Внеклассное мероприятие «В мире слов»
Неделя науки. Интеллектуальный марафон
Станция "В МИРЕ СЛОВ"
Учащиеся класса, разбившись по желанию, одновременно начинают работать в 4 группах, выполняя задания определённой темы в течение 5-7 минут. По окончании учитель суммирует все полученные баллы и результат этого класса записывается в маршрутный лист. Учащиеся убегают на другую станцию.
ТЕРМИНЫ
1 задание
А. Подберите как можно больше синонимов к слову КРАСНЫЙ. За каждое слово в синонимическом ряду - 1балл
Б. Дайте полное определение синонимов - 1 б.
2 задание
Знаете ли вы, как переводится корень «омос» с древнегреческого языка? («одинаковый»). А «графос»? («пишу»).Посмотрите, перед вами три пары слов. Прочитайте их вслух:
Ду́хи — духи́, пла́чу — плачу́, бе́лки — белки́.
А.Так что же такое омографы? Запишите определение. Омографы – это… 1б.
Б. На какие слова (термин) они похожи? В чём разница? 1б.
3 задание
А. Каково лексическое значение данных ниже слов:обаяние – обоняние, индеец – индиец, адресант – адресат? 6 б.
Б. Как называются такие слова? 1б.
4 задание
Как вы думаете, каких людей и за что в тверских говорах называют следующими словами: брезга, лазуха,объеда, мямля, крикун, завируха?
А. Дайте ваше толкование первых трёх слов. 3б.
Б. Вспомните, как называются такие слова. Дайте определение.2 б.
ЗНАКОМЫЕ НЕЗНАКОМЦЫ
« Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды, без достаточного основания, противна здравому смыслу и здравому вкусу». В. Г. Белинский
1 задание
Подберите русские синонимы к иноязычным словам:
менталитет - …
симуляция - …
инициатор - …
эксклюзивный - …
фиктивный - …
доминировать -… 6 б.
2 задание
Замените русские слова заимствованными:
памятник - …
сделка - …
представление /знакомство/- …
терпимость - …
лицо, оказывающее материальную помощь -…
неподготовленный заранее - … 6 б.
3 задание
Данные ниже слова заимствованы из тюркских, немецкого, английского, французского, греческого, голландского языков. Определите, каково происхождение каждого слова.
Матрос, штык, икона, джем, пьеса, шоу, каблук, театр, балет, гавань, февраль, тулуп, бутерброд. 13 б.
4 задание
Знание этимологии слова помогает не только лучше понять его значение, но и запомнить написание. Вспомните слова с данными корнями и запишите 2-3 слова с каждым из них. За каждое слово - 1 б.
Аква (лат.) – вода: …
Декор (фр.) – украшение: …
Ман – рука: …
Вита (лат.) – жизнь: …
Терра (лат.) – земля: …
МНОГОГРАННОСТЬ ЗНАЧЕНИЯ
1 задание
В старину на Руси слово красный имело значение «красивый». Вспомните пословицы и устойчивые обороты, в которых закрепилось это значение слова.
1 б. за каждый ответ
2 задание
Докажите, что слова КРЫЛО, НОС, ШЛЯПКА - многозначные слова.
Составьте и запишите необходимые для этого словосочетания.
1 б. за каждый ответ
3 задание
Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной. Докажите, что данные слова могут употребляться в переносном значении, введите нужный контекст.
ШЕПЧЕТ, ВЕЧЕР, ЖЕЛЕЗНЫЙ, МЕДВЕЖИЙ, БОГАТО.
1 б. за каждый ответ
4 задание
Вслушайтесь в звучание слова наука, проанализируйте его морфемный состав. Возможно, вы догадаетесь и обойдётесь без этимологического словаря.
А. Как образовалось это слово? Определите его древний корень. 2б.
Б. Докажите, что слово наука многозначное? Составьте предложения с разными значениями этого слова. 1 б. за каждое предложение
ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ
1 задание
Постарайтесь определить лексическое значение следующих устаревших слов:
Зипун, грош, пищаль, туга, пиит, камзол, уезд, льзя, поелику, вестимо.
1 б. за каждый ответ
2 задание
Разделите данные выше слова на две группы: архаизмы и историзмы. Обоснуйте свой выбор. С тремя словами составьте предложения.
макс. 15б.
3 задание
Вспомните и запишите устаревшие названия составляющих лица, тела человека, например: глаза - очи, …(волосы, лоб, веки, щёки,губы, шея, плечи, правая и левая рука, палец, ладонь, живот)
1 б. за каждое устаревшее слово
4 задание
А. Вспомните балладу А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Запишите устаревшие слова из этого произведения.
1 б. за каждое устаревшее слово
Б. Напишите, с какой целью в художественных произведениях употребляются устаревшие слова. 1 б.