Статья «Условия повышения эффективности образовательного процесса в колледже в условиях дистанционного обучения»

3
0
Материал опубликован 18 September 2023

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 377

Салихова А. Х., магистрант 2курса ФОиПО

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»,

E-mail: halilovnaaigul96@mail.ru

Науч. Рук. .- Швецова Н. К канд. пед наук,доцент


Условия повышения эффективности образовательного процесса в колледже в условиях дистанционного обучения

Аннотация. В статье анализируется педагогическая коммуникация в условиях дистанционного обучения. Анализируется специфика осуществления коммуникации педагогов и обучающихся в процессе дистанционного обучения. Выявлены необходимые для этого условия.

Ключевые слова: образование, инновационные педагогические технологии, дистанционное обучение, образовательный процесс, педагогическая коммуникация,

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью формирования эффективной педагогической коммуникации в условиях дистанционного взаимодействия в условиях среднего профессионального образования (СПО). В условиях дистанционного обучения в период пандемии 2020 года остро стал вопрос обеспечения всех необходимых условий для полноценного дистанционного обучения (ДО). Выяснилось, что система СПО не готова к переходу на такое обучение и использованию существующих технических инноваций[5, с. 49]. Кроме этого в сфере дистанционного обучения существуют значительные проблемы в законодательной базе[1-4].

Цель исследования

Цель исследования заключается в выявлении основных проблем и разработке условий эффективного осуществления ДО в системе колледжа.

Материал и методики

Для изучения особенностей организации и оценки эффективности осуществления педагогической коммуникации в условиях дистанционного обучения в колледже было разработано и проведено эмпирическое исследование. Метод исследования – анкетирование. Цель анкетирования - выявление особенностей применения дистанционных технологий обучения и анализ возникающих при этом проблем.

Формат опроса – онлайн-анкетирование. Исследование проводилось в трех группах респондентов: педагоги, учащиеся и родители и законные представители учащихся. Было опрошено 100 учащихся. 100 родителей и 30 педагогов.

Результаты

Как показало наше исследование у всех - педагогов, родителей и учеников - возникают примерно одинаковые проблемы:

трудности при освоении нового материала;

проблемы с контролем знаний;

неудобный формат образовательной платформы;

другие технические проблемы;

трудности при общении с педагогом/детьми;

отсутствие эмпатии;

утомляемость учащихся.

Сходные результаты приводит в своем исследовании Л.Е. Хрустова[7, с. 159].

В таблице 1 приведены ответы педагогов, учащихся и родителей на вопрос «С какими сложностями вы столкнулись при использовании дистанционных образовательных платформ?».

Таблица 1 - Ответы на вопрос «С какими сложностями вы столкнулись при использовании дистанционных образовательных платформ?»

Проблемы

Педагоги

Ученики

Родители

Трудности при освоении нового материала

18,3

22,8

23,8

Проблемы с контролем знаний

33,3

0

16,0

Неудобный формат образовательной платформы

15,6

23,8

13,8

Трудности при общении с педагогом/детьми

11,1

12,3

12,3

Как наглядно видно из таблицы педагоги и родители, прежде всего, отмечали проблемы с контролем знаний. Ученики естественно на это не сетовали. Все три группы респондентов жаловались на неудобный формат образовательной платформы и другие технические проблемы. Таким образом, общение в дистанционном формате создает неудобства, прежде всего из-за несовершенства технических средств обучения.

Обсуждение

Обзор научных источников позволил прийти к выводу о том, что в условиях, когда существуют социальные потребности работы общеобразовательных учреждений в условиях дистанционного обучения, проблема всестороннего повышения профессиональный компетенций учителей, влияющих на качество педагогической коммуникации, стоит очень остро [5; 6]. Проведенный анализ данных эмпирического исследования и ответов педагогов, учеников и родителей на вопросы анкеты выявил, что педагогическая коммуникация в период дистанционного обучения меняет свой характер, и во многих случаях существенно. Это обусловливает существование определенных проблем в оценивании успеваемости учеников, качества их учебных работ, в налаживании коммуникации между всеми участниками образовательного процесса, в создании организационных условий, при которых педагогическая коммуникация, осуществляемая дистанционно, приводит к росту утомляемости определенной части учеников, к нарушению их нормальных, личных контактов с одноклассниками. Все эти проблемы должны становиться основой для повышения квалификации и подготовки педагогических кадров к работе в условиях дистанционного обучения.

Для решения этих проблем рекомендуется разработать курс по подготовке педагогических кадров к осуществлению эффективной коммуникации в условиях дистанционного взаимодействии. Курс должен быть составлен на основе учета и анализа выявленных проблем.

Предполагаемое название курса «Основы педагогической коммуникации в условиях дистанционного обучения». Курс должен содержать следующие разделы: пояснительная записка, анализ законодательной базы курса, анализ основных проблем, возникающих при дистанционном обучение, цели и задачи курса, материальное, экономическое и кадровое обеспечение курса, тематический план курса, фонд оценочных средства, ожидаемые результаты реализации образовательной программы, условия и способы мониторинга эффективности курса, список литературы для педагогов и учащихся.

Основная цель курса: подготовить педагогов к профессиональному преподаванию дистанционным образом при сохранении качества и доступности образования.

Задачи курса:

Ознакомить педагогов с законодательными основами дистанционного образования.

Повысить техническую и электронную грамотность педагогов.

Познакомить педагогов с основными образовательными платформами и программами.

Познакомить педагогов со спецификой «удаленной» коммуникации.

Преподать педагогам основы общения и имиджелогии при дистанционном общении.

Совершенствовать навыки практической работы в условиях дистанционного обучения.

Основные модули курса:

Законодательная база дистанционного обучения.

Основные образовательные платформы и программы.

Правила подготовки компьютерной презентации для условий дистанционного обучения..

Психологические особенности преподавания в условиях дистанционного обучения.

Формирование имиджа педагога в условиях дистанционного обучения.

Необходим постоянный мониторинг качества образования при осуществлении дистанционного образования, выявление проблем и их устранение

Заключение

Проведенное исследование выявило следующие проблемы в условиях дистанционного обучения. У педагогов возникают проблемы при объяснении нового материала (18%) и контроле знаний (22%). У обучающихся также возникают трудности при освоении нового материала (22%) и есть претензии к образовательной платформе (23%). Родители учеников также трудности при освоении детьми нового материала (22%) и проблемы с контролем знаний (16%). Все три группы выделили общие проблемы дистанционного образования: трудности при освоении нового материала, проблемы с контролем знаний, неудобный формат образовательной платформы, трудности при общении с педагогом/детьми

Для решения этих проблем рекомендуется проводить курсы повышения квалификации курс по подготовке педагогических кадров к осуществлению эффективной коммуникации в условиях дистанционного взаимодействии.

Литература:

Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816.

О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Проект Федерального закона № 957354-7.

О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России. Постановление Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г., № 6.

Об эксперименте в области дистанционного образования. Приказ Минобразования РФ от 27 июня 2000 г. № 1924.

Глузман Н.А. Педагогическая компетентность преподавателя в условиях дистанционного образования// Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70. С. 48 - 60.

Исаева Т. Е. Цифровой имидж преподавателя средней школы: теоретическое обоснование целесообразности создании// Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4. С. 78 -91.

Хрустова Л.Е. Роль формирования имиджа преподавателя в условиях развития цифровых технологий// Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании: сборник материалов Всероссийской. научно-практической конференции. М.: б.и., 2020. С. 158-162.


6


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации