План – конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками второй младшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по развитию речи.
Цель: формирование речевой и познавательной активности детей с ТНР.
Обучающие задачи:
- формировать умение детей отвечать на вопрос воспитателя, подбирать слова-сравнения и слова-признаки;
-способствовать расширению представлений детей о роли солнца в жизни человека, растений, животных.
- стимулировать активную речь: побуждать детей к заучиванию фразы с опорой на мнемотаблицу.
- упражнять в звукопроизношении.
Развивающие задачи:
- способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата;
-стимулировать речевые области, используя шарики Су-Джок.
- укреплять физиологическое дыхание у детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать отзывчивость, бережное и эмоционально-положительное отношение к окружающему миру;
-воспитывать умение играть совместно с другими детьми.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, USBколонка, подушки, цветок в горшке, картинки (шар, пуговка, колесо, мяч, яблоко, цыпленок, одуванчик, мама, бабушка), игрушка ежа, шарики Су-Джок, мнемотаблица «Солнце по небу гуляло, И за тучку забежало», «тучки» на палочках, вертушки, трубочки.
Логика образовательной деятельности
Части занятия
Деятельность учитель-логопед
Деятельность детей
Ожидаемые результаты
Вводная часть
Учитель-логопед входит в группу. Здоровается. Рассаживает детей на ковре (на подушках).
Показывает детям завядший цветок. Просит назвать причину увядания (использование ИКТ – Цветочек подтверждает, что не хватает света, солнышка)
Предлагает отправиться к Солнышку, чтобы спасти цветок.
Здороваются.
Не поливали. Не хватает солнца.
Создан положительный эмоциональный фон в группе детей.
Расширение представлений детей о роли солнца в жизни растений.
Дети нацелены на дальнейшие действия.
Основная часть
Учитель-логопед сообщает, чтобы найти и узнать Солнышко, его нужно описать. Помогут разложенные перед детьми картинки (шар, пуговка, колесо, мяч, яблоко, цыпленок, одуванчик, мама, бабушка): Игра «Сравни и назови».
Педагог предлагает детям отправиться в путешествие на поезде.
Побуждает детей произносить звукосочетания, имитирующие движение поезда.
Педагог обращает внимание детей, что на поляне, к которой они приехали, кто-то «пыхтит»: ежиха сообщает, что пока солнышко скрылось за тучами, ежата испугались и разбежались.
Педагог побуждает детей найти ежат (обращает внимание на «норки»).
Педагог просит детей описать, то, что в «норках».
Предлагает поиграть с «ежатами»: самомассаж Су-Джок шариками:
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек
По ладошке он бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(шарик между ладошками).
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).
Педагог привлекает внимание детей на звук ветра (уууууу). Просит детей повторить звук «ууууу».
Сообщает, что Солнышко с тучкой играют в прятки. Побуждает детей запомнить фразу, опираясь на мнемотаблицу:
Солнце по небу гуляло,
И за тучку забежало.
Предлагает принять участие в игре «Солнышко и тучка», проговаривать заученную фразу.
Сравнивают и называют:
-Солнце круглое как (шар, пуговка, колесо, мяч)
- Солнце желтое как (яблоко, цыпленок, одуванчик)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка)
Встают, держась друг другу за плечи, изображая вагончики.
Произносят звукосочетания: чух-чух, туууу, ззззз.
Прислушиваютсяк звукам.
Ищут ежат.
Описывают предмет по тактильным ощущениям: круглый, колючий, похож на ежа.
Играют с «ежатами»: самомассаж Су-Джок шариками.
Повторяют звук ветра: «ууууу».
Повторяют за воспитателем фразы с опорой на мнемотаблицу.
Принимают участие в игре «Солнышко и тучка», проговаривают заученную фразу.
Формировать умение детей отвечать на вопрос воспитателя, подбирать слова-сравнения и слова-признаки.
Проявляют желание играть совместно с другими детьми
Развивают артикуляционный и голосовой аппарат.
Расширяют представления детей о роли солнца в жизни животных.
Воспитывать отзывчивость. Подбирают слова-сравнения и слова-признаки
Активизация речевых областей, используя шарики Су-Джок.
Отрабатывание звукопроизношения гласного звука «У». Заучивание фразы с опорой на мнемотаблицу.
Запоминание фразы с опорой на мнемотаблицу.
Заключительная часть
Педагог стимулирует детей найти «Сюрприз от Солнышка» (коробка с вертушками): Солнышко сообщает, что его подарки помогут цветочку! Только надо их оживить!
Педагог предлагает отправиться в детский сад и взять коробочку с «Солнышками» с собой.
Обращает внимание детей на расцветающий цветок.
Педагог подводит детей к выводу, что солнце доброе, ласковое и всем нужное, как мама.
Находят «Сюрприз от Солнышка». Дуют на «солнышки»
Встают, держась друг другу за плечи, изображая вагончики.
Произносят звукосочетания: чух-чух, туууу, ззззз.
Рассматривают цветок.
Делают вывод, что солнце доброе, ласковое и всем нужное, как мама.
Эмоционально-положительное отношение к окружающему миру.
Укрепляют физиологическое дыхание.
Развивают артикуляционный и голосовой аппарат.
Испытывают чувство отзывчивости и бережное отношение к окружающему миру.