Материал на проверке


НОД в старшей логопедической группе. «В гости к временам года»

Цель:

Формировать звуковую культуру речи детей. Расширять представления о характерных для России сезонных проявлениях времён года.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными - обогащать словарный запас

- учить различать на слух слова с определенным звуком

- упражнять в изменении слов при помощи суффиксов

- учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замечать выразительные средства

- обобщить знания детей о временах года

- учить видеть характерные особенности разных времен года

- учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения - закреплять умение воспринимать образ каждого времени года в музыке, стихах.

Развивающие:

- развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, рассуждать.

- развивать фонематическое восприятие

- развивать образность речи, творческое воображение

- развивать зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую

моторику;

- развивать эстетическое восприятие красоты природы

Воспитательные:

- воспитывать любовь к русской природе.

-воспитывать бережное отношение к природе родного края.

- воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Индивидуальная работа:

побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

-Используемые методы:

Словесные:

чтение текста, лексико-грамматические упражнения, эмпатические упражнения, чтение стихов - «Осень наступила» Плещеева, «Зима» Сурикова, стихи Н. Некрасова, Фета, Е. Благининой, А. Плещеева «Осенняя песенка»; рассказа Н. Соколова-Микитова «Лес осенью», беседа, логические вопросы, загадки.

Практические:

дидактические игры «Подбери слово», «Игра со звуками», «Игра с мячом», «Скажи наоборот», физминутка «Осенние листочки», пальчиковая гимнастика «Кто спит зимой», логоритмика «Звуковые лягушки», артикуляционная гимнастика «Чашка», «Варенье», самомассаж, дыхательные упражнения, слушание музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского.

Наглядные:


иллюстрации художников - И. Левитана, А. Пластова, К. Юона., Л. Бродского, игрушка ежик.

Материал к занятию:

Демонстрационный:

иллюстрации художников И. Левитана «Золотая осень», А. Пластова «Первый снег», К. Юона «Мартовское солнце», Л. Бродского «Зимнее утро»; , картинки «Времена года», конверт с открыткой -приглашением, четыре костюма- «времена года, мяч, карточки с изображением цветов по 1шт.(тюльпан, нарцисс, ландыш, одуванчик.),ребус «Аист».

Раздаточный:

Листики деревьев из цветной бумаги: берёзовый-2 шт., кленовый-2 шт., рябиновый- 2шт.,дубовый 2шт., осиновый-1шт.,корзинка с угощением.

ТСО:

Видео запись музыкальных фрагментов «Времена года» П. И. Чайковского (детский сборник),видео запись логоритмики «Звуковые лягушки», песни «Времена года», диско шар.

Ход НОД:

Воспитатель:

-Ребята вы любите сказки? У вас есть любимая сказка? Какая? Я тоже очень люблю сказки. Хотите узнать мою любимую сказку?

- В этой сказке встретились сразу все месяцы года? («Двенадцать месяцев»).

- Да, правильно. Сегодня к нам в детский сад пришло приглашение от Феи природы. Вот оно(пригласительная открытка). Фея природы приглашает вас в волшебную сказку, там сегодня на сказочной полянке в лесу встретятся вместе все времена года в дружном хороводе. Нас с вами приглашают поучаствовать в хороводе времён года! Вы, ребята, хотите отправиться в сказку - в гости к временам года?

- Но что бы туда отправиться , нам нужно с начало выполнить 3 задания Феи природы.

1задание: Игра «Подбери слово»

Слушайте внимательно и скажите, о чём Фея природы говорить: - рисует, щиплет, трещит, замораживает... (мороз)

- свищет, бушует, дует, завывает... (ветер)

- летает, танцует, кружиться, тает... (снежинка)

- сыплется, ложится, падает, покрывает...(снег)

- висит, растёт, тает, плачет, капает... (сосулька)

- распускаются, зеленеют, радуют, появляются, шелестят...(листья)

-растут, пахнут, распускаются, цветут... (цветы)

-светит, греет, припекает, согревает, веселит...(солнце)

-идет, моросит, льёт, стучит, поливает...(дождь)

-летает, порхает, резвится, щебечет...(птица)

- Молодцы.

2задание: Отгадай загадку.

Воспитатель: Послушайте внимательно ещё загадку Феи и отгадайте её.

- «Кто в году четыре раза переодевается?» (Это наша Земля). - Назовите все четыре времени года (зима, весна, лето, осень).


Воспитатель:

-Вы все правильно выполнили задание и нам пора в сказку. Подойдите к этому волшебному шару и повторяйте за мной:

" Тише, тише; свет погас.

Начался волшебный час.

В сказке может все случиться.

Сказка ждет нас впереди.

Скажем дружно: «Приходи».

- Вот и попали мы с вами в сказку, где нас ждут все четыре времени года.

- Смотрите, как здесь интересно. Нас встречают все 4 времени года, картины

художников и музыка П. И. Чайковского, которая называется «Времена года» (звучит музыка Чайковского)

«Встреча с Весной» Маша читает стихотворение: Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели, Всех солнышко теплом ласкает. Кто это время года знает? (весна).

Воспитатель

.-В нашей сказке первой нас встречает красавица весна. Воспитатель:

- Весну издавна любил народ. Называли ее весна - красна.

Как вы думаете почему её так называют? О весне много написано стихов, песен. Послушайте, какую красивую музыку написал П. Чайковский и называется она «Подснежник» о первом весеннем цветке (показывает презентацию, звучит музыка)

А какие ещё первые весенние цветы вы знаете? Давайте их назовём.( тюльпаны, нарциссы, ландыш..) (воспитатель показывает иллюстрации).Как можно назвать все эти цветы одним словам, « подружив» два слова « первые» и « цветут» ? (первоцветы).

Воспитатель:

-Весной происходят чудеса, оживает природа, пробуждаются деревья, звери и насекомые от долгого непробудного сна, точно, как в сказке. А каких насекомых вы знаете?

Игра со звуками

-Вы знаете песенку комарика(з-з-з), песенку жука(ж-ж-ж), песенку ветра(ш-ш-ш), песенка осы (с-с-с).

Воспитатель

. - Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;

Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;

Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина;

Песенку осы (С) - стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

- Очень хорошо.

-А ещё весной выходят из оцепенения лягушки и начинают петь свои песни. Хотите спеть вместе с ними?


Логоритмика : «Звуковые лягушки» «Встреча с летом»

Воспитатель:

- Какое время года приходит на смену весне красной? (лето)

- Смотрите, к нам пришло само Лето (заходит девочка в костюме лета). Почему лето тоже называют красным? Послушайте музыку лета (звучит музыка Чайковского). Вспомните наиболее яркие впечатления лета, чем особенно вам нравится лето (сбор ягод, купание в реке, прогулка в лес и т. д.)

- А давайте поиграем на нашей полянке в мяч!

Игра с мячом

Воспитатель

: Ребята, встаньте в круг. Я буду вам бросать мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставите перед ним нужную форму слова «летний». Например: я говорю день — вы говорите -летний день;

Слова:

Погода — летняя погода, солнце — летнее солнце, настроение – летнее настроение, платье-летнее платье, обувь – летняя обувь, каникулы-летние каникулы, утро-летнее утро, одежда-летняя одежда, сарафан-летний сарафан, ночь- летняя ночь.

- Правильно. Молодцы!

Воспитатель.- Миновало лето, наступила......(осень)

«Встреча с осенью» выходит -Миновало лето,

Осень наступила. На полях и в рощах Пусто и уныло. Птички улетели, Стали дни короче, Солнышка не видно, Темны, темны ночи.

«девочка осень»- Соня П.

Воспитатель:

.- Об этом времени года много написали поэты стихов, композиторы сочинили много музыки, художники нарисовали много картин.

Воспитатель:

- Послушайте , как осень - художница пришла в лес и нарисовала там красивую картину. Я прочитаю вам рассказ «Лес осенью». Этот короткий рассказ написал Н. Соколов-Микитов.

«Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы. Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден. Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее. Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу... Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём»


Дыхательная гимнастика:

Воспитатель:

-Дети, давайте глубоко вдохнём чистый осенний воздух носом и выдохнем ртом и ещё раз! Очень хорошо!

-Красавица,Осень, а что ты принесла нам в корзинке?

Осень:

- Я принесла опавшие листья с разных деревьев и хочу с вами поиграть.

(Раздаёт детям листья, дети говорят какой листик им достался(кленовый, дубовый, рябиновый, берёзовый, осиновый)

Физминутка :«Осенние листочки»

(дети под музыку Чайковского «Осень» выполняют движения с листочками)

« Мы - листочки осенние

На деревьях висели. Дунул ветер - полетели И на землю тихо сели. Снова ветер пробежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели.»

(дети тихо сидят и слушают музыку, потом уносят листочки)

Воспитатель:

-Ребята, отгадайте загадку и узнаете, какое время года сейчас к нам придёт «Снег на полях, лед на водах. Вьюга гуляет, когда это бывает?» (зимой)

Воспитатель:

- Вот и Зима пожаловала (выходит девочка в костюме Зимы) –Соня Б.

«Встреча с Зимой»

Зима:

- Соня: «Я Седая хозяйка! Трясу перинками -

Над миром пушинками!»

Воспитатель:

.-«Пришла, рассыпалась, клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами,

Среди полей, вокруг холмов...»

- Как прекрасно передает поэт красоту природы зимой

Воспитатель

.- Как Зиму за ее красоту люди ласково называют? ( зимушка-зима.) Послушайте музыку зимы (звучит музыка Чайковского «Зима»).

- Тяжелыми, белыми шапками накрылись и притихли деревья. Будто спят. Некоторые звери на зиму тоже ложатся в спячку, но есть звери , которые зимуют в лесу. Давайте вспомним некоторых из них.

Пальчиковая гимнастика. «Звери зимой»

«- Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год. Зайца, волка, рысь, лису


И зимой найдешь в лесу.»

Воспитатель

-Что-то очень холодно стало! Давайте ка согреемся скорее! Самомассаж. Разотрём свои ручки, пальчики, щёчки, ушки, нос!

А теперь чай горячий надо попить с вареньем. Приготовьте свои чашки! Артикуляционная гимнастика: «Чашка». «Варенье»

Воспитатель:

- Ой, кто это шевелится у осени в корзинке? Ну-ка отгадайте. « -Что за ёлочка такая?

Это ёлочка живая

В колкой одёжке

Ходит по дорожке. -Конечно, это..... ёжик.»

Воспитатель: Ежик шепнул мне, что никогда не видел зиму. Не переживай, ежик, сейчас дети расскажут тебе, что такое зима.

Игра «Что когда бывает»

Воспитатель:

-Давай, ёжик, ты будешь говорить, что бывает летом, а ребята скажут, что бывает зимой.

Игра «Скажи наоборот»

-Ежик: Спасибо вам, ребята, до свидания. Воспитатель:

- Лето, Осень, Зима, Весна- какие красивые названия у наших времён года! Ребята, а вы сможет посчитать сколько слогов в слове -зима?(лето, осень, весна). Как вы это сделаете? (прохлопать, прошагать.) В каком слове слогов больше? Какой звук стоит в конце слова-зима? Это гласный или согласный звук, почему? Какой фишкой мы его обозначаем? А какой звук стоит вначале слова –весна? Дайте ему характеристику.

Воспитатель:

-Ребята, времена года приглашают вас в весёлый, дружный хоровод!

Звучит песня «Времена года». Дети водят хоровод .

-Ребята, наша путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад. А поможет нам вернуться в детский сад... Отгадайте кто!

Ребус: (аист)

Воспитатель:

-«Аист, аист, длинноногий покажи домой дорогу?

солнце в небе высоко, а зимой... (низко) ветер теплый, а зимой... (холодный)

жара, а зимой...(мороз)

день длинный, а зимой..(короткий)

в лесу птиц много, а зимой ...(мало) в лесу шум ,а зимой...(тишина)

ветер слабый, а зимой ..(сильный) солнце встаёт рано, а зимой...(поздно)

солнце яркое, а зимой...(тусклое)


-Топай правою ногой, топай левою ногой, пять шагов вперёд пройди и направо поверни, топай правою ногой, топай левою ногой вот тогда придёшь домой!» -Воспитатель:

–Вот мы и дома , в нашем любимом детском саду!

Итог занятия.

- С какими временами года мы с вами встретились в нашем путешествии?

- В какие игры играли?

- Что вам особенно понравилось в путешествии?

- Мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы сегодня были очень внимательны,

очень хорошо мне помогали, мне было очень интересно с вами. Фея природы, во время нашего путешествия, за вами наблюдала ,и вы ей тоже все очень понравились . Она вас хочет угостить волшебными грибочками.( корзинка с печеньем)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.