12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тлекова Римма Кубайдуллаевна18
Россия, Астраханская обл., Астрахань
2

Статья «Исследовательская работа учащихся в процессе изучения русского языка»

Р.К. Тлекова, учитель русского языка и литературы

МБОУ г. Астрахани «СОШ № 13»


 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Одним из требований, предъявляемых к прогрессивному современному человеку, является его способность к творческой, нестереотипной деятельности, что характеризуется как креативное мышление. Способность к созданию нового, потребность в креативной деятельности в настоящее время признаются атрибутами психически зрелой, нормальной личности и не редкими исключительными, а включенными в жизнь человека феноменами.

Исходя из основных положений Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы и представлений о развитии способности к творчеству как необходимому и обязательному компоненту личностного развития субъекта, перед школой ставятся сегодня сложные задачи. Среди первоочередных - всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации исследовательской деятельности учащихся на уроке, что является одной из важнейших предпосылок в формировании и развитии творческого потенциала человека.

В современном мире каждый образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Так как в настоящее время не прожить без должного проявления необходимой поисковой активности, то сейчас в системе образования очень высокий интерес вызывают исследовательские методы обучения.

Одним из способов реализации данного принципа может выступить организация исследовательской деятельности школьников, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно находить и обрабатывать нужную информацию, ориентироваться в информационном пространстве, применять свои знания, умений увидеть, сформулировать и решить проблему, способности принимать решение.

Познавательная деятельность и её наивысший уровень - исследовательская деятельность - имеет особый статус. Психологи и педагоги отмечают, что для школьников наиболее значима такая деятельность, которая по содержанию, логической структуре и приёмам организации соответствует их стремлению к интеллектуальной самостоятельности и носит творческий характер. Именно поэтому проблема активизации исследовательской деятельности становится всё более актуальной в теории и в практике школьного образования. Это закономерно, так как учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой. 

В Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования определено содержание ключевых задач, которые отражают направления формирования качеств личности и в совокупности определяют результат обучения: «Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащимся для овладения знаниями, умениями, навыками, способностью, мобилизацией готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию». Познавательное развитие обозначено как способ формирования у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью. Исследовательская деятельность представлена как составная часть проектной деятельности в будущем.

В связи с вышесказанным, актуальным встает вопрос: как же стимулировать природную потребность ребенка к новизне, развить у него способность искать новое, научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям, грамотно излагать и защищать свои идеи

Общеизвестно, что каждый ребёнок уже по своей природе – исследователь. Главное для учителя – развивать заложенные природой исследовательские задатки. Ничто так не убивает познавательный интерес, как пассивное слушание учебного материала без личной заинтересованности в его изучении. Следует отметить, что простейшие методы исследования не только доступны всем учащимся, но и крайне важны для развития личности ребёнка.

Включение в процесс преподавания русского языка исследовательских методов обучения формирует самосознание школьника, оказывает влияние в обретении позиции заинтересованного и ответственного участия в познавательно-творческой работе на уроке.

С педагогической точки зрения не столь существенно: будет ли содержать детское исследование абсолютно новую, неизвестную ранее информацию, или юный исследователь откроет для себя уже известное другим, но для него новое. В данном случае ценен исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления представляет основной педагогический результат и становится самым важным приобретением школьника.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся, пожалуй, – одна из самых прогрессивных форм обучения в современной школе, она позволяет полнее открывать и развивать интеллектуальные и творческие способности учеников. «Открывать, искать, исследовать!» - эти слова становятся ключевыми в организации учебной деятельности учащихся на современном уроке. На уроках русского языка и литературы также формируются исследовательские навыки у школьников.

Отсутствие желания читать, узкий кругозор, слабо развитые коммуникативные навыки, отсутствие навыков анализа и обобщения – проблемы, с которыми сталкиваются на своих уроках учителя-словесники, в связи с чем становится актуальным включение в процесс преподавания русского языка в школе исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность на уроках русского языка отвечает основным требованиям, предъявляемым обществом к обучению в школе. При этом исследовательская деятельность представляется обязательной составляющей функциональности среднего образования.

Исследовательская деятельность учитывает потребности, потенциал и склонности школьника, активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную и эмоциональную сферы, его индивидуальные особенности и влияет на развитие таких черт характера, как целеустремленность, настойчивость, ответственность, адаптивность, способность работать в коллективе.

Построение уроков только в традиционной форме снижает возможности для творческой деятельности, как учителя, так и учеников. Применение нетрадиционных методов поможет учителю умело и на должном уровне организовать исследовательскую работу школьников.

Исследовательская работа предполагает последовательность и системность, поэтому целесообразно прививать ученикам навыки исследовательской деятельности необходимо уже на начальной стадии обучения.

Исследовательская деятельность одна из эффективных форм обучения, формирующих личность учащегося, которая позволяет строить процесс обучения русскому языку исходя из интересов учащихся.

Уроки русского языка - это уроки творчества, поэтому роль учителя состоит в том, чтобы окрасить школьную жизнь детей одним из самых прекрасных человеческих чувств - радостью познания и открытий.

Безусловно, «ученическое исследование не может быть приравнено к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. Учащиеся решают проблемы, уже решенные обществом, наукой, и новыми они являются только для школьников. Но это не уменьшает значимости поисковой деятельности учащихся, в ходе которой они постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений. И совершенно неважно, что учащиеся не делают новых научных открытий, достаточно того, что они могут самостоятельно найти ответ на поставленный вопрос, увидеть суть материала, осуществить планирование своей деятельности.

Учащийся, погрузившись в исследовательскую деятельность, обязательно когда-нибудь сделает свое собственное открытие. В этом главный смысл и ценность исследовательской деятельности, т. к. знания и умения, приобретенные учащимися в процессе такой деятельности, формируют у молодого поколения готовность к принятию практических действий вне школы, в реальной жизни, нацеливают их успешную социальную адаптацию в современном обществе.

Исследовательская деятельность затрагивает личность ученика и вовлекает в учебный процесс его чувства и эмоции, делает активным действующим лицом в учебном процессе, учит работать самостоятельно, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, предусматривает разнообразные формы работы, которые стимулируют творчество учеников, предполагает работу в коллективе сверстников и взаимодействие со старшими.

Исследовательская деятельность учащихся даёт им стимул к дальнейшему развитию и самообразованию, повышает интерес к изучению русского языка и других предметов, помогает в выборе профессии. В результате исследовательской деятельности от класса к классу у школьников развивается мышление, совершенствуются навыки аудирования, рецептивные и продуктивные виды речевой деятельности.

Исследовательская деятельность тесно связана с творчеством. Творческая деятельность учащихся – это создание, открытие чего-либо ранее неизвестного для ученика, в результате чего рождается нечто новое в виде знаний, умений, проявлений личности.

Кроме этого, исследовательская деятельность направлена на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

Каждый человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество, а задача учителя - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а в будущем и большие открытия.

Литература.

  • Алгина Л.Р. Развитие исследовательской компетенции при обучении русскому языку. Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции «Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения» Издательство Томского политехнического университета. Томск 2011г.

    Измалкина Т. В. Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/11/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokakh-russkogo .

    Маслова А.Ю., Мочалова Т.И. Исследовательские работы по русскому языку.

    Новикова А. К., Куриленко В. Б. Функциональность исследовательской деятельности учащихся на уроках русского языка. //Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования».

    Федоренко Л.П. Принцип обучения русскому языку: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.