Успешные практики преподавания истории и обществознания для развития инженерного мышления школьников
Тема: успешные практики преподавания истории и обществознания для развития инженерного мышления школьников.
Современные реалии столь стремительны и динамично переменчивы, что неустанно требуют от общества совершенствования и освоения все новых и новых навыков и умений и безустанного оттачивания мастерства в уже приобретенных компетенциях. Наряду с этим технологии не стоят на месте, становясь в современности во главу важнейших процессов в сферах жизни общества, диктуя необходимость овладевания инженерным искусством.
Наряду с необходимостью освоения компетенциями «мягких навыков», высокой коммуникативностью, интеграцией разнообразных образовательных направлений меж собой и формами самоанализа стоит и овладение инженерным мышлением. Именно наличие инженерного мышления способствует формированию творческого и новаторского подхода в решение учебных и образовательных задач, которые предусматривают проявление неординарности и новизны в учебной деятельности.
Инженерное мышление также способствуют развитию критического мышления, что в свою очередь увеличивает скорость решения разнообразных задач и приводит к более быстрому достижению поставленных целей.
Таким образом следует отметить, что основополагающим требованием и условием современного общества к школе нового поколения является формирование всесторонне развитой личности, умеющей самостоятельно разрешать неординарные задачи, критически мыслить в нестандартных ситуациях, вырабатывать и аргументированно отстаивать свою позицию, систематически и непрерывно самообразовываться и саморазвиваться, непрерывно совершенствовать полученные умения и навыки, а также творчески и эффективно применять их.
Безусловно вся современная система образования направлена в своей деятельности именно на то, чтобы сформировать из каждого ребенка без исключения именно такую личность. Особое внимание необходимо обратить на предметы гуманитарного цикла, а именно историю и обществознание, где имеются особые формы и приемы для развития инженерного мышления.
Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.
Кейсовая образовательная технология (Case Study) – это обучение действием: усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Сущность кейсового метода обучения заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить и предоставить обоснованное решение.
Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Особенностью метода case-технологий, применяемых на уроках истории и обществознания является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Непосредственная целью метода является объединение учащихся в активные группы для анализа ситуации (case) и выработки практического ее решения; окончанием процесса является оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего пути разрешения ситуации в контексте поставленной проблемы.
Отметим, что при решении той или иной проблемы важно не репродуктивное освоение учениками информации, а сотворчество учителя и ученика, где учитель, являясь коммуникативным лидером, направляет учащихся, помогает им самостоятельно добывать, обрабатывать, классифицировать и применять полученные с помощью кейс-технологий знания.
Метод кейс-стади предполагает:
подготовленный в письменном виде пример кейса;
самостоятельное изучение и обсуждение кейса учащимися;
совместное обсуждение кейса в классе под руководством преподавателя;
следование принципу «процесс обсуждения важнее самого решения».
Технология работы с кейсом в учебном процессе сравнительно проста и включает в себя следующие фазы:
индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия);
работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Основные этапы осуществления метода кейс-стади и цели каждого этапа.
№ п/п | ЭТАПЫ | ЦЕЛЬ ЭТАПА |
1. | Знакомство с конкретным случаем | Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания и самостоятельно привлеченной |
2. | Понимание проблемной ситуации принятия решения | Научиться добывать информацию, необходимую для поиска решения и оценивать ее |
3. | Обсуждение: обсуждение возможностей альтернативных решений | Развитие альтернативного решения |
4. | Резолюция: нахождение решения в группах | Сопоставление и оценка вариантов решения |
5. | Диспут: отдельные группы защищают свое решение | Аргументированная защита решений |
6. | Сопоставление итогов: сравнение решений, принятых в группах | Оценить взаимосвязь интересов, в которых находятся отдельные решения |
Особенностями кейс-стади метода в первую очередь являются присутствие исследовательской стадии процесса; коллективное обучение или работа в группе; интеграция индивидуального, группового и коллективного обучения; специфическая разновидность проектной технологии; стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха.
Использование кейс-стади позволяет приобретать новые знания и навыки практической работы. Этот метод принципиально отличается от традиционных методик: школьник равноправен с другими учениками и преподавателем в процессе обсуждения проблемы и поиска истины.
Эффективность применения метода кейс-стади во многом будет зависеть от умения учителя руководить образовательным процессом. В таком случае роль учителя при применении кейс – технологии четко определена и состоит из создает кейс или использует уже имеющийся; распределяет учеников по малым группам (4-6 человек); знакомит учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организует работу учащихся в малых группах, определяет докладчиков; организует презентацию решений в малых группах; организует общую дискуссию; выступает с обобщающим анализом ситуации; оценивает учащихся.
Таким образом, роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Отличительными особенностями кейс–метода являются описание реальной проблемной ситуации; альтернативность решения проблемной ситуации; единая цель и коллективная работа по выработке решения; функционирование системы группового оценивания принимаемых решений; эмоциональное напряжение учащихся.
Ситуационная методика опирается и включает в себя многочисленные методы преподавания, но предпочтение отдается методам стимулирования и мотивации учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, кейс-метод можно представить как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые методы познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, игровые методы и другие формы и методы преподавания.
Метод, интегрированный в кейс-метод | Характеристика его роли в кейс-методе |
Моделирование | Построение модели ситуации |
Системный анализ | Системное представление и анализ ситуации |
Мысленный эксперимент | Способ получения знания о ситуации посредством её мыслительного преобразования |
Методы описания | Создание описание ситуации |
Проблемный метод | Представление проблемы, лежащей в основе ситуации |
Метод классификации | Создание упорядоченных перечней, свойств, сторон, составляющих ситуации |
Игровые методы | Представление вариантов поведения героев ситуации |
«Мозговая атака» | Генерирование идей относительно ситуации |
Дискуссия | Обмен взглядов по поводу проблемы и пути её решения |
При использовании кейс–метода в практической деятельности следует помнить об основных идеях данного метода. Кейс–метод предназначен для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна; в процессе сотрудничества учителя и учащегося усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку; результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы (несомненно, такие навыки будут востребованы и в будущей профессиональной деятельности обучающихся); важным достоинством кейс–метода является и формирование ценностей, жизненных установок учащихся.
Занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и практическое применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности слушателей.
Можно выделить следующие области применения метода анализа конкретной ситуации: закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление учащихся со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки); отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений (в рамках тренинговых процедур); экспертиза знаний, полученных учащимися в ходе теоретического курса (в конце программы обучения).
В режиме кейс-метода развиваются следующие компетенции:
Компетентности | Их характеристика |
Способность принимать решения | Умение вырабатывать и принимать модель конкретных действий. |
Способность к обучению | Умение искать новые знания, овладение умениями и навыками самоорганизации |
Системное мышление | Умение всесторонне осмыслить ситуацию, провести её системный анализ |
Самостоятельность и инициативность | Умение проявлять активность в ситуациях неопределенности |
Готовность к изменениям и гибкость | Умение быстро ориентироваться в изменившейся ситуации, адаптироваться к новым условиям |
Способность работать с информацией | Умение искать информацию, проводить её анализ, переводить её из одной формы представления в другую |
Упорство и целеустремлённость | Умение отстоять свою точку зрения, перебороть противодействие со стороны партнёров |
Коммуникативные способности | Умение отстаивать свою точку зрения, владение словом, умение вступать в контакт |
Способность к межличностным контактам | Умение слушать и понимать собеседника |
Проблемность мышления | Умение вырабатывать модели решения проблем |
Таким образом, образовательная деятельность в режиме кейс-технологии ориентирована на формирование и развитие информационной компетентности; развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления, ориентированного на умение работать с информацией; воспитание культуры обмена мнениями.