга» (слайд 26)

Назовите охраняемых животных и растения нашего Усть-Куломского района. (слайды 27-28).

- Молодцы! Мы успешно прошли все разделы викторины «Знатоки природы малой Родины». Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик благодарят вас за хорошую работу. И мы им дружно скажем «Спасибо!»

 

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Этап: подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока).

Мудрая Черепаха и Муравьишка Вопросик на прощанье дарят нам стихотворение-совет:

Ты, Человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей;

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

Не жги ее напропалую

И не растаптывай до дна,

И помни истину простую -

Нас много, а она одна.   (В.Шефнер) (слайд 29)

АМО «Солнышко и тучка». (Заключительная часть метода) 

- Ну вот, ребята, наш урок подходит к своему завершению. Давайте вновь обратимся к нашему солнышку и тучке и выясним, оправдались ли наши ожидания и опасения.

Цель: выявить уровень удовлетворенности своей работы на уроке учащимися

Проведение: каждый ученик подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Оценка результата: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что урок был плодотворным, интересным и цель, и задачи были достигнуты.

 -А теперь подсчитаем жетоны и выявим лучших знатоков родной природы. Награждение медалями "Знаток родной природы".

 

Источники информации:

1. Зеленый пакет: Комплект образовательных материалов – Сентенде (Венгрия): РЭЦ, 2009.

2. Красная книга Республики Коми. Под. ред. кандидата биологич.наук А.И.Таскаева, 2009.

3. Особо охраняемые природные территории Усть-Куломского р-на.

4. Сценарии школьных праздников: внеклассная работа. 1 – 4  классы: учебно – методическое пособие / сост. Е.М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 185 с

5. Экология (Школьная энциклопедия) – Смоленск: Русич, 2001 – 128с.

6. Интернет ресурсы:

- http://doc4web.ru/pedagogika/aktivnie-metodi-obucheniya-sbornik.html

- http://moi-amour.ru/FestivalAMO/sbornik_festivalja_amo4.pdf

- https://ru.wikipedia.org/wiki

- http://www.izlov.ru/docs/100/index-18679.html

- http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/03/02/urok-kvn-po-razdelu-priroda

-http://www.radikal.ru

-https://yandex.ru/images

Здесь будет файл: /data/edu/files/n1461753369.doc (Урок-викторина "Знатоки природы малой Родины")

Предварительный просмотр презентации

"Знатоки природы малой Родины"

Это явление природы чаще всего бывает осенью. Летом его называют тёплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? А) Снег. Б) Град. В) Дождь. Г) Ветер.

Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные уборы, а затем сбрасывают листву. Что это? А) Дождь. Б) Снегопад. В) Град. Г) Листопад.

капля лужа родник ручей озеро река море океан

Найдите лишнее: А) Небо, дождь, земля. Б) Мох, ящерица, человек. В) Вода, облака, воздух.

Герб Усть-Куломского района

БЕРЁЗА Лиственное дерево с белой корой. Символ нашей Родины.

С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёд А меня все ж обижают: Шкуру тонкую сдирают. Есть у родственницы ёлки неколючие иголки. Но в отличие от ёлки Опадают те иголки.

Это дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» - из его древесины изготовляют многие музыкальные инструменты. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут.

Какое ядовитое растение леса связано с названием птицы? Какое ядовитое растение леса связано с названием животного?

Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают лёгкие пушинки. Это растеньице не любит солнца – растёт в затенённых местах. На вкус его листочки кисленькие. Отсюда, наверное, и название растения.

Бабочка-цветок-стрекоза

Гадюка-лягушка-ястреб

Этот гриб живет под елью, Под ее огромной тенью. Мудрый бородач-старик, Житель бора - ...

боровик или белый гриб

На пеньке сидят братишки, Все в веснушках, шалунишки. Эти дружные ребята Называются ...

опята

Под листами на поляне В прятки девочки играли. Притаились три сестрички, Светло-желтые ...

лисички

Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы, нуждающиеся в защите и охране

Охраняемые животные Охраняемые животные Усть-Куломского района Норка европейская Медведица кайа Выпь малая Бурый ушан Нельма Бычок подкаменщик Волосатик Павловского

Охраняемые растения Охраняемые растения Усть-Куломского района    Пион уклоняющийся- Марьин корень Адонис сибирский Пион уклоняющийся- Марьин корень, Сон-трава Башмачок настоящий Ятрышник пятнистый Колокольчик персиколистный Папоротник Щитовник мужской

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Интересная публикация!

30 April 2016

Интересная разработка, которая позволит "безболезненно" для детей выявить уровень знаний и получить положительные эмоции.

2 May 2016

Спасибо, Наталия Алексеевна!

7 May 2016

Очень понравилась!

8 May 2016

Спасибо Валентина Ивановна!

8 May 2016