12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Уксусова Ольга Аркадьевна870
Россия, Вологодская обл.


текст сказкиPPTX / 1.27 Мб
устный журналPPTX / 1.36 Мб

Методическая разработка

урока внеклассного чтения в 4 классе по сказке А.П.Гайдара «Горячий камень»

Цель: познакомить учащихся с содержанием сказки А.П.Гайдара «Горячий камень».

Задачи:1. формировать читательскую компетенцию обучающихся,

совершенствовать умения работать в группе;

развивать устную речь, обогащать словарный запас, расширять кругозор детей;

4. учить анализировать текст;

5. воспитывать уважение к людям старшего поколения.

Форма проведения: устный журнал.

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя

1 страница Жизнь и творчество А.П.Гайдара

Родился Аркадий Петрович Гайдар (настоящее фамилия – Голиков) 22 января 1904 года, в небольшом городке Курской области. В 1912 году семья переезжает в Арзамас. Именно Арзамас Аркадий Петрович считал своей Родиной потому, что здесь прошло его детство.

В декабре 1918-го года Гайдар уходит в Красную Армию. Так заканчивается детство и начинается военная деятельность. В декабре 1919 года на Польском фронте он уже командовал взводом, получает ранение в ногу и поэтому приезжает на побывку домой. В марте 1920 года приезжает в Москву за новым назначением. И он вновь в Красной Армии - командир полка. Но по состоянию здоровья ему дали шестимесячный отпуск. Это было начало прощания с Красной Армией. Вышел из армии 1924 году, потому что заболел.

Почти все произведения А. Гайдара предназначены для детей, от первой повести «Р.В.С.» (1926) до последних произведений: «Тимур и его команда» (1940) и «Горячий камень» (1941).

Когда в 1941 году на страну напала фашистская Германия. Гайдар не мог остаться в стороне. Он уезжает на фронт в качестве корреспондента газеты «Комсомольской правды».

Гайдар погиб 26 октября 1941 года, попав в засаду.

Вот оказывается, каким замечательным человеком был А.П.Гайдар.

Обращение к портрету писателя, чтение строк под ним:

 

Он никогда не будет стар.

В глаза читателям с портрета,

Глядит смеющийся Гайдар,

В шинель походную одетый.

С.Я. Маршак.

Мы с вами читали произведение, написанное за 2 месяца до гибели автора от фашисткой пули. Говорят, что звучит оно, как завещание. Постараемся понять, что завещал нам Аркадий Петрович Гайдар.

Я предлагаю вам просмотреть диафильм по сказке А.П.Гайдара «Горячий камень». Он поможет нам вспомнить содержание сказки, а рисунки позволят четко и образно представить основные события, отраженные в произведении.

(просмотр презентации, текст читает учитель)

 

2 страница «Исследование текста».

Сказка «Горячий камень» написана в апреле 1941 года. А в августе-сентябре, когда уже шла Великая Отечественная война, его опубликовали в журнале "Мурзилка". Говорят, что произведение "Горячий камень" звучит как завещание, А.П.гайдар написал его за 2 месяца до гибели от фашисткой пули. Сегодня на уроке мы проведём исследования и постараемся понять, что же завещал нам Аркадий Петрович, чему учит нас это произведение.

2.Работа по теме.

- Итак, приступаем к обсуждению сказки «Горячий камень».

Ребята, сегодня мы будем некоторые задания выполнять в группах. Я предлагаю вам разделиться на 3 группы и сесть каждой группе отдельно.

2.1. Первое задание. Я вам выдала карточки с перечнем событий, происходящих в сказке. Но эти события перепутаны. Предлагаю вам вспомнить верный порядок событий и исправить в карточках последовательность (цифры от 1 до 7).

(самостоятельная работа в группах 5 минут).

2.2. Самопроверка на слайде представлен правильный вариант плана:

план сказки “Горячий камень”.

1 Колхозный сторож.

2 Добрый старик.

3 Ивашка набрел на камень.

4 Благородный Ивашка.

5 Тяжелая работа.

6 Разговор на горе.

7 Неразбитый камень.

( Ребята исправляют ошибки)

Страница 3 «Жизнь дана на добрые дела»

Групповая работа с текстом сказки на формирование читательской компетенции у обучающихся

3.1.А сейчас я предлагаю каждой группе поработать с текстом сказки. Текст сказки распечатан и выдан каждой группе. Задания написаны на карточке.

1 группа

-Найдите отрывки, которые рассказывают о старике (об Ивашке), перечитайте их и составьте рассказ о старике с помощью предложенных вопросов.

1.Как выглядел старик?

2.Как он зарабатывал себе на хлеб?

3.Что говорили о нём люди?

4.А что думал сам старик?

 

2 группа

 

- Найдите отрывки, которые рассказывают об Ивашке , перечитайте их и составьте рассказ о мальчике с помощью предложенных вопросов.

1.Как познакомился Ивашка со стариком?

2. Верно, что Ивашка сам себя наказал?

3. Какие чувства он испытывал?

4. Почему автор назвал мальчика добрым и благородным?

3-я группа

1. Найдите и прочитайте, как мальчик нашёл камень. (3-я глава)

2. Почему этот камень мальчик посчитал волшебным?

3. Почему Ивашка не воспользовался волшебством?

 

Выступления обучающихся- представителей каждой группы- 1 группа- рассказ о старике, 2 группа-рассказ об Ивашке, 3 группа- о волшебном камне.

 

4 страница «Трудное счастье»

Фронтальная беседа с классом, направленная на знание содержания сказки.

4.1. -Почему люди думали, что старик в жизни видел много горя?

-Чем он занимался на селе?

-Зачем Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад?

-Что с ним произошло?

-Почему старик отпустил его?

-Почему Ивашку мучила совесть?

-Как он набрёл на камень?

-Почему Ивашка решил, что камень волшебный?

-Какая надпись была на камне?

-Почему надпись на камне огорчила мальчика?

-Как решил поступить Ивашка? Почему? Каким он был?

-С какими мыслями он подошёл к старику?

-Почему старик отказался покинуть караул и пойти на болото?

-Какой приказ получил Ивашка от старика?

-О чём думал Ивашка, вытянув камень из болота?

-Сколько раз Ивашка видел хорошую жизнь и в чём она для него заключалась?

-Почему старик не захотел разбивать камень?

-Как вы думаете, камень и сейчас лежит не разбитым или его разбили?

 

4.2. Создание проблемной ситуации

- А как бы вы поступили, если бы нашли такой камень?

Беседа с классом

- Помните ли вы самый счастливый день в своей жизни? Расскажите.

 

- Ивашка считал старика несчастным человеком, а себя считал счастливым.

В чём же видел счастье Ивашка ?

-проехал на автомобиле, когда опаздывал в школу;

-поймал голыми руками щуку;

-побывал на весёлом празднике.

- Что рассказал о своей жизни Ивашке старик? В каких важных событиях он участвовал ?

- участвовал в восстании против царя;

- громил белую вражескую армию;

- вместе с другими делал страну могучей и великой.

 

-Это трудная жизнь? Захотел ли старик по-другому прожить свою жизнь? В чем счастье старика?

- справился с тяжёлой болезнью;

- враг разбит и наша армия наступает;

- страна стала могучей и великой;

- жизнь прошла трудно, но ясно и честно.

4.3. Ребята, а почему Ивашкино счастье кажется таким маленьким по сравнению со счастьем старика?

(Ивашка думал только о себе, а старик после себя оставил добрый след)

4.4. А теперь закройте глаза и представьте себя героем сказки А. Гайдара. Вот вы стоите на горе, перед вами лежит волшебный камень, вы можете его разбить и начать жизнь сначала. Как вы поступите?

Вывод. Ребята, так чему учит нас сказка А.Гайдара «Горячий камень»?

5 страница Давайте в группах составим синквейн

Сказка А.Гайдара «Горячий камень»

Знакомство с правилами составления синквейна (на слайде) -

синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Подведение итогов: каждая группа зачитывает получившейся синквейн.

1. Сказка А.Гайдара «Горячий камень»

2. Мудрая, полезная.

3. Читаем, узнаём, советуем.

4. Жизнь дана на добрые дела.

5. Счастье.

 

 

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.