Внеклассное мероприятие «Как поступить правильно»
Устный журнал
«Как поступить правильно».
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Задачи: предоставить возможность узнать самого себя;
развивать ответственность за свои поступки; показать значимость взаимопонимания;
способствовать воспитанию умений управлять своим эмоциональным состоянием в критических ситуациях.
Ход мероприятия:
1.Орг.момент
2. Вступительная беседа
Послушайте стихотворение А.Усачёва «Главное».
Зелёного крокодила
Зелёная мать учила:
-Можешь ты быть учёным,
Конструктором или поэтом,
Но главное- быть зелёным!
Запомни, пожалуйста,это.
Пузатого гиппопотама
Учила пузатая мама:
Можешь ты быть акробатом,
Конструктором или поэтом.
Главное- быть пузатым.
Счастье сынок в этом.
А серого сына шакала
Серая мама пугала:
-Можешь ты быть инженером,
Учёным или поэтом.
Главное- быть серым,
Маленьким и незаметным.
-«Почему это стихотворение называется «Главное»?
-Как вы думаете, а что бы сказала ваша мама?
-Чему же главному вас учат в школе и дома?
Да, в школе вас учат не только получать знания, чтобы стать образованным, уметь применять их в жизни, но и учат жить дружно в коллективе, быть воспитанным. И дома, и в школе учат уважать людей, быть честными и добрыми.
3. Сообщение темы занятия
-Сегодня мы поговорим с вами как правильно поступать при общении. Это сейчас для вас главное. Ведь общение играет в жизни человека важную роль, и общению нужно учиться, чтобы оно приносило пользу и радость.
4. Основная часть
-Ребята, как вы думаете, а что же такое «общение»?
-Даже простой обмен новостями - это уже общение. Общение между людьми происходит постоянно, но, конечно, всегда по-разному. Это может быть или задушевная, доверительная беседа двух друзей, или шумная игра во дворе, или совместное выполнение домашнего задания, или разговор по телефону. В магазине, на улице, в классе, в театре- везде, где есть хотя бы один человек, мы вступаем в общение.
Чаще всего наше общение происходит с помощью речи: мы рассказываем, объясняем, отвечаем. Но оказывается, что большую часть информации при разговоре мы получаем не из слов, а по выражению лица, позе и жестам собеседника, то есть по мимике и пантомимике собеседника. Ребята, а знаете ли вы, что обозначают эти термины?
5. Игра «Угадай-ка»
А теперь немного поиграем.
Ребята, давайте разделимся на три команды. Каждая группа должна придумать и показать с помощью жестов и мимики задуманное командой слово. Все остальные ученики отгадывают.
6. Игра «Узнай-ка»
-Всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению и для чего это нужно?
-Правильно, общение может быть бесконфликтным, т.е. доброжелательным. А может быть конфликтным, т.е. неприятным. А как вы думаете, в каких ситуациях общение может стать не добрым и приятным, а наоборот конфликтным? (Предполагаемые ответы: неумение слушать, перебивают, кричат, обзываются, врут, ехидничают, унижают, надоедают, дерутся, пустая болтовня, умничают, плохое настроение, нервничают, тон, придумывают клички, насмехаются)
- В каждом конфликте всегда есть обиженные, и есть обидчики. Вы должны запомнить, ребята, что в конфликте всегда виноваты обе стороны. И вот сегодня мне хотелось бы с вами обсудить эту тему. А помогать мне будет… вы ни за что не догадаетесь … это старая парковая лавочка(картинка)
- Почему именно она? Да потому что со мной приключилась однажды вот такая история. Я шла через парк, очень устала и присела отдохнуть на лавочку. Может быть, я задремала, сама не знаю, только слышу вдруг скрип и голос. Я сначала испугалась, потому что вокруг никого не было, а потом я поняла, что со мной разговаривает старая лавочка. Она рассказала мне столько удивительных историй, что я решила поделиться ими с вами.
- Мне уже почти сто лет. У меня, как и у каждой вещи, есть своя богатая история, есть своя жизнь, полная различных событий. Еще в прошлом веке мимо меня прогуливались нарядные барышни и важные кавалеры. На мне отдыхали ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Возможно, и вы не раз видели меня в городском парке. За свою долгую жизнь много я услышала разных людских историй.
- Как вы думаете, ребята, о чем можно вести разговор, сидя на этой лавочке?
- Сейчас вы услышите от Лавочки одну интересную историю.
История первая.
- Однажды я стала свидетельницей разговора двух мальчиков, Коли и Миши, которые, возвращаясь из школы, присели отдохнуть. Сначала они разговаривали тихо и спокойно, а потом Миша начал вдруг кричать и обзываться на Колю. Заплакав, Коля убежал домой, а Миша злой пошёл домой.
- Как вы думаете, ребята, из-за чего могла произойти ссора между мальчиками?
(хвалился, обзывался, завидовал, обманывал, унижал)
-Кого вы считаете виноватым в этой ссоре? И почему?
-А как можно выйти из этой ситуации?
-Вы верно назвали способы выхода из конфликта: надо уметь признавать свою ошибку и уметь просить прощение. А ведь порой мы забываем об этом, хотя иногда оказываемся в подобных ситуациях сами, а иногда просто стесняемся попросить прощения у своего друга.
- Скажите, а как же правильно нужно просить прощение?
1. Называть по имени
2. Смотреть в глаза своему другу.
3. Говорить спокойным голосом, чтобы вам поверили.
4. И обязательно сказать, за что вы просите прощение.
5.Дать обещание не повторять подобное, потому что вы осознали вину.
-А как должен повести себя человек, у которого просят прощение?
1.Внимательно выслушать.
2.Смотреть в глаза.
3.Поверить, понять и простить.
4.Сказать ответное слово.
- Давайте вернемся к нашим знакомым мальчикам, которые сидели на этой лавочке и попробуем обыграть эту ситуацию. Я предлагаю поработать в парах. Договоритесь, кто из вас сначала будет Колей, а кто Мишей, а потом поменяетесь ролями. Когда вы будете исполнять свои роли, то пользуйтесь схемой. (Дети работают в парах)
-А кто из вас попробует выйти сюда и проиграть эту ситуацию?
(Учитель дает примеры ответного слова, если дети затрудняются).
- Молодцы, ребята! Никогда не стесняйтесь просить прощения, это не стыдно. Наоборот, это показывает, что вы культурны, воспитаны и по-настоящему взрослые.
История вторая.
- А сейчас я познакомлю вас со следующей историей, которую мне рассказала наша знакомая Лавочка.
- Часто, сидящие на лавочке люди оставляют различные забытые вещи, которые потом попадают в «Бюро находок», где рассеянные люди могут их забрать. Чего только на мне не забывали…
- У меня, ребята, есть несколько забытых вещей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Изобрази забытую вещь». Вы будете видеть картинки забытых вещей. Если эту вещь забыла женщина или девочка, то ее будут изображать девочки, а если вещь забыта мужчиной или мальчиком, то ее изображают мальчики. Готовы?
(Девочки - губная помада, зеркальце, кукла.
Мальчики - футбольный мяч, хоккейная клюшка, гантели.
Общее - книга, очки, фантики от конфет.)
- Молодцы, ребята, вы проявили большое творчество, фантазию, артистичность в изображении забытых вещей, что я даже без слов могла с вами общаться и понять названия забытых вещей.
- Прежде чем перейти к следующей истории, которую мне рассказала Лавочка, я хочу напомнить вам, ребята, чтобы вы были внимательными и не оставляли свои вещи на лавочках, а уж тем более нельзя оставлять мусор около лавочек, так как после вас придут отдыхать другие люди и отдых у них будет испорчен.
История третья
- А теперь следующая история…
- Однажды, я стала свидетелем того, как ученик 2 класса, сидел и вздыхал. Ему было очень грустно и печально и одиноко оттого, что у него не было друзей. У него были слезы на глазах, и он все приговаривал: «Как мне плохо, ну где мне найти друга?» И потом он решил даже написать объявление «Ищу друга». Мне было очень его жалко, и я не знала, чем ему помочь.
-Ребята, а давайте подумаем, может быть, мы смогли бы ему помочь? Чем?
-Да, я согласна с вами, каждый из вас мог бы стать его другом. А теперь подумайте и продолжите предложение «Я могу стать ему другом потому, что…»
- С каждым из вас действительно интересно дружить: вы можете многому научить, поделиться, заинтересовать. Думаю, что если бы этот мальчик попал в наш класс, у него было бы много друзей и ему никогда бы не пришлось грустить.
- Просто удивительно, как простая Лавочка помогла нам интересно провести занятие, заставила нас рассуждать, переживать, общаться друг с другом и хочется сказать ей за это огромное спасибо. Очень жаль, что она не слышит этого волшебного слова. Слова благодарности играют очень важную роль в нашей жизни, без них общение между людьми просто невозможно.
– Каким должен быть человек, чтобы дарить радость окружающим?
(Чтение поговорки с доски.)
Обсуждение поговорки: «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».
Итог занятия
-Ребята, дарите радость друг другу, не стесняйтесь своих чувств, и тогда на душе у вас будет светло и празднично от того, что вы делаете человека счастливым. Ведь как приятно, когда вокруг вас улыбки, доброжелательная атмосфера и смех, радость жизни.
-Закончите предложения:
Мои друзья в школе - это...
Мы иногда ссоримся, потому что...
Дети любят мириться, потому что...
-Как можно помириться, если вы все же поссорились?
(На доску вывесить плакат-памятку «Мир, мир - навсегда, ссора, ссора - никогда». Дети читают и заучивают эти слова.)
Упражнение «Пожелание другу».
Человек живет не один, а в обществе, и поэтому нужно научиться жить в любви и согласии ко всему миру, ко всем окружающим. Мы живем в классе одной общей семьей, трудимся, учимся, выполняем какую–нибудь работу и результат будет тогда наилучшим, когда мы будем едины в своем порыве, будем все вместе, когда не будет вражды, так как единение, дружба и любовь друг к другу – это великая сила.
А сейчас каждый из вас сможет написать свои добрые пожелания друг другу на сердечке и положите в корзиночку.
- Прочитайте те пожелания, поздравления и комплементы, которые вам написали на сердце ваши одноклассники. Посмотрите сколько добрых, нежных слов вы услышали в свой адрес. Дома покажите эти сердца своим родителям и сохраните их на память.
- Вы знаете, ребята, меня поразило, что обыкновенная Лавочка очень внимательная и думаю, что эти истории она рассказала не случайно. Видимо она хотела обратить наше внимание на то, что в жизни нет мелочей, и большую роль играет каждое слово, каждый жест, даже взгляд для того, чтобы нам было легко общаться друг с другом.
Разыгрывание ситуаций с использованием мягких игрушек
Ситуация 1
(Учитель зачитывает данную ситуацию, дети обыгрывают.)
Мишка сделал крышу из капустного листа, а зайка не знал, что это крыша и съел ее. Проснулся мишка, а зайка крышу доедает... (Дальше дети придумывают и доигрывают сами; обычно - потасовка, драка.)
Ситуация 2
Подарил ежик лисичке букет цветов на день рождения. Лисичка понюхала, а там сидела пчела, и она ужалила лисичку в нос... (Дальше дети придумывают и доигрывают сами. Выслушивается несколько вариантов.)
Ситуация 3
Слоненок решил помочь белочке полить огород, но не заметил, что под листьями спит ежик, и облил его водой, а ежик... (Дальше дети придумывают и доигрывают сами.)
- А как можно обойтись без ссоры?
Разыгрывание ситуаций из жизни класса
(Дети садятся по группам. Каждой группе дается на листочке ситуация для обсуждения.)
Ситуация 1
Уроки закончились. Собираясь домой, Сережа нечаянно толкнул портфелем Петю...
Петя накинулся на Сергея. Ведь папа учил, что надо давать сдачу.
- А как правильно поступить? (Сергею - извиниться, Пете - взять паузу, разобраться.)
Ситуация 2
На большой перемене дети распределяли настольные игры. У Миши с Толей выбор пал на одну и ту же игру. Завязалась потасовка.
- А как правильно поступить? (Пауза, договор.)
Дополнительный материал
Волшебное слово «стоп»
Случилось так, что всю неделю Маруся ссорилась с мамой. Какое бы замечание мама ей ни сделала, Маруся сразу начинала грубить. И в результате они ссорились, иногда даже плакали, потом мирились, но скоро снова ссорились.
Сидит Маруся после одной из таких ссор в своей комнате и плачет. Тут приходит к ней бабушка, садится рядышком и говорит:
- Твоя беда, внученька, в том, что ты не можешь вовремя остановиться. Но из-за этого не только все расстраиваются, но и жизнь у тебя выходит совершенно однообразная. Мама что-нибудь скажет, а ты сразу грубишь в ответ, вот вы и ссоритесь. А потом: ты - плачешь, мама - плачет, папа хмурится, а кот с собакой прячутся, кто куда, не найдешь. И так изо дня в день. Мне уже даже немножко скучно. А тебе самой неужели не хочется разнообразия? Может, попробуешь, хотя бы ради интереса, в ответ на замечание или пожелание - не рассердиться. Скажи про себя: «Стоп!», а вслух что-нибудь спокойное и доброжелательное и посмотри, что из этого выйдет. А вариант с ссорой у тебя всегда в кармане.
Выслушала это Маруся и легла спать. А на следующий день пришла с прогулки позже, чем обещала. Мама и говорит ей: «Маруся, ну как так можно, я же волнуюсь!» Маруся только захотела нетерпеливо сказать: «А откуда я время узнаю, часов-то у меня нет!» Но тут вспомнила, что говорила ей бабушка, хлоп себя по карману, где «лежит» вариант с ссорой, произнесла про себя: «Стоп!», а вслух: «Извини, мамочка, я не хотела, чтобы ты волновалась, просто мы заигрались!» Мама как услышала такое, так и замерла на месте
прямо с тарелкой супа в руках. А потом даже забеспокоилась: не случилось ли чего с дочкой? Смотрит, вроде царапин никаких нет, одежда не порвана, лоб даже потрогала на всякий случай. Маруся на это опять чуть не рассердилась, но вовремя успела сказать себе: «Стоп!»
Слово «Стоп!» оказалось поистине волшебным. В тот вечер у всех в семье было хорошее настроение. Мама на радостях даже приготовила праздничный ужин. Все сидели за столом, весело беседовали, а папа думал о том, что новые часы своей дочери он купит непременно водонепроницаемые и противоударные.
(А. Герасимова)
Совет
Попробуй, вовремя остановиться когда взаимоотношения с близкими или друзьями накаляются до предела. Научись говорить себе «Стоп!» - и сможешь избежать многих неприятных ссор.