Занятие на тему «Устройства и механизмы системы охлаждения» (10–11 классы)

16
0
Материал опубликован 26 January 2016 в группе

ЗАНЯТИЕ: УСТРОЙСТВА И МЕХАНИЗМЫ

СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

Цель занятия. Ознакомить учащихся с физико-химическими характеристиками охлаждающих жидкостей для автотракторных двигателей, основными неисправностями систем охлаждения, их внешними признаками, причинами и способами устранения. За­крепить знания школьников об устройстве, действии и техниче­ском обслуживании вентилятора, водяного насоса и термостата. Привить учащимся первоначальные умения частично разбирать, собирать и устанавливать их на дизеле.

Оборудование и наглядные пособия. Дизели Д-240 и А-41,

плакаты «Система охлаждения», модель крышки радиатора, два водяных радиатора, дистанционный указатель температуры воды с датчиком, сосуд с водой, электроплитка, термометр, мас­штабная линейка, два водяных насоса с вентилятором, два тер­мостата, шесть наборов инструмента.

Примерный ход занятия. I. Вводный инструктаж (10 мин). Учитель отмечает, что учащиеся (6 звеньев) будут выполнять комбинированным способом три практические работы.

1. Изучение радиатора, жалюзи и шторки.

2. Изучение устройства и принципа действия вентилятора и

водяного насоса.

3. Изучение устройства и принципа действия термостата. Далее учитель, используя инструкционные карты, знакомит учащихся с содержанием практических работ. Сообщает, что по окончании работы первое звено должно поставить термостат на дизель Д-240, пятое звено — вентилятор и водяной насос на ди­зель А-4!, а шестое звено—вентилятор и водяной насос на ди­зель Д-240.

II. Выполнение учащимися практической работы (75 мин).

Учащиеся выполняют работу, пользуясь инструкционными кар­тами, составленными учителем. Например, при выполнении первой работы учащиеся руко­водствуются следующей инструкционной картой:

Инструкционная карта для выполнения практической работы

«Изучение радиатора, жалюзи и шторки»

Цель работы. Ознакомиться с размещением, креплением яа дизеле и уст­ройством водяного радиатора, жалюзи и шторки.

Оборудование и наглядные пособия. Дизели Д-240 и А-41 в сборе с во­дяными радиаторами, шторкой или жалюзи, плакат «Водяное охлаждение двигателя», модель крышки радиатора, разрез водяного радиатора, набор ин­струмента, учебное пособие.

Время выполнения работы — 25 мин.

Последовательность выполнения работы. 1. Прочтите в учебном пособии текст о радиаторе. Рассмотрите устройство крышки радиатора на рисунке пособия.

2. Найдите, пользуясь плакатами и рисунком учебного пособия, распо­ложение водяного радиатора, жалюзи на дизеле Д-240 и водяного радиатора, шторки на дизеле А-41.

3. Ознакомьтесь с креплением водяного радиатора, жалюзи и шторки на дизелях.

4. Пользуясь плакатом, найдите на разрезе радиатора верхний и нижний бачки, трубки сердцевины, пластины для увеличения поверхности охлажде­ния.

5. Пользуясь плакатом, пособием и моделью, найдите в крышке радиато­ра впускной (воздушный) и выпускной (паровой) клапаны.

6. Ответьте на контрольные вопросы: объясните назначение, устройство и принцип действия водяного радиатора. Каково назначение впускного (воз­душного) и выпускного (парового) клапанов? Как удаляют воду из системы охлаждения? Почему температура кипения воды в системе охлаждения выше 100°С?

IV. Текущий инструктаж. В процессе выполнения учащимися практических работ учитель обращает особое внимание на соб­людение ими правил безопасности труда при обращении с элек­троплиткой, горячей водой, а также при установке на дизель водяного насоса и термостата. Следует проверить, чтобы все ус­танавливаемые на дизели механизмы и устройства были надеж­но закреплены.

Для контроля знаний учащихся учитель использует вопросы, изложенные в конце соответствующих параграфов учебного по­собия, в инструкционных картах и следующие тесты:

1. Какие из названных деталей относятся к водяному насосу? а) Валик; б) корпус; в) крыльчатка; г) шестерня привода.

2. Укажите причины перегрева двигателя.

а) Образование накипи на стенках водяной рубашки и в трубках радиа­тора; б) замерзание воды в радиаторе; в) наружное загрязнение сердцевины радиатора; г) пробуксовывание или обрыв ремня вентилятора.

3. Какие из указанных работ выполняют при техническом обслуживании системы охлаждения?

а) Промывают систему охлаждения и удаляют из нее накипь; б) промы­вают фильтр-отстойник; в) контролируют и регулируют натяжение ремня вентилятора и водяного насоса; г) подтягивают крепления всех соединений системы охлаждения и смазывают подшипники водяного насоса.

4. Какие из названных деталей относятся к термостату? а) Основной клапан; б) корпус; в) гофрированный баллончик; г) пре­дохранительный клапан.

5. К каким последствиям приводит перегрев двигателя? а) Масло становится очень вязким; б) уменьшается количество воздуха, поступающего в горячий цилиндр; в) увеличивается трение между соприкасающимися поверхностями; г) образуется нагар на стенках поршня и камеры сгорания.

6. На каком физическом явлении основан принцип действия системы жид­костного охлаждения?

а) Трение; б) капиллярность; в) инерция; г) конвекция.

7. Как регулируют степень охлаждения дизеля с воздушным охлаждением

(Д-37М) ?

а) Жалюзи; б) шторкой; в) с помощью заслонки (дроссельного диска).

8. При какой температуре дизель работает нормально? а) 30°С; б) 60°С; в) 90°С; г) 120°С.

9. На каких дизелях применяют жидкостную систему охлаждения?

а) Д-50; б) Д-240; в) Д-21А; г) А-41.

10. На каких дизелях термостат не устанавливают?

а) СМД-14; б) Д-240; в) А-41; г) Д-21А.

Учащиеся находят на каждый из десяти указанных вопросов наиболее правильные ответы, число которых может быть равно одному, двум, трем и даже четырем. Поэтому следует предупредить учащихся, что на некоторые вопросы даны только правильные ответы.

Наиболее правильные ответы: 1 —а, б, в; 2—а, б, в, г; 3—а, в, г; 4—а, б, в; 5 — б, в, г; 6 — г; 7 — в; 8 — в; 9 — а, б, г; 10 — а, в, г.

V. Заключительный инструктаж (5 мин). Во время заключи­тельной беседы учитель подводит итоги занятия, разбирает ти­пичные ошибки учащихся.

Комментарии
Комментариев пока нет.