12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
mishanka051174

Презентация к Литературному часу
PPT / 12.06 Мб

/data/files/p1612545081.ppt (Презентация к Литературному часу)«В сердцах наших жить будут вечно герои минувшей войны…»

(Литературный час, посвящённый полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады)


Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.


Задачи:

повторить с детьми понятие «блокада»;

познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений, поэтической литературы, видеосюжетов.


Оборудование:

Распечатанные тексты стихотворений для учащихся:

Ольга Берггольц «Февральский дневник» (II часть),

Ольга Берггольц «Ленинградская поэма» (отрывок),

Юрий Воронов «В школе»,

Абрам Гурков «Девочка из блокадного Ленинграда» (посвящается Тане Савичевой),

Галина Суханова «Немой упрёк».

Видеоролик «Сокровище времён блокады Ленинграда» https://vk.com/video-94085833_456239022 ,

Выставка рисунков «Блокада Ленинграда глазами детей» (задание даётся заранее или можно дать после проведения классного часа в качестве домашнего задания),

Компьютер, проектор.













Ход занятия:


Работа с информацией о блокаде Ленинграда.


Слайд 1

Слово учителя.

Видеоролик «Сокровище времён блокады Ленинграда» https://vk.com/video-94085833_456239022


(После просмотра видеосюжета провести опрос, подвести учащихся к теме занятия, поставить цели).


Российское правительство 27 января объявило Днём воинской славы России.

В этот день в 1944 года была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час.


Слайд 2

75 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжёлую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.


Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года:

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».


Слайд 3

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов. Немцев поддерживала 200-тысячная финская армия «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии.


Слайд 4










Слайд 5

Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады 150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб.

Ударная мощь налётов вражеской авиации была невиданная. Только за один заход бомбардировщиков на город сбрасывалось до 1000 зажигательных бомб. От немецкой бомбежки сгорали продовольственные склады, большое количество зданий, в том числе имеющих культурную ценность.


Слайд 6

8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвали на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.


Слайд 7







Слайд 8

На защиту родного города поднялись все его жители. В короткий срок он был превращён в город-крепость. В нём построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налётах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.


Слайд 9

Слайд 10

С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, опилок, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. В Ленинграде начался голод.


Слайд 11

Пришли и другие бедствия. Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощённые голодом, измученные непрерывными бомбёжками, жили в неотопляемых домах.

Замёрзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.


Слайд 12

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.



Работа с поэмой Ольги Берггольц «Февральский дневник» (чтение II части поэмы).


Слайд 13

О́льга Фёдоровна Бергго́льц (3 (16) мая 1910 годаСанкт-Петербург — 13 ноября 1975 годаЛенинград) — русская советская поэтессапрозаик и драматург, журналист, член Союза писателей СССР. В 1938 году репрессирована — проходила по делу «Литературной группы», реабилитирована в 1939 году.

Лауреат Сталинской премии за поэму «Первороссийск» (1951 г.).

Кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени.

Автор крылатой строки, ставшей лозунгом, высеченным на Мемориальной стене Пискарёвского кладбища, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады: «Никто не забыт, ничто не забыто». 

Почётный гражданин Санкт-Петербурга (1994, посмертно).



Источник информации – Википедия. Свободная энциклопедия, https://ru.wikipedia.org/wiki/Берггольц­_Ольга_Фёдоровна

Слайд 14

Ольга Фёдоровна Берггольц – блокадная муза Ленинграда.

Ольге Федоровне Берггольц, которая для многих ленинградцев в страшные годы блокады стала поэтессой, олицетворяющей стойкость Ленинграда. Тысячи горожан во время блокады собирались возле репродукторов для того, чтобы услышать ее стихи, вселяющие надежду на солнце, которое обязательно прорвется сквозь сгустившиеся тучи, голод и холод. Ольга Берггольц стала музой людей, находившихся в блокадном городе. Многие исследователи ее творчества считают это чудом. Малоизвестный автор детских книжек и стихов заставляла обессилевших людей подниматься и идти вперед, помогала жить за гранью человеческих возможностей.


Источник информации – портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/olgha-bierghgholts-blokadnaia-muza-lieninghrada

Слайд 15, 16

История создания «Февральского дневника» (не для обязательного ознакомления!).

«Февральский дневник» Ольги Берггольц – это в буквальном смысле эмоциональная летопись тяжёлых блокадных дней. По всей видимости, он создавался по следам событий, мыслей и чувств, которые наблюдала и испытывала поэтесса в январе-феврале 1942 года. Стихотворение, вдохновлённое пережитым, получилось одновременно и правдивым, и искренним, и лиричным, благодаря удивительному таланту Ольги Фёдоровны.

Произведение достаточно длинное, поэтому его можно назвать поэмой. Оно состоит из шести неравных частей. Строфы в разных частях стихотворения имеют разную структуру, разное количество строк: больше всего классических четырёхстиший, но время от времени встречаются пяти- и шестистишия. Поэтесса играет с формой, которая в её руках становится ещё одним способом заострить внимание на важных мыслях.

На протяжении всего стихотворения читатель может заметить и изменение рифмы. Простая парная рифмовка сменяется перекрёстной, чередуется с кольцевой. Это ещё один приём, позволяющей поэтессе менять динамику произведения, то успокаивая читателя, то пробуждая его интерес к рассказывающейся истории.

Первая часть «Февральского дневника» представляет собой своеобразную экспозицию. Автор представляется, рассказывает немного о себе, но делает это исподволь. Сперва кажется, что в центре внимания история подруги, пришедшей к лирической героине – авторскому Я Ольги Фёдоровны. Женщина пережила потерю, она ищет утешения в доме героини. Но затем читатель понимает, что эта картина является символом всего Ленинграда, где каждый потерял кого-нибудь дорогого.

Если говорить о символах, то буквально здесь же мы встречаем изящное описание одинокого пламени свечи:

и томилась свечка.
Вокруг её слепого огонька
образовалось лунное колечко,
похожее на радугу слегка.

Думается, это ни что иное как образ осаждённого города. Как огонёк крохотной свечи, он затерян в снегах жестокой зимы, но внутри него теплится жизнь. Снаружи же бьются за свободу солдаты Красной Армии, среди которых люди из разных областей и городов, столь же разные, как цвета в радуге. Но они объединены общей великой целью, поэтому пламя свечи не погаснет.

В стихотворении использовано множество художественных приёмов, которые призваны как можно более ярко донести до читателей мысли и чувства автора. Здесь встречается и градация, усиливающая напряжение («Уже страданьям нашим не найти ни меры, ни названья, ни сравненья…»), и анафоры, сосредотачивающие внимание на важном моменте («Нам ненависть заплакать не дает. Нам ненависть залогом жизни стала…»). Олицетворения:

Ты сдашься, струсишь,— бомбы нам кричали,—
забьёшься в землю, упадёшь ничком…

- вызывают живой эмоциональный отклик у читателя.

Всё произведение пронизывает главная мысль. Она сквозит даже в самых горьких строках, рассказывающих о людских трагедиях. Это вера в победу, неистребимая надежда на мир и свободу. Благодаря своему поразительному поэтическому дару эта мысль продолжает завоёвывать сердца читателей и сегодня.


Ольга Берггольц

Февральский дневник


Ученик 1.

А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина.
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
одних полозьях жалоба слышна.


Скрипят, скрипят по Невскому полозья:
на детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных.


Ученик 2.

Так с декабря кочуют горожане, —
за много вёрст, в густой туманной мгле,
в глуши слепых обледеневших зданий
отыскивая угол потеплей.


Ученик 3.

Вот женщина ведёт куда-то мужа:
седая полумаска на лице,
в руках бидончик — это суп на ужин…


Свистят снаряды, свирепеет стужа.


Ученик 4.
Товарищи, мы в огненном кольце!

А девушка с лицом заиндевелым,
упрямо стиснув почерневший рот,
завернутое в одеяло тело
на Охтенское кладбище везёт.


Везёт, качаясь, — к вечеру добраться б…
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин.
Провозят ленинградца.
погибшего на боевом посту.


Ученик 5.

Скрипят полозья в городе, скрипят…
Как многих нам уже не досчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слёзы вымерзли у ленинградцев.


Нет, мы не плачем. Слёз для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не даёт.
Нам ненависть залогом жизни стала:
объединяет, греет и ведёт.


О том, чтоб не прощала, не щадила,
чтоб мстила, мстила, мстила, как могу,
ко мне взывает братская могила
на Охтенском, на правом берегу.



Работа с Дневником Тани Савичевой.


Слайд 17







Слайд 18

Слово учителя.

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой.

Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей:

«Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года»,

«Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года»,

«Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года»,

«Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года»,

«Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года»,

«Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года»,

«Савичевы умерли»,

«Умерли все»,

«Осталась одна Таня».


Слайд 19

Читает ученица

А. Гурков


Девочка из блокадного Ленинграда

(посвящается Тане Савичевой)


Как странно… мне больше не хочется есть… и ноги совсем не болят…

Нет… нужно подняться… хотя бы присесть… ведь я – это мой Ленинград.


Пока я живая, живёт город мой, зажатый в блокадном кольце.

И мама живая, и братик живой… замёрзший на нашем крыльце…


Сквозь окна разбитые падает снег, паркет укрывая ковром.

Я верю, что к счастью придёт человек, но всё это будет потом…


Потом…через время и снежную мглу, пройдя по дороге смертей…

А может быть, я насовсем не умру? Уйду просто к маме своей?


Нет, нужно подняться, нельзя мне лежать, ведь я – это мой Ленинград!

Нельзя нам сдаваться… как хочется спать… укутавшись в снежный наряд…


Уже третий год мы в блокадном плену: бомбёжки, разруха и смерть…

За что ты нам, боже, придумал войну? За что я должна умереть?!


Опять мне приснился загадочный сон: стою я одна над Невой,

И вижу, как чайка мне машет крылом и манит меня за собой.

Потом вдруг взметнулась она в небеса и скрылась в седых облаках…

И мамины были у чайки глаза… любовь в них, забота и страх.


Немного посплю и схожу за водой… чуть-чуть только сон досмотрю…

Нет силы бороться… прости город мой… и помни: тебя я люблю…


Слайд 20

Читает ученица

Суханова Галина

Шатковская поэтесса



Немой упрёк



Шёл Нюрнбергский процесс, где боль и кровь

Рекой текли, фашистов обличая.

Увидели и пережили вновь

Весь ужас пыток, слёзы не скрывая.

 

И вдруг немым свидетелем возник,

От тех листков душа похолодела,

Далёкой, русской девочки дневник,

Что в Ленинграде написать сумела.

 

Не о любви он был, не о мечтах,

В нём не было девичьего секрета.

В блокадных находились там тисках.

Без пищи жили, без тепла и света.

 

Над городом нависла смерти тень.

В квартирах стылых люди умирали.

У Тани на глазах который день

Родные постепенно угасали.

 

А девочка им не могла помочь.

Силёнок у самой осталось мало.

Что чувствовать могла в момент тот дочь,

Когда в дневник о маме написала?

 

Нет бабушки и мамы больше нет,

Все Савичевы умерли до срока.

Пославши жизни мысленно привет,

Лежать средь них осталась одиноко.

 

И только случай сироте помог.

Нашли девчушку люди, отогрели.

На поезде с другими, на восток,

Детей эвакуировать успели.

 

Так наш район на время домом стал.

Блокадных ребятишек все жалели.

Шатковцы и больничный персонал

Облегчить боль душевную хотели.

 

Но всё-таки судьбу не обмануть.

Сорок четвёртый год поставил точку.

Из царства мёртвых Таню не вернуть –

Страны огромной маленькую дочку!

 

Людская память, нет тебе цены,

Что пережили, сохранила свято:

Всё помнишь, как погибли без вины

В той мясорубке малые ребята.

 

Не выросли, не создали семьи,

Сынов не нарожали для державы.

Открытий столько сделать бы могли,

Не для себя, а для Российской славы!

 

На всю страну посёлок знаменит.

Здесь вечным сном уснула ленинградка

И с каменных страниц на нас глядит

Упрёком вечным детская тетрадка!           

                                            

Слайд 21


















Слайд 22, 23

Дневник Тани Савичевой, который вскоре увидел весь мир, нашла ее сестра Нина, а ее знакомый из Эрмитажа представил эти записи на выставке «Героическая оборона Ленинграда» в 1946 г. Сегодня они хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга, а копии разошлись по всему миру. Рядом с могилой Тани Савичевой – стена с барельефом и страничками из ее дневника. Эти же записи вырезаны на камне рядом с памятником «Цветок жизни» под Санкт-Петербургом.



При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

В школе №35 города С.-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвящённый ей музей.


Информация о школах в блокадном городе

В осаждённом городе работали 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды, многие дети учились. А. Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились не смотря ни на что». Опасен и тяжел был путь в школу, ведь на улицах часто рвались снаряды, и идти приходилось через снежные заносы.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мёрзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось – и прямо в классе.





Юрий Воронов

В школе


Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось:
Умерла.

Её из школы на носилках
Домой
Ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали, то росли.

Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья –
После похорон.



Работа с информацией о блокадном городе (продолжение).


Слайд 24

Слово учителя.

Город не просто жил, он давал фронту танки и самолёты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолётов, 150 тяжёлых орудий, 12000 миномётов и пулемётов, 10 миллионов снарядов и мин.

Но рабочих требовалось ещё больше, так как прежние уходили в народное ополчение.

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, измождённые, они по 12-14 часов не выходили из промёрзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.


Слайд 25

С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замёрзла, и эта единственная ниточка, связавшая город со страной, оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.


Слайд 26

22 ноября 1941 года по ещё не окрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.


«Дорогой жизни» шёл к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)


Все, кто обслуживал ледовую трассу: водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.


Слайд 27

Читает ученик

Ольга Берггольц

Ленинградская поэма

(отрывок)


И было так, на всём ходу
Машина задняя осела
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
Ну, так и есть: мотор заело.


Ремонт на пять минут - пустяк,
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.


Чуть разогнёшь - опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны! Он спасёт
Шестнадцать тысяч ленинградцев.


И вот в бензине руки он
Смочил, поджёг их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.


Вперёд! Как ноют волдыри,
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.


Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнём и кровью пополам.


О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь!








Слайд 28

Слово учителя

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощённых людей.

Скольких людей спасла эта дорога!

Народ очень точно назвал её «дорогой жизни».

Наконец наступила весна 1942 года. Но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.

Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома…



Слайд 29

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1 500 000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15 249 детей.


Слайд 30

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!

18 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано, но окончательное освобождение наступило только через год.

13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.


Слайд 31

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.


Слайд 32

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)


Слайд 33

Битва за Ленинград закончилась.

В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод и холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя.

26 января 1945 года он был награждён орденом Ленина.



Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…


Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим. (В. Суслов)


Слайд 34

Минута молчания







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.