12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Королёва Ирина Алексеевна19

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

Игра-путешествие «В гости к лесу»

Целевая аудитория: учащиеся 5-7 классов



Разработчик:

преподаватель географии

И.А. Королёва





Старица, 2022



Пояснительная записка

Цель: создание условий для развития познавательной активности учащихся при систематизации знаний о природных сообществах на примере леса через включение в игру

Задачи: способствовать

- применению полученных знаний в новых условиях

- воспитанию нравственности обучающихся

- развитию коллективной взаимопомощи

- созданию положительной эмоциональной атмосферы

Вид мероприятия: игра-путешествие.

Оборудование: звуковая аппаратура для музыкального сопровождения; распечатанные маршрутные листы для команд; карточки с напечатанными словами и фразами для проведения игр; платки или шарфы для завязывания глаз участникам

Образовательные технологии: технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.

Участники:  команды, ведущие, волонтеры.




Ход мероприятия

Станция «Дорога добра»

Ведущий: Дорогие друзья! Доброе утро! Потому что, в какое время Вы ни пришли бы к нам, у нас всегда Утро новой встречи с Вами. А у Вас – Утро новой встречи с прекрасной Природой.

Ведущий Мы приветствуем Вас и желаем новых открытий, больших и маленьких. Пусть Ваше общение с природой не омрачит настроение ни Вам, ни Ей. И, как сказал поэт,

«Пусть будет добрым ум у Вас,

А сердце умным будет».

Ведущий:

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Открыт для нас в жару и стынь

Входи сюда, будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь

М. Карим


Ведущий: Вы пришли в мир природы. Считайте, что она пригласила Вас к себе в гости. Постарайтесь выразить ей свою любовь и уважение своим примерным поведением. А для этого, пожалуйста, примите к сведению некоторые правила поведения, соблюдение которых поможет природе оставаться такой же красивой, а вам – здоровыми и счастливыми.

Ведущий:

- Можно и нужно выносить только знания, впечатления, фотоснимки, творческий подъем и вдохновение.

- Не сорите - вы здесь не последние посетители.

- Не мешайте жить обитателям сообщества - проходите без лишнего шума.

- Не срывайте не только редкие и исчезающие, а любые растения.

- Разрешается охота только на комаров и клещей.

Ведущий: Еще в путешествии понадобятся знания о природе, внимание и наблюдательность, а так же хорошее настроение. Для этого предлагаю всем вместе спеть песню. (Песня «Дорога добра». Слова Ю. Энтина, Музыка М. Минкова)

Спроси у жизни строгой: «Какой идти дорогой?
Куда по свету белому отправиться с утра?»
Иди за солнцем следом! Хоть этот путь неведом-
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!

Должны запомнить люди — другой Земли не будет!
Луга и реки береги, в лесу не жги костра…
Чтоб и цветы, и звери могли тебе поверить,
Иди, мой друг, всегда иди Дорогою Добра!

Ведущий: Сегодня мы приглашаем вас на игру-путешествие по лесной тропе. В ней участвуют команды, которым предлагается маршрут по станциям. Выполнение заданий на каждой станции поможет собрать карточки частями афоризма о природе и составить целую фразу о природе.

Ведущий: Получите маршрутные листы и в путь!


Афоризм:  «Природа ценность, у которой нет цены!»

Каждая команда отправляется по маршрутному листу, в котором указана последовательность прохождения станций.


Станция «Лесные этажи»

Задание 1

Волонтер: В чём заключается ценность этого зелёного уголка?

Лесной воздух отличается чистотой и содержит вещества, которые вырабатывают все растения. Поэтому подышать чистым лесным воздухом, полезно для здоровья. Издавна говорится: лес кормилец. Он и оденет, и согреет, он и кров даст, и прохладу в зной, он и от врага защитит. Недаром так и почитают лес.

А вы любите лес? Знаете его? Сейчас мы проверим.

Командам предлагается загадки о деревьях:

1. Что за девица:

Не швея, не мастерица,

 Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год? (Сосна)


Сосна – хвойное дерево с красновато-бурой корой, попарно расположенными длинными иглами и семенами, находящимися в шишке.

Вот стоит крохотная зелёная сосёнка. Недавно она проклюнулась из земли. Иголки у сосны - не просто украшение деревца. Это – кухня, где приготовляется пища. Если бы вы захотели посчитать все отверстия – устьица, которые находятся на иголках сосёнки, вам не хватило бы и года. Они ничтожно малы, зато их тысячи на каждой иголке. Пока сосёнки маленькие, им надо немного воды и света. Но в дальнейшем из ста сосёнок вырастают только пять. Но зато эти пять будут самые сильные и высокие.

Это вечнозелёное дерево. Иголки сменяют друг друга постепенно: упадёт иголочка, а на её месте вырастет другая. Растёт сосна на сухих местах, любит простор и свет. Может вырасти до 80 метров в высоту и прожить 300-500 лет. Запах смолы сосны убивает всех микробов. Из смолы и хвои люди делают лекарства.


2. На лесной опушке

Стоят подружки.

Платьица белёны,

Шапочки зелёны. (Береза)


Берёза – любимое дерево русского народа. Это дерево с белой корой, треугольно-ромбическими листьями. Это единственное дерево, в коре которого есть белое красящее вещество – бетулин. Цветёт берёза в конце апреля, цветки у неё серёжки. Семена похожи на маленькие золотистые чешуйки, которые ветер переносит на огромные расстояния. Удивителен ствол березы. Жизнь березы те так продолжительна всего 100-150 лет.

В народе говорят так: «У березы 4 дела: первое дело – мир освещать; второе дело – крик утешать; третье дело – больных исцелять; четвертое дело – чистоту соблюдать». Мир освещался березовой лучиной – главным источником света вечерами в крестьянских избах. Крик, то есть скрип телег, «утишался» путем смазывания колес березовым дегтем. Чистота соблюдалась в бане с помощью березовых веников. А об исцелении больных речь пойдет особо. Береза – целительница запасла лекарственные вещества и в почках, и в листьях, и в коре, и в древесине. Даже из паразитического гриба чаги делают лекарственные препараты.. Березовые почки возвращают красоту – ликвидируют пигментные пятна, угри, повышают эластичность кожи. Отвар листьев березы укрепляет волосы и способствует их росту. А березовый сок – это целая аптека: микроэлементы, сахар, белки, кислоты, дубильные вещества, витамины. Березовый сок укрепляет организм, помогает при заболеваниях легких.

Нельзя забывать и о бересте, ведь именно на ней писали письма наши далекие предки. И в наше время из бересты делают чудесную берестяную посуду и украшения.


3. В мае грелась, зелена,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках горчинка.

Что за деревце? (Рябинка)

Рябина растет в лесах в диком виде, но человек давно ввел ее в культуру. Это одна из самых зимостойких плодовых культур. Переносит морозы до –50° С. Растет по всей России. К почве не требовательна, но светолюбива, очень не любит тень. Предпочитает берега рек, вырубки, опушки леса, обочины дорог. Живет до 200 лет. Плоды появляются, начиная с 8—10 лет, ежегодно. Рябина является лакомством для наших пернатых друзей. Издревле 23 сентября было днём именин рябины, а также днем именин Петра и Павла. После первых осенних заморозков ягоды становились мягкими и сладкими; к тому же крестьяне верили, что ягоды, собранные на Петра и Павла, служат оберегом. Кисти рябины вешали под крышу дома, чтобы привлечь в избу счастье и благополучие. Существовало поверье, что вся нечистая сила боится солнечных лучей, а, следовательно, и красных ягод рябины, как символа солнца.

4. Я расту в округе смело

И бывает даже так -

Я вцепляюсь озверело

В коз, овец и злых собак (лопух).

Кто любит морковь, петрушку, повидло? И то, и другое, и третье вам дадут корни лопуха. Это растение вы часто встречаете в парке. Отваришь корни – получишь заменитель овощей, вываришь, как следует – будешь кушать повидло, высушишь корни - будет про запас мука, поджаришь корешки – будет из чего сварить кофе.


5. Есть такое растение, которое одним из первых появляется на гарях и лесных вырубках. В нашем парке в большом количестве оно выросло в том месте, где когда-то были аттракционы. Оно является хорошим медоносом. Из стеблей этого растения после обработки вьют верёвки, делают ткани. Вы, конечно, догадались – это кипрей, или иван-чай (так его называют в народе)он снабдит вас для обеда всем необходимым. Молодые корневища сладкие, их можно есть в сыром и варёном виде. Из молодых листьев и побегов готовят супы и салаты. Из высушенных корней делают муку, из которой выпекают лепёшки. Из листьев готовят чай. Из семян иван-чая можно получить масло (кстати, не меньше, чем из семян подсолнечника).


Задание 2: «Собери поговорку»

(в еловых ветках команды должны найти конверт с разрезанной на части поговоркой, каждая команда выполняет своё задание)

Поговорка: Кто природу губит, тот свой край не любит.


В завершении команда получает часть афоризма «ценность,»


3. Станция «Веселые жильцы»

Волонтер: Растительные ярусы – жилища животных. Соблюдая тишину, можно прослушать голоса птиц и определить, кому они принадлежат.

Узнайте птицу и расскажите, что вы знаете о ней.


1. Я день-деньской стучу-стучу.

Я врач лесной. Я лес лечу.

В течение дня дятел постоянно ищет пищу. Располагаясь в нижней части ствола, дятел по спирали поднимается вверх. Внимательно проверив ствол и крупные ветви на высоте до 12-16 м, птица отправляется на другое дерево. Отыскав под корой насекомых, дятел приступает к работе. Мощными ударами клюва он ломает кору или делает небольшое отверстие. Липким языком он достает личинок и насекомых (муравьев, короедов, усачей, долгоносиков, листоедов). Язык дятла обычно несколько больше длины его туловища. Своё гнездо делает в трухлявом дереве

- Почему у дятла мозги целы?

Варианты ответов:

а) мозги маленькие;

б) голова на амортизаторах (между клювом и черепом – амортизаторы – пружинистая хрящевая ткань);

в) череп очень крепкий.

- Какое дерево дятла поит? (Береза своим соком.)


2. Синяя косынка, тёмненькая спинка

Маленькая птичка. Зовут её...


Синицы – красивые птички ростом с воробья. У них белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые. Ранней весной синица начинает вить гнездо. Синицы многодетные матери. Два раза за весну они высиживают птенцов, и каждый раз в гнёздышке лежит по 10-12 яиц. Своё название получили за звучание своей песенки: «сии-сии» или «ции-ции».

3. Непоседа птица эта - одного с берёзой цвета.

Сорока – лучший строитель в лесу. Она не любит занимать своё старое гнездо, и каждый год строит новое. Гнездо у неё просторное и прочное, дно выложено сухой травой и мхом. Над гнездом – крыша из веток, чтобы не мочил дождь и чтобы птенцов никто не обидел. Сорочья семья большая – 8-10 малышей. Сорока разбойница и воровка, запросто может украсть яйцо или птенчика из чужого гнезда.

4. Кто ни разу шага не сделал? (Воробей.)

Воробей – маленькая шустрая птичка. Различают два вида воробьёв – городские и деревенские. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперение скромное, серое. Деревенский воробей более робкий, но наряднее своего брата. Воробьи очень прожорливые птицы. Они истребляют не только вредителей насекомых, но и вредят урожаю. Воробей плохой строитель, не умеет комфортно строить гнездо, поэтому чаще захватывает чужие гнёзда, и выгнать его оттуда бывает непросто.


5. Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Это кто? ...

Игра «Воронья охота». Командам выдаются «охотничьи» списки, в которых написано, что необходимо найти в лесу и принести на место остановки. Во время выполнения задания участникам потребуется проявить творчество и внимание.

«Охотничий» лист. 1. Пёрышко. 2. Семечко растения, принесённое ветром. 3. 30 штук чего-нибудь. 4. Колючка. 5. Шишка6. Три предмета, относящихся к мусору. 7. Что-нибудь бесполезное. 8. Опавший лист. 9Что-нибудь белое10. Хвоинки сосны и кедра. 11. Что-нибудь мягкое. 12. Что-нибудь острое. 13. Что-нибудь важное для природы. 14. Большая улыбка.

В завершении команда получает часть афоризма «Природа»

4. Станция «Зеленый патруль»

Волонтер: Лес – это не просто сообщество растительных и животных организмов. Лес можно сравнить с симфоническим оркестром, в котором каждое растение, животное, гриб является отдельным инструментом, исполняющим свою партию. Это значит, что каждое растение взаимодействует со средой произрастания и друг с другом, изменяясь непрерывно. Вмешательство человека может кардинально изменить состав, форму, рост и возобновление лесного массива.

Волонтёр: Сегодня население Земли - общество суперпотребителей. Появилось множество разного мусора. Какой это мусор, зашифровано в его описании, но детскими высказываниями, поэтому конкурс называется «Устами младенцев».

Если участники с первой подсказки отгадывают, о каком мусоре идёт речь, то они получают «5» баллов, со второй – «4» балла и так далее.

1:
- У меня сделано из неё очень много игрушек.
- Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.
- Предметы, изготовленные из неё, мало весят.
- Если её поджечь, то появится много чёрного дыма, который плохо пахнет.
- Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается (не перегнивает).
(
Ответ пластмасса).

2:

-Я люблю из нее мастерить

-Она бывает разного цвета

- Она не терпит воды

- Ее можно рвать и резать ножницами

(Ответ – бумага, картон)



Волонтёр: Как долго могут «жить» разные отходы в естественной среде, послушайте и постарайтесь запомнить. Это важно для выполнения следующего задания

- Древесина и изделия из нее: около 5 лет;
-Бумага и картон: около 10 лет;
-Полиэтиленовый пакет: 200 лет;
- Пластмасса – 500 лет;
- Алюминиевая банка: 500 лет;
- Стеклянная бутылка: 1 000 000 лет.

Волонтёр: Экологическая игра – «Мусор в лесу». Представьте, что, проходя через лес, вы обнаружили замусоренную поляну. (Командам выдается набор карточек с названиями видов бытовых отходов). Время уборки ограничено. Что необходимо собрать в первую очередь? Расположите карточки по мере убывания опасности бытовых отходов для природы в той или иной последовательности, в какой вы планируете убирать их из леса. Обоснуйте свои решения.

Надписи на карточках:

Пакеты из непрозрачного полиэтилена.

Металлическая консервная банка.

Стеклянная бутылка.

Пластиковая бутылка.

Бумажные фантики от конфет.

Гвозди.

Кожура банана, огрызки яблок.

Метла из веток.

Старая футболка.

Газеты.

Жестяная банка с остатками машинного масла.


Примеры обоснования ответов: Кожура банана, огрызки яблок - естественные отходы, которые при перегнивании обогатят почву, поэтому убирать их стоит в последнюю очередь. А пластиковая бутылка или пакет из полиэтилена будут загрязнять лес очень долго (для разложения полимеров требуется около 600лет), поэтому собирать их следует в первую очередь и сдавать на перерабатывающее предприятие.



В завершении команда получает часть афоризма «цены!»

5. Станция «Аварийная ситуация»

Волонтер: Не всегда в лесу все хорошо и благополучно, особенно когда стоит жара. Группа дает обоснованные ответы на вопросы.

Что запрещается в пожароопасный сезон в лесу?

бросать горящие спички и окурки;

оставлять в лесу промасленные или пропитанные бензином тряпки;

оставлять бутылки или осколки стекла;

разводить костры в местах с сухой травой;

выжигать траву под деревьями, на полянах, стерню на полях.


Каковы ваши действия при обнаружении пожара?

При обнаружении очага небольшого низового пожара необходимо попытаться погасить его, используя подручные средства (веник из зелёных веток, мешковина, одежда, земля). Потушив небольшой пожар, не уходите до тех пор, пока не убедитесь, что огонь не разгорится снова.

Если вы не можете бороться с пожаром, то нужно срочно покинуть зону огня, предупреждая встреченных людей об опасности пожара. Скорость пешехода 80 метров в минуту, а скорость низового пожара 1-3 метра. От верхового пожара убежать почти невозможно. Укрываться от пожара следует на островах, отмелях, оголённых участках болот, на скальных вершинах выше уровня леса, на ледниках.

Идти надо в наветренную сторону перпендикулярную кромке пожара по просекам, дорогам, берегам ручьёв и рек. При сильном задымлении рот и нос нужно прикрыть мокрой тканью, частью одежды.

После выхода из зоны пожара сообщите о месте, размерах и характере пожара в администрацию населённого пункта, лесничество или противопожарную службу, а также местному населению.

Игра «Слепая гусеница». От организаторов-волонтеров требуется особое внимание, чтобы не было травм.

Группе предлагается пройти маршрут «вслепую». Всем завязываются глаза, зрячей остается только «Голова гусеницы», один участник, которого выбирает группа. «Голова» может знаками передавать группе сведения о встречаемых ею препятствиях, но не произносит ни слова. Группа может договориться о системе знаков, которые будет подавать «голова».

Маршрут длиной до 100 м должен проходить так, чтобы участники преодолели несколько препятствий.

В завершении команда получает часть афоризма «у которой нет»

6. Станция «Дорога добра». Команды с заполненными маршрутными листами и хорошим настроением собираются вместе.


Ведущий: Предлагаем подвести итоги нашего путешествия. Я буду задавать вопросы, а вы хлопаете, если ответ «да», не хлопаете, если ответ на вопрос «нет»

- Вы прошли весь маршрут?

- Вы узнали что-то новое?

- Вам было весело?

-Вы будете соблюдать законы жизни этого природного сообщества?

Ведущий: Предлагаю хором прокричать мудрую мысль, которую вы принесли с маршрута - цитату о природе. «Природа ценность, у которой нет цены!»

Ведущий: Все мы обязаны своей жизнью планете – прекрасной и единственной Земле-матери – зеленой от лесов, синей от океанов, желтой от песков. Наша планета – величайшая тайна и чудо. Она хранит в себе самые таинственные загадки от зарождения жизни до грядущих судеб человечества. Наука экология изучает дом – планету Земля – и то, как надо жить в этом доме. Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет солнце – все замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода – нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет есть животным и человеку...

Ведущий: Всегда помните, как вести себя наедине с природой:

Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем. П. Гвездослав



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.