12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Новосельцева Светлана Валерьевна19
Россия, Брянская обл., Локоть

Урок 2: «Система, элементы системы, системный анализ»

 

Цели: сформировать у учащихся понятие «система», научить учащихся осуществлять системный анализ

Задачи урока:

Образовательная:

Познакомить учащихся с понятиями: система, целостное функционирование системы, системный анализ, систематизация

Научиться систематизировать объекты системы

Научиться осуществлять системный анализ

Воспитательная:

привить интерес к предмету

воспитать информационную культуру

воспитывать такие качества личности, как активность, самостоятельность и аккуратность в работе

воспитывать у учащихся стремление к реализации себя в обществе

Развивающая:

развитие познавательного интереса учащихся

развитие логического мышления учащихся

продолжить развитие таких познавательных процессов, как восприятие, внимание, память

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Методы урока: объяснительно–иллюстративный

 

Этапы урока:

Организационный:

проверка отсутствующих

проверка знания ТБ

 

Объяснение нового материала:

 

Итак, с сегодняшнего урока мы с вами приступаем к изучению курса информатики.

На сегодняшнем уроке вы узнаете:

  • что такое система, и имеет ли оно свое определение

    мы познакомимся с видами систем

    узнаете что такое системный анализ

    что такое систематизация

 

Наверняка вам приходилось слышать такие слова как «система образования», «транспортная система», «система водоснабжения», «горная система». В информатике понятие «система» употребляется довольно часто: система данных, ОС, программные системы, системы программирования и пр. действительно слово система очень часто употребляется в речи. Например, «система городского транспорта включает в себя» трамваи, автобусы, троллейбусы, линии электропередач, депо и пр. Таким же подобным образом мы можем разбить каждую систему на составляющие ее элементы.

Например, окружающий нас мир состоит из множества различных объектов, каждый из которых имеет разнообразные свойства и при этом объекты взаимодействуют между собой.

Такие объекты, как планеты нашей солнечной системы, имеют различные свойства (массу, геометрические размеры и пр.) и по закону Всемирного тяготения взаимодействуют с Солнцем и друг с другом.

С другой стороны, планеты состоят из атомов, а атомы из элементарных частиц. Т.о. можно сделать вывод, что практически каждый объект состоит из других объектов, взаимодействующих друг с другом и представляющие собой систему.

Отсюда можно сказать, что СИСТЕМА любой объект, состоящий из множества взаимосвязанных частей и существующих как единое целое.

Примеры систем: человек, компьютер, дом, дерево, книга, стол и пр.

Системы бывают:

материальные (человек, компьютер, дерево, дом)

нематериальные (математика, человеческий язык)

смешанные (школьная система, т. к. включает в себя и материальные элементы (здание, парты, …) и нематериальные элементы (темы уроков, расписания занятий, устав школы, …))

Важным признаком системы является ее целостное функционирование. Как говорилось ранее система представляет собой не набор отдельных элементов, а совокупность взаимосвязанных элементов. Например, компьютер это система состоящая из различных устройств, при этом эти устройства связаны между собой и аппаратно (подключены друг к другу) и функционально (между устройствами происходит обмен информацией).

В обществе целостное функционирование системы обеспечивается за счет социальных связей и отношений между людьми.

Также в любую систему можно охарактеризовать и ее структурой, то есть составом и свойствами элементов, их отношениями и связями между собой.

Любая система сохраняет свою целостность если ее структура не нарушается. Если структура системы меняется (удаляется какой либо элемент), то система может перестать функционировать. Т.е. если удалить в компьютере, например, процессор то он перестанет работать, т.о. система выйдет из строя.

Чтобы описать систему, недостаточно только перечислить ее элементы. Еще необходимо указать, как эти элементы связаны друг с другом. Именно наличие связей превращает набор элементов в систему.

Если графически представить связи между элементами системы, то получится ее структура. Структура может определять пространственное взаиморасположение элементов (цепочка, звезда, кольцо), их вложенность или подчиненность (дерево), хронологическую последовательность (линейную, ветвящуюся, циклическую)

Когда вы опишите элементы системы и укажите их взаимосвязи, тем самым вы проведете системный анализ.

 

 

Система счисления

П озиционная Непозиционная

Двоичная Троичная Десятичная Римская Древнегреческая

 

Любой процесс превращения множество объектов в систему называется Систематизацией

 

Систематизация имеет огромное значение. В повседневной жизни каждый из нас занимается систематизацией разделяет одежду на зимнюю и летнюю, посуду — на стаканы, тарелки, кастрюли и т.д.

 

3) Этап закрепления:

что такое система?

приведите примеры систем?

какие виды систем вы знаете?

приведите примеры материальных систем

приведите примеры нематериальных систем

приведите примеры смешанных систем

что по вашему мнению понимается под целостным функционированием

в чем заключается системный анализ

 

Задание №1:

Попробуйте систематизировав перечисленные факты

«жи»-«ши» пиши с буквой «и»

Амазонка это река.

Тела тяжелее воды тонут

Прилагательное выражает свойство.

Бермудские острова омываются Атлантическим океаном.

Разноименные полюса магнита притягиваются, а одноименные отталкиваются.

Высочайшая вершина мира Эверест.

«Мама» существительное первого склонения.

Антарктида покрыта вечным льдом.

Для того, чтобы найти время пути, необходимо пройденное расстояние разделить на скорость.

Вода закипает при температуре 100°С.

Чем сильнее предмет давит на опору, тем сильнее опора давит на предмет.

Столица России — Москва.

«Не» с глаголами пишется раздельно.

Существительные бывают следующих падежей: именительного, родительного, дательною, винительного, творительного, предложного.

 

 

Задание №2:

Рожь.

Ромашка.

Грейпфрут.

Можжевельник.

Дуб.

Арбуз.

Яблоня.

Огурец.

Репа.

Морковь.

Пшеница.

Крапива.

Апельсин.

Овес.

Липа.

Свекла.

Лиственница.

Персик.

Подорожник.

Сосна.

Акация.

Кабачок.

Ячмень..

Одуванчик.

Помидор.

Пихта.

Картофель.

Дыня.

Василек.

Кукуруза.

Береза.

Мандарин.

Ель.

Лимон

Тыква.

Груша.

Крыжовник.

Малина.

Смородина.

Кедр.

 

 

 

4) Подведение итогов:

Оценка работы класса и выделение отличившихся на уроке, выставление оценок.

 

5) Домашнее задание:

Выучить записи в тетради

Придумать себе систему и осуществить ее системный анализ

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.