Урок по литературе «В мире сказок» (2–6 класс)
МКОУ «Лахденпохская СОШ»
Автор: Учитель начальных классов Легина Татьяна Николаевна
Открытый урок чтения во 2,3,4,6 классах – 05.12.2017г.
2 класс |
3 класс |
4 класс |
6 класс |
|||||||||
Тема урока |
Н. Сладков «Заяц и белка». |
Сказка народов севера «Отчего у белого медведя нос чёрный» |
Х.К. Андерсен «Гордая игла» |
Е.Пермяк «Тайна цены» |
||||||||
Тип урока |
комбинированный |
|||||||||||
Цель урока |
Выработка навыка чтения и умения работы над текстом. |
Формирование представления о произведениях народов севера. |
Продолжение формирования представления о произведениях русских и зарубежных писателях. |
Создание условий для знакомства с творчеством Е. Пермяка, понимания учащимися основной мысли сказки «Тайна цены». |
||||||||
Задачи: обучающие, развивающие, воспитательные. |
Формировать умение правильного, осознанного чтения, отработка умения самостоятельно составлять слова из слогов; коррекция мышления на основе различных упражнений; воспитание мотивации к учению и чтению. |
Учить детей испoльзовaть свои познания и представления об особенностях внешнего вида и среде обитания белого медведя; развивать воображение, внимание, память; активизировать словарь, формировать навыки осознанного чтения; воспитывать интерес к предмету, любовь к природе. |
Учить плавному чтению, совершенствовать умения выразительного чтения. Развития и коррекция мыслительной деятельности анализ и синтез через умение правильно отвечать на поставленные учителем вопросы. Воспитывать уважение, доброту, уверенность в самом себе. |
Отрабатывать умения анализировать текст, выделять главную мысль и героев литературного произведения, делать выводы. Привлечь внимание учеников к обсуждению вопросов, связанных с понятием «ценность труда». Развивать и корректировать восприятие текста учащимися. Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи. Воспитывать уважительное отношение к труду, людям труда. |
||||||||
Оборудование |
презентация к уроку; выставка сказок; карточки-загадки для 2,3,4,6 классов; картинки-раскраски: заяц и белка для 2 класса; пословицы на карточках для 2,3,4,6 классов; простые карандаши; доска; компьютер; колонки; аудиозапись сказок; выставка книг; иллюстрации с изображением белого и бурого медведя, зайца и белки. |
|||||||||||
Этапы урока: |
Организационный момент со словами (психологический настрой): -Доброе утро, ребята! -Здравствуйте! -А, теперь все друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь. - К какому уроку вы приготовились? Какое сегодня число и день недели? Какое время года и месяц? -Ребята, определите своё настроение в начале урока.(солнышко, туча с солнышком, туча) Актуализация знаний (проверка внимания ребят или как приготовились к уроку). - Ребята, что изменилось сегодня в классе? (появилась выставка книг, пришли гости) Дыхательная гимнастика и речевая зарядка. -Чтобы уметь говорить и читать правильно, для этого надо ровно и глубоко дышать. Вдох носом, выдох ртом Вдох ртом, выдох носом (4 раза) Мы с вами подготовили дыхание, теперь нужно подготовить язычок, для этого сделаем артикуляционную гимнастику: БУ – БЮ БА – БЯ ЗУ – ЗЮ ЗА – ЗЯ ФУ – ФЮ ФА – ФЯ ЛУ – ЛЮ ЛА – ЛЯ Мы с вами подготовили наше дыхание и язычок для дальнейшей работы, теперь выполним еще речевую гимнастику (нужно будет быстро проговорить скороговорку) - Внимание на экран. 1. Евсей, Евсей, муку просей А просеешь, Евсей, Испеки в печи калачи. 2. азки-азки-азки все любят сказки азки-азки-азки мы читаем сказки азки-азки-азки- разные бывают сказки (прочитать строчки в разном темпе: про себя, медленно, быстро – чётко проговаривая слова) |
|||||||||||
1.Организационный момент. Введение в тему. |
||||||||||||
2.Постановка целей урока. |
Сообщение темы и цели урока для 2,3,4,6 классов. - Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим интересное и увлекательное путешествие в мир сказок. Надо показать свои знания, умения и навыки в устных ответах и при чтении. -Сказки бывают разные: сказки, которые сочинил народ, называются…(народные) -Сказки, которые сочиняют писатели - называются такие сказки… (авторские) |
|||||||||||
3.Изучение нового материала. |
Задание всем – отгадайте загадки в них отгадки, о чём или о ком будет сказка. -Работаем по одному. Прочитайте про себя сначала, а потом вслух. - Начинаю проверку со старших ребят! (по очереди) |
|||||||||||
1. Комочек пуха, 2. С ветки на ветку, Знакомство с портретом писателя. Читаем сказку «Заяц и белка» Н.Сладков Вопросы после чтения. - О чём вели разговор Заяц и Белка ( про новость ) - Какую новость сообщил Заяц? - Какую новость сообщила Белка? - Чему надо верить? (не словам, а глазам) - Задание младшим ребятам: прочитайте всю сказку самостоятельно, отметьте карандашом слова Зайца и Белки, буквами, а ещё непонятные слова. |
1. Косолапый он и бурый. 2. Умеет яростно реветь, - Давайте вспомним где живут белые медведи? (в холодных странах, где вечнaя зима). Внешний вид? Какой он? Что его окружает? Чем питается? - Правильно. Сегодня мы будем читать сказку народов севера «Отчего у белого медведя нос черный». Знакомство с портретом писателя. Словарная работа. - Кто может объяснить значение слов: Тундра - область на севере, где мало растений. Морж, тюлень, нерпа - морские северные животные. Стойбище - место отдыха пасущегося стада и оленеводов. |
1. Ждёт меня подружка – 2. Маленького роста я Тонкая и острая. Носом путь себе ищу, За собою хвост тащу. (Иголка с ниткой) Знакомство с портретом писателя. Читаем сказку Г.Х. Андерсен «Гордая игла». Словарная работа. Насмешка - обидная шутка. Барышня - девушка из барской семьи. |
Проверка домашнего задания. -с творчеством какого писателя мы познакомились? -какой его рассказ мы прочитали? («Как Незнайка сочинял стихи».) Понравился вам рассказ? Какой он? (смешной) -какое настроение у вас осталось после прочтения? (веселое) Кто главный герой рассказа? (Незнайка) Как вы думаете, почему у него такое имя? Чему хотел научиться Незнайка? (Он учился сочинять стихи) Но это дело ему славы не принесло. Этот смешной рассказ превратился в поучительную историю для нас. -Домашним заданием к уроку было ответить на вопрос: «Какие качества нужны человеку, чтобы у него хорошо получалось любое дело? Что бы вы посоветовали Незнайке? (чтобы быть поэтом, художником, музыкантом надо…» (терпение, старательность, трудолюбие, готовность обучаться и т.п.). й). Мало хотеть - надо уметь! А еще чему учит нас Н. Носов? (нельзя дразниться, обманывать, надо дружить). Все наши ответы на вопросы домашнего задания можно связать с русской поговоркой «Умение работать дороже золота». Знакомство с портретом писателя. Читаем сказку Е. Пермяка «Тайна цены». Словарная работа. Объяснение слов: дотошный, картуз, дюжина, смекать, берёста, туесок. (слова на карточках) ДОТОШНЫЙ - пытливый, любознательный, стремящийся разобраться во всем до мелочей, старательный и аккуратный. КАРТУЗ – мужской головной убор с жёстким козырьком, неформенная фуражка. ДЮЖИНА – в счёте предметов двенадцать штук. СМЕКАТЬ – понимать, постигать, соображать, догадываться о чем-нибудь. БЕРЁСТА – верхний слой березовой коры. ТУЕСОК – небольшой берестяной короб с крышкой для хранения пищевых продуктов. |
|||||||||
4.Физкультминутка |
зрительная гимнастика: посмотрим направо, налево, вверх, вниз (5 раз). пальчиковая гимнастика: Мы капусту рубим, рубим, Мы морковку трем, трем, Мы капусту солим, солим, Мы капусту жмем, жмем. Зайка прыгал – скок, скок, скок. Мишка шёл вразвалку. Прилетело 5 сорок, село на полянку. |
|||||||||||
6.Выполнение учащимися задания. |
Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто на ней изображен? - Какими их изобразил художник? Что они делают? - Какое время года на картине? Почему? - Как Заяц и Белка готовятся к зиме? Где живут? Чем питаются? Раскраски (заяц и белка) Собрать отгадки из слогов и найти кто лишний.
|
Рассмотрите иллюстрацию и составьте рассказ о белом медведе. Внешний вид -огромный -мощные лапы -белый теплый мех, -не намокает в воде -черный нос Какой он? -хитрый -умный -терпеливый -выносливый -хищный -большой -белый -любознательный Что его окружает? -льды, льдины Северный Ледовитый океан -северное сияние -вечная мерзлота -полынья Чем питается? -тюлени -рыба План: Место обитания. Внешний вид. Повадки. Сравнение белого и бурого медведей. - Посмотрите на картинку. Скажи, чем похожи и чем отличаются эти животные? |
Тест по произведению Г.-Х.Андерсена "Гордая игла" 1. Какая была игла? а) толстая б) тонкая 2. Когда поломалась игла? а) когда ею шили платье б) когда чинили башмак кухарки 3. Что хозяйка сделала из иглы? а) брошку б) заколку 4. Куда попала игла, когда она выскочила из косынки? а) на дорогу б) в водосточную канаву 5. Что блестело подле иголки, когда она лежала в канаве? а) осколок от бутылки б) драгоценный камень 6. Почему иголка покинула свою хозяйку (по ее словам) а) ее рассердили пальцы хозяйки, потому что они хвастались б) потому что ей захотелось путешествовать 7. Во что воткнули ребята иглу? а) в ткань б) в скорлупу. Ключ для теста: 1- а, 2 - б, 3 - а, 4 - б, 5 - а, 6- а, 7 - б. |
Вопросы филворда: - Имя деда. - Имя мальчика. - Что собирали дед и мальчик на берегу (во множ. числе). - 12 предметов. - Материал, с которым работал гончар - кувшинник. - Вертящийся гончарный круг. - Мастер, который лодки изготавливал. - Материал, с которым работал берестяник. - Что еще купили дед с внуком, кроме одежды и продуктов (во множ. числе). - Мастер, который научил мальчика высекать из камня. Ответы: Гордей, Сергунька, раковины, дюжина, глина, кружало, лодочник, берёста, свёрла, камнетёс. |
||||||||
7.Формулирование выводов урока. |
Скажите, пожалуйста, чему же надо верить? (найти это место в тексте) |
За какие проказы люди проучили белого медведя? Каким он стал? (найти в тексте) |
Какая была на самом деле игла и что она думала о себе? Как вы думаете, почему сказка называется «Гордая игла»? |
- О чём эта сказка? - В чём корень всех ценностей? - Подходит ли поговорка «Умение работать дороже золота», озвученная в начале урока, к данной сказке? Почему? |
||||||||
8.Запись домашнего задания. |
Стр. 54 (выразительное чтение)
|
стр. 44-45 (пересказ)
|
стр. 70 – 73 (пересказ) |
стр. 75-78 (чтение сказки, составление плана)
|
||||||||
9.Рефлексия |
Рефлексия по деятельности учащихся на уроке: - Заканчивается наше путешествие в мир сказок. - Вспомним: с творчеством каких авторов мы познакомились ? Кто старался, но не совсем получилось «4» - тоже поднимите руку. Я очень рада за вас! -Молодцы! Все работали активно, дружно, помогали – кому нужно. Покажите сигнальными карточками, какое у вас сейчас настроение. |
Литература
З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. – СПб., 2003.
А.Г.Арушанова. “Речь и речевое общение детей”. – М., 2006.
Н.В.Нищева. “Система коррекционной работы в логопедической группе”. – СПб., “Детство – Пресс”, 2003.
Е.А.Пожиленко. “Волшебный мир звуков и слов”. – М., “Владос”, 2001.
А.Ф.Рыбина. “Коррекция звукопроизношения у детей”. – Волгоград, 2001.
И.М. Бгажникова, Е.С. Погостина «Чтение», 6 класс, Москва, «Просвещение» 2010
В.В.Воронкова, И.Е.Пушкова «Чтение» 2 класс, Москва «Владос» 2012
З.Н.Смирнова, Г.М.Гусева «Книга для чтения» 4 класс Москва «Просвещение» 2002
В.В.Воронкова, З.Д.Будаева «Чтение» 3 класс Москва «Владос» 2005
-
Степаненко Валентина Ивановна