Разработка классного часа «Уважение» (3 класс)
Класс: 3 «А»
Классный руководитель: Нуртдинова Е.Р.
Названия мероприятия: классный час
Тема мероприятия: Уважение
Технология: «Киноуроки в России»
Цель: формирование понимания ценности других людей, уважения к старшим и сверстникам, значения коллективного созидательного труда в жизни человека;
Задачи:
- формировать ценностное отношение и уважение к людям, своему окружению (семья, сверстники, круг общения);
- создать условия для выражения своих чувств в ответ на различные внутренние состояния других людей, осознавать чужие эмоции и откликаться на них.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
- развитие умения слушать окружающих, анализировать мнение коллектива
-вести бесконфликтный диалог
Личностные:
-формировать ценностное отношение и уважение к людям, своему окружению (семь, сверстники)
- создать условия для получения эмоционального опыта детей, умение выражать свои чувства на внутренние состояния других людей, осознавать чужие эмоции, откликаться на них
Оборудование: проектор, ноутбук
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Ожидаемые результаты |
I. Организационный | -Когда я шла на работу, наблюдала за облаками, слушала пение птиц. Наслаждалась утренним пробуждением природы. От ощущения, что всё вокруг просыпается - поднимается настроение. Я хочу подарить вам частичку хорошего настроения. С удовольствием будем работать. | Слушают. | Настраиваются на работу. |
II. Мотивационно-целевой | -Закройте глаза. (Звучит музыка) Представьте себе солнце. Именно с него начинается новый день. Мы иногда не замечаем, как солнце влияет на наше настроение. Представьте, какое оно тёплое. Вам хочется протянуть к нему руки. Оно делает ваш день ярче. Какие чувства возникают, представляя солнце? - Вы почувствовали радость, тепло, когда представляли солнце. А можно ли испытывать такие чувства от общения с человеком? -Какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотели общаться другие люди? -Есть одно качество человека, от которого много зависит. Захотят ли с вами дружить, захотят ли вам доверять. Это - УВАЖЕНИЕ | -Тепло, радость…. -Можно, но не всегда. -Ответы детей. | Эмоциональное погружение в тему занятия. |
III.Актуализация знаний. | Работа над понятием «уважение» - «Корзина идей». - Обсудите в парах, как вы понимаете значение слова «уважение». Все ваши высказывания сложим в «корзину идей». - В толковом словаре Ожегова дается такое определение https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/ Уважение - это почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств. (Слайд) | -Работа в парах. Высказывают свои предположения. | -умение работать в паре, умение слышать своего одноклассника - соотносят свои знания с научным определением |
IV. Просмотр фильма | Слайд - Что такое «уважение»? - Обязательно ли уметь уважать? -Кого нужно уважать – взрослых, друзей, животных, природу? -Откуда берется уважение? - Ответим на эти вопросы. - Сегодня мы будем смотреть фильм с необычным и красивым названием – «Три солнца». Он был снят в Республике Чувашия, и «Три солнца» – это один из древнечувашских символов, изображенных на государственном флаге и гербе Чувашской Республики. -Как вы думаете, о чём будет этот фильм? -Просмотр фильма. | - Ответы детей. | -обучающиеся учатся выдвигать гипотезы |
V.Динамическая пауза. | - Поделимся своими впечатлениями о фильме и немного разомнемся. -Поднимите обе руки вверх, если фильм вам понравился. -Похлопайте в ладоши, если вы были внимательными зрителями. -Встаньте те, кто запомнил имя мальчика – главного героя. -Сделайте хлопок над головой те, кто запомнил, как звали девочку, которой помогал главный герой. -Присядьте те, кто услышал рассказ дедушки о трех солнцах. - Молодцы! Вы были внимательными зрителями, садитесь на свои места, давайте поговорим о фильме и поделимся своими мыслями и чувствами. | - Выполняют физкультминутку. | |
VI. Обсуждение фильма. | - Поделитесь впечатлениями о фильме. - Главный герой, как его зовут? Кто он, чем занимается? Слайд - Если Егор – отличник, почему его маму вызвали в школу? - У Егора есть друзья в школе? - На вопрос, как к нему относятся ребята, как он отвечает? - Егор говорит об уважении к себе одноклассников – его боятся. Почему, его боятся, как вы думаете? - А родители? Какие отношения у Егора с ними? - Что сказал отец? Кого они вырастили? -Как вы понимаете значение слова «Потребитель» - О чем мечтает Егор? - Кто запомнил имя мамы Егора? Слайд Варвара – старинное имя, достаточно редкое. - Варвара Назаровна – бизнес-тренер, то есть учит взрослых, как достичь успеха в бизнесе, в делах. О чем мечтает она? - Почему мама Егора решает отвезти его в деревню, к дедушке? - Кто он – дедушка Егора? Слайд - Кто такой знахарь? Что это за человек? ( Это человек, обладающий знаниями. Из того, чем он занимается, мы видим, что он достаточно образованный человек. Чтобы лечить животных, нужны медицинские знания. Он владеет народными промыслами – плетение из бересты, гончарное ремесло. Чтобы делать глиняную посуду, нужно знать, как работать с глиной, обрабатывать ее; для росписи нужны знания из области изобразительного искусства, как и с какими красками работать.) -Расскажите о сестре деда Назара. Какая она? Именно тетя Люба первая говорит Егору об уважении. Кто вспомнит ее слова? Кто ж почет и уважение силой берет? Посмотри на деда, его ведь никто не боится, а все уважают. Слайд - Маленькая девочка Малинка, которой нужна помощь. Егор с неохотой соглашается, шутит над ситуацией с коровой. Для него все это как еще одна забава в электронной игре. Какой вопрос Малинки меняет поведение Егора? -Почему Малинка задала такой вопрос? - Почему-то Егору стало важным доказать, что он и вправду похож на своего деда. Дед Назар владеет не только знаниями, но и волшебной силой влияния на людей и животных. Егор тоже получает пятерки за знания, но отношения у него не складываются. Так что же это за волшебная сила? Как вы думаете? - То есть волшебная сила – это те ценные качества. Когда они есть в характере человека и проявляются в его поступках, то человека сравнивают с солнцем. Вспомните свои ощущения от солнца – тепло, спокойно, радостно. Рядом с дедом Назаром люди, животные испытывают такие же чувства? Как вам кажется? - Тетя Люба говорила еще об одном чувстве, которое люди испытывают к деду Назару – уважение. А что это такое, как вы понимаете значение этого слова? -Можно сделать вывод, что уважение – это способность человека видеть и понимать интересы, заботы окружающих, соблюдать особые правила общения и взаимодействия. - Обязательно ли уметь уважать? Или возможно обойтись без этого качества? Слайд - Древний мыслитель и философ Конфуций говорил: «Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним так, как мы желаем, чтобы с нами поступали – выше этого нет ничего». - Из слов Конфуция мы видим, что уважать нужно каждого человека и самого себя. А как это - уважать себя? - А можем ли мы говорить об уважении к животным, к природе? (У животных, у природы тоже есть свои интересы и правила общения. Интерес быть здоровым – только здоровое животное активно, может вырастить потомство; нарушенное здоровье природы (мусор, отходы, пожары) ведет к ее гибели. «Не навреди!» - вот основное правило общения человека с животными, природой.) - Как вы думаете, откуда берется уважение? Это сложный вопрос, давайте вспомним эпизод, где дед Назар рассказывает Егору о трех солнцах. Тайна трех солнц, которую ты постиг, но пока еще не знаешь. Три солнца дарят три радости: радость познания, радость помощи и радость даяния. - На доске три солнца. Но чего нет? -Радость познания – что это? (Познавать можно и через учебу. Любое дело требует знаний. Помощь маме, папе: нужно знать, как мыть посуду и т. д.) -Радость помощи. Кому? (однокласснику, который пропустил уроки по болезни; больной соседке-бабушке и т.д.) -Радость даяния, умение отдавать. Егор отдал накопленные деньги. А что еще может отдавать человек? (Внимание, заботу, любовь.) - Каждому ряду нужно написать на лучиках. В чём заключается радость познания, радость помощи, радость даяния. -Представьте свою работу. -Три солнца радости, тогда почему Егору было так грустно? | - Ответы детей. - Егор, школьник, отличник, любит играть в компьютерные игры, занимается рисованием, иностранными языками. - Из-за поведения и отношения к учителю – спорит, ведет себя агрессивно, огрызается, отвлекается на уроках на игры в телефоне. Как рассказывает о нем его учитель: он не уважает ребят, с которыми учится, не уважает учителей, все слова ставит под сомнение, готов был драться с учителем, когда та пыталась забрать телефон. - «Боятся, значит уважают». - Он ведет себя одинаково и с взрослыми, и со сверстниками – агрессивно, не проявляет дружелюбное отношение к окружающим. - Скорее всего, и с родителями бывают похожие ситуации, но он старается их слушаться, чтобы получить то, что ему нужно. - Мы вырастили потребителя. - Об игровом компьютере, копит деньги, которые выпрашивает у мамы и папы. - Мама Егора родилась и выросла в деревне, но мечтала уехать из дома и никогда туда не возвращаться. Успех – вот ее основная цель и мечта. Уехать из деревни, чтобы стать успешной, вырастить из сына успешного человека. - Ее отца все уважают, он сильный и добрый, готов проявить заботу и внимание ко всем – к людям, животным. Варвара Назаровна уверена, что ее отец найдет подход и к своему внуку. - Дед Назар – знахарь. - Ты, правда, внук деда Назара? Доброе отношение, забота, внимание, помощь. -Ответы детей. - Поступать так, чтобы не было стыдно за свое поведение. Человек не уважает сам себя, когда лжет, оскорбляет другого, пренебрежительно относится к окружающим, природе, своей родине, ее истории и традициям. Много лет культура создавала Человека – через все прекрасное, чем дорожили люди. Библиотеки, музеи, память о своих предках – это всё хранилища самого ценного. Когда человек сохраняет эти ценности и старается их преумножить в своих делах, мыслях, тогда человек уважает себя как личность. -Лучиков. -Ответы детей -практическая работа | -учатся высказывать первые эмоциональные впечатления после просмотра фильма -анализируют содержание фильма - знакомятся со значением слова: «Знахарь» -осознают, что уважать нужно не только человека, но и природу -осмысливают чувашскую легенду «Три солнца» - учатся договариваться с одноклассниками, прислушиваться к мнению других -публичное выступление - понимают, что не всегда хорошие поступки приносят радость |
VII.Рефлексивный этап. | - Теперь мы знаем тайну трех солнц, и нам осталось только подумать – что мы можем сделать в классе, дома, во дворе, в школе, чтобы уважение появилось и внутри вас, и окружающие уважали каждого. - Предлагаю поработать по рядам. Те, кто оформлял солнце радости познания - напишите несколько дел, где сможете применить знания. Те, кто оформлял солнце радости помощи, также запланируйте несколько дел. Также и ряд, который оформлял солнце радости даяния. -Представьте свои дела. - С каким новым качеством познакомились? Надеюсь, что каждый взял для себя что-то важное. - Спасибо за вашу работу. Слайд Классный час хочу закончить словами знаменитого итальянского архитектора, музыканта, изобретателя, инженера, скульптора и гениального художника Леонардо да Винчи: « Всяк, кто желает иметь верных друзей, должен быть добрым и терпимым, проявляя внимание к чужим нуждам. Почет и уважение добываются не силой, а великодушием и готовностью поделиться с нуждающимся последним куском» | - практическая работа по рядам | -учатся планировать свою деятельность |