12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Клименкова Анастасия Игоревна740
Материал размещён в группе «В помощь социальному педагогу»
Внеклассное мероприятие «Научись правильно общаться»

Социальная адаптация обучающихся – один из важнейших аспектов обучения и воспитания студентов-первокурсников. Особенно это касается ребят, которые приехали из отдаленных населенных пунктов и проживают отдельно от родителей (в общежитии или на съемных квартирах).

Цель представленного занятия – развитие коммуникативных навыков. По итогам мероприятия ребята должны научиться правильно строить свои высказывания, находить достоинства в рядом стоящих людям и уметь преподносить информацию.

План занятия:


Упражнение «Встреча руками».

Упражнение «Бармен».

Тренинг по работе с техникой «Я-высказывание».

Упражнение «Обратись к незнакомцу».

Упражнение «Подарок другу».


Упражнение «Встреча руками»


Ведущий: «Каждый выбирает себе напарника. Теперь встаньте друг напротив друга так, чтобы ваши руки могли касаться друг друга. Я даю команды, а выполнять их должны только ваши руки».

Звучат следующие команды (на каждую команду отводиться примерно 10-15 секунд):

найти друг друга;

поздороваться;

проявить симпатию;

подраться;

помириться;

потанцевать;

попрощаться.

Ведущий: «Ребята, поделитесь своими впечатлениями. Что было сложно? Какие команды больше всего понравились? Какие – нет?»

Дети высказываются.


Упражнение «Бармен»


Ведущий: «Сейчас я выберу одного из вас. Он будет барменом, подающим кофе. Но чашки всего три. А каждый из вас очень хочет получить чашечку вкусного кофе.

Если участвует больше 10 человек, можно добавить одну-две чашки (в зависимости от количества ребят).

Ведущий: «Посетители должны любым способом получить чашку кофе: придумать жалостливую историю, угрожать, просить и т.д. А бармен должен внимательно всех выслушать, затем отдать чашки только тем, кто этого, по его мнению, действительно заслуживает».

Ребята придумывают способы получить чашку кофе, а бармен по итогу выбирает троих победителей. Дети делятся своими впечатлениями: как победители смогли получить кофе, почему проигравшим это не удалось, как бармен выбирал победителей.


Тренинг по работе с техникой «Я-высказывание»


Ведущий: «Часто у людей ссоры начинаются с мелочей. Особенно они усугубляются, когда собеседник начинает «тыкать» в оппонента (ты не делаешь ничего, тебе только это интересует…). Пик конфликта наступает, когда в речь добавляются слова «никогда» или «всегда» (тебя никогда не волнует, ты всегда плохо относишься…). Такие фразы заставляют собеседника атаковать в ответ.

Таких ситуаций можно избегать, если пользоваться техникой «Я-высказывание», когда человек не обвиняет другого, а говорит от своего имени.

Построение фразы по этой технике включает четыре этапа:

Описание конкретного факта («когда ты не приходишь вовремя…»). Эмоции здесь не уместны. Только описание конкретного расстраивающего факта.

Описание ощущений говорящего («я начинаю переживать…» и т.д.).

Фраза «Потому что». Например, «потому что я не знаю причину твоего опоздания».

Описание желательного поведения в дальнейшем («мне бы хотелось, чтобы ты предупреждал, когда задерживаешься…»).

Например, девушка вовремя не пришла на встречу. Ее встречают фразой «Ты вечно опаздываешь. Я тебе целую вечность жду». В итоге расстроены обе стороны. По примеру техники «Я-высказывание» это могло выглядеть следующим образом: «Когда ты не приходишь вовремя, я начинаю переживать, потому что я не знаю причину твоего опоздания. Вдруг с тобой что-то случилось. Мне бы хотелось, чтобы в следующий раз ты предупреждала, когда задерживаешься».

Ребята, а теперь потренируемся перестраивать фразы по технике «Я-высказывание». Я вам предлагаю негативные высказывания, а вы их должны переделать в формат «Я-высказывание».

Ты-высказывание: «Из-за тебя я вчера опоздала на работу. Неужели нельзя было раньше наболтаться!» (Я-высказывание: «Вчера я опоздала на работу, было очень неприятно. Мне хотелось бы решать все важные вопросы раньше, а не перед уходом на работу»).

Ты-высказывание: «Опять ты молоко пролила! Ты ничего не можешь нормально делать» (Я-высказывание: «Ой, молоко пролито, досадно... вытирать, а потом опять наливать»).

Ты-высказывание: «Ты постоянно оставляешь дверь открытой» (Я-высказывание: «Когда дверь открыта, я мерзну, потому что возникает сквозняк. Мне бы очень хотелось, чтобы дверь была закрыта»).

Ты-высказывание: «Ты должен идти спать, потому что уже поздно» (Я-высказывание: «Когда уже поздно, а мы не спим, я расстраиваюсь, потому что утром мы будем сонной, и обоим сложно будет вставать. Мне бы очень хотелось, чтобы ты поскорее заснул»).

Как изменилась фраза после ее перестроения?»

Дети высказывают свое мнение.


Упражнение «Обратись к незнакомцу»


Ведущий: «Правильно строить фразы мы научились. Теперь разберем, какие фразы можно сказать интересующему вас человеку, даже если вы его не знаете. Напишите на листке бумаги пять фраз, которые можно сказать незнакомцу».

Ребята записывают свои фразы (например, «подскажите, пожалуйста, который час», «какая интересная у Вас вещь» и т.д.).

Ведущий: «Есть фразы, которые носят ситуативный характер (например, какая у вас красивая сумка!), нужно это отметить.

Дети зачитывают свои варианты, выделяя общие и ситуативные фразы.


Упражнение «Подарок другу»


Ведущий: «В конце нашего занятия я предлагаю каждому из вас сделать подарок друг другу. Я дарю вам всем хорошее настроение. Что вы хотите подарить друг другу?

Ребята высказываются.

Ведущий: «Все молодцы! Давайте друг другу поаплодируем. Всем спасибо за работу. До следующей встречи!»






Опубликовано в группе «В помощь социальному педагогу»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.