Проектная работа на тему «Утраченные святыни Углича. Церковь Николая Чудотворца на Песках»
IV муниципальная учебно–исследовательская конференция школьников
Угличского муниципального района
Ярославской области
«Утраченные святыни Углича.
Церковь Николая Чудотворца на Песках»
Проектная работа
Авторы:
Крутенко Маргарита Романовна и
Хаустова Полина Алексеевна
обучающиеся 8а класса
МОУ СОШ №7 г. Углича
Научный руководитель:
Барабанова Наталья Сергеевна,
учитель географии МОУ СОШ №7.
Углич
2018
Оглавление
I.Введение_________________________________________3 - 4
II. Основная часть
Названия Николопесоцкой церкви_______________4 - 5
История создания храма________________________5 - 6
Описание храма_______________________________6 – 7
Праздники в храме_____________________________7
Священнослужители___________________________7 - 9
Современность________________________________9
III. Заключение_____________________________________10
IV. Список использованных источников литературы____11
V. Приложения____________________________________12 - 15
Введение
1.Актуальность проекта
Городок небольшой на Волге,
У крутого изгиба реки,
Расстилается Углич на горке,
Кремль, церкви, парки, сады..
Невозможно представить златое,
Не объехать его, не пройти,
Вырастает святой на пригорье,
Чудо памятник древней Руси... (Галина Бугаева)
Углич – древнерусский город. В этом году ему исполнится 1081 год. Город имеет богатую историю, красивейшие памятники архитектуры. К сожалению, далеко не все из них сохранились. Так в Угличе в 17 веке насчитывалось более 70 храмов и почти в каждом по 2-3 престола. Чтобы создать образ старого Углича, мы решили собрать информацию о разрушенных храмах Углича, оформив о каждом альбом. И сегодня мы расскажем о Николопесоцкой церкви.
2.Цель исследования - изучить историю разрушенной в1933 году церкви Николая Чудотворца на Песках.
3.Проблема проекта
С каждым годом становится все меньше живых очевидцев многих событий, исчезают вещи, а вместе с ними уходит часть истории, а, значит, нашей памяти. Поэтому так важно оставить после себя ту крупицу истину, которую успели найти. Найти информацию о церкви, которую разрушили в 1933 году в ходе строительства ГЭС оказалось, очень трудно. Основные источники – это интернет-ресурсы и книги об Угличе дореволюционных авторов. Наша задача – составить альбом, посвященный Николопесоцкой церкви, содержащий информацию о храме, иллюстративный материал.
4.Кому могут быть интересны и где могут быть использованы результаты проектной работы.
Наш альбом будет интересен всем угличанам, которым интересна история нашего города, а также гостям города на экскурсиях, связанных с историей улиц 9 января. Волжской, строительством гидроэлектростанции; кроме того, наш альбом будет востребован у преподавателей ОРКСЭ, учителей истории (период разрушения церквей), классных руководителей (классные часы по истории русской православной церкви).
Этапы проекта
1)ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - выбор темы и её конкретизация;
2) ПОИСКОВЫЙ - постановка цели проекта, определение продукта проекта, поиск информации.
3) ПРАКТИЧЕСКИЙ - верстка альбома «Утраченные святыни Углича. Николопесоцкая церковь».
4) ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ - подготовка презентационных материалов.
II.Основная часть
1.Названия Николопесоцкой церкви. ( Приложение 1)
Церковь Троицы Живоначальной
Церковь Николая Чудотворца на Песках
Николо-Песоцкая церковь;
Никольская церковь;
Николаевская церковь; Николы церковь;
Николы Угодника церковь;
Николая Мирликийского церковь;
Свято-Никольская церковь;
Троицкая церковь;
Святотроицкая церковь.
Откуда же столько названий?
Во-первых, храм имел три престола. Самое важное место в алтаре — престол в форме четырёхугольного стола, имеет две одежды: нижнюю из белого полотна (срачи́ца) и верхнюю парчовую (инди́тия). Символическое значение престола — как места, где невидимо пребывает Господь.
В Николопесоцком храме были престолы:
• Святой Живоначальной Троицы (Приложение 2)
• Тихвинской Божьей Матери (Приложение 3)
• Святителя и Чудотворца Николая (Приложение 4)
2.История создания храма.
Дата последней постройки здания – 1761 год, но история этого храма уходит к 13 веку, но сначала мы расскажем, где же этот храм располагался.
На перекрестке улиц 9-го Января и Волжской, на правой стороне от дороги и размещался Николопесоцкий храм. В наше время это одно из узловых мест города. (Приложение 5) Там постоянно машины едут на мост Угличской ГЭС. Сам перекресток ничем не привлекателен. Украшением этих мест является, конечно, гидроузел. В далеком прошлом облик этой местности был совсем иным. Улица 9-го Января называлась Петербургской (Приложение 7) или Петровской, или Петропавловской. Она шла прямой линией и заканчивалась берегом Волги большой площадью, на которой стоял величественный храм. Петербургская улица изначально задумывалась как одна из главных улиц города. Она вела к переправе через Волгу на левый берег и была началом дороги на Санкт-Петербург.
А еще ранее, при извилистом устье Троицкого ручья, который ныне спрятан в этом месте в трубу под землей, находилась Песоцкая слобода, которая была центром кожевенного производства. Берег Волги был пологим и низким. Весной во время половодья затоплялся и был песчаным – отсюда и пошло название этих мест – Песоцкой, или Заручье (Приложение 6).
До Смутного времени в этих местах находился Троицкий, или Никольский монастырь "на песках", основанный в 1283 году угличским князем Романом Владимировичем. На его месте позднее была построена деревянная приходская церковь. Вокруг храма располагалась слобода Заручье, или Пески.
Это интересно.
От Песоцкой площади дорога вела к паромной переправе через Волгу (Приложение 8). Переправа называлась паром – «самолет» 1802 - 1803. Для передвижения использовалась сила течения реки. Под дном парома была установлена специальная доска, или лопасть, на которую воздействовало давление воды. В двухстах саженях (426 м) по течению на дно Волги был опущен большой якорь, с которым паром соединялся канатом. Канат поддерживался двумя лодками. Управлял паромом один человек, который поворачивал лопасть.
В середине 19 века за перевоз платили в месяц двухдневный заработок. Владельцем перевоза был Коровников.
3.Описание храма
Кирпичная церковь, построенная в 1761, представляла собой большое одноэтажное четырёхчастное здание в стиле барокко с повышенной храмовой частью типа восьмерик на четверике, завершённой малым восьмериком и чашевидной главой. Алтарь пятигранный с фигурной кровлей, к храмовой части с севера и юга примыкали аналогичные объёмы. Трапезная была прямоугольной, протяженной, с Тихвинским и Никольским приделами, над папертью возвышалась четырёхъярусная колокольня простых форм, увенчанная шпилем. Колокольня имела необычный облик – на удивление это была очень простая композиция и являлась первой в Угличе ярусной колокольней. Церковь была закрыта в 1933, разрушена при строительстве ГЭС.
По фотографиям Николопесоцкая церковь хранит следы многократных перестроек. В 1795 и 96 годах для храма на местных заводах было заказано 48 тысяч кирпичей. Вероятно, тогда произошла переделка окон трапезной и боковых объемов. Расширена паперть и пристроено изящное крыльцо. В 1816 году над колокольней был установлен шпиль.
Своеобразием отличалось и внутреннее убранство. Во второй половине 18 века храм был расписан живописцем Сапожниковым. Особенно выделялось клеймо на северной стене – «Корабль, знаменующий Церковь, воинствующую на Земле». Корабль с Апостолами и святителями и стоящим у руля Христом осаждали враги и еретики. Около клейма был помещен длинный духовный стих. Предалтарный иконостас весь вызолочен червонным золотом. Царские врата со скульптурными изображениями Благовещения и четырех евангелистов. Завершало иконостас скульптурное распятие.
В трапезной находились резные иконостасы. Стены отделаны под белый мрамор, а потолок покрыт росписями. Очень красивое убранство.
4. Праздники Николопесоцкой церкви.
2 февраля – Сретения Господня
5 февраля – Божьей Матери Взыскания погибших
9 мая и 6 декабря – Святителя и Чудотворца Николая
26 июня Живоначальной Троицы
5.Священнослужители церкви
Трудно перечислить всех священников данной церкви, но, например, в 1908 году состав причта был следующим: священник, дьячок и приходской пономарь. Некоторые из священников стали известными монахами, епископами и новомучениками.
Одним из церковных деятелей Углича был Сергей Николаевич Ярославский (Приложение 9). Он родился в 1890 году 23 августа в селе Золоторучье Угличского уезда в семье священника. Спустя много лет владыка вспоминал: «Отец мне часто говорил в пользу избрания священного служения: что это самое благородное, чистое, высокое служение — лучшее всех житейских земных должностей и чинов». В 1923 он сам становится священником, был рукоположен (назначен) архиепископом Ростовским и Ярославским Иосифом. С 14 августа 1923 года — священник, настоятель Николо-Песоцкого храма города Углича. А в 1948 он принимает монашество под именем Кассиан. В 1961 году Сергей Николаевич становится епископом Угличским. В 1963 он уже архиепископ Новосибирский и Барнаульский, в 1964 - архиепископ Костромской и Галичский. Владыка умер 20 марта 1990 г. и похоронен на церковном кладбище при Димитриевском храме в Угличе.
И еще одним священником храма был Воскресенский Василий Васильевич (Приложение10). Он родился в селе Воскресенское Поречье 04.08.1882 году в семье псаломщика. Служил в Николопесоцкой церкви в 1902 г. Мы читаем скупые страницы его уголовного дела.
1. Дата рождения: 8 апреля 1882 г.
2. Место рождения: Ярославская губ., Угличский у., с. Воскресенское Поречье
3. Пол: мужчина
4. Профессия / место работы: священник, протоиерей
5. Место проживания: Ярославская губ., Угличский р., д. Григорково
1933—1936 гг.
Вернувшись из ссылки на родину, о. Василий стал служить в сельском храме, сам жил в соседней деревне, а его семья — жена и семеро детей — остались в г. Угличе с престарелыми родителями о. Василия. Ревностно исполняя пастырский долг, о. Василий заботился о духовно-нравственном воспитании прихожан, особенно детей. Посещая "со святом" дома верующих, он всегда находил место для беседы с детьми, призывая их посещать храм, учил молитвам, быть в послушании у старших. Уверенный в животворящей силе Причастия Святых Христовых Тайн, о. Василий в проповедях призывал прихожан чаще прибегать к Спасительной Чаше, развенчивал атеистически псевдонаучные представления он ей, смущающие умы и сердца верующих. Заботясь о спасении душ молодых прихожан, настоятель Нефедьевской церкви, приглашал их участвовать в соборной молитве, петь на клиросе, а неверующих односельчан, в ответ на их нападки, увещевал с кротостью и смирением Отец Василий оказался в центре событий в трагические годы борьбы с обновленческим расколом. После ссылки архиепископа Серафима угличское духовенство поддерживало с ним связь, писали письма, приезжали к нему, помогали сбором средств среди верующих. Ответные письма Владыки читались с церковного амвона и передавались из рук в руки. Группа верных последователей архиепископа Серафима — членов пресвитерского совета — получила среди верующих наименование "непоколебимых хранителей веры Христовой". Получил должность секретаря пресвитерского совета, личный секретарь архиепископа Угличского Серафима (Самойловича) 1925—1928 гг. – о.Василий Воскресенский.
5. Евгений Лиуконен: В музее мне известен серебряный напрестольный крест XVIII века, поступивший в 1922 или 1923 г. из Николопесоцкой церкви. Поступало ли что-то еще, необходимо уточнять. В любом случае не было значительного объема поступлений. О передаче предметов в другие церкви информации не встречал. Необходимо учитывать, что избежали закрытия только церковь Царевича Димитрия "на поле" и примерно 5 сельских церквей.
6.Современность
Примерно на месте церкви сейчас расположены башнеобразное здание трансформаторной мастерской и въезд на мост. Территория после возведения гидроузла изменилась до неузнаваемости.
III. Заключение
Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков - одна из ценностей, которые отличают русского человека, поэтому возвращение к теме памяти позволяет молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим. И даже если в ходе трагических событий тот или иной памятник архитектуры исчез, наша задача, чтобы восстановить эту оборвавшуюся нить, связывающую разные поколения воедино. Для нас это создание альбома об разрушенной церкви Николая Чудотворца в Угличе. В дальнейшем мы хотим продолжить эту работу, составить библиотеку «Утраченные святыни Углича», куда вошли альбомы, посвященные не только церквям, но и другим объектам, которые играли важную роль в истории нашего города, например, разрушенное здание бывшего клуба ВНИИМС. Только созидание способно изменить мир к лучшему.
IV.Литература:
Лавров Н.Ф. Путеводитель по церквам г. Углича
Лиуконен Е.А. Улицы старого Углича. Часть II. Посад. Восточная и северная часть города. Часть III. Центральная и западная части города. Окрестности города. Левобережная Малая сторона.
Название статьи: Материал из Википедии — свободной энциклопедии Кассиан Ярославский https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B0%D0%BD_(%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9)
Название статьи: Материал из Википедии — свободной энциклопедии В.В. Воскресенский
https://ru.openlist.wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_(1882)
V. Приложения.
Николопесоцкая церковь 2. Святой Живоначальной Троицы. 3.Икона Тихвинской Божьей Матери. 4. Икона Святителя и Чудотворца Николая |
ФОТО 5. 6. Николо - Песоцкая местность 7.Петербургская улица 8.Паром на Волге. |
9.Архиепископ Кассиан
10. В.В.Воскресенский