Рабочая программа «В мире театра» по развитию у дошкольников творческих способностей
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию у дошкольников творческих способностей
/художественно-эстетическое развитие/
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………3 Пояснительная записка………………………………………………………………………3
1.1. Цели и задачи………………………………………………………………………….….3
1.2. Принципы проведения театрализованной деятельности………………………………4
1.3. Основные направления Программы……………………………………………….…….5
1.4. Планируемые результаты освоения Программы……………………………………….6
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………......7
2.1. Интеграция образовательных областей……………………………………………...….7
2.2. Перспективно-календарное планирование (1 год)……………………………………...8
2.3. Перспективно-календарное планирование (2 год)…………………………………...…19
2.4. Методы, приёмы реализации Программы………………………………………………26
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………………………..….27
2.6. Система педагогического мониторинга……………..……………………………..……28
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ..................................................................................29
3.1. Организация режима занятий…………………………………………………..…………29
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы……………………………………29
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды………………………30
Методическая литература…………………………………………………….………………31
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Одним из важнейших факторов, стимулирующих развитие связной речи у детей дошкольного возраста, является театрализованная деятельность. Она близка и понятна ребенку, доставляет радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому и речевому развитию ребенка и формированию основы его личностной культуры.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром — через образы, краски, звуки, музыку. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают дошколят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.
Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического развития.
В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
1.1. Цели и задачи
Цель: Развитие творческих способностей и речевого развития детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др).
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт:
знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии, театрах России.
Обучить детей приемам манипуляции с куклами в кукольных театрах различных видов.
Формировать умение свободно чувствовать себя на сцене.
Учить импровизировать в играх - драматизациях на темы знакомых сказок.
Развивающие:
Развивать интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.
Развивать память, внимание, воображение, фантазию.
Формировать умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски.
Развивать речь детей через театрализованную деятельность.
Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных сценок, этюдов, небольших спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ), организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.
Развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и жестов, интонации.
Развивать желание выступать перед родителями.
Развивать психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение детей.
3. Воспитательные:
Создавать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества.
Воспитывать артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала. Воспитание коммуникативных способностей детей
1.2. Принципы проведения театрализованной деятельности:
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысливает для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных
задач
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо
«выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной
деятельности.
1.3. Основные направления Программы:
Театрально-игровая деятельность. Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения, фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
Художественно-речевая деятельность. Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
Основы театральной культуры. Призвано обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
Что такое театр, театральное искусство;
Какие представления бывают в театре;
Кто такие актеры;
Какие превращения происходят на сцене;
Как вести себя в театре.
Работа над спектаклем. Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкальнопластического решения отдельных эпизодов; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов).
Рабочая программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 мин — старшая группа, 30 мин — подготовительная группа. Общее количество учебных занятий в год — 36.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза в год:
вводный — в сентябре, итоговый — в мае.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
Старшая группа
Готовность действовать согласованно, включаясь одновременно или последовательно.
Уметь снимать напряжение с отдельных групп мышц.
Запоминать заданные позы.
Знать и использовать в театрально-игровой деятельности приёмы кукловождения в настольных театрах, верховых кукол.
Знать 5—8 артикуляционных упражнений.
Уметь делать длинный выдох при незаметном коротком вдохе, не прерывать дыхание в середине фразы.
Уметь произносить скороговорки в разных темпах, шепотом и беззвучно.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь выразительно прочитать наизусть диалогический стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями.
Уметь составлять предложения с заданными словами.
Уметь строить простейший диалог.
Уметь сочинять этюды по сказкам.
Подготовительная группа
Уметь произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.
Уметь запоминать заданные режиссером мизансцены.
Находить оправдание заданной позе.
На сцене выполнять свободно и естественно простейшие физические действия.
Уметь сочинить индивидуальный или групповой этюд на заданную тему.
Уметь использовать в театрально-игровой деятельности разные виды кукольных театров.
Владеть комплексом артикуляционной гимнастики.
Уметь произносить скороговорки и стихотворный текст в движении и разных позах.
Уметь произносить на одном дыхании длинную фразу или стихотворное четверостишие.
Знать и четко произносить в разных темпах 8—10 скороговорок.
Уметь произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями.
Уметь прочитать наизусть стихотворение, правильно произнося слова и расставляя логические ударения.
Уметь строить диалог с партнером на заданную тему.
Уметь составлять предложение из 3—4 заданных слов.
Уметь подобрать рифму к заданному слову.
Уметь сочинить рассказ от имени героя.
Уметь составлять диалог между сказочными героями.
Знать наизусть 7—10 стихотворений русских и зарубежных авторов.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
диагностирование;
театральные постановки;
участие в конкурсах, праздниках;
наглядная информация для родителей (фотоотчёты, презентации).
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Интеграция образовательных областей
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу. Воспитывается организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим. Формируются такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность. Развиваются волевые качества. Дети включаются в систему социальных отношений через образы своих героев. Они «проживают» жизнь своего персонажа, «примеряют» на себя его характер, учатся оценивать поступки героев художественного произведения.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Углубляются знания детей о театре как о виде искусства, о предметах ближайшего окружения, о природных явлениях, расширяется кругозор, что служит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Происходит развитие всех сторон речи. Активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. Через знакомство с художественными произведениями различных жанров происходит приобщение детей к словесному искусству, развитие литературной речи.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Развивается эмоциональная восприимчивость, эмоциональный отклик на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
В процессе совместного с детьми изготовления атрибутов, различных видов кукольных театров, элементов костюмов к выбранной для разыгрывания сказке у детей происходит развитие продуктивной деятельности, творческих способностей, приобщение к изобразительному искусству.
2.2. Перспективно-календарное планирование (1 год)
Виды детской деятельности | Задачи | Содержание | Репертуар |
Художественно- |
СЕНТЯБРЬ
Организационный месяц. Подготовка условий. Диагностика.
ОКТЯБРЬ
- способствовать развитию артикуляционного |
Скороговорки. |
«Волк на лужайке – задрожали |
речевая деятельность
Театрально- игровая деятельность, основы театральной культуры
Творческая деятельность
| аппарата; -развивать дикцию, речевое дыхание; -добиваться разнообразия интонации; -уточнять знания детей об особенностях, повадках животных;
-познакомить детей с сюжетом сказки.
-знакомить детей с героями сказки, с их характеристиками; -показ действий персонажей сказки на фланелеграфе; совершенствовать приемы кукловождения в настольном | Диалогическая скороговорка. Чистоговорки. Стихи.
Чтение сказки. Упражнение на дыхание.
Куклы настольного театра, картинки персонажей сказки на фланелеграфе
Диалоговые этюды. Игры на внимание. | зайки»; «Бежит лиса по шесточку.Лизни, лиса песочку»; «Ух-ух-ух – по утрам кричит петух», «Тук-тук-тук – дятел долбит толстый сук…»; «Заюшкина избушка» «Насос»
Театральные термины: «декорации», «этюд» и т.д. По тексту сказки |
Художественно-речевая деятельность
| театре, -воспитывать внимание, память.
-поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики. Познакомить с внешним видом героев.
Показ сказки «Заюшкина избушка» детям младшей группы (настольный театр игрушек)
НОЯБРЬ
-развивать воображение -продолжать развивать интерес к художественной литературе; -учить замечать и понимать различные средства выразительности: эпитеты, сравнения и т.д., оценивать героев; |
Этюды.
Скороговорки. Считалка.
Этюды для выражения основных эмоций, жеста. | «Заюшкина избушка». «Что слышно?», «Запрещенное движение».
«Был у зайца дом», «Жадный пес» А.Антипина.
«Заюшкина избушка»
«Коси, коса, пока роса, роса долой и мы - домой» «Шла лисичка по тропинке» «Отгадай, кто герой?», «Стыдно». |
Театрально-игровая деятельность, основы театральной культуры
Творческая деятельность
Художественно-речевая деятельность
Театрально-игровая | - совершенствовать навыки четкого произношения. -чтение стихотворения К.И.Чуковского «Телефон» с элементами драматизации.
-своевременно включаться в коллективную драматизацию, выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации -продолжить работу над артикуляцией, дикцией; -развивать память детей.
-упражнять детей в самостоятельном подборе движений для передачи игрового образа, пользуясь |
Пантомимические загадки
Творческие задания, обыгрывание ситуаций.
Атрибуты для драматизации сказки «Телефон»
Речевые игры
|
Игра «Что мы делали, не скажем, но зато покажем» А.Щеткин.
Театральные термины: «театральная касса», «кассир», «режиссер».
Театрализованная игра «Сам себе режиссер».
Стихотворение К.И.Чуковского «Телефон»
|
деятельность, основы театральной культуры
| мимикой, жестом.
ДЕКАБРЬ
развивать силу голоса и речевое дыхание; интонационную выразительность речи - развивать чувство ритма, мимическую выразительность - познакомить детей с сюжетом сказки
знакомить детей с героями сказки, их характерами - работа над текстом, поведением в сценических условиях
продолжать знакомить детей с театральным искусством, театральными профессиями
| Считалка Чистоговорка Чтение сказки
Этюды на создание игрового образа,этюды из сказки
Беседа о театре
|
«Вьюга», «Зима» (М.Б.Зацепина)
«Сидит белка на тележке…» «Са-са-са, к нам пришла лиса» «Теремок»
«Кто как ходит?» (мышка, лягушка, зайка, волк, лиса, медведь) Р.н.с. «Теремок»
«Волшебство театра» (Т.А.Шорыгина) Театральные профессии: художникдекоратор, костюмер, гримёр |
Творческая деятельность
Художественно-речевая деятельность
Театрально- игровая деятельность, основы театральной культуры
|
- продолжать развивать у детей творческую активность в речевой деятельности, воображение
Показ сказки «Теремок» родителям.
ЯНВАРЬ
-продолжать развивать интерес к художественной литературе; -учить замечать и понимать различные средства выразительности: эпитеты, сравнения и т.д., оценивать героев; |
Диалоговые этюды
Чтение стихотворения с элементами драматизации
Чтение сказки, беседа. Скороговорка.
Считалка.
|
Приход очередного гостя к теремку
«Случай в театре» (М.Б.Зацепина)
«Муха-Цокотуха» К.И.Чуковского
«Расскажите про покупки»;
«Аты-баты, шли |
Творческая деятельность
Художественно-речевая | совершенствовать навыки четкого произношения.
-развивать сценическое творчество, способность самостоятельно выбирать жест, нужную интонацию, выражение лица; закреплять представления о театре и театральных терминах;
-продолжать воспитывать культуру поведения в театре и на концерте.
вызвать у детей желание стать артистами
ФЕВРАЛЬ
-продолжать работать над речевым дыханием; -упражнять в четком, правильном произношении | Этюды на создание игрового образа
Инсценировка небольшого произведения
Упражнение на дыхание. | солдаты, атыбаты, на базар, аты-баты, что купили? Аты-баты, самовар» «Изобрази животное…», «Что я делаю?», «Мое настроение»; Театральные термины: публика, билет, касса, спектакль.
«Вежливые слова» (Э.Мошковская)
«Цветочный магазин», «Спать хочется» А.Щеткин |
деятельность
Театрально- игровая деятельность, основы театральной культуры
Творческая деятельность
Художественно-речевая деятельность
Театрально-игровая деятельность, основы театральной культуры
Творческая | звуков, вырабатывать умение пользоваться разным темпом, учить менять силу звука; - добиваться интонационной выразительности.
-развивать интерес к сценическому искусству; разыгрывать диалоги, обычные речевые и стихотворные; -развивать мимику, жест, умение интонационно выразить удивление, испуг, радость. -познакомить детей с особым жанром музыки – мюзиклом, рассказать о его особенностях; -развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, пробуждать к активному сопереживанию музыки.
-продолжать развивать у детей творческую активность в речевой деятельности, воображение.
МАРТ
-учить детей пересказывать сюжет сказки; развивать умение запоминать развитие сюжета, последовательность действий; -донести основной смысл сказки;
| Скороговорка. Артикуляционная гимнастика.
Беседа о театре.
Стихи, потешки.
Слушание музыкальной сказки
Творческие игры со словом.
Беседа, пересказывание детьми. Упражнение на дыхание. Скороговорка.
Диалоговые этюды.
Этюд из сказки.
Действовать на сцене | «Везет Сенька Саньку с Сонькой» «Улыбка» муз. В.Шаинского
Театральный словарь: эмоции, мимика, антракт. «Петушок» Л.Завальнюка «Кот и мыши» М.Дружинина «Тень-тень, потетень» р.н.п. «Муха-Цокотуха» музыка Т.Когана
«Сочини сказку», «Ручной мяч» А.Щеткин
Отрывки из сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха»
«Эхо» А.Щеткин
«Маленькая болтунья…»
Разучивание отдельных эпизодов сказки. «Отгадай, кто герой?»
Работа над отдельными |
| -продолжать развивать сценическое творчество детей; -развивать способность правильно понимать эмоциональновыразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами.
-развивать способность к интонационной, игровой | | сценами |
деятельность
Художественно-речевая деятельность
Театрально-игровая деятельность
Творческая деятельность | импровизации.
АПРЕЛЬ
-закреплять знание детьми текстов к спектаклю; -работать над речитативами; -добиваться яркой интонационной выразительности.
-учить композиционному построению сцен; - развивать творческие способности детей при создании образов к сказке.
-развивать способность к свободному выбору движений, жестов, мимики, к передаче игрового образа; -развивать сценическое творчество.
МАЙ
Постановка спектакля «Муха-Цокотуха». Действующие лица – дети. Приглашаются дети, средней и старшей групп, родители. Диагностика.
| согласованно, выразительно произносить диалогический стихотворный текст
Повторение текстов.
Артикуляционная гимнастика Скороговорка
Работа над целостной постановкой спектакля.
Творческие задания.
| сказки «МухаЦокотуха»
Текст сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» «Спрячь конфетку», «Чистка зубов» «У Ирины и Арины растут георгины»
«Муха-Цокотуха»
Работа над отдельными сценами сказки «Муха-Цокотуха»
|
2.3.Перспективнокалендарное планирование (2 год)
Виды детской деятельности | Задачи | Содержание | Репертуар |
Художественно- речевая деятельность
Театрально- игровая деятельность
Творческая деятельность
| СЕНТЯБРЬ
Организационный месяц. Подготовка условий. Диагностика ОКТЯБРЬ
- способствовать развитию артикуляционного аппарата; -развивать дикцию, речевое дыхание; -добиваться разнообразия интонации; -познакомить с сюжетом новой для детей сказки.
-развивать интерес к сценическому искусству знакомить детей с героями сказки, с их характеристиками; -обучать детей приемам кукловождения в театре бибабо; -воспитывать внимание, память.
-поощрять стремление детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движения, мимики. Познакомить с внешним видом героев.
|
Скороговорка. Чистоговорка. Потешка. Чтение сказки.
Упражнение над дыханием.
Куклы театра бибабо.
Диалоговые этюды.
Игры на внимание.
Импровизации под музыку к мюзиклу «Мама»
|
«Волки рыщут – пищу ищут»; «Сы-зы, стало скучно без козы». «Я – серый волк, зубами щелк!» «Волк и семеро козлят» рус. нар. сказка «Насос»
Театральные термины: «дирижер», «дублер». По тексту сказки «Волк и семеро козлят». «Не ошибись», «Запрещенное движение».
Козлята резвятся. Танец Волка и козлят.
|
Художественно-речевая деятельность
Театрально-игровая деятельность
Музыкальная деятельность
Творческая деятельность
Художественно- речевая деятельность
Театрально-игровая деятельность
| НОЯБРЬ
-учить детей пересказывать сюжет сказки в начале своими словами, а затем точно следуя тексту; -продолжить работу над артикуляцией, дикцией; -развивать память детей.
-воспитывать умение следить за развитием действия в сказке, учить детей пересказывать сказку по ролям; -в соответствии с событиями и переживаниями героев менять интонацию, выражение лица; -знакомить детей с театральной терминологией; -развивать воображение.
-учить детей петь, чисто интонируя, выразительно, в соответствии с характером песен и спецификой образа.
Показ кукольного спектакля детям средней, старшей групп, родителям.
ДЕКАБРЬ
-продолжать развивать речевой слух, речевое дыхание; - упражнять в четком, правильном произношении звуков во фразовой речи.
-разыгрывать диалоги, обычные, речевые и стихотворные; -развивать умение интонационно выразить |
Разучивание текста к сказке. Скороговорки. Пословица.
Этюды для выражения основных эмоций, жеста. Пантомимические загадки.
Беседа о театре.
Разучивание песен для сольного и хорового исполнения к сказке.
Разучивание сюжета сказки по ролям Скороговорка
Этюд на выражение отдельных черт характера Этюды в парах |
«Волк и семеро козлят».
«Звезду заметила коза…» «Сам себя губит, кто других не любит».
«Кто кого обидел первым?» Н.Юсупова, «Ах, красавец петушок» И.Лопухина. Игра «Что мы делали, не скажем, но зато покажем» А.Щеткин. Театральные термины: «сценарист», «увертюра».
«Песня Козы», «Песня Волка» из мюзикла «Мама» по сказке «Волк и семеро козлят»
Новогодняя сказка «Щелкунчик» по мотивам сказки Э.Гофмана. «Скажите тихо «шесть мышат» и сразу мыши зашуршат» «Мари», «Франц», «Щелкунчик», «Мышиный король», «Мыши»
«Зеркало». | ||
| удивление, радость.
| испуг, | грусть, | | |
Творческая деятельность
Художественноре чевая деятельность
Театрально - |
-ставить детей в поисковую ситуацию в выборе выразительных средств для передачи образа; -развивать сценическое творчество, артистизм.
Новогодняя сказка «Щелкунчик»
ЯНВАРЬ
-продолжать развивать интерес к художественной литературе; -учить замечать и понимать |
Творческие задания
Чтение сказки, беседа. Скороговорка. Считалка.
|
Работа над отдельными сценами сказки Э.Гофмана «Щелкунчик»
«Два жадных медвежонка» венгерская нар. сказка «Шапкой Мишка шишки сшиб» |
игровая деятельность
Творческая деятельность
Художественноре чевая деятельность
| различные средства выразительности: эпитеты, сравнения и т.д., оценивать героев (хитрый, жадный, глупый, доверчивый); - совершенствовать навыки четкого произношения.
-познакомить с театром теней; -обучать детей вождению персонажей театра теней; воспитывать культуру поведения в театре и на концерте.
-развивать ловкость и координацию движений, творческую активность
ФЕВРАЛЬ
-продолжать работать над речевым дыханием; - упражнять в четком, правильном произношении звуков, вырабатывать умение пользоваться разным темпом, учить менять силу звука;
| Артикуляционн ая гимнастика Теневой театр.
Посещение выездного кукольного театра в детском саду.
Упражнение и игра на ритмопластику.
Упражнение на дыхание. Скороговорка. Артикуляционна я | «Шла лисичка по тропинке» А.Щеткин «Сытый, голодный хомячок»
«Два жадных медвежонка» венг. нар. сказка. «Вопросы профессора Этикета», «Этикетная напоминалочка», «Подсказки госпожи Указки», «Идем на концерт» Е.Данилова
«Медведи в клетке» А .Щеткин, «Медведь и елка» Г.В. Лаптева
«Цветочный магазин», «Спать хочется» А. Щеткин «Везет Сенька Саньку с Сонькой» Статические упражнения: |
Театрально - игровая деятельность
Творческая деятельность | - познакомить детей с сюжетом новой сказки
-развивать интерес к сценическому искусству; разыгрывать диалоги, обычные речевые и стихотворные; -совершенствовать приемы кукловождения в театре бибабо.
| гимнастика. Чтение сказки.
Беседа о театре. Куклы бибабо. Стихи, потешки
Упражнения для рук.
| «Иголочка», «Горка» «Кто сказал «мяу»? В.Сутеев
Театральный словарь: эмоции, костюмер, реквизит. «Петушок» Л.Завальнюка «Кот и мыши» М.Дружинина «Котинька» р.н.п. «Волна», «Поющие руки» |
Художественноречевая деятельность
Театрально - игровая деятельнос
Творческая деятельность
| -продолжать развивать у детей творческую активность в речевой деятельности, воображение.
МАРТ
-учить детей пересказывать сюжет сказки «Кто сказал «мяу?»; -развивать умение запоминать развитие сюжета, последовательность действий; -донести основной смысл сказки; -продолжать работать над речевым дыханием.
-продолжать обучение детей элементарным навыкам работы с куклой бибабо; -развивать способность правильно понимать эмоционально-выразительное движение рук и адекватно пользоваться жестами.
-обучать детей сопровождать движение куклы по ширме песенкой, придуманной на заданный текст самостоятельно; -развивать моторику рук. | Творческие игры со словом.
Беседа, пересказывание детьми. Упражнение на дыхание. Скороговорка.
Диалоговые этюды. Этюд из сказки.
Куклы театра бибабо. Стихи. Пальчиковая | А.Антипина
«Сочини сказку», «Ручной мяч» А.Щеткин
«Кто сказал «мяу»? В. Сутеев
«Эхо» А. Щеткин
«Ехал Пахом на козе верхом»
«Еж» Л. Корчагина «Кошка» В. Лунин «Отгадай, кто герой?»
«У кота воркота» р.н.п. «У колодца пес сидит…», «На забор котенок влез…» А.Антипина |
2.4. Методы, приёмы реализации Программы
1. Наглядно - слуховой.
2. Наглядно - зрительный.
3. Метод поисковой ситуации.
4. Игровой.
5. Оценочный метод.
6. Метод упражнения с усложнением.
7. Дидактический.
8. Словесный.
9. Метод умелого переключения с одного вида на другой.
2.5. Особенности взаимоотношения с семьями воспитанников.
Реализация данной рабочей программы осуществляется во взаимодействии с семьями воспитанников и совершенствования педагогического мастерства педагогов. Самые главные ценители театральных постановок, восторженные почитатели талантов маленьких актеров - это их родители. Только при тесном взаимодействии семьи и детского сада театрализованная деятельность будет успешной.
Основные формы работы с родителями:
беседа – консультация;
выставки (фото выставки, выставка детских работ, выставка рисунков);
совместные творческие вечера (родители привлекаются для постановки спектаклей);
творческие мастерские (именно здесь родители и педагоги делятся опытом, совместно подготавливают материал для досугов детей);
анкетирование;
спектакли с участием родителей;
семейные конкурсы, викторины;
день открытых дверей для родителей;
мастер-классы и семинары-практикумы «Театральная мастерская»;
консультации, папки-передвижки для родителей.
План взаимодействия с родителями на 1 учебный год
Сроки | Тема | Форма проведения |
Октябрь | «Любите ли вы театр» | Анкетирование |
Ноябрь | «Наш маленький театр» | День открытых дверей |
Декабрь | «Новогодний карнавал» | Театральная мастерская. Праздник с участием родителей (роли Деда Мороза и Снегурочки) |
Январь | «Пластилиновые сказки» | Творческая мастерская |
Март | «Мамочка любимая» | Досуг |
Май | «Театры России» | Папка-передвижка |
План взаимодействия с родителями на 2 учебный год
Сроки | Тема | Форма проведения |
Октябрь | «Театрализованная деятельность в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» | Круглый стол |
Ноябрь | «День театра» | Кукольный театр «Волк и 7 козлят» |
Декабрь | «Новогодний карнавал» | Театральная мастерская. Праздник с участием родителей (роли Деда Мороза и Снегурочки) |
Январь | «Домашний театр как средство формирования взаимоотношений в семье» | Консультация |
Март | «Праздник 8 Марта» | Праздник с участием родителей (сценки) |
Май | «Выпускной. Рекомендации по развитию творческих способностей детей через театр» | Праздник с участием родителей; индивидуальные беседы |
При подведении итогов реализации программы могут быть использованы различные формы:
мониторинг;
показ драматизаций, кукольных спектаклей для детей сада, родителей;
выставка театральных кукол;
выставки детского творчества; фотовыставки, оформление фотоальбома об участии детей в театрализованной деятельности кружка.
2.6. Система педагогического мониторинга
Для оценки эффективности реализации программы составлена диагностическая карта развития творческих способностей детей. Мониторинг усвоения программы проводится два раза в год: сентябрь – вводный, май – итоговый.
Критерии оценки умений и навыков по театрализованной деятельности.
1. Эмоционально – образное развитиеВысокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.
Средний уровень – 2 балла: владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.
2. Речевая культураВысокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.
Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.
3. Основы театральной культурыВысокий уровень – 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – 1 балл: не проявляет интереса к театральной деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Организация режима занятий
Занятия театрального кружка проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня вне основных режимных моментов.
Длительность занятий составляет: 25 минут.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Материалы и оборудование:
Настольный театр игрушек.
Настольный театр картинок.
Фланелеграф.
Пальчиковый театр.
Детские костюмы для спектаклей.
Взрослые костюмы для спектаклей.
Элементы костюмов для детей и взрослых.
Атрибуты для занятий и для спектаклей.
Ширма для кукольного театра.
Декорации к спектаклям
Музыкальный центр
Ноутбук
Аудиодиски и аудиотека на съёмном носителе
Видеоматериалы: сказки, детские спектакли, балет «Щелкунчик», «Золушка» и др.
Книги со сказками
Фотографии, картинки, иллюстрации.
3.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды
В группе организован уголок для театрализованной деятельности. В уголке располагаются:
различные виды театров: настольный, би-ба-бо, марионеточный, театр на фланелеграфе, теневой и др.;
реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит, декорации, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.
При проектировании предметно – пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:
индивидуальные и социально – психологические особенности ребенка;
особенности его эмоционально – личностного развития;
интересы, склонности, предпочтения и потребности;
любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
возрастные особенности.
Методическая литература:
Мерзлякова С. И. Фольклор – музыка – театр. Москва,1999.
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. (Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов). Изд. 2-е, испр. И доп. М., «Просвещение», 1973. 4. Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. 5. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания / Под ред. О.В. Гончаровой. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
6. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет / Под редакцией О.Ф. Горбуновой. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. 7. Зацепина М.Б. Развитие ребенка в театрализованной деятельности: Обзор программ дошкольного образования. – М.:ТЦ Сфера, 2010.
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.
Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.:ТЦ Сфера, 2003.
Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. М.:ТЦ Сфера, 2005.
Шорыгина Т.А. Вежливые сказки = Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2002.
Шорыгина Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2006.
Шорыгина Т.А. Общительные сказки: = Социально-нравственное воспитания. – М.: Прометей; Книголюб, 2002.
Светличная Л.В. Праздники без проблем: Сценарии для детского сада. М.:ТЦ Сфера, 2009.
И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
Маханева М.Д Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников дошкольных учреждений Автор составитель: Издательство: Сфера, 2001.
Григорьева Т.С.Программа «Театр маленького актёра» для детей 5-7 лет. Москва, ТЦ «Сфера», 2012 год.