Статья «Условия повышения эффективности образовательного процесса в колледже в условиях дистанционного обучения»
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
УДК 377
Салихова А. Х., магистрант 2курса ФОиПО
ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»,
E-mail: halilovnaaigul96@mail.ru
Науч. Рук. .- Швецова Н. К канд. пед наук,доцент
Условия повышения эффективности образовательного процесса в колледже в условиях дистанционного обучения
Аннотация. В статье анализируется педагогическая коммуникация в условиях дистанционного обучения. Анализируется специфика осуществления коммуникации педагогов и обучающихся в процессе дистанционного обучения. Выявлены необходимые для этого условия.
Ключевые слова: образование, инновационные педагогические технологии, дистанционное обучение, образовательный процесс, педагогическая коммуникация,
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью формирования эффективной педагогической коммуникации в условиях дистанционного взаимодействия в условиях среднего профессионального образования (СПО). В условиях дистанционного обучения в период пандемии 2020 года остро стал вопрос обеспечения всех необходимых условий для полноценного дистанционного обучения (ДО). Выяснилось, что система СПО не готова к переходу на такое обучение и использованию существующих технических инноваций[5, с. 49]. Кроме этого в сфере дистанционного обучения существуют значительные проблемы в законодательной базе[1-4].
Цель исследования
Цель исследования заключается в выявлении основных проблем и разработке условий эффективного осуществления ДО в системе колледжа.
Материал и методики
Для изучения особенностей организации и оценки эффективности осуществления педагогической коммуникации в условиях дистанционного обучения в колледже было разработано и проведено эмпирическое исследование. Метод исследования – анкетирование. Цель анкетирования - выявление особенностей применения дистанционных технологий обучения и анализ возникающих при этом проблем.
Формат опроса – онлайн-анкетирование. Исследование проводилось в трех группах респондентов: педагоги, учащиеся и родители и законные представители учащихся. Было опрошено 100 учащихся. 100 родителей и 30 педагогов.
Результаты
Как показало наше исследование у всех - педагогов, родителей и учеников - возникают примерно одинаковые проблемы:
трудности при освоении нового материала;
проблемы с контролем знаний;
неудобный формат образовательной платформы;
другие технические проблемы;
трудности при общении с педагогом/детьми;
отсутствие эмпатии;
утомляемость учащихся.
Сходные результаты приводит в своем исследовании Л.Е. Хрустова[7, с. 159].
В таблице 1 приведены ответы педагогов, учащихся и родителей на вопрос «С какими сложностями вы столкнулись при использовании дистанционных образовательных платформ?».
Таблица 1 - Ответы на вопрос «С какими сложностями вы столкнулись при использовании дистанционных образовательных платформ?»
Проблемы | Педагоги | Ученики | Родители |
Трудности при освоении нового материала | 18,3 | 22,8 | 23,8 |
Проблемы с контролем знаний | 33,3 | 0 | 16,0 |
Неудобный формат образовательной платформы | 15,6 | 23,8 | 13,8 |
Трудности при общении с педагогом/детьми | 11,1 | 12,3 | 12,3 |
Как наглядно видно из таблицы педагоги и родители, прежде всего, отмечали проблемы с контролем знаний. Ученики естественно на это не сетовали. Все три группы респондентов жаловались на неудобный формат образовательной платформы и другие технические проблемы. Таким образом, общение в дистанционном формате создает неудобства, прежде всего из-за несовершенства технических средств обучения.
Обсуждение
Обзор научных источников позволил прийти к выводу о том, что в условиях, когда существуют социальные потребности работы общеобразовательных учреждений в условиях дистанционного обучения, проблема всестороннего повышения профессиональный компетенций учителей, влияющих на качество педагогической коммуникации, стоит очень остро [5; 6]. Проведенный анализ данных эмпирического исследования и ответов педагогов, учеников и родителей на вопросы анкеты выявил, что педагогическая коммуникация в период дистанционного обучения меняет свой характер, и во многих случаях существенно. Это обусловливает существование определенных проблем в оценивании успеваемости учеников, качества их учебных работ, в налаживании коммуникации между всеми участниками образовательного процесса, в создании организационных условий, при которых педагогическая коммуникация, осуществляемая дистанционно, приводит к росту утомляемости определенной части учеников, к нарушению их нормальных, личных контактов с одноклассниками. Все эти проблемы должны становиться основой для повышения квалификации и подготовки педагогических кадров к работе в условиях дистанционного обучения.
Для решения этих проблем рекомендуется разработать курс по подготовке педагогических кадров к осуществлению эффективной коммуникации в условиях дистанционного взаимодействии. Курс должен быть составлен на основе учета и анализа выявленных проблем.
Предполагаемое название курса «Основы педагогической коммуникации в условиях дистанционного обучения». Курс должен содержать следующие разделы: пояснительная записка, анализ законодательной базы курса, анализ основных проблем, возникающих при дистанционном обучение, цели и задачи курса, материальное, экономическое и кадровое обеспечение курса, тематический план курса, фонд оценочных средства, ожидаемые результаты реализации образовательной программы, условия и способы мониторинга эффективности курса, список литературы для педагогов и учащихся.
Основная цель курса: подготовить педагогов к профессиональному преподаванию дистанционным образом при сохранении качества и доступности образования.
Задачи курса:
Ознакомить педагогов с законодательными основами дистанционного образования.
Повысить техническую и электронную грамотность педагогов.
Познакомить педагогов с основными образовательными платформами и программами.
Познакомить педагогов со спецификой «удаленной» коммуникации.
Преподать педагогам основы общения и имиджелогии при дистанционном общении.
Совершенствовать навыки практической работы в условиях дистанционного обучения.
Основные модули курса:
Законодательная база дистанционного обучения.
Основные образовательные платформы и программы.
Правила подготовки компьютерной презентации для условий дистанционного обучения..
Психологические особенности преподавания в условиях дистанционного обучения.
Формирование имиджа педагога в условиях дистанционного обучения.
Необходим постоянный мониторинг качества образования при осуществлении дистанционного образования, выявление проблем и их устранение
Заключение
Проведенное исследование выявило следующие проблемы в условиях дистанционного обучения. У педагогов возникают проблемы при объяснении нового материала (18%) и контроле знаний (22%). У обучающихся также возникают трудности при освоении нового материала (22%) и есть претензии к образовательной платформе (23%). Родители учеников также трудности при освоении детьми нового материала (22%) и проблемы с контролем знаний (16%). Все три группы выделили общие проблемы дистанционного образования: трудности при освоении нового материала, проблемы с контролем знаний, неудобный формат образовательной платформы, трудности при общении с педагогом/детьми
Для решения этих проблем рекомендуется проводить курсы повышения квалификации курс по подготовке педагогических кадров к осуществлению эффективной коммуникации в условиях дистанционного взаимодействии.
Литература:
Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816.
О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. Проект Федерального закона № 957354-7.
О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России. Постановление Госкомвуза РФ от 31 мая 1995 г., № 6.
Об эксперименте в области дистанционного образования. Приказ Минобразования РФ от 27 июня 2000 г. № 1924.
Глузман Н.А. Педагогическая компетентность преподавателя в условиях дистанционного образования// Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70. С. 48 - 60.
Исаева Т. Е. Цифровой имидж преподавателя средней школы: теоретическое обоснование целесообразности создании// Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 4. С. 78 -91.
Хрустова Л.Е. Роль формирования имиджа преподавателя в условиях развития цифровых технологий// Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании: сборник материалов Всероссийской. научно-практической конференции. М.: б.и., 2020. С. 158-162.
6