Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку в 3 классе «Путешествие в мир слов»
Конспект внеклассного мероприятия
«Путешествие в мир слов»
Цель: повторить и углубить знания учащихся по разделам: лексика, фразеология, фонетика.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, названиями команд, фонограммы.
Ход мероприятия:
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие в мир слов. А отправимся мы на красивом паруснике. (Слайд1)
- Путь будет долгим, всякие трудности предстоят нам на пути, но с нами будут наши верные помощники – наши знания.
- На нашем паруснике есть 4 команды с капитанами. Но расслабляться во время плавания нельзя, потому что за вами внимательно следит строгое жюри.
Разминка «Угадай название нашей команды»
Прежде чем мы отправимся в путешествие, осталось только командам познакомиться! (Капитан каждой команды сообщает своё название)
Название нашей команды обозначает предмет, отвечает на вопросы Кто?, Что?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом. (существительное)
Название нашей команды обозначает действие предмета, отвечает на вопрос Что делает?, в предложении бывает сказуемым. (глагол)
Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой?, Какая?, Какие?, в предложении бывает второстепенным членом. (прилагательное)
Название нашей команды служит для связи слов предложении, со словами пишется раздельно. (предлог)
Русский язык хорошо все мы знаем
И знания ваши здесь предлагаем!
Русский язык нужен всем и всегда
Нельзя без него нам нигде, никогда!
Письмо написать, любимую книгу читать.
Язык наш родной необходимо всем знать!
Ещё испытаний много вас ждёт
И пусть победа лучшего найдёт!
Но огорчаться никому не нужно
Ведь будет главным в игре - наша дружба!
– Команды, занять свои места!
Солёный ветер поднимается (Фонограмма)
Поскрипывают мачты на ветру
И парус силой наполняется
Мы все сегодня с вами на борту!
Выбираем курс нашего плаванья! Бросаем якорь у…
1. Город «Части речи» (слайд 2)
Разложить слова на карточках по частям речи.
Участники должны быстро разложить карточки со словами. В одну стопку -существительные, в другую стопку- прилагательные, в третью- глаголы.
Машина, окно, медведь, берёза, высокий, красивый, ответственная, серое, встаёт, подпевает, выслушал, посмотрит.
Первая команда, справившаяся с заданием, поднимет вверх колокольчик.
Молодцы! Наше путешествие продолжается. Право руля! Полный вперёд!
2. Полуостров «Неизвестный». (Слайд3)
Как сказать одним словом?
- Зарубить на носу (запомнить)
- Богатый человек (богач)
- В час по чайной ложке (медленно)
- Веселый человек (весельчак)
- Повесить нос (грустить)
- Сильный человек (силач)
- Надуть губы – (обидеться)
- Выходить из себя – (сердиться)
- Заговаривать зубы – (отвлекать)
- Чесать языки – (болтать)
- Водить за нос – (обманывать)
- Унести ноги – (убежать)
- Ломать голову – (думать)
- Клевать носом – (дремать)
- Ловить ворон – (отвлекаться)
Кто закончит, поднимет вверх колокольчик!
3. Остров «Путаница» (Слайд 4)
Жители этого острова постоянно все путают и просят вас помочь им разобраться. Расставить буквы и прочесть названия 10 животных:
ЛЁЗОК, ЕВДЕЬМД, НЬОК, ЛЁСО, РИФЖА, СУГЬ, ХУТЕП, ГРИТ, ЦУРИКА, ГОТЕМЕБ.
И снова в путь! Еще много заданий впереди!
4. Полуостров «Согласные звуки» (Слайд 5)
Согласные звуки
1 команда— Уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и получите слово.
ПФБКТЕХРШЁСЧЗЩАЦ — (берёза)
2 команда — Уберите буквы, обозначающие звонкие согласные звуки и получите слово.
РЛПМНЕЗВТГДУЖХЙ — (петух)
3 команда— Уберите буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки и получите слово.
ГБКЗВЛДАЖСГВС — (класс)
4 команда— Уберите буквы, обозначающие глухие согласные звуки и получите слово.
ПФБКТОХРШОСЧДЩАЦ — (борода)
Физминутка
(музыкальная пауза)
5. Город «Запоминалки» (Слайд 6)
- Жители города «Запоминалки» обладают уникальными способностями: они очень быстро запоминают слова.
- Сейчас они проверят вашу память. Перед вами на несколько секунд появятся 15 слов. Вы должны их запомнить и записать. Выиграет та команда, которая правильно запишет больше слов. (Слайд 7)
МОРЯК, КОРАБЛЬ, РЫБКА, ПЕСОК, КАМЕНЬ, ЛОДКА, ТУЧКА, ПАРУС, ВЕТЕР, ШТОРМ, ВОЛНА, АКУЛА, КАПИТАН, КАРТА, ОСТРОВ.
6. Шифровка (Слайд 8)
Нам на корабль пришли шифровки, зная арифметические действия, вы должны их расшифровать. Ребусы + грамматическая арифметика. Назвать какой частью речи является полученное слово.
кабан – ан + лук = ?
ква + рак – ак + тира = ?
с + место стоянки судов = ?
череп – п + муха = ?
корь – ь + идол – л + р = ?
чудеса – а + ный = ?
Задания для болельщиков: (Слайд 9)
К прилагательным подберите однокоренное существительное:
Шаловливый – … (шалун)
Богатый – …(богач)
Мудрый – …(мудрец)
Крикливый – …(крикун)
Маленький – …(малыш)
Добрый – …(добряк)
Грубый – …(грубиян)
Хвастливый – …(хвастун)
Сильный – …(силач)
Ленивый – …(лентяй)
Смелый – …(смельчак)
Старый – …(старик)
Болтливый – …(болтун)
Крепкий – …(крепыш)
Храбрый – …(храбрец)
Итог (Слайд 10)
- Время пришло возвращаться домой.
Ребята, давайте вспомним где мы сегодня побывали? Наше путешествие завершено.
Предоставляю слово жюри. Подведение итогов жюри.
Награждение - вручение грамот. Молодцы! До новых встреч!
Чернышева Татьяна Васильевна