Технологическая карта урока ОРКСЭ «Милосердие. Житие святителя Николая Чудотворца»
Технологическая карта урока
Составитель : Акатова И.А учитель ОРКСЭ. Тема: Милосердие. Житие святителя Николая Чудотворца. |
Цель: формирование представления о милосердии на примерах из жития святителя Николая Чудотворца.
Задачи:
Познакомить с понятиями «житие», «святитель».
Изучить житие Николая Чудотворца.
Формировать компетенцию бережного отношения к истории, культуре и традициям своего народа и уважения к культурам других народов.
Обеспечение: Электронное приложение к учебному пособию. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебное пособие для 4-5 классов общеобразовательных учреждений / А.В. Кураева. – М.: Просвещение, 2010.
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УДД |
||||
Мотивация к учебной деятельности 2 минуты |
Здороваются ( традиция) Посадим маленького ангелочка на руку и тихонько сдуем его в окно. Пусть кому трудно или одиноко, наш маленький ангелок тихонько коснется его головы и хоть на минутку или на мгновение этому человеку будет легче. Настраиваются на работу |
Учитель организует класс на работу |
Просит поздороваться, повернуться друг к другу, подарить хорошее настроение, улыбку |
Регулятивные УУД: понимание цели выполняемых действий; составление плана и последовательности действий Личностные УДД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
|
Формулирование темы урока. Постановка цели 3 минут |
Рассматривают иллюстрацию, описывают внешний вид святого. Определяют тему урока, планируют работу на уроке |
Показывает иллюстрацию, предлагает вопросы для обсуждения |
Рассмотрение иллюстрации с изображением св. Николая Чудотворца. Ответы на вопросы: – Кто изображен на иллюстрации? – Опишите, каким изображен на ней святой? – Как он смотрит на вас? – Какие чувства испытываете вы, глядя на изображение св. Николая Угодника? – Почему русские люди называют святителя Угодником? Определите тему урока. Составить план работы на уроке |
Описывать внешний облик святого |
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации при первичном знакомстве с иллюстрациями Коммуникативные УУД: развитие умения слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме; владение диалогической формой общения Регулятивные УУД: определение и формирование цели деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривание последовательности действий на уроке; предвосхищение результата и соотнесение по времени выполнения |
Изучение нового материала 15 минут |
Ответы на вопросы. Просмотр слайд-шоу. Участие в обсуждении. Работа со словарем учебника Выступления с заранее подготовленными сообщениями, используя при выступлении презентации и иллюстрации |
Знакомит с понятиями «житие», организует просмотр и обсуждение слайд-шоу Организует деятельность обучающихся |
1. Слово учителя о святых, знакомство с понятием «житие». 2. Слайд-шоу «Николай Угодник» (электронное пособие). Просмотр и обсуждение. – За что почитают Николая Чудотворца? – Кого он защищает? – Кого он особенно любит? 3. Работа со словарем. Поиск значения слова «святитель». 4. Этапы жития Николая Угодника (интересные моменты). Краткие сообщения детей |
определять понятия «милосердие», «святитель»; приводить примеры милосердных поступков из жития св. Николая Чудотворца |
Регулятивные УУД: оценивание качества и уровня выполнения задания, высказывания Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробное пересказывание небольшого текста; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; создание способов решения проблемы Коммуникативные УУД: высказывание своего предположения (версии) на основе работы с иллюстрацией учебника; умение работать по предложенному учителем плану; инициативное сотрудничество с учителем |
Закрепление нового материала 10 минут |
Работают в группах. Подбирают родственные слова к корням слова «милосердие», уточняют в словаре. Продолжают работу в группах, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопрос «За что в разных странах построены храмы и установлены памятники Николаю Чудотворцу?» |
Организует работу в группах |
1. Работа со значением слова «милосердие» 2. Работа с иллюстрациями «Храмы и памятники Николаю Чудотворцу. Прослушивание русской народной песни. Угодник Николай! Дай нам щедрый урожай, Дай нам солнечных дней. Теплых дождей Ты для нас не жалей, Землю-матушку полей. Чтобы выросла рожь, Чтоб ячмень был хорош, Чтоб пшеница налилась, Чтоб гречиха поднялась, Сбереги посевы От небесного гнева, От жары, от града, От ночного хлада |
Описывать храмы в честь св. Николая Чудотворца, называть традиции почитания святого |
Регулятивные УУД: развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом; сличение результатов с эталоном Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; контроль своего поведения Познавательные УУД: извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на вопросы к иллюстрации |
Контролирующее задание 5 минут |
Работа в четверках |
Организует работу в группах |
Синквейн «Милосердие святителя Николая» Вспомнить правила составления синквейна. . 1 существительное, 2 прилагатель ных, 3 глагола,Фраза из 4 слов.Своя ассоциация к теме. |
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, применение метода критического мышления; преобразовывать информацию из одной формы в другую; анализ совместной работы с классом и учителем Регулятивные УУД: оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей; осознание уровня усвоения материала урока Личностные УУД: оценивание поступков в соответствии с определенной ситуацией; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности на уроке |
|
Рефлексия учебной деятельности 3 минуты |
Отвечают на вопросы, приводят примеры |
Предлагает ответить на вопросы |
Итог урока. Что нового узнали на уроке? Какие факты жития Николая Чудотворца поразили вас больше всего? Приведите примеры милосердных поступков. В чем вы бы хотели быть похожими на св. Николая Чудотворца? Какие задания были особенно интересны? Какие задания вызывали затруднения? |
Приводить примеры милосердных поступков, анализировать свои поступки |
Личностные УУД: развитие умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции Коммуникативные УУД: оценка действий сверстников; умение оформлять свои мысли в устной речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение высказывать свое мнение на основе личностных ценностей Регулятивные УУД: анализировать свою деятельность на уроке, оценивать ее. |