В УрГПУ разрабатывают мобильные игры для изучения русского языка
В Уральском государственном педагогическом университете успешно проходит работа над проектом «Лапта: мобильные интерактивные игры с русским образовательным содержанием». Это следующий важный шаг после запуска сайта УрГПУ «О России по-русски» (http://o-rossii.ru/) и реальный выход за его рамки в социальные сети и непосредственно в телефоны и планшеты каждого желающего изучать язык и культуру России.
К работе привлечены преподаватели, имеющие многолетний опыт обучения иностранцев русскому языку в России и за рубежом, прошедшие курсы повышения квалификации в различных российских вузах, а также студенты, обучающиеся в УрГПУ по направлению «Педагогическое образование», профиль «Русский язык как иностранный и английский язык».Задания разработаны совместно со специалистами Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации и Института педагогики и психологии детства УрГПУ, что позволило соединить методики преподавания русского языка как иностранного и как родного, а также учесть психолого-педагогические особенности обучения.
Поскольку проект «Лапта» реализуется в тесном взаимодействии с китайской стороной (согласование тем, совместная разработка упражнений, подбор материала),основной базой распространения и апробации игр в школах Китая стал Центр по изучению русского языка при Цзилиньском университете иностранных языков «Хуацяо» (г. Чаньчунь, провинция Цзилинь), открытый в рамках форума «Учить и учиться по-русски» при поддержке Минобрнауки РФв рамках федеральной целевой программы «Русский язык» (2016). Задания уже прошли двойную апробацию в российских и китайских школах.
В 2018 году запланировано разработать долгосрочную программу продвижения проекта в социальных сетях и 2 программы дополнительного образования для преподавателей русского языка как иностранногоикак родного. Пройдут также регистрация проекта в выбранных социальных сетях и первые курсы повышения квалификации для учителей России и Китая.
Разработка УрГПУ носит универсальный характер и успешно сочетает и национальные традиции, и современный уровень социально-культурного развития России. Большинство существующих образовательных ресурсов на русском языке эксплуатируют стереотипные национальные образы (валенки, чебурашка, колобок), не обладающие в силу их архаичности привлекательностью сегодня. Участники проекта стремятся создать новые модели и персонажи, соответствующие современной прогрессивной России.
Известно, что именно через образование можно сформировать осознанное отношение к необходимости эффективного партнерства в разных сферах межнационального взаимодействия, интерес к стране, мотивировать иностранных граждан к изучению языка. В свете этой концепции особое значение приобретает разработка новых подходов к преподаванию русского языка, обусловленных, с одной стороны – социально-психологическими особенностями, возрастными интересами и потребностями, с другой стороны – спецификой использования информационно-телекоммуникационных технологий в условиях современного мира. Одним из таких новых подходов является приобщение к изучению русского языка посредством мобильных интерактивных игр с русским образовательным содержанием.
Предусмотрены самые различные развивающие и образовательные технологии: дистанционные, компьютерные, игровые, интерактивные. Мобильное обучение русскому языку как иностранному основано на использовании мобильных устройств связи (смартфонов, планшетных компьютеров и др.), когда обучающиеся в любом месте и в любое время могут развивать и совершенствовать языковые навыки и речевые умения, формировать социокультурную и межкультурную компетенции. Такое обучение доступно всем, будь то взрослый или ребенок.
Основным каналом продвижения проекта мобильных игр «Лапта» станут три социальные сети: VK, Qzone и Facebook. Это позволит максимально охватить целевую аудиторию и в Европе, и в Азии. Выбор социальной сети Qzone, распространенной только в Китае, обусловлен тем, что именно эта страна в настоящее время является стратегическим партнером России, но зачастую исключена из общей программы продвижения русского языка в силу информационной закрытости. Еще одной отличительной особенностью проекта «Лапта» является то, что он будет распространяться не только в интернете, но и через сеть образовательных организаций-партнеров.
Актуальность проекта обусловлена расширением российско-китайских культурных и экономических связей, ростом числа иностранных студентов. Освоение языка позволит им не только по достоинству оценить достижения культуры России, но и подготовиться к сертифицированному экзамену соответствия элементарному уровню владения русским языком как иностранным (ТЭУ/А1), пройти первичные этапы социализации.
Проект «Лапта» предполагает широкий спектр применения. Ориентирован на обучение иностранных граждан, ранее не изучавших русский язык или владеющих русским языком в объеме, не достигающем элементарного уровня, при работе с иностранными и российскими школьниками, изучающими основы русского языка, а также при обучении и повышении квалификации учителей русского языка как иностранного и как родного. Достижение необходимого уровня владения русским языком позволит иностранным гражданам успешно решать коммуникативные задачи в сфере повседневного общения. Это поможет адаптации в условиях новой социально-культурной среды, общению с носителями русского языка, ознакомлению с историей и культурой России, национальными традициями. Помимо образовательной среды, разработанные программы с высокой степенью вероятности будут востребованы и в туристическом дискурсе. Бесспорно значимость проекта и для развития системы дистанционного обучения: в дальнейшем от мобильных игр можно легко перейти к систематическому изучению языка: например, с помощью интерактивных облачных технологий.