Конспект урока музыки в 5 классе «В концертном зале»
Конспект урока музыки в 5 классе «В концертном зале»
Автор: Михайлова Марина Сергеевна
Цель урока: Приобщить учащихся к музыкальной культуре города и воспитать чувство патриотизма через музыку русских композиторов.
Задачи:
Познакомить учащихся с историей Концертного зала Мариинского театра.
Развивать познавательный интерес учащихся к музыкальному краеведению Санкт-Петербурга.
Воспитывать чувство патриотизма через музыку русских композиторов М.И. Глинки, А.Л. Гурилева и через музыку современных композиторов.
Развивать вокально-хоровые навыки.
Музыкальный материал; План урока:
О.Кваша «Город наш – Санкт-Петербург» - вход в класс.
Беседа о концертных залах Санкт-Петербурга.
М.И. Глинка опера «Жизнь за царя» трио «Не томи, родимый» - слушание.
М.И. Глинка опера «Жизнь за царя» трио «Не томи, родимый» - пропевание мелодии.
А.Л. Гурилев вариации на тему «Не томи, родимый» - слушание фрагмента.
Обощение.
Муз. К. Брейтбурга, сл. С.Сашина «Русский парень» - пение.
Методы:
- Словесные (рассказ, беседа, объяснение, размышление).
- Наглядные (слуховая, зрительная).
- Метод обобщения.
- Метод эмоциональной драматургии.
- Художественно-практический.
В ходе урока используются:
Фортепиано, плакаты, иллюстрации, слайды, портреты композиторов.
Список используемой литературы:
Музалевский В.И. «Русская фортепианная музыка» Л., 1994г.
«Музыка» 5 кл: поурочные планы
Автор-составитель В.М. Самигулина.-Волгород: Учитель
«Русская музыкальная литература» выпуск 1/Учебник
Издательство «Музыка», Ленинград, 1974
№ |
Музыкальный материал. План урока.
|
Задачи. |
Ход урока. |
1. |
Слова В.Панфилова Муз. О. Кваши «Город наш – Санкт-Петербург». Вход в класс. |
- Настроить на эмоциональное восприятие темы урока. - Проанализировать текст песни |
Дети входят в класс и подпевают слова припева. Приветствие. - О чем эта песня? - О нашем городе Санкт-Петербурге. - А как поэт говорит о нашем городе, какими словами он выражает любовь к Санкт-Петербургу? - Гордая, белая птица, славы российской столица… - Почему поэт называет наш город столицей, ведь столица – Москва? - Наш город раньше был столицей. - А еще наш город называют: культурная столица, музей под открытым небом… Почему? - Так как у нас много памятников, музеев, дворцов и парков, театров и концертных залов. |
2. |
Беседа о концертных залах Санкт-Петербурга |
- Закрепить элементарные знания учащихся о концертных залах Санкт-Петербурга. - Познакомить учащихся с Концертным залом Мариинского театра. - Определить музыкальные жанры, которые могут звучать в концертном зале. - Закрепить понятие опера как синтез разных видов искусств. |
- Тема нашего урока: «В концертном зале». - Какие главные концертные залы нашего города вы знаете? Учащиеся перечисляют названия концертных залов и имена великих людей, которые они носят. - Сейчас мы поговорим о Концертном зале Мариинского театра. Он был открыт 29 ноября 2006 года. Само здание концертного зала было открыто в 1900 году по проекту Виктора Шретера. Там располагался Зал Дирекции Императорских театров и декорационный магазин. В 1917 году здание было передано Мариинскому театру и более ста лет там создавались декорации к спектаклям и хранились театральные костюмы. В сентябре 2003 года в здании произошел пожар, где полностью сгорели уникальные декорации и костюмы. От здания сохранился только чудом уцелевший фасад, выходящий на улицу Писарева. Новое здание Концертного зала было построено по проекту Ксавье Фабра. Новый Концертный зал сочетает в себе черты старой петербургской архитектуры, стиля модерн и современный стиль хай-тек. Всего зал рассчитан на 1100 зрительских мест. Свой рассказ сопровождаю показом иллюстраций. - Какую музыку мы можем услышать в концертном зале? Разбираю с учащимися виды музыки, которая звучит в концертном зале. Для этого использую плокат-схему, висящую на доске, или показанную через проектор. Когда разговор заходит об операх в концертных постановках, спрашиваю что такое опера. - Опера – это музыкальный спектакль, где поют хор и солисты в сопровождении симфонического оркестра. - Кто участвует в создании оперного спектакля? - Композитор, писатель и художник. Выясняю роль каждого из создателей оперы. В конце беседы делаю вывод, что в опере сочетаются три вида искусства: музыка, литература и изобразительное искусство. |
3. |
М.И. Глинка опера «Жизнь за царя» трио «Не томи, родимый» слушание |
- Закрепить понятия: трио и вариации. - Определить эмоциональное состояние героев. - Определить певческие голоса героев. |
- Сейчас прозвучит уже знакомое вам произведение, послушайте и скажите как оно называется, и откуда оно. Прослушивание записи трио на диске. - Что сейчас звучало? - Это трио «Не томи, родимый» из оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя». - Что такое трио? - Трио – это ансамбль, состоящий из трех исполнителей. - В каком исполнении звучит трио? - В вокальном. - Как зовут героев, которые исполняют это трио? - Собинин – тенор, Сусанин – бас, Антонида – сопрано. - Кем являются эти герои в опере? - Сусанин – староста деревни, Антонида – дочь Сусанина, Собинин – жених Антониды. - С каким настроением каждый герой исполняет свою партию? - Собинин грустит из-за отсрочки свадьбы и убеждает Сусанина не откладывать свадьбу. Антонида ласково убеждает жениха не грустить, но она также расстроена. Сусанин тоже успокаивает детей и говорит, что как только они врага разобьют, сразу же свадьбу споют. - Герои начинают петь одновременно? - Нет, сначала поет Собинин, потом к нему присоединяется Антонида, и последним вступает Сусанин. - А мелодии у всех разные? - Нет, мелодия одна и та же, но с изменениями. - Делаем вывод: в какой форме написано трио? - Трио написано в форме вариаций. - Что такое вариации? - Вариации – музыкальная форма, которая состоит из темы и ее повторений с изменениями. |
4. |
М.И. Глинка опера «Жизнь за царя» трио «Не томи, родимый» распевание |
- Следить за чистым унисоном и слиянием голосов по тембру. - Добиться точного перехода с одного звук на другой при пении ряда звуков на один слог. - Отработать навык звуковедения на legato. - Добиться осмысленного исполнения музыкальной фразы без излишнего дробления. - Оттенять вершину фразы и мягко исполнять последний слабый слог. |
- А сейчас мы исполним мелодию трио на слог «ЛЁ».
Напоминаю певческую установку, выстраиваю первый звук. Добиваюсь мягкой атаки первого звука и округлого звучания в единой вокальной позиции. При пропевании обращаю внимание на плавное и округлое звучание. Развиваю умение слушать и прослушивать каждый звук. Нисходящие движения прошу петь с тенденцией к повышению. Обращаю внимание на движение и скачки мелодии на б6, ч5, ч8. Прошу петь скачки в единой вокальной позиции. |
5. |
А.Л. Гурилев вариации на тему «Не томи, родимый» слушание |
- Познакомить с новым композитором А.Л. Гурилевым. - Развивать умение определять знакомую мелодию в новом исполнении. -Развивать умение определять форму, в которой написано произведение. -Закрепить понятие вариации. |
- Сейчас в нашем концертном зале прозвучит новое произведение, которое написал русский композитор А.Л. Гурилев. А.Л. Гурилев родился в Москве в семье крепостного музыканта. Его отец был композитором и дирижером. Он руководил крепостным оркестром графа Орлова. Гурилев пользовался известностью как пианист-исполнитель и педагог. Лучшая часть наследия композитора – романсы и обработки, предназначенные для исполнения в концертных залах, а также произведения для фортепиано. - Сейчас прозвучит одно из его фортепианных произведений, а вы послушайте и скажите, знакома ли вам музыка, а так же в какой форме оно написано. (Исполнение вариаций на рояле) - Знакома ли вам главная мелодия произведения? - Да, это тема трио из оперы «Жизнь за царя». - Мелодия звучала только один раз? - Нет, она повторялась несколько раз. - Мелодия звучала одинаково? - Нет, она звучала с изменениями. - Как называется такая форма произведения? - Вариации. - Да, произведение так и называется: Вариации на тему «Не томи, родимый». - Что произошло с мелодией в новом произведении Гурилева? - Сначала она спокойная, печальная, задумчивая, неторопливая, плавная, напевная, а потом она изменяется. Становится более решительной, уверенной, появляются украшения, пассажи. - В каком регистре звучит тема? - Сначала она звучит в верхнем регистре, а потом в нижнем, там она звучит аккордами. - Меняется ли темп произведения? - Нет, он остается неизменным. - А что тогда меняется, когда мелодия звучит в басу аккордами? - Изменяется аккомпанемент, он становится более мелкими длительностями. - В каком исполнении звучали вариации? - В инструментальном исполнении.
|
6. |
Обобщение |
- Подвести итоги урока. - Закрепить полученные знания. |
Провожу обобщение в форме кроссворда. (смотри приложение стр. ) |
7. |
Слова С. Сашин Музыка К. Брейтбург «Русский парень» исполнительская деятельность – пение. |
- Познакомить с новой песней. - Добиться выразительного и осмысленного исполнения. - Отработать логические ударения. - Следить за плавным, округлым звучанием. |
- Сочиняя оперу «Жизнь за царя», М.И. Глинка хотел передать главным образом чувство патриотизма. Сюжет оперы дает возможность выразить высокую идею этого чувства, раскрывать в музыке благороднейшее чувство сыновней любви к Родине. И эту любовь воспевают, несут в себе и передают ее нам и современные композиторы. Так любовь к Родине нам передает одна из современных песен, где рассказывается о парне нашего времени, который служит в армии и пишет письмо своей любимой. Называется эта песня «Русский парень». Напоминаю учащимся о певческой посадке и после выстраивания первого звука приступаю к работе над песней. Первый куплет прошу петь задумчиво, с надеждой, мечтательностью, светло и приветливо. Припев прошу петь мужественно бесстрашно, отважно, строго, ритмично. Начало второго куплета прошу петь более взволнованно, радостно, звонко. Вторую часть второго куплета прошу исполнять решительно, ярко, гордо, уверенно.
При работе над песней могут встретиться следующие трудности: Интонационные: Движение мелодии на одном звуке, что может привести к понижению интонации.
Диапазон: А – е
|