12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Рыбакова Ольга Владимировна343 Учитель литературы в Православной классической гимназии Россия, Самарская обл., Тольятти Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Открытый урок литературы в 6 классе «Мир древнерусской литературы»
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе
Тема: «Мир древнерусской литературы»
Цели урока:
1.Обучающие:
-познакомить учащихся с историей празднования Дня Православной книги в России; с деятельностью первопечатника Ивана Федорова;
-повторить, обобщить и систематизировать знания шестиклассников о возникновении, системе жанров древнерусской литературы, ее героях и использовавшихся художественных средствах;
-углубить понимание идейно-художественного богатства древнерусской литературы.
2. Развивающие:
- совершенствовать речевые умения путём выразительного художественного чтения, подготовки сообщений;
-развивать навыки аргументации собственного суждения;
- развивать навыки групповой работы;
-продолжить работу по развитию речи.
3. Воспитательные:
-прививать учащимся любовь к родной словесности;
- пробудить интерес к истории древнерусской книжности.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Оборудование: книжная выставка «Свет под книжной обложкой», интерактивная доска с занятием SMART-Notebook, презентация «Первая печатная книга на Руси».
Ход урока.
На интерактивной доске – слайд с репродукцией картины В.М.Васнецова «Витязи слушают Бояна». Звучит гусельная музыка.
Учитель: Все мы очень любим праздники. В чудесный хоровод годовых праздников совсем недавно влился и новый праздник – День Православной Книги.
Этот юный праздник Книги мы будем отмечать уже совсем скоро, 14 марта. На сегодняшнем уроке литературы мы вспомним, как и почему возник этот праздник, вспомним историю книги вообще и историю книги на Руси. Мы завершаем изучение древнерусской литературы и сегодня покажем самим себе, насколько мы ориентируемся в этом бескрайнем океане книжной премудрости.
Начать наш сегодняшний урок я бы хотела с народной мудрости. А народная мудрость содержится, как известно, в пословицах. К сожалению, части нашей пословицы перепутались. Попробуйте, восстановите эту пословицу! (На доске выводится 2 слайд с отдельными словами: «тело», «разум», «а», «Хлеб», «книга», «питает»). Учащиеся составляют на доске пословицу.
Получилось: «Хлеб питает тело, а книга разум».
Учитель: Как вы можете объяснить смысл этого выражения? (Дети объясняют).
Запишите, пожалуйста, тему урока и эти замечательные слова в тетради в качестве эпиграфа.
Ученик 1:
Есть чудо на земле с названьем дивным –
Великой красоты и сложности предел,
Животворящий сплав прошедшего и мига,
Фундамент для грядущих добрых дел.
Учитель: Книга – великий дар человеку от Бога. Ведь книга служит не только для передачи информации, книга – дверь как в наше прошлое, так и в наше будущее.
Живет
Ученик 1:
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
Учитель: Давайте посмотрим вглубь веков и вспомним судьбу книги на Руси.
- Назовите имена создателей славянской азбуки (Кирилл и Мефодий). (Слайд 9 презентации «Первая печатная книга на Руси»)
Учитель: У истоков славянской письменности стояли два брата – святые Кирилл и Мефодий. Благодаря их трудам в 8 веке славяне получили азбуку.
- Назовите древние славянские азбуки (кириллица и глаголица)
Уже через 30 лет после ее создания тысячи людей читали и писали на славянском языке. А самое главное – славяне получили возможность молиться Богу на своем родном языке, ведь до этого Библия существовала только на 3-х языках: еврейском, греческом и латинском!
- Какую книгу перевели с греческого Кирилл и Мефодий первой на славянский язык? (Евангелие от Иоанна)
Ученик 2:
Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь.
Торжественно-строгие строки,
Литая славянская вязь.
Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!»- заявила Вселенной,
«Я есмь!»- заявила векам.
Учитель:
- Какой год можно считать годом рождения древнерусской литературы? (988)
- Какая азбука стала основой русского алфавита? (кириллица)
Учитель: Древнерусская литература возникла вместе с принятием Русью христианства. Первые славянские книги тоже были рукописными. Они создавались в тиши монастырских келий, где ученые монахи годами переписывали страницу за страницей…(Слайды 10-11 презентации «Первая печатная книга на Руси») Книг было мало, они имели огромную ценность. Настоящий переворот в истории древнерусской книжности совершился с введением книгопечатания.
Учитель: Празднование Дня Православной книги приурочено к дате выпуска книги Ивана Федорова « Апостол» - книга деяний апостольских, которая считается первой печатной православной книгой на Руси - её выход в свет датируется 1 марта по ст. стилю и 14 марта по н.ст. 1564 года. (Слайды 12-18 презентации «Первая печатная книга на Руси» по ходу рассказа учеников)
Ученик 3: Иван Фёдоров родился в 1510 году, учился в Краковском университете, где получил учёную степень бакалавра. Создатель книгопечатания на Руси был диаконом Русской Православной Церкви. В 1550-х годах он служил в Москве, в храме Николы Гостунского. Иван Фёдоров понимал, что книги нужны людям, что без книг нет знаний, нет будущего. По приказу царя Ивана Грозного в 1563 году в Москве выстроен особый дом для типографии. Митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному принять на службу Ивана Фёдорова. Царь вызвал к себе Ивана Фёдорова. Со страхом шел в государевы покои будущий первопечатник. Во время разговора с царём Иван Фёдоров подал ему
Учитель: Итак, первая, точно датированная печатная
Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это –
Ученик 5:
Неустанных исканий залог,
Радость каждого нового сдвига,
Указанье грядущих дорог –
Это-книга.
Ученик 6:
Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок,-
Это –
Учитель: А сейчас мы проведем викторину «Мир древнерусской литературы». Включается интерактивное занятие SMART-Notebook «Мир древнерусской литературы».
1 тур.
На слайде выводится древо «жанры древнерусской литературы». Учащимся предлагается «собрать» в коробку «лишние жанры». Жанры написаны на висящих на древе яблоках: комедия, патерик, житие, ода, рассказ, летопись, поучение, послание, слово, баллада, роман, хождение, повесть.
2 тур. На следующем слайде выведены произведения или события древнерусской литературы. Учащиеся выполняют задания.
Расположите в хронологической последовательности (по 3 строки):
«Повесть временных лет»
Создание славянской азбуки
«Житие преподобного Сергия Радонежского»
«Слово о Законе и Благодати»
«Повесть о Петре и Февронии»
Возникновение древнерусской литературы
3 тур. На следующем слайде выведены произведения и их авторы. Учащиеся соотносят авторов и произведения.
Соотнесите автора и произведение:
А. «Слово о Законе и Благодати» 1. Нестор-летописец
Б. «Житие преподобного Сергия Радонежского» 2. Митрополит Иларион
В. «Повесть временных лет» 3. Епифаний Премудрый
4 тур. На следующем слайде на доску выводятся иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Какое произведение древнерусской литературы включает в себя и слово, и воинскую повесть, и плач?»
Изображения.
Учащиеся отвечают.
Интерактивная игра по «Слову о полку Игореве».
На слайд выводятся древнерусские щиты –названия категорий. Всего пять щитов: «Находка», «Поход», «Эпизод», «Тайны языка», «Имя в истории». В каждой категории по три вопроса.
Учащиеся делятся на группы (лучше 3) и по очереди "открывают" задания.
«Находка»
Кто и где нашел рукопись «Слова»?
Кто автор «Слова»?
Для кого была сделана копия с рукописи «Слова»?
«Поход»
Какое событие легло в основу «Слова»?
Кто помог князю Игорю бежать из плена?
Какое грозное предзнаменование было князю Игорю?
«Эпизод»
Какая деталь сна Святослава является символом слез?
Кого автор «Слова» называет Велесовым внуком?
В какую руку был ранен князь Игорь?
«Тайны языка»
С какой птицей отождествляется Ярославна в своем плаче?
Кто такие Даждьбожии внуки?
На берегу какой реки потерпел поражение Игорь?
«Имя в истории»
Назовите фамилию князя Игоря.
Как звали жену князя Игоря?
Какой бог выступает в «Слове» покровителем половцев?
5 тур. Узнать героя в предложенных отрывках: (изображение героя закрыто «шторкой» на интерактивной доске, после ответа учащийся сдвигает «шторку», проверяя правильность ответа).
«Без лености братиям, как купленый раб, служил: и дрова на всех рубил, и жито намолотив, на жерновах молол, и хлебы пек, и варево варил, и прочую пищу, братии необходимую, устраивал; обувь и порты кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду на своих плечах носил носил в гору и каждому приносил в келию...» (Сергий Радонежский).
«Затем послал по всему городу сказать: «Если кто не придет завтра на реку -будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, - будет мне врагом» (князь Владимир)
Кому принадлежат знаменитые слова: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет!» (Александру Невскому)
14 февраля в некоторых странах празднуется День Святого Валентина как день влюбленных. Подобный праздник, имеющий православную основу, есть и в России. О каком празднике речь, кому он посвящен? (Памяти православных святых Петра и Февронии Муромских, день семьи, любви и верности, 8 июля).
О каком богатыре, побившем с малой дружиной «великую силу — рать татарскую», рассказывается повести о нашествии Батыя на Рязань? (Евпатий Коловрат)
Кто о ком сказал: «Аще бы у меня такой служил, — держал бы его против сердца своего»? (Хан Батый)
Изображения героев.
6 тур. Определить средства художественной выразительности.
На доску выводится таблица, правая часть которой закрыта шторками. По мере называния средств выразительности, учитель открывает ячейки с правильными ответами.
Широкий берег Теплые туманы Светлое солнце | Эпитеты |
Борзый конь Чистое поле Сизый орел | Постоянные эпитеты |
Железные полки Золотое слово Кровавые зори | Метафоры |
Храбрые воины Рюрика и Давыда «рыкают аки раненые туры» «скачут, как серые волки» | Сравнение |
«Волгу веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать» | Гипербола |
7 тур. Интерактивная анаграмма.
Это занятие проводится с хронографом. В игре могут участвовать до 10 человек.
Задания анаграммы:
Где создавались первые книги? (монастыри)
Жанр торжественного красноречия на Руси (слово)
Книга наставлений и поучений мужу, жене и домочадцам («Домострой»)
Одна из сил природы, к которой обращалась Ярославна (ветер)
Село, где жила до замужества Февронья? (Ласково)
Сборник рассказов о святых отцах-монахах (патерик)
Как звали преп.Сергия до принятия им пострига? (Варфоломей)
Первая печатная книга на Руси (Апостол)
Кого автор «Слова о полку Игореве» называет «соловьем старого времени»? (Бояна)
Учитель: Молодцы! Вы отлично поработали на уроке и показали свои знания. Сейчас я попрошу вас поделиться впечатлением от нашего сегодняшнего урока и написать свое мнение о своей работе на уроке.
1.На уроке я работал активно / пассивно |
Учитель: На этом мы заканчиваем наш урок. Благодарю вас за работу, все потрудились отлично! В заключение хочу сказать: от того, какие книги вы будете читать сегодня, зависит и то, какими вы будете в будущем. Читайте книги!
Занятие в формате SMART Notebook
NOTEBOOK / 37.17 Мб
Презентация "День православной книги"
PPT / 18.78 Мб