Занятие на тему «Устройства и механизмы системы охлаждения» (10–11 классы)
ЗАНЯТИЕ: УСТРОЙСТВА И МЕХАНИЗМЫ
СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
Цель занятия. Ознакомить учащихся с физико-химическими характеристиками охлаждающих жидкостей для автотракторных двигателей, основными неисправностями систем охлаждения, их внешними признаками, причинами и способами устранения. Закрепить знания школьников об устройстве, действии и техническом обслуживании вентилятора, водяного насоса и термостата. Привить учащимся первоначальные умения частично разбирать, собирать и устанавливать их на дизеле.
Оборудование и наглядные пособия. Дизели Д-240 и А-41,
плакаты «Система охлаждения», модель крышки радиатора, два водяных радиатора, дистанционный указатель температуры воды с датчиком, сосуд с водой, электроплитка, термометр, масштабная линейка, два водяных насоса с вентилятором, два термостата, шесть наборов инструмента.
Примерный ход занятия. I. Вводный инструктаж (10 мин). Учитель отмечает, что учащиеся (6 звеньев) будут выполнять комбинированным способом три практические работы.
1. Изучение радиатора, жалюзи и шторки.
2. Изучение устройства и принципа действия вентилятора и
водяного насоса.
3. Изучение устройства и принципа действия термостата. Далее учитель, используя инструкционные карты, знакомит учащихся с содержанием практических работ. Сообщает, что по окончании работы первое звено должно поставить термостат на дизель Д-240, пятое звено — вентилятор и водяной насос на дизель А-4!, а шестое звено—вентилятор и водяной насос на дизель Д-240.
II. Выполнение учащимися практической работы (75 мин).
Учащиеся выполняют работу, пользуясь инструкционными картами, составленными учителем. Например, при выполнении первой работы учащиеся руководствуются следующей инструкционной картой:
Инструкционная карта для выполнения практической работы
«Изучение радиатора, жалюзи и шторки»
Цель работы. Ознакомиться с размещением, креплением яа дизеле и устройством водяного радиатора, жалюзи и шторки.
Оборудование и наглядные пособия. Дизели Д-240 и А-41 в сборе с водяными радиаторами, шторкой или жалюзи, плакат «Водяное охлаждение двигателя», модель крышки радиатора, разрез водяного радиатора, набор инструмента, учебное пособие.
Время выполнения работы — 25 мин.
Последовательность выполнения работы. 1. Прочтите в учебном пособии текст о радиаторе. Рассмотрите устройство крышки радиатора на рисунке пособия.
2. Найдите, пользуясь плакатами и рисунком учебного пособия, расположение водяного радиатора, жалюзи на дизеле Д-240 и водяного радиатора, шторки на дизеле А-41.
3. Ознакомьтесь с креплением водяного радиатора, жалюзи и шторки на дизелях.
4. Пользуясь плакатом, найдите на разрезе радиатора верхний и нижний бачки, трубки сердцевины, пластины для увеличения поверхности охлаждения.
5. Пользуясь плакатом, пособием и моделью, найдите в крышке радиатора впускной (воздушный) и выпускной (паровой) клапаны.
6. Ответьте на контрольные вопросы: объясните назначение, устройство и принцип действия водяного радиатора. Каково назначение впускного (воздушного) и выпускного (парового) клапанов? Как удаляют воду из системы охлаждения? Почему температура кипения воды в системе охлаждения выше 100°С?
IV. Текущий инструктаж. В процессе выполнения учащимися практических работ учитель обращает особое внимание на соблюдение ими правил безопасности труда при обращении с электроплиткой, горячей водой, а также при установке на дизель водяного насоса и термостата. Следует проверить, чтобы все устанавливаемые на дизели механизмы и устройства были надежно закреплены.
Для контроля знаний учащихся учитель использует вопросы, изложенные в конце соответствующих параграфов учебного пособия, в инструкционных картах и следующие тесты:
1. Какие из названных деталей относятся к водяному насосу? а) Валик; б) корпус; в) крыльчатка; г) шестерня привода.
2. Укажите причины перегрева двигателя.
а) Образование накипи на стенках водяной рубашки и в трубках радиатора; б) замерзание воды в радиаторе; в) наружное загрязнение сердцевины радиатора; г) пробуксовывание или обрыв ремня вентилятора.
3. Какие из указанных работ выполняют при техническом обслуживании системы охлаждения?
а) Промывают систему охлаждения и удаляют из нее накипь; б) промывают фильтр-отстойник; в) контролируют и регулируют натяжение ремня вентилятора и водяного насоса; г) подтягивают крепления всех соединений системы охлаждения и смазывают подшипники водяного насоса.
4. Какие из названных деталей относятся к термостату? а) Основной клапан; б) корпус; в) гофрированный баллончик; г) предохранительный клапан.
5. К каким последствиям приводит перегрев двигателя? а) Масло становится очень вязким; б) уменьшается количество воздуха, поступающего в горячий цилиндр; в) увеличивается трение между соприкасающимися поверхностями; г) образуется нагар на стенках поршня и камеры сгорания.
6. На каком физическом явлении основан принцип действия системы жидкостного охлаждения?
а) Трение; б) капиллярность; в) инерция; г) конвекция.
7. Как регулируют степень охлаждения дизеля с воздушным охлаждением
(Д-37М) ?
а) Жалюзи; б) шторкой; в) с помощью заслонки (дроссельного диска).
8. При какой температуре дизель работает нормально? а) 30°С; б) 60°С; в) 90°С; г) 120°С.
9. На каких дизелях применяют жидкостную систему охлаждения?
а) Д-50; б) Д-240; в) Д-21А; г) А-41.
10. На каких дизелях термостат не устанавливают?
а) СМД-14; б) Д-240; в) А-41; г) Д-21А.
Учащиеся находят на каждый из десяти указанных вопросов наиболее правильные ответы, число которых может быть равно одному, двум, трем и даже четырем. Поэтому следует предупредить учащихся, что на некоторые вопросы даны только правильные ответы.
Наиболее правильные ответы: 1 —а, б, в; 2—а, б, в, г; 3—а, в, г; 4—а, б, в; 5 — б, в, г; 6 — г; 7 — в; 8 — в; 9 — а, б, г; 10 — а, в, г.
V. Заключительный инструктаж (5 мин). Во время заключительной беседы учитель подводит итоги занятия, разбирает типичные ошибки учащихся.