"Вам взлет!"

0
0
Материал опубликован 30 September



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

технической направленности

«Вам взлёт!»

Возраст обучающихся: 7-17 лет

Срок реализации: 2 года

Уровень сложности: разноуровненный





Автор составитель программы: Плетнёв Виктор Алексеевич

Должность: педагог дополнительного образования







Калуга, 2025

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное название программы

«Вам взлёт!»

Автор программы, должность

Плетнев Виктор Алексеевич, педагог ДО

Адрес реализации программы

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» города Калуги город Калуга, улица Телевизионная, дом 14, корпус 1.

Вид программы

по степени авторства - модифицированная;

по уровню освоения - базовая

Направленность программы

техническая

Вид деятельности

авиамоделирование

Срок реализации программы

2 года (432 часа)

Возраст учащихся

от 7 до 17 лет

Форма реализации программы

групповая

Название объединения

«Авиамодельная лаборатория»

Краткая аннотация

Программа направлена на развитие творческих способностей и формирование навыков начального технического моделирования через приобщение к авиамодельному спорту.

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы

2

РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

4

1.1 Пояснительная записка

4

Цели и задачи программы

6

1.3 Содержание программы

6

1.4 Планируемые результаты

16

РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

18

2.2 Условия реализации программы

18

2.3 Формы контроля знаний

18

2.4 Оценочные материалы

18

2.5 Методическое обеспечение

19

2.6 Список литературы

22









РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ» 1.1 Пояснительная записка

Занятие авиамоделированием – это постройка летающих моделей в исследовательских и спортивных целях, общее ознакомление с законами аэродинамики, освоение простейших технологий при их изготовлении. Авиамоделирование - первая ступень воспитания не только будущих летчиков, но и будущих квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, изобретателей и рационализаторов. При стремительном росте науки и техники объем знаний неуклонно растет, появляются новые технологии производства, новые материалы. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями их изготовления, учащиеся познают современные, передовые технические решения. Занимаясь в авиамодельном объединении в течение ряда лет, учащиеся знакомятся с большим количеством различных материалов и инструментов и таким образом приобретают очень полезные в жизни практические навыки. При изготовлении моделей учащиеся сталкиваются с решением вопросов аэродинамики и прочности, у них вырабатывается инженерный подход к решению встречающихся проблем.

Вид программы: модифицированная.

Направленность программы: техническая.

Вид деятельности: авиа и ракетное моделирование.

Язык реализации программы: русский.

Перечень нормативных документов:

Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 год.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р

«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

Постановление Правительства Калужской области от 29 января 2019 года № 38 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области». Подпрограмма «Дополнительное образование» государственной программы Калужской области «Развитие общего и дополнительного образования в Калужской области».

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации»).

Устав МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги, Положение о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих программ, Положение об объединении дополнительного образования, Положение о режиме занятий обучающихся, Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, Правила приема обучающихся, Правила внутреннего распорядка обучающихся.

Актуальность программы обусловлена тем, что отечественная наука и техника нуждается в специалистах, которые смогут поднять техническое оснащение различных видов производств на уровень, соответствующий современным мировым стандартам, и сократить отставание от передовых стран в технической области (авиация, машиностроение).

Кроме того, актуальность данной программы возрастает в условиях интенсивного развития Калужского региона и его потребности в технических кадрах. Устойчивый интерес детей и подростков к науке и технике способствует дальнейшей профориентации.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что данная программа позволит выявить заинтересованных обучающихся, проявивших интерес к знаниям, оказать им помощь в формировании устойчивого интереса к беспилотным летательным аппаратам и пилотируемым полетам. В результате её успешной реализации ожидается увеличение числа желающих продолжить свое обучении в профильных учреждениях высшего и среднего звена.

Программа имеет свои отличительные особенности:

Предлагаемая программа в качестве мотивирующего фактора в занятии авиамоделизмом предусматривает постройку летающих моделей, участвующих в соревнованиях и конструктивно обеспечивающих стабильность летных характеристик.

Увеличено время для тренировочных полетов и подготовки к соревнованиям. Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый учащийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него.

Вариативность программы (наличие альтернативных учебно-тематических планов, учитывающих индивидуальные интересы и особенности обучающихся).

Широкий выбор моделей для воспроизведения.

Адресат программы. Программа рассчитана на тех, кто интересуется конструированием летающих моделей. Из таких учащихся могут вырасти хорошие моделисты, а в дальнейшем инженеры, конструктора, летчики, космонавты, то есть те, кто посвятит свою жизнь авиации и космонавтике. На обучение по программе допускается прием учащихся 10 - 12 лет, обладающих интересам к данному виду творческой деятельности и соответствующими способностями. Главное содержание подросткового возраста и старшеклассника (12 - 17 лет) составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Возникают и формируются новые психологические особенности. Это требует от взрослых, окружающих подростка, предельной точности, деликатности, осторожности при работе с детьми.

Наряду с обучением детей элементарным навыкам технического творчества, в программе стоит задача развития его познавательных интересов. Но мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания, организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков, для того чтобы обеспечить ребенку максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.

Возраст учащихся:

1 год - 7-13 лет (12-15 человек);

2 год - 14-17 лет (10-12 человек).

Особенности организации образовательного процесса Объем программы: 432 часа.

Срок реализации программы: 2 года.

Режим занятий:

первый год обучения (3 раза в неделю по 2 часа);

второй год обучения (3 раза в неделю по 2 часа).

Возможен другой режим занятий 2 раза в неделю по 3 часа. Периодичность занятий

определяет педагог в начале учебного года.

Состав группы - постоянный, особенности набора - занятия проводятся в разновозрастных группах, учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.

Формы обучения: очная.

Методы обучения; словесные, наглядные, практические, проектные.

Формы проведения занятий: комбинированные, теоретические, практические, диагностические, лабораторные, контрольные, тренировочные.

1.2 Цель и задачи

Цель программы: развитие творческих способностей и формирование конструкторских умений и навыков через приобщение к авиамодельному спорту.

Задачи программы: Обучающие:

расширение технического кругозора, знаний в области авиации и авиамоделизма;

изучение основ аэродинамики, самостоятельного расчета конструкций модели;

расширение и углубление политехнических знаний;

формирование устойчивого интереса к технике;

знакомство с авиационными специальностями, помощь в выборе будущей профессии;

подготовка к дальнейшей самостоятельной жизни.

Развивающие:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению техники и технических наук;

развитие интеллектуальных и творческих способностей;

овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности.

Воспитательные:

воспитание ответственного отношения к труду;

воспитание аккуратности, самостоятельности;

формирование мотивации дальнейшего изучения техники.

1.3 Содержание программы УЧЕБНЫЙ ПЛАН (первый год обучения)



Продвинутый уровень

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

4

4

-

опрос

1

Основы теории полёта

6

6

-

опрос

2

Простейшие авиамодели.

Изготовление бумажных моделей

24

6

18

практическая работа

3

Модели для закрытых помещений

18

3

15

практическая работа

4

Тренировочные занятия и соревнования по простейшим моделям.

4

-

4

соревнования

5

Модели из пенопласта

12

2

10

практическая работа

6

Планеры. Модели планеров.

Изготовление макетов планеров.

28

6

22

соревнования

7

Самолеты. Модели самолетов.

Изготовление макетов самолетов

42

5

37

практическая работа

8

Тренировочные занятия и соревнования по макетам планеров, самолётов.

8

-

8

соревнования

9

Вертолеты. Модели вертолётов.

42

5

37

практическая работа

10

Изготовление вертолёта «Муха»

18

1

17

практическая работа

11

Тренировочные занятия и соревнования по вертолётам «Муха»

6

-

6

соревнования

12

Промежуточный контроль

4

-

4

практическая работа

Итого:

216

38

178



Базовый уровень

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

4

4

-

опрос

1

Основы теории полёта

2

2

-

опрос

2

Простейшие авиамодели.

Изготовление бумажных моделей

12

2

10

практическая работа

3

Модели для закрытых помещений

10

2

8

практическая работа

4

Тренировочные занятия и соревнования по простейшим моделям.

4

-

4

соревнования

5

Модели из пенопласта

6

2

8

практическая работа

6

Планеры. Модели планеров.

Изготовление макетов планеров.

16

2

14

соревнования

7

Самолеты. Модели самолетов.

Изготовление макетов самолетов

30

4

26

практическая работа

8

Тренировочные занятия и соревнования по макетам планеров, самолётов.

8

-

8

соревнования

9

Вертолеты. Модели вертолётов.

32

4

28

практическая работа

10

Изготовление вертолёта «Муха»

10

2

8

практическая работа

11

Тренировочные занятия и соревнования по вертолётам «Муха»

6

-

6

соревнования

12

Промежуточный контроль

4

-

4

практическая работа

Итого:

144

24

120





Ознакомительный уровень

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

опрос

1

Основы теории полёта

2

2

-

опрос

2

Простейшие авиамодели.

Изготовление бумажных моделей

6

2

4

практическая работа

3

Модели для закрытых помещений

4

2

2

практическая работа

4

Тренировочные занятия и соревнования по простейшим моделям.

2

-

2

соревнования

5

Модели из пенопласта

6

2

4

практическая работа

6

Планеры. Модели планеров.

Изготовление макетов планеров.

8

2

6

соревнования

7

Самолеты. Модели самолетов.

Изготовление макетов самолетов

14

4

10

практическая работа

8

Тренировочные занятия и соревнования по макетам планеров, самолётов.

2

-

2

соревнования

9

Вертолеты. Модели вертолётов.

16

4

12

практическая работа

10

Изготовление вертолёта «Муха»

4

2

2

практическая работа

11

Тренировочные занятия и соревнования по вертолётам «Муха»

2

-

2

соревнования

12

Промежуточный контроль

4

-

4

практическая работа

Итого:

72

22

50



Ознакомительный уровень

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

опрос

Основы теории полёта

1

1

-

опрос

Простейшие авиамодели.

Изготовление бумажных моделей

6

2

4

практическая работа

Модели для закрытых помещений

3

1

2

практическая работа

Тренировочные занятия и соревнования по простейшим моделям.

1

-

1

соревнования

Модели из пенопласта

3

1

2

практическая работа

Планеры. Модели планеров.

Изготовление макетов планеров.

3

1

2

соревнования

Самолеты. Модели самолетов.

Изготовление макетов самолетов

7

1

6

практическая работа

Тренировочные занятия и соревнования по макетам планеров, самолётов.

2

-

2

соревнования

Изготовление вертолёта «Муха»

4

1

3

практическая работа

Тренировочные занятия и соревнования по вертолётам «Муха»

4

-

4

соревнования

Промежуточный контроль

1

-

1

соревнования

Итоговое занятие

1

-

1

соревнования

Итого:

36

9

27



Содержание программы

(первый год обучения)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория.

Ознакомить учащихся с правилами безопасной работы инструментом, на станках и пользования приборами. В начале показываются приемы правильной работы ножом - основным инструментом авиамоделиста. При работе деталь должна иметь упор в крышку стола, верстака. Рука, поддерживающая обрабатываемую деталь, находиться сзади ножа. Резать надо только «от себя». Хранить нож следует в фанерном или картонном чехле.

При работе кусачками небольшие отрезки проволоки могут отскочить и нанести травму. Для предотвращения несчастного случая, откусываемую проволоку следует держать возможно дальше от лица, и следить, чтобы её кусочки отскакивали в направлении пола или стола.

Необходимо осторожно работать инструментом, имеющим острые концы, такие как шило, чертилка, разметочный циркуль и т.д. При работе лобзиком, руку поддерживающую заготовку, располагают сзади пилки.

Затем следует показать приемы работы на сверлильном станке. Руководитель демонстрирует безопасные приемы сверления металлов, дерева, пластмасс.

Обрабатываемая деталь должна быть зажата в ручные тиски или держать плоскогубцами. Нельзя низко наклоняться над вращающимся сверлом (волосы должны быть убраны под шапочку). Не следует сильно нажимать на рычаг при сверлении. Удалять стружку нужно металлической щеткой только после остановки станка и отвода сверла. Правила работы в объединении.

Тема 1. Основы теории полёта

Теория.

Дать общее представление об истории развития авиации и ее применении. Занятие начинается с рассказа о том, что еще в древности люди мечтали летать подобно птицам. Краткая история развития авиации. Цель, задачи и содержание работы на учебный год. Ознакомление с достижениями учащихся в предыдущие годы. Демонстрация моделей.

Элементарные сведения по аэродинамике. Сведения о воздухе, его основные свойства. Движение тел в воздухе, сила сопротивления, возникающая при различных формах тела.

Подъемная сила и центр тяжести тела. Пикирование и кабрирование.

Тема 2. Простейшие авиамодели. Изготовление бумажных моделей.

Теория.

Изучить основы полета моделей, и их конструкцию, и основные части. Рассказать о возникновении подъемной силы крыла и об основных элементах конструкции самолета и модели. Освоить способы регулировки моделей. Особое внимание уделять назначению и действию рулей, наблюдая полет бумажных моделей в помещении. Внимание обучающихся обращается на то, что она плавно снижается - планирует. Объясняется влияние центра тяжести на траекторию полета: пикирование - переднее расположение центра тяжести, пологая траектория полета - оптимальное расположение центра тяжести, кабрирование - заднее расположение центра тяжести - ненормальная траектория полета. Им объясняется сущность этого явления. Объяснив основные способы регулировки, учащимся дают проверить их на моделях. При последующих запусках бумажной модели демонстрируются воздействия рулей управления: элерона, руль высоты, руль направления - на траекторию полета.

Практика.

Учащиеся изготавливают учебную модель из картона (бумага для черчения, рисование). По шаблонам различают контур бумажной модели (или отдельные элементы). Размеченный контур, вырезают ножницами, согласно проведенной разметки. Для обеспечения необходимой центровки носовая часть загружается. Прямолинейность полета регулируется рулем направления.

Тема 3. Модели для закрытых помещений

Теория.

Технические требования к авиамоделям. Материалы для изготовления; дерево, фанера, пенопласт, потолочная плитка, бумага, клей, лак. Изготовление эскиза. При изготовлении эскиза учитываются все технические требования, предъявляемые к авиамодели, рассчитываем вес всех деталей. Изготовление точного чертежа масштабом 1:1. Подбор материалов для несущих поверхностей к которым относятся крыло, стабилизатор и киль, дерева для изготовления фюзеляжа.

Практика.

Разметка крыла, стабилизатора и киля на листе. Ножом вырезаем по контуру, с запасом 1мм, размеченную форму крыла, обрабатываем заготовку мелкой наждачной бумагой, наклеенной на деревянный брусок до линии разметки. Придаём крылу правильную аэродинамическую форму путём профилирования передней и задней кромки. Гнём законцовки крыла в соответствии с размерами на чертеже и промазываем места изгиба тонким слоем клея ПВА. Вырезаем ножом размеченные формы стабилизатора и киля, обрабатываем наждачной бумагой по периметру до линии разметки, придаём путём профилирования правильные аэродинамические формы данным несущим поверхностям.

Изготовление фюзеляжа авиамодели. Сборка и склеивание модели. Контрольное взвешивание готовой авиамодели. Балансировка и подгонка к необходимым параметрам.

Тема 4. Тренировочные занятия и соревнования по простейшим моделям Практика.

Первые контрольные запуски авиамодели, дополнительная балансировка путём добавления или уменьшения груза носовой части фюзеляжа. Пробные запуски на максимальную дальность полёта.

Соревнования проходят в спортивном зале или другом помещении, пригодном для запуска авиамодели на дальность полёта. Старты проходят в три тура, каждому участнику предоставляется 3 попытки запуска авиамодели на дальность, в полёте проявляется умение детей освоить основы аэродинамики, точность и правильность изготовления планера.

Тема 5. Модели из пенопласта

Теория.

Подъемная сила крыла. Центровка. Управляемость и устойчивость модели. Технология изготовления модели из пенопласта. Материалы, клей, шпатлевки. Возможности использования композитных материалов.

Практика.

Изготовление чертежа модели, шаблона. Вырезка, склейка, сборка. Подгонка модели.

Тема 6. Планеры. Модели планеров. Изготовление макетов планеров.

Теория.

Определение планера. Демонстрация готовой модели. Принцип полета планера. Составные части планера, их назначение.

Правила сборки крыльев на стапеле, правила сборки оперенья и фюзеляжа. Технология оклейки крыла и оперения синтетической пленкой, способы сборки и регулировки. Балансировка и подготовка модели к полету.

Практика.

Одна из демонстрируемых моделей берется за образец. Выполнение эскизов и рабочих чертежей деталей изготавливаемой модели. Заготовка реек. Изготовление деталей модели. Вырезка, склейка, сборка. Подгонка модели, настройка, подготовка к запуску. По изготовлению моделей проводят соревнования на продолжительность полета.

Тема 7. Самолеты. Модели самолетов. Изготовление макетов самолетов

Теория.

Сведения по аэродинамики модели самолета. Типы двигателей моделей самолетов. Сведения по более удачному выбору прототипа. Способы вычерчивания чертежей. Простые способы изготовления шаблонов и стапелей. Правила сборки крыльев на стапеле, оперение и фюзеляжа. Сведения о работе воздушного винта, создании им силы тяги, изготовление лопастей и ступицы воздушного винта, его сборки.

Практика.

Выполнение эскизов и рабочих чертежей деталей изготавливаемой модели. Изготовление деталей модели. Вырезка, склейка. Окончательная сборка и регулировка модели. Подгонка модели, подготовка к запуску.

Тема 8. Тренировочные занятия и соревнования по макетам планеров, самолётов.

Практика.

Участники соревнований представляют изготовленные макеты судейской коллегии для стендовой оценки основных характеристик макетов. На соревнованиях оценивается: внешний вид, точность изготовления, качество изготовления, сложность конструкции.

Масштаб изготовления макетов не учитывается.

Тема 9. Вертолеты. Модели вертолётов. Теория.

Дать учащимся первоначальные сведения о работе воздушного винта, о создании им силы тяги. Ознакомить с историей их возникновения и применения. Напомнить правила безопасной работы с инструментом и оборудованием. Рассказать о принципах работы воздушного винта, используя схемы, наглядные пособия, демонстрируя авиационные винты разных авиационных моделей. Объяснить, как влияют диаметр, шаг и частота вращения винта на силу тяги. Рассказать о создание основных элементов конструкции вертолетов и их практическом применении.

Практика.

Изготавливаем шаблоны, заготовки. Обращаем особое внимание на соблюдение последовательности операций и качества выполнения винта.

Схематические модели. Схематические модели помогают глубже усвоить понятия о принципах полета и овладеть приёмами изготовления, регулирования и запуска.

Тема 10. Изготовление вертолёта «Муха» Теория.

Демонстрация вертолета «Муха». Принципы его работы. Особенности запуска.

Технология изготовления лопастей и ступицы.

Практическая работа.

Изготовление простейших игрушек и моделей вертолётов («Муха»). Разметка винтов

по шаблону. Балансировка лопастей. Регулировка и запуск построенных моделей. Тема 11. Тренировочные занятия и соревнования по вертолётам «Муха»

Соревнования проводятся в два этапа: - 1-ый этап - стендовая оценка внешнего вида и качества изготовления; - 2-ой этап - оценка лётных характеристик моделей вертолётов «Муха». На соревнованиях оценивается точность изготовления, внешний вид, дальность полёта, высота полёта, точность приземления.

Промежуточный контроль: участие в соревнованиях по авиамодельному спорту. Определение личного и командного первенства. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

(второй год обучения)

Продвинутый уровень

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

4

4

-

опрос

1

Авиамоделизм в России

4

4

-

рассказ

2

Категории и классы авиационных моделей

4

4

-

опрос

3

Аэродинамика и классификация спортивных моделей

4

4

-

практическая работа

4

Комнатные модели

124

14

110

практическая работа

5

Модели планера А-1

54

10

44

практическая работа

6

Подготовка к участию в соревнованиях

16

-

16

практическая работа

7

Подведение итогов работы объединения за год

2

2

-

соревнования

8.

Промежуточный контроль

2

-

2

соревнования

9.

Итоговое занятие

2

-

2

соревнования

Итого:

216

42

174



Базовый уровень

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

опрос

1

Авиамоделизм в России

2

2

-

рассказ

2

Категории и классы авиационных моделей

2

2

-

опрос

3

Аэродинамика и классификация спортивных моделей

2

2

-

практическая работа

4

Комнатные модели

74

10

64

практическая работа

5

Модели планера А-1

40

10

30

практическая работа

6

Подготовка к участию в соревнованиях

16

-

16

практическая работа

7

Подведение итогов работы объединения за год

2

2

-

соревнования

8.

Промежуточный контроль

2

-

2

соревнования

9.

Итоговое занятие

2

-

2

соревнования

Итого:

144

30

186



Ознакомительный уровень

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

опрос

1

Авиамоделизм в России

2

2

-

рассказ

2

Категории и классы авиационных моделей

2

2

-

опрос

3

Аэродинамика и классификация спортивных моделей

2

2

-

практическая работа

4

Комнатные модели

36

8

28

практическая работа

5

Модели планера А-1

16

6

10

практическая работа

6

Подготовка к участию в соревнованиях

6

-

6

практическая работа

7

Подведение итогов работы объединения за год

2

2

-

соревнования

8.

Промежуточный контроль

2

-

2

соревнования

9.

Итоговое занятие

2

-

2

соревнования

Итого:

72

24

48



Ознакомительный уровень

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

опрос

1

Авиамоделизм в России

1

1

-

рассказ

2

Категории и классы авиационных моделей

1

1

-

опрос

3

Аэродинамика и классификация спортивных моделей

1

1

-

практическая работа

4

Комнатные модели

18

4

14

практическая работа

5

Модели планера А-1

8

3

5

практическая работа

6

Подготовка к участию в соревнованиях

3

-

3

практическая работа

7

Подведение итогов работы объединения за год

1

1

-

соревнования

8.

Промежуточный контроль

1

-

1

соревнования

9.

Итоговое занятие

1

-

1

соревнования

Итого:

72

24

48




Содержание программы

(второй год обучения)

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория.

Ознакомить учащихся с правилами безопасной работы инструментом, на станках и пользования приборами. В начале показываются приемы правильной работы ножом - основным инструментом авиамоделиста. При работе деталь должна иметь упор в крышку стола, верстака. Рука, поддерживающая обрабатываемую деталь, находиться сзади ножа. Резать надо только «от себя». Хранить нож следует в фанерном или картонном чехле.

При работе кусачками небольшие отрезки проволоки могут отскочить и нанести травму. Для предотвращения несчастного случая, откусываемую проволоку следует держать возможно дальше от лица, и следить, чтобы её кусочки отскакивали в направлении пола или стола.

Необходимо осторожно работать инструментом, имеющим острые концы, такие как шило, чертилка, разметочный циркуль и т.д. При работе лобзиком, руку поддерживающую заготовку, располагают сзади пилки.

Затем следует показать приемы работы на сверлильном станке. Руководитель демонстрирует безопасные приемы сверления металлов, дерева, пластмасс. Обрабатываемая деталь должна быть зажата в ручные тиски или держать плоскогубцами. Нельзя низко наклоняться над вращающимся сверлом (волосы должны быть убраны под шапочку). Не следует сильно нажимать на рычаг при сверлении. Удалять стружку нужно металлической щеткой только после остановки станка и отвода сверла.

Тема 1. Авиамоделизм в России

Теория.

Ознакомить учащихся с историей развития авиамоделизма в нашей стране, достижениями советских спортсменов-авиамоделистов. Дать определение летающей модели, авиамоделизма в целом. Дать перечень моделей, которые обучающиеся будут строить в учебном году. Рассказать учащимся о спортивных достижениях российских спортсменов-авиамоделистов.

Тема 2. Категории и классы авиационных моделей

Теория.

Ознакомить учащихся с категориями и классами авиационных летающих моделей. Основным документом, регламентирующим постройку авиамоделей, являются: «Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту в России».

В основе этих правил положения кодекса ФАИ: технические требования к моделям и правилам соревнований по ним. В настоящее время в нашей стране существуют следующие категории авиационных моделей:

свободнолетающие (Б1),

кордовые (Б2),

радиоуправляемые (Р3),

модели-копии (Р4),

модели не чемпионатных классов.

Тема 3. Аэродинамика и летающие модели

Теория.

Расширить знания учащихся по аэродинамике, дать определение и разновидности. Теоретическая аэродинамика основывается на теоретической механике, изучает движение воздуха и воздушные силы путем математического анализа. Изучает воздействие воздушной среды на движение в ней объектов различной формы путем постановки различных опытов в аэродинамических трубах или же путем исследований изучаемых объектов непосредственно в полете.

Различают аэродинамику малых скоростей, больших скоростей (газодинамику) и сверхзвуковых скоростей (гиперзвуковую).

Практика.

Лабораторные работы по аэродинамике. Опробование различных моделей.

Тема 4. Комнатные модели

Теория.

Комнатная модель - модель летательного аппарата, снабженного резиновым двигателем, которая может запускаться только в закрытом помещение. Подъемная сила образуется аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные поверхности, крыла и стабилизатора.

Рассказать о требованиях, предъявляемые к моделям, правилам проведения соревнований, проектировании и регулировки комнатных моделей. Познакомить учащихся со строительным материалом, с технологией изготовления микропленки, дать определение аэродинамического качества, научить обтяжке модели.

Практика.

Изготовление комнатной модели.

Тема 5. Модель планера А-1 Теория.

Дать сведения по аэродинамике полета планеров и их конструкции. Так же дать сведение по более удачному выбору прототипа, объяснить способы вычерчивания чертежей. Ознакомить обучающихся с более простым способом изготовления шаблонов и стапелей. Рассказать правила сборки крыльев на стапеле. Рассказать правила сборки оперения и фюзеляжа. Дать сведения по технологии оклейки крыла и оперения синтетической пленкой. Объяснить способы обработки синтетической пленкой и как правильно производить сборку и регулировку модели планера.

Практика.

Изготовление модели планера А-1.

Тема 6. Подготовка к участию в соревнованиях.

Организовать и провести внутренние соревнования по комнатным моделям. Организовать и провести внутри кружковые соревнования по планеру А-1. После соревнований произвести отбор кандидатов на городские и областные соревнования.

Тема 7. Подведение итогов работы объединения за год Теория.

Подвести итоги работы объединения за год, отмечаются лучшие спортсмены, присваиваются разряды согласно достигнутым результатам. Знакомим обучающихся с планами работы объединения на следующий год.

Тема 8. Промежуточный и итоговый контроль

Участие в соревнованиях по авиамодельному спорту. Определение личного и командного первенства.

Вариативность программы

Программа «Авиамоделирование» реализуется летом для переменного состава учащихся Центра «Созвездие». Для работы в летний период разработан краткосрочный учебный план, рассчитанный на 48 часов.

Учебный план на летний период на одну учебную группу

Наименование тем и разделов

Кол-во часов

Текущий контроль

всего

теория

практика

1.

Модели для закрытых помещений

24

4

20

практикум

2.

Кордовые учебно-тренировочные модели

24

4

20

практикум

Итого:

48

8

40

В течение года программа может реализовываться для учащихся групп продленного дня.

В этом случает, срок реализации ее составляет- 1 год и 72 часа.

Учебный план

для групп продленного дня («Авиамодельная лаборатория»)

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

1

Основы теории полёта

2

2

-

2

Простейшие авиамодели. Изготовление бумажных моделей

28

8

20

3

Модели для закрытых помещений

14

4

10

4

Тренировочные занятия и соревнования по простейшим моделям.

2

-

2

5

Модели из пенопласта

18

6

12

6

Тренировочные занятия и соревнования по вертолётам «Муха»

4

-

4

7

Итоговое занятие

2

-

2

Итого:

72

22

50

Данная программа также реализуется для учащихся, которые входят в сборную команду по подготовке к участию в соревнованиях (в нее могут входить как учащиеся первого, так и второго годов обучения, по результатам участия во внутренних соревнованиях). Эта группа называется «Теория полетов».

Учебный план для группы «Теория полетов»

Наименование раздела, темы


Количество часов


Всего

Теория

Практика

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.


4

4

-

1

Кордовые учебно-тренировочные модели


58

4

54

2

Организация и проведение соревнований


8

-

8

3

Итоговое занятие


2

-

2


Итого:

72

8

64

1.4 Планируемые результаты

Учащийся первого года обучения должен

знать:

меры безопасности при работе в лаборатории;

назначение инструментов, необходимых для работы;

общие понятия об аэродинамике;

основные конструктивные особенности модели (самолёта);

схемы построения простейших летательных аппаратов;

сведения по истории развития авиации.

уметь:

пользоваться инструментами;

разрабатывать рабочие чертежи изготовляемых моделей; - самостоятельно изготавливать простейшие авиамодели; - пользоваться справочной литературой.

Учащийся второго года обучения должен

знать:

правила и меры безопасности при работе с электрооборудованием;

основные характеристики и элементы моделей (самолётов);

общие устройства и принцип работы несущих плоскостей и силовых агрегатов моделей;

общие сведения об аэродинамике, метеорологии;

регулировка авиамоделей, проведение испытаний.

уметь:

самостоятельно разрабатывать рабочие чертежи и изготавливать модели по ним.



РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ» 2.1 Календарные графики

Календарные учебные графики к дополнительной общеразвивающей программе «Вам взлет!» представлены в рабочей программе.

2.2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы

Оборудование и материалы:

Наименование

Количество, шт.

1

Плоскогубцы

3

2

Круглогубцы

3

3

Бокорезы

2

4

Кусачки

1

5

Отвертки

5

6

Ручные ножницы по металлу

2

7

Ножницы

5

8

Молотки слесарные

3

9

Ножовки по металлу

2

10

Ножовка по дереву

1

11

Напильники разных сечений

20

12

Рашпили двух типов

2

13

Стальная щетка

1

14

Сверла диаметром (мм) 0,5-3,0; 3,0-5,0; 5,5-10,0

40

15

Метчики и плашки под болты и гайки диаметром от 2

2 комплекта

16

Чертилки

3

17

Шлифовальная шкурка

5 кв.м.

18

Разметочный циркуль

1

19

Кернеры

2

20

Линейки металлические 300-500 мм, 1000 мм

7

21

Штангенциркули

2

22

Микрометр

.1

23

Угольник

1

24

Электрическая дрель

1

25

Лобзики

5

26

Рубанки

4

27

Станок «Умелые руки»

1

28

Сверлильный станок

1

29

Токарный станок

1

30

Фрезерный станок

1

31

Заточной станок

1

32

Бруски для заточки ножей

3

33

Пульверизатор

1

34

Весы с разновесом

1 комплект

35

Электропаяльники

3

36

Чертежный инструмент

1 комплект

37

Микрокалькулятор

1

2.3 Формы аттестации

Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый.

Формы отслеживания результатов. При подведении итогов работы за учебный год учитываются:

качество изготовления моделей;

результаты соревнований;

знания основ теории полёта; - знание основ техники безопасности.

Этапы педагогического контроля

Какие умения и навыки контролируются

Сроки

Методы контроля

Умение работать ручным инструментом

Сентябрь

Практическая работа

Чтение чертежей

Январь

Самостоятельная работа

Умение управлять кордовой моделью самолета

Май

Соревнование

2.4 Оценочные материалы

Методы отслеживание результатов

Тестирование.

Контрольное занятие.

Соревнование.

Индивидуальный контроль.

Мониторинг.

2.5 Методические материалы

Теория и практика авиамоделизма выстраиваются в логике трех образовательных уровней, которые распределяются по трем годам обучения.

На занятиях учащиеся знакомятся с технологией изготовления различных летающих моделей с приемами работы различными инструментами, получают сведения о материалах, с которыми им приходиться работать.

Программа начального образовательного уровня обучения охватывает круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению, регулировке и запуску несложных летающих моделей, усвоение этики общения в результате работы в кружке и участия в соревнованиях. Основная задача теоретических занятий - объяснить в основных чертах конструкцию, принципы действия летающего аппарата, не вникая во второстепенные детали, познакомить с историей развития авиации.

Углубленный образовательный уровень обучения направлен на расширение знаний по авиационной и авиамодельной технике, по основам аэродинамике и методике несложных технических расчетов. Основная задача теоретических занятий - расширить знания по физике полет, аэродинамики моделей и технике моделирования при постройке летающих моделей. В практической деятельности посильность занятий координируется с личностными возможностями обучающихся.

Итоговый профессиональный ориентированный уровень обучения достигается расширением и закреплением знаний по авиации и авиамодельной технике, основам аэродинамики. Учащиеся самостоятельно рассчитывают модели, отрабатывают технологию их изготовления, строят модели принимают участие в соревнованиях, сдают нормы по спортивным разрядам.

Основной метод проведения занятий - практическая работа, как важнейшее средство связи теории с практикой в обучении. Теоретические сведения сообщаются учащимся в форме познавательных бесед небольшой продолжительности (10-15 мин) с пояснениями по ходу работы. В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса специальной терминологией. На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для изготовления и запуска несложных летающих моделей. Подача теоретического материала идет параллельно с формированием практических навыков у учащихся, в дальнейшем, так как этот метод практически неприменим при самостоятельном подборе, разработке и построении авиамоделей. Он становиться научно-поисковым и проблемным методом. Используется метод консультаций и работы с технической литературой. Участие в соревнованиях, выставках и так далее являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Что является, при выполнении норм, основным для присвоения спортивных результатов.

Программа рассчитана на трехгодичное обучение. Дальнейшее обучение возможно для учащихся, освоивших полный курс обучения по данной программе и обладающих необходимыми знаниями и умениями в области авиамоделизма. Продолжение обучения таких учащихся направлено на подготовку спортсменов-разрядников.

Учебный год продолжается с сентября по май, включая осенние, зимние и весенние каникулы.

Ключевые понятия

Авиамоделизм, авиамодельный спорт — технический вид спорта, средством которого является: создание и пилотирование как свободнолетающих (планеры, таймерные), так и дистанционно управляемых (радиоуправляемые, кордовые модели: скоростные, пилотажные, гоночные, воздушного боя, копии) летательных аппаратов. FAI - международная федерация авиационных видов спорта, регламентирующая проведение международных соревнований по авиамодельному спорту. ФАСР - федерация. авиамодельного спорта России. (Википедия).

Аэродинамика - научная дисциплина, изучающая законы движения воздуха, других газов и их взаимодействие с движущимися в них телами. (Общий толковый словарь русского языка).

Аэростат - летательный аппарат легче воздуха, использующий для полёта подъёмную силу заключённого в оболочке газа (или нагретого воздуха) с плотностью меньшей, чем плотность окружающего воздуха (согласно закону Архимеда).

Воздушный винт - пропеллер — лопаточная машина (лопастной агрегат), приводимая во вращение двигателем и предназначенная для преобразования мощности (крутящего момента) двигателя в тягу.

Дирижабли - летательный аппарат легче воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с силовой установкой (обычно это двигатель внутреннего сгорания с воздушным винтом) и системой управления ориентацией (рули управления), благодаря чему дирижабль может двигаться 4 в любом направлении независимо от направления воздушных потоков.

Элероны - аэродинамические органы управления, симметрично расположенные на задней кромке консолей, крыла у самолётов нормальной схемы и самолётов схемы «утка». Элероны предназначены, в первую очередь, для управления углом крена самолёта, при этом элероны отклоняются дифференциально.

Леер (применительно к авиамоделированию) – трос (нейлоновый или капроновый), один конец которого закреплен на модели). Служит для вывода планера на высоту.

Шасси - система опор летательного аппарата, обеспечивающая его стоянку, передвижение по аэродрому или воде при взлёте, посадке и рулении. Обычно представляет собой несколько стоек, оборудованных колёсами, иногда используются лыжи или поплавки.

Фюзеляж - корпус летательного аппарата. Связывает между собой крылья, оперение и (иногда) шасси. Фюзеляж самолёта предназначен для размещения экипажа, оборудования и целевой нагрузки.

Нервюра - элемент поперечного силового набора каркаса крыла, оперения и др.

частей летательного аппарата или судна, предназначенный для придания им формы профиля. Нервюры закрепляются на продольном силовом наборе (лонжероны, кромки, стрингеры), являются основой для закрепления обшивки.

Стабилизатор - аэродинамическая поверхность, обеспечивающая устойчивость, управляемость и балансировку самолёта в полёте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

Большаков И. С, Сергеев М. А. Справочник слесаря. – Л.: Лениздат, 1974

Гаевский О. К. Авиамоделирование. – М.: ДОСААФ, 1990

Гаевский О. К. Авиамодельные двигатели. – М.: ДОСААФ, 1973

Гончаренко В. В. Техника и тактика парящих полетов. – М.: ДОСААФ, 1974

Гусев Е. М., Осипов М, С. Пособие для авиамоделистов. – М.: ДОСААФ, 1980

Ермаков А. М. Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, 1989

Кокунина Л. X. Основы аэродинамики. – М.: Транспорт. 1976

Пономарев А. Н. Советские авиационные конструкторы. – М.: Воениздат, 1980

Рожков В. С. Авиамодельный кружок. – М.: Просвещение, 1986

Смирнов Э. П. Как сконструировать и построить летающую модель. – М.: ДОСААФ,

1973

Тютин В. Ф. «Стрекоза-победительница» // Моделист-конструктор. – 1990. - № 4

Шурыгин В., Тютин В. FlG-для молодых спортсменов // Моделизм – спорт и хобби. — 1999.- №5.

Костенко И.К., Демин СИ. Советские самолеты. – М.: 1973

Мерзликин В.Е. Радиоуправляемые модели планеров. – М.: ДОСААФ, 1982

Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России. – М.; 1989

Советские истребители Великой Отечественной войны (МИГ-3, ЛАГГ-3, ЛА-5). -

М.: ДОСААФ, 1986

Р. Вислле. Постройка летающих моделей-копий. – М. ДОСААФ, 1986

Зуев В.П. Модельные двигатели. – М.; 1973

Камышев Н., Качурин М. Моделистам о двигателях МД-5 и МД-2,5. -М.; 1964

Фабрикант Н.Я. Аэродинамика. -М.; 1964

Содержание научно-технического творчества и методы обучения С.К. Никулин

Для учащихся;

Гаевский О. К. Авиамоделирование. – М.: ДОСААФ, 1990

Гаевский О. К. Авиамодельные двигатели. – М.: ДОСААФ, 1973

Гончаренко В. В. Техника и тактика парящих полетов. – М.: ДОСААФ, 1974

Гусев Е. М., Осипов М. С. Пособие для авиамоделистов. – М.; ДОСААФ, 1980

Ермаков А. М. Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, 1984

Кокунина Л. X. Основы аэродинамики. – М.: Транспорт. 1976

Пономарев А. Н. Советские авиационные конструкторы. – М.: Воениздат, 1980

Для родителей:

Гольберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. С-Петербург издательство «Речь» 2002г.

«Детская агрессивность» 100 ответов на родительские «Почему?» Ярославль «Академия развитий» 2005г.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.