Устный журнал на тему «Сказка А. Гайдара "Горячий камень"»
текст сказкиPPTX / 1.27 Мб
устный журналPPTX / 1.36 Мб
Методическая разработка
урока внеклассного чтения в 4 классе по сказке А.П.Гайдара «Горячий камень»
Цель: познакомить учащихся с содержанием сказки А.П.Гайдара «Горячий камень».
Задачи:1. формировать читательскую компетенцию обучающихся,
совершенствовать умения работать в группе;
развивать устную речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор детей;
4. учить анализировать текст;
5. воспитывать уважение к людям старшего поколения.
Форма проведения: устный журнал.
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя
1 страница Жизнь и творчество А.П.Гайдара
Родился Аркадий Петрович Гайдар (настоящее фамилия – Голиков) 22 января 1904 года, в небольшом городке Курской области. В 1912 году семья переезжает в Арзамас. Именно Арзамас Аркадий Петрович считал своей Родиной потому, что здесь прошло его детство.
В декабре 1918-го года Гайдар уходит в Красную Армию. Так заканчивается детство и начинается военная деятельность. В декабре 1919 года на Польском фронте он уже командовал взводом, получает ранение в ногу и поэтому приезжает на побывку домой. В марте 1920 года приезжает в Москву за новым назначением. И он вновь в Красной Армии - командир полка. Но по состоянию здоровья ему дали шестимесячный отпуск. Это было начало прощания с Красной Армией. Вышел из армии 1924 году, потому что заболел.
Почти все произведения А. Гайдара предназначены для детей, от первой повести «Р.В.С.» (1926) до последних произведений: «Тимур и его команда» (1940) и «Горячий камень» (1941).
Когда в 1941 году на страну напала фашистская Германия. Гайдар не мог остаться в стороне. Он уезжает на фронт в качестве корреспондента газеты «Комсомольской правды».
Гайдар погиб 26 октября 1941 года, попав в засаду.
Вот оказывается, каким замечательным человеком был А.П.Гайдар.
Обращение к портрету писателя, чтение строк под ним:
Он никогда не будет стар.
В глаза читателям с портрета,
Глядит смеющийся Гайдар,
В шинель походную одетый.
С.Я. Маршак.
Мы с вами читали произведение, написанное за 2 месяца до гибели автора от фашисткой пули. Говорят, что звучит оно, как завещание. Постараемся понять, что завещал нам Аркадий Петрович Гайдар.
Я предлагаю вам просмотреть диафильм по сказке А.П.Гайдара «Горячий камень». Он поможет нам вспомнить содержание сказки, а рисунки позволят четко и образно представить основные события, отраженные в произведении.
(просмотр презентации, текст читает учитель)
2 страница «Исследование текста».
Сказка «Горячий камень» написана в апреле 1941 года. А в августе-сентябре, когда уже шла Великая Отечественная война, его опубликовали в журнале "Мурзилка". Говорят, что произведение "Горячий камень" звучит как завещание, А.П.гайдар написал его за 2 месяца до гибели от фашисткой пули. Сегодня на уроке мы проведём исследования и постараемся понять, что же завещал нам Аркадий Петрович, чему учит нас это произведение.
2.Работа по теме.
- Итак, приступаем к обсуждению сказки «Горячий камень».
Ребята, сегодня мы будем некоторые задания выполнять в группах. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы и сесть каждой группе отдельно.
2.1. Первое задание. Я вам выдала карточки с перечнем событий, происходящих в сказке. Но эти события перепутаны. Предлагаю вам вспомнить верный порядок событий и исправить в карточках последовательность (цифры от 1 до 7).
(самостоятельная работа в группах 5 минут).
2.2. Самопроверка на слайде представлен правильный вариант плана:
план сказки “Горячий камень”.
1 Колхозный сторож.
2 Добрый старик.
3 Ивашка набрел на камень.
4 Благородный Ивашка.
5 Тяжелая работа.
6 Разговор на горе.
7 Неразбитый камень.
( Ребята исправляют ошибки)
Страница 3 «Жизнь дана на добрые дела»
Групповая работа с текстом сказки на формирование читательской компетенции у обучающихся
3.1.А сейчас я предлагаю каждой группе поработать с текстом сказки. Текст сказки распечатан и выдан каждой группе. Задания написаны на карточке.
1 группа
-Найдите отрывки, которые рассказывают о старике (об Ивашке), перечитайте их и составьте рассказ о старике с помощью предложенных вопросов.
1.Как выглядел старик? 2.Как он зарабатывал себе на хлеб? 3.Что говорили о нём люди? 4.А что думал сам старик? |
2 группа
- Найдите отрывки, которые рассказывают об Ивашке , перечитайте их и составьте рассказ о мальчике с помощью предложенных вопросов.
1.Как познакомился Ивашка со стариком? 2. Верно, что Ивашка сам себя наказал? 3. Какие чувства он испытывал? 4. Почему автор назвал мальчика добрым и благородным? |
3-я группа
1. Найдите и прочитайте, как мальчик нашёл камень. (3-я глава) 2. Почему этот камень мальчик посчитал волшебным? 3. Почему Ивашка не воспользовался волшебством?
|
Выступления обучающихся- представителей каждой группы- 1 группа- рассказ о старике, 2 группа-рассказ об Ивашке, 3 группа- о волшебном камне.
4 страница «Трудное счастье»
Фронтальная беседа с классом, направленная на знание содержания сказки.
4.1. -Почему люди думали, что старик в жизни видел много горя?
-Чем он занимался на селе?
-Зачем Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад?
-Что с ним произошло?
-Почему старик отпустил его?
-Почему Ивашку мучила совесть?
-Как он набрёл на камень?
-Почему Ивашка решил, что камень волшебный?
-Какая надпись была на камне?
-Почему надпись на камне огорчила мальчика?
-Как решил поступить Ивашка? Почему? Каким он был?
-С какими мыслями он подошёл к старику?
-Почему старик отказался покинуть караул и пойти на болото?
-Какой приказ получил Ивашка от старика?
-О чём думал Ивашка, вытянув камень из болота?
-Сколько раз Ивашка видел хорошую жизнь и в чём она для него заключалась?
-Почему старик не захотел разбивать камень?
-Как вы думаете, камень и сейчас лежит не разбитым или его разбили?
4.2. Создание проблемной ситуации
- А как бы вы поступили, если бы нашли такой камень?
Беседа с классом
- Помните ли вы самый счастливый день в своей жизни? Расскажите.
- Ивашка считал старика несчастным человеком, а себя считал счастливым.
В чём же видел счастье Ивашка ?
-проехал на автомобиле, когда опаздывал в школу;
-поймал голыми руками щуку;
-побывал на весёлом празднике.
- Что рассказал о своей жизни Ивашке старик? В каких важных событиях он участвовал ?
- участвовал в восстании против царя;
- громил белую вражескую армию;
- вместе с другими делал страну могучей и великой.
-Это трудная жизнь? Захотел ли старик по-другому прожить свою жизнь? В чем счастье старика?
- справился с тяжёлой болезнью;
- враг разбит и наша армия наступает;
- страна стала могучей и великой;
- жизнь прошла трудно, но ясно и честно.
4.3. Ребята, а почему Ивашкино счастье кажется таким маленьким по сравнению со счастьем старика?
(Ивашка думал только о себе, а старик после себя оставил добрый след)
4.4. А теперь закройте глаза и представьте себя героем сказки А. Гайдара. Вот вы стоите на горе, перед вами лежит волшебный камень, вы можете его разбить и начать жизнь сначала. Как вы поступите?
Вывод. Ребята, так чему учит нас сказка А.Гайдара «Горячий камень»?
5 страница Давайте в группах составим синквейн
Сказка А.Гайдара «Горячий камень»
Знакомство с правилами составления синквейна (на слайде) -
синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:
Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Подведение итогов: каждая группа зачитывает получившейся синквейн.
1. Сказка А.Гайдара «Горячий камень»
2. Мудрая, полезная.
3. Читаем, узнаём, советуем.
4. Жизнь дана на добрые дела.
5. Счастье.