Статья «Инновационные ИКТ – мобильные приложения для обучения»

3
0
Материал опубликован 6 March 2021

Романова Екатерина Александровна

учитель английского и немецкого языков

МОУ "Профильная гимназия №122 г. Донецка"

г. Донецк, ДНР

ИННОВАЦИОННЫЕ ИКТ – МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ.

Аннотация. В статье приводятся примеры интеграции мобильных приложений в процесс дистанционного обучения, также рассматриваются преимущества и негативные аспекты мобильного обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, мобильные приложения, дистанционное обучение, мобильное обучение.

Актуальность статьи: В 2020 произошел настоящий прорыв в сфере мобильного обучения. Как говорят "не было бы счастья, да несчастье помогло". При переходе на дистанционное обучение из-за пандемии COVID-19 учителя и ученики столкнулись с проблемой выбора среди огромного количества ИКТ инструментов для проведения своих дистанционных занятий. И одними из наиболее доступных и удобных в использовании оказались мобильные приложения.

Цель статьи:

проанализировать опыт использования новейших мобильных технологий и устройств в учебном процессе;

рассмотреть перспективы и возможности применения данных технологий при дистанционном обучении в образовательных учреждениях Донецкой Народной Республики.

В настоящее время все больше увеличивается количество пользователей мобильными гаджетами. Это обусловлено тем, что все стремятся к удобству и мобильности во всех сферах жизни. Мобильные телефоны новейшего образца с всевозможными приложениями полностью заменили нам «громоздкие» ПК и ноутбуки. Значимость мобильных приложений в образовании растет, а основная причина этого – возможности, которые они дают, а именно, организация дистанционного обучения и взаимодействия с родителями.

Статистика сайтов с мобильными приложениями гласит, что во время пандемии увеличилось использование образовательных программ для смартфонов за рубежом [4]. Данные программы размещены в свободном доступе на самых популярных платформах для широкого использования. К сожалению, данная практика до сих пор не слишком популярна среди учителей государств постсоветского пространства: то ли из-за желания полагаться на старые и проверенные методы, то ли из-за боязни «утонуть в море спамного мусора», так как не всегда удается подобрать необходимое приложение для решения конкретных целей и задач учебного процесса.

Для развенчивания мифов о трудности работы с мобильными приложениями хотелось бы подробнее остановиться на понятии «мобильное обучение» и рассмотреть преимущества работы с наиболее удобными и перспективными мобильными приложениями, интересными именно для педагогов. Некоторые из них англоязычные, но интуитивно понятные.

Мобильное обучение (M-Learning) – возможность обучения независимо от места и времени, посредством ряда мобильных устройств. Данное обучение сравнительно новый способ учебы, который постепенно внедряется в школы и ВУЗы.

Мобильное обучение – электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения учащегося [1].

Таким образом, мобильное обучение подразумевает использование мобильной технологии как по отдельности, так и совместно с другими информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ), для организации учебного процесса вне зависимости от места и времени.

В чем же преимущества использования мобильных приложений во время дистанционного обучения:

1. Мобильность. Возможность проводить обучение независимо от местонахождения, времени и использования определенных портативных технологий.

2. Непрерывность образования. Хочется отметить, что программы для обучения делают часть работы за учителей, помогая им преподнести информацию несколькими способами. Поэтому возрастает качество образования со стороны учеников и уменьшение затраченного времени со стороны преподавателя.

3. Организованность. Электронные дневники, группы в социальных сетях, документы с открытым доступом — всё это позволяет гаджетам помогать в учёбе.

4. Геймификация. Проведение занятий в игровой форме мобильного приложения. Использование игровой механики оценивается положительно со стороны школьников, так как учиться тянет гораздо больше.

5. Доступность. Часто приложения или учебные онлайн-программы бесплатны и поддерживаются на всех мобильных платформах.

6. Автоматическая и быстрая проверка упражнений. Сбор данных о результатах тестирования, опроса, викторины и вывод на приборную панель (Дашборд) преподавателя в онлайн формате. Также существует возможность создания электронного журнала, в котором будет автоматизирован процесс выставления оценок по выполненным заданиям. Например, в функциях приложения Teacher Gradebook есть возможность создавать недельное расписание, отмечать отсутствующих, отслеживать динамику ребенка отдельно или на фоне класса, выводить статистику, средний балл ученика или класса.

7. Безопасность. Базы данных мобильных приложений часто являются зашифрованными, что гарантирует безопасность всем внесенным данным.

Необходимо отметить, что существуют и минусы в использовании мобильных гаджетов в образовательном процессе. Это и технические недостатки, такие как проблемы доступа к Интернету, постоянный заряд, маленький экран и объем памяти телефона, запрос на обновление системы гаджета. Это и социальные проблемы, так как не все учащиеся могут позволить себе приобрести подходящее мобильное устройство, в связи с слишком быстрым развитием мобильных технологий. Это и личностные недочеты, связанные с расконцентрацией внимания, поскольку трудно сконцентрироваться на обучающем приложении, когда кроме него в телефоне есть ещё много других, более интересных приложений, мессенджеров и игр [5].

Несмотря на некоторые негативные отзывы по применению мобильных приложений, и мобильных телефонов в целом, можно с уверенностью заявить, что образовательный процесс не стоит на одном месте и так же, как и цифровые технологии, ищет новые подходы, новые методики в преподавании. А новое поколение, которое сейчас модно называть цифровым поколением, не хочет уже сидеть за компьютерами.

В заключении мы бы хотели привести примеры некоторых видов мобильных приложений, которые использовались на дистанционных уроках учителями МОУ «Профильная гимназия №122 г. Донецка».

Google Документы – это целый набор удобных средств редактирования и оформления текстовых файлов. На сайте гимназии был создан электронный журнал на платформе Google. Установив приложение Google таблицы на телефон и получив доступ модератора, учителя могли заполнять журналы в любое удобное им время, не пользуясь ПК и Wi-Fi, а используя только телефон и мобильный интернет. Ученики же мониторили свои оценки при помощи данного мобильного приложения.

Для загрузки учебного материала (лекции, конспекты, видео и аудиоматериалы) на дистанционный сайт, использовались ссылки открытого доступа.

Padlet — это сервис, связанный с интерактивной доской для школы, существующий онлайн. На нее учителя прикрепляли заметки, изображения, фотографии MIRO. Бесконечная онлайн-доска, на которую возможно вытягивать картинки, документы (pdf и google docs), а также делать заметки – рисовать, писать, клеить стикеры – сохраняя результаты в реальном времени, поможет красочно представить любой лексико-грамматический материал.

Приложение EDpuzzle позволяло создавать интерактивные онлайн-уроки на основе видеофрагментов. При помощи данного приложения любое видео можно превратить в интерактивный ресурс.

Образовательная платформа для изучения и практики иностранного языка Lingualeo, построенная на игровой механике. После прохождения опроса на определение словарного запаса и знания грамматики, ученикам предлагалось изучение новых слов, словосочетаний, фраз и грамматических правил. В конце курса ученик выполнял онлайн тест по изученному материалу и отправлял свой результат учителю. Выпускные классы использовали данное приложение для прохождения тренажер-тестов в формате ГИА.

Kahoot! – игровая обучающая платформа, которая использовалась для создания интерактивных обучающих ресурсов (тестов, игр, викторин). При помощи данного приложения можно даже устроить марафон знаний по материалу урока или целого модуля учебника.

В заключении, хотелось бы отметить, что, не смотря на все плюсы, не всем вещам можно научиться при помощи мобильных приложений. Для полного знания иностранного языка необходимо вживую говорить на нём с человеком, а не диктовать фразу приложению через микрофон.

 

Список литературы:

1. Бауэр Е.К. Мобильные приложения в современном образовании. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.it-pedagog.ru/prilozheniya-v-sovremennom-obrazova (дата обращения 20.10.2020)

2. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mobilnoe-obuchenie-kak-novaya-tehnologiya-v-obrazovanii (дата обращения 20.10.2020)

3. Ибрагимова К.Е., Оспанова С.И. Мобильные приложения: преимущества и недостатки. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018009518 (дата обращения 20.10.2020)

4. Мобильные приложения для учителей. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.poznaysebia.com/2018/02/17/5-prilozhenij-dlya-uchitelej/ (дата обращения 20.10.2020)

5. Образование. Мобильное обучение: плюсы и минусы. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://kogio.ru/blog/m-learning/ (дата обращения 20.10.2020)

6. Титова С.В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ mobilnoe-obuchenie-segodnya-strategii-i-perspektivy/viewer (дата обращения 20.10.2020)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.