Классный час «Здесь духа взлёт и благородство»

1
4
Материал опубликован 12 January 2018

Пояснительная записка к презентации

Здесь духа взлёт и благородство

 

Цели:
1. Обучающая: познакомить учащихся с историей возникновения родного города;
2. Развивающая: развивать познавательный интерес к истории, применяя новые информационные технологии;

3. Воспитательная: пробудить у учащихся интерес к Отечественной истории, воспитание любви к родному краю и формирование гражданственных понятий и навыков.

Личностные УУД: ценить и принимать базовую ценность «родина». Уважение к своей родине, ее символам, семье, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России, учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные УУД: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные УУД: уметь договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Межпредметные связи: литература, история, МХК, краеведение.

Техническое обеспечение:

Универсальные средства ИКТ (компьютер, проектор, экран), аудиозаписи колокольный звон.

Форма занятия - заочная экскурсия.

Ход занятия.

Любила строить храмы Русь –

В них духа взлёт и благородство…

(И. Пашков)

1. Орг. момент.

- Собрались мы с вами сегодня на беседу добрую и складную. Чтобы был у нас мир и согласие. А ещё хочу пожелать вам, чтобы помогали вы мне в беседе, внимательно слушали, а всё, что услышите, может вам пригодиться.

2. Актуализация знаний.

- О чём идёт речь?

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
И месяц молодой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.

(о Родине)

- Как называется наша Родина? (Россия)

- Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина - значит родная. Как мать и отец. Много лет назад наше государство называлось государство Русь. Было оно вначале маленькое, но для наших предков - славян это была Родина. Каждому человеку дорога своя Родина. Родина. Страна, в которой человек родился и гражданином которой является.

Родина. Это наша необъятная страна, в которой леса и поля, моря и реки, города и сёла.

Родина. Наша Родина – это родина Пушкина и Лермонтова, Гагарина и Королёва.

- Как вы думаете, что означает пословица:

«Человек без родины, что соловей без песни».

Своей песней соловей зажигает сердца, пробуждает любовь, заставляет плакать, он наполняет мир несказанной красотой. И как соловей – песней, лишь Родиной силён, одухотворён, добр и красив человек.

Малая Родина для человека значит много. Во-первых, это место, где он родился. Во-вторых, это родное, любимое место в мире, где его любят, и любят не только достоинства, но и недостатки. Здесь мы родились, сказали первое слово, научились ходить, испытали первую радость и первую боль. С этим маленьким уголком мира связаны самые первые, самые яркие и красочные воспоминания.

Изучение нового материала

Работа с презентацией.

1 слайд Приглашаем Вас совершить виртуальный тур по нашей малой Родине по Болотнинскому району — одному из старинных районов Сибири. Не лишайте себя удовольствия совершить это путешествие. Прикоснитесь к родной культуре. Узнаете удивительную историю храмов Болотнинской земли. Они производят незабываемое впечатление, притягивают как старая забытая сказка. Многогранность и увлекательность этой экскурсии не оставит равнодушным даже самого искушенного путешественника. Православные церкви нашего района - это и свидетели великой и трагической истории, и хранители памяти, поэтому мы предлагаем вам совершить экскурсию «Здесь духа взлёт и благородство».

2 слайд Нашим самым дорогим местом на земле является город Болотное. Это - маленькая точка на карте, на самом краешке России. А на большой карте мира и точки нет.

Трудно на карте его отыскать,

Лучше приехать да ближе узнать.

С бором сосновым и тихим прудом

Город Болотное это наш дом.

3 слайд Город расположен на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, в 126 км к северо-востоку от Новосибирска. Такое расположение повлияло на разнообразие и красочность местности, на разнообразные погодные условия (смена тепла и холода, различные осадки), плодородие почв и многоводность рек.

4 слайд Как и все населённые пункты Болотное имеет свой облик, свою судьбу, свою историю. Своим рождением Болотное обязано Большому Сибирскому тракту, значение которого было огромным, ведь не зря его ещё называли «государевой дорогой». В «Легендах и сказах Западной Сибири» о возникновении Болотного говорится так: «Лишку давали, езда была плоха, захотели распрямить. И сделали Болотную».

5 слайд Так в 1805 году стала строиться вдоль тракта безымянная деревня, получившая в дальнейшем название – деревня Болотнинская.

6 слайд Тройку тут гнала ямщина,

Колокольцами звеня,

И крестился туз купчина:

«Пронеси, господь, меня…».

Свист варнацкий, свист погони

У него свербел в ушах

И летели трактом кони

С дикой искоркой в глазах!

Здесь происходила смена лошадей и обмен почтой. Большая часть населения содержала постоялые дворы, занималась ямщиной, выпечкой хлеба для проезжих и другими работами, связанными с обслуживанием движения по тракту. За продукцией приезжали купцы из Томска, Барнаула, Кузнецка, Минусинска и других сибирских городов.

7 слайд. История Болотнинских церквей удивительна и необычайна, каждая из них интригует по - своему. В ходе нашей экскурсии мы узнаем историю, внутреннее убранство и архитектурные особенности каждой церкви. Первым мы посетим известный во всей Сибири Храм Серафима Саровского в селе Турнаево, следующим будет, возможно, единственный в мире Храм Федора Томского. Далее мы посетим Болотнинскую церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и завершающей, будет сравнительно молодая церковь Михаила Архангела.

8,9 слайд
- Прочитайте стихотворение Игумена Виссариона (Остапенко) и составьте памятку  «Как правильно себя вести в храме». 

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

Не нужны тебе они.

Со смиреньем, как мытарь,

На святой взирай алтарь,

Где Дух Божий обитает,

Благодатью их питает.

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.

Слушай пение и службу,

Разорви с бесами дружбу,

Козни их не принимай,

Слову Божию внимай.

Богомыслие храни,

Лень подальше прогони,

Душой с Богом примирись,

О всем мире помолись.

И скажу я от души:

Выйти с храма не спеши,

Стой на службе до конца,

Слушай проповедь отца.

Богомольцев не толкай,

К чину в храме привыкай.

Не гляди по сторонам –

Не полезно это нам.

Приложись потом к Кресту,

Обещанье дай Христу,

Что исправиться намерен,

И пребудь обетам верен.

Хоть старушка, хоть девица –

Не посматривай на лица,

Очи в землю опусти,

О грехах своих грусти.

Время даром не губи,

Службу Божью полюби.

И пока душа в груди,

На молитву приходи.

10 слайд. Прежде, чем начать нашу экскурсию мы хотели бы познакомить вас с основными типами архитектуры строительства Православных Храмов и Церквей. Существует два типа: Ротондовые (Круглые) и Базилика. В связи с некоторыми историческими событиями на Руси появился новый тип - Русская Базилика. Его особенность заключалась в том, что они были деревянные и имели ладьевидную форму. Храмы и церкви нашего района построены именно в стиле Русской Базилики.

11 слайд. Начнется экскурсия с посещения села Турнаево, возникшем благодаря разбойнику Турнаю. Истинным украшением села считается храм во имя Серафима Саровского. В 1912 году жители села Турнаево были свидетелями достаточно важного события – завершения строительства и освещение Храма Серафима Саровского. Серафимо-Турнаевский храм - первый храм в Сибири во имя преподобного Серафима. Серафимо-Турнаевский храм является одним из семи чудес Новосибирской области. Храм известен во всей Сибири.

Тот храм, построенный из бревен,

Когда-то был села красой,

Теперь он ветх, хотя не древен,

И не отмечен был молвой.

И колокол его не звучно

Разносит благовестный глас,

И самоучка своеручно

Писал его иконостас.

Евангелие позолотой

Не блещет в простоте своей,

И только днями и заботой

Богат смиренный иерей.

12 слайд. Данный храм является ярким примером Русской Базилики. Основная часть храма строится как восьмерик на четверике, преображают храм скаты при переходе восьмерика в четверик (четверик площадью 12х12).

13 слайд. Кафоликон храма увенчан пятью маковками с крестами. В центре самый большой крест символизирует Иисуса Христа, окружающие его 4 креста это символы 4-х евангелистов. Еще одна маковка с крестом венчает колокольню, а седьмая маковка расположена на алтаре. Получается, храм венчают семь крестов, что означает седьмой день мироздания, который по Библии идет сейчас, а так же семь таинств церковных и семь вселенских соборов.

14 слайд. Это единственная в области сохранившаяся деревянная церковь начала XX века. Кроме того, это еще и самое значительное и красивое деревянное сооружение не только в области, но и в Сибири. Верхняя отметка - 29 метров, основной шатёр - 20 метров. Композиция и декор храма характерны для конца 19 века. Архитектура храма стройна, без излишеств. В благоукрашении храма активно участвовали томские купцы, кузнецкие промышленники, алтайские предприниматели. Большой вклад внесла томская купчиха Александра Терпигорова. Она действовала по завещанию своей матушки Варвары, которая была духовной дочерью старца Феодора Томского. По воспоминанию старожилов церковь была огорожена деревянной резной оградой.

15 слайд. Церковь как бы парит в воздухе. По архитектуре храм напоминает знаменитые церкви острова Кижи. Храм был построен всего за два строительных сезона и освящён в сентябре 1914 года.

16 слайд. С колокольни открывается изумительный вид сибирской деревни и великолепие сибирских красот. В былые времена звон колоколов был слышен за много вёрст.

17 слайд. Рядом с храмом во имя Серафима Саровского растёт берёза, по форме напоминающая крест. Согласно легенде под ней по


Экскурсия
PPT / 31.06 Мб

хоронена жена предпоследнего священника служившего в храме до революции 1917 года.

18 слайд. Не менее интересным станет посещение храма преподобного Фёдора Томского. Храм построен недавно в 2003 году, но воплощает традиции древнего русского узорочья – резной деревянный иконостас, резная отделка крыши. С виду он напоминает маленький русский теремок. Конечно, новопостроенный храм во многом проигрывает старому по архитектуре, но сделан он добротно и украшен на славу. Это единственный в мире храм в честь святого старца. Правда, есть еще часовня в Вене при дворе княгини Марии Владимировны Романовой, претендующей (не бесспорно) на право наследия Российского престола.

19 слайд. Где возникает одна легенда, там возникает и другая. Одна из таких тайн связана с великим старцем, праведником и святым подвижником Федором Кузьмичом Томским. Народная молва отождествляла Федора Кузьмича с императором Александром I, внезапная смерть которого породила немало слухов. Рассказы о появлении Федора Кузьмича в Сибири сводятся к одному: объявился он словно из небытия, ранней осенью 1836 г. около города Красноуфимска. На расспросы отвечал уклончиво, потому и был задержан. При допросе назвал себя Федором Кузьмичом, не помнящим родства бродягой. В итоге выслан в Сибирь, в Томскую губернию, куда прибыл 26 марта 1837 г. Где бы ни жил Федор Кузьмич, везде находили его люди. Федор Кузьмич принимал всех приходящих к нему за советом, денег не брал, но от приносимого угощения не отказывался. Посещал старца не только простой люд, но и высокопоставленные лица. Простой в общении, старец вел жизнь подвижника. Настоятель Богородице-Алексеевского монастыря в Томске игумен Силуан рассказывал о том, что Федор Томский был прозорлив, а также обладал даром исцеления. Фёдор Кузьмич за своё подвижничество в 1984 году канонизирован Русской православной церковью в лике праведных в составе Собора Сибирских святых.

20 слайд. Давайте заглянем внутрь храма.

В соборе сумрак и прохлада;

Звучны шаги на камнях плит,

Перед Пречистою - лампада,

Свеча - пред Вечерей горит.

Все тихо, все полно покоя,

Все ожидания полно, -

И брезжут пятна у налоя

Сквозь разноцветное окно.

21 – 22 слайд. Прежде чем продолжить наше увлекательное путешествие мы познакомимся со структурой иконостаса.

23 слайд. Иконы для храма писали знаменитые омские иконописцы Адаевы Геннадий и Анна. В храме установлен трёхярусный тябловый иконостас, украшенный басмой. Вырезал его из дерева не менее знаменитый новосибирский резчик Олег Еремин. Иконы выполнены в одном иконописном стиле Московской школы, написаны натуральными «тёплыми» красками, много красного, жёлтого, зелёного цвета. Московская школа иконописи является самой молодой, она основана в 14 веке. Она впитала в себя все самое лучшее из традиций Новгородской и Владимиро-Суздальской школ, но в тоже время отличается своей яркой непохожестью ни на одну из них. Самой выдающейся личностью московской школы был Андрей Рублев. Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон».
В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма отделялся декоративными колоннами. Согласно церковной истории первая преграда

появилась в IV веке. Св. Василии Великий, немало потрудившийся над составлением чина литургии, по словам его жизнеописателя, был наделен особым даром: когда он приступал к главному литургическому таинству - превращению хлеба и вина в тело и кровь Христовы, - с неба спускался Святой Дух и колебал висящего над престолом золоченого голубя. Но однажды голубь остался недвижим. Василий взглянул вокруг и заметил, что прислуживавший ему диакон засмотрелся на красивую прихожанку. Вот тогда, чтобы оградить клир от соблазнов, святитель и распорядился установить преграду между алтарем и средней частью.

24 слайд. Иконостас храма Фёдора Томского несет в себе часть легенды, над царскими вратами вырезана маленькая императорская корона. Дело в том, что Олег Еремин – мастер, который вырезал его из дерева, случайно вырезал на нем корону, на тот момент ему не было известно в честь кого построен данный храм. Только спустя год мастер узнал, что храм в честь Федора Томского.

25 слайд. Царские врата в храме выполнены по древнему образцу – со столбиками, на которых крепятся створки дверей.

26 слайд. Далее наш путь лежит в город Болотное, где расположились ещё два великолепных церкви. Но для этого нам необходимо проехать 18 км. Полчаса пути на машине пролетят не заметно. За окном вы увидите пышную растительность, живописный сибирский пейзаж. Природа не поскупилась на волшебное зрелище.

27 слайд. И встречает нас Храм Святителя Николая Чудотворца. В сентябре 1946 года приходской общиной г. Болотное куплено помещение под молитвенный дом вместимостью до 250 человек, построенное в 1915 году. После небольшого ремонта он начал функционировать. 14 октября 1946 года - в праздник Покрова Пресвятой Богородицы состоялось первое Богослужение. Молитвенный дом находился на улице 2-я Кондукторская, 7. Его купили на пожертвования жителей Болотного. Нарекли новый храм именем Святителя Николая, Чудотворца. По воспоминаниям старожилов престол храма был освящён митрополитом Варфоломеем (Городцевым) в 1948 году.

28 слайд. Храм построен в базиличном стиле. Христианская базилика представляет собой продолговатое здание прямоугольной формы с плоским потолком и двускатной крышей.

29 слайд. Согласно традиции, храм обращён алтарём на восток. Главный вход – на запад. Напротив входа находится Кафоликон – символ Вселенной. На востоке кафоликона возвышение – солия, состоящая из 2-х ступенек. На солие – главная часть храма алтарь, отделённый от храма иконостасом. Иконостас храма 2-х рядный живописный. Имеет три входа: царские врата, северные и южные врата.

30 слайд. На Царских вратах находятся пять икон – на 4-х изображены евангелисты, на пятой - двусоставной Благовещенье. 1 ряд иконостаса –Местный; 2 – над Царскими воротами Надвратная икона Тайная вечеря. Иконостас имеет обрамление, выполненное из кедрового бруса в барочном стиле. Сделана резьба мастером из Рубцовска в 1980 году Селезнёвым М.И.

31 слайд. В Никольском храме есть множество икон, которые подарили храму жители города Болотного. В алтаре находится образ Пресвятой Богородицы «Васнецовская». Её написал иеромонах Серафим, который раньше служил в этом храме. В храме есть старинные иконы. Многие иконы попали из других храмов, по большей части из разрушенных церквей.

32 слайд. 4 июля 2008 года в Болотном был открыт храм архангела Михаила, в котором утром прошла первая служба. Это первый канонический собор Болотного. Новый собор возвели рекордно быстро - за год и один месяц. Строители работали без выходных - от зари до зари, частенько помогали и местные жители. Новый храм во имя Архангела Михаила в городе Болотное освятил архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон 21 ноября 2008 года.

33 слайд. Архангел Михаил - архистратиг (по-гречески - верховный военачальник), победитель зла. Он считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело. И поэтому кирпичная однокупольная церковь, построенная в русском стиле с чертами эклектики, расположена в центре города, у Мемориала Славы.

34 слайд. Иконостас каждого православного храма уникален и заслуживает особого внимания и понимания своего символического смысла. Иконостас состоит из трёх рядов икон, расположенных в определенном порядке. Нижний (местный) ряд уникален в каждом храме. - по обеим сторонам от царских врат помещаются иконы Спасителя и Богоматери, а рядом с образом Христа — храмовая икона, изображающая святого, которому посвящается храм (по этой иконе всегда можно определить название храма).

35 слайд. В центре иконостаса находятся Царские врата, ведущие в алтарь, которые открываются во время литургии — через них выносят Святые дары. Символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название — «Царские врата». Иначе — райские двери, поскольку алтарь символизирует рай. По сторонам от Царских врат расположены Северные и южные врата, которые ведут в диаконник и жертвенник.

36 слайд. Благодаря особой форме окон в храме даже в сумерки светло.

37 слайд. Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, в виде полусферы. Под высоким арочным сводом на длиной цепи-тросе красуется хрустальная люстра со свечами. Здание церкви высотой 26 метров рассчитано на 150 прихожан.

38 слайд. Составной частью здания храма является шатровая колокольня - башня с открытым ярусом (ярус звона) для колоколов. Просторная колокольня одноярусная, в плане квадратная с широкими проемами, в которых висят малые и средние колокола. Большой колокол – благовестный – определен в центре. Разнообразие колоколов позволяет слушателям насладиться удивительным перезвоном.

39 слайд. Надеемся, что вы получили незабываемые впечатления, и эта экскурсия помогла вам понять истинное духовное богатство, вы не остались равнодушными, ведь красота наших храмов так завораживает, что подолгу не отпускает от себя.

Закрепление

- О Родине русский народ создал много пословиц

Написаны пословицы. Есть начало, а концовка отсутствует. Я буду читать начало, а вы должны продолжить.

• Тот герой кто за Родину (горой).

• Кто смел тот на коня (сел).

• Один за всех и все (за одного).

• За правое дело стой (смело).

• Храбрый побеждает – трус (погибает).

• Родину предать – воином (не стать).

• Жить – Родине (служить).

- Ответить на загадки:

1. Службу служит иерей,

Предстоит от всех людей.

Дух Святой сослужит там,

Дом Господень, или храм

2. К этим я изображеньям

Приступаю с уваженьем.

Приложусь благоговейно,

И от них святым елеем

Я помазания жду.

Я молюсь, кладу поклоны

Образам, святым иконам

3. Отделен алтарь от храма,

Здесь висят иконы в рамах,

Пред киотами лампады

Зажигаются как надо,

Перед службою, как раз.

Это что? Иконостас

- Один из учеников читает стихотворение Ф.Пестрякова «В храме»

Праздник. Ярко освещенный

Божий храм огнем залит,

Пред престолом облаченный

Пастырь с трепетом стоит.

Стройно льется клира пенье,

Тихо вьется дым кадил,

И летят людей моленья

Ко престолу Бога Сил…

Как отрадно здесь! Ни шума, ни забот, ни суеты!..

Брат, оставь мирские думы,

Приходи, молись и ты!

Затем обучающимся задается вопрос:

- Вызывают ли храмы Болотнинской земли подобные чувства?

Рефлексия

- проводится в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:

- первая строка – название темы (одно существительное);

- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Любите, дети, старину

С её былинными веками,

С её старинными церквами,

К величию ведшие страну…

Любите. Дети, старину!..

С.С. Бехтеев

До новых встреч.


Домашнее задание.

Общее:

- рассказать родителям о том, что запомнили на уроке во время экскурсии;

- узнать, историю и особенности  храмов  нашей области.

Индивидуальное:

- нарисовать или изготовить макет храма вашей мечты;

- подобрать  и выучить стихотворение о храме;

- самостоятельно или с помощью родителей приготовить презентацию об одном из известных храмов нашей страны или области.

Словарь терминов.

Алтарь - наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник».

Амвон – полукруглый выступ солеи против царских врат, обращенный внутрь храма к западу.

Иконостас - показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.

Звонница — сооружение для подвешивания колоколов.

Кафолико́н (католикон; греч. καθολικόν — «главный, общий (храм)») — в современной Греции — главный (соборный) храм монастыря или монастырского комплекса. Часто в монастырях существует несколько маленьких храмов, дополняющих кафоликон. Кафоликон обычно посвящается святому покровителю монастыря.

Колоко́льня — башня, на которой установлен один или более колоколов, обычно является частью церкви.

Купол (голова) – выражает собой вселенную, небесный свод объединяющий понятие о Боге и обо всем мире в гармоничное единство.

Притвор (тёмная) – место для отреченных от церкви или готовящихся к крещению людей.

Солея – «возвышение» (от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся), то есть продолжение алтарного возвышения, поэтому называющееся внешним престолом (в отличие от внутреннего, что в середине алтаря). Солея также есть место для певцов и чтецов.

Храм — архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.


/data/files/h1515743015.ppt (Экскурсия )

Предварительный просмотр презентации

Турнаево Светлая поляна

Город расположен на юго-востоке Западно-Сибирской равнины, в 126 км к северо-востоку от Новосибирска

Своим рождением Болотное обязано Большому Сибирскому тракту, значение которого было огромным, ведь не зря его ещё называли «государевой дорогой». В «Легендах и сказах Западной Сибири» о возникновении Болотного говорится так: «Лишку давали, езда была плоха, захотели распрямить. И сделали Болотную».

1805г. – на Московском тракте появилось небольшое поселение, ямщицкая стоянка, разросшаяся впоследствии в деревню Болотную. Деревня была огорожена поскотиной, за которой шумел непроходимый густой лес.

Тройку тут гнала ямщина, Колокольцами звеня, И крестился туз купчина: «Пронеси, господь, меня…». Свист варнацкий, свист погони У него свербел в ушах И летели трактом кони С дикой искоркой в глазах!

Храм Серафима Саровского Храм Фёдора Томского Храм Святителя Николая Храм Михаила Архангела

Начнется экскурсия с посещения села Турнаево, возникшего благодаря разбойнику Турнаю. Истинным украшением села считается храм во имя Серафима Саровского. В 1912 году жители села Турнаево были свидетелями достаточно важного события – начала строительства Храма Серафима Саровского. Серафимо-Турнаевский храм - первый храм в Сибири во имя преподобного Серафима. Серафимо-Турнаевский храм является одним из семи чудес Новосибирской области.

Храм Серафима Саровского в селе Турнаево Храм известен во всей Сибири. Тот храм, построенный из бревен, Когда-то был села красой, Теперь он ветх, хотя не древен, И не отмечен был молвой. И колокол его не звучно Разносит благовестный глас, И самоучка своеручно Писал его иконостас. Евангелие позолотой Не блещет в простоте своей, И только днями и заботой Богат смиренный иерей.

Композиция и декор храма характерны для конца 19 века. Архитектура храма стройна, без излишеств. В благоукрашении храма активно участвовали томские купцы, кузнецкие промышленники, алтайские предприниматели. Большой вклад внесла томская купчиха Александра Терпигорова. Она действовала по завещанию своей матушки Варвары, которая была духовной дочерью старца Феодора Томского. По воспоминанию старожилов церковь была огорожена деревянной резной оградой.

С колокольни открывается изумительный вид сибирской деревни и великолепие сибирских красот. В былые времена звон колоколов был слышен за много вёрст.

Не менее интересным станет посещение храма преподобного Фёдора Томского. Храм построен недавно в 2003 году, но воплощает традиции древнего русского узорочья – резной деревянный иконостас, резная отделка крыши. С виду он напоминает маленький русский теремок. Конечно, новопостроенный храм во многом проигрывает старому по архитектуре, но сделан он добротно и украшен на славу. Это единственный в мире храм в честь святого старца. Правда, есть еще часовня в Вене при дворе княгини Марии Владимировны Романовой, претендующей (не бесспорно) на право наследия Российского престола.

Храм Фёдора Томского в селе Турнаево

Портрет Фёдора Кузьмича, написанный в Томске по заказу купца С. Хромова Где возникает одна легенда, там возникает и другая. Одна из таких тайн связана с великим старцем, праведником и святым подвижником Федором Кузьмичом Томским. Народная молва отождествляла Федора Кузьмича с императором Александром I, внезапная смерть которого породила немало слухов. Рассказы о появлении Федора Кузьмича в Сибири сводятся к одному: объявился он словно из небытия, ранней осенью 1836 г. около города Красноуфимска. На расспросы отвечал уклончиво, потому и был задержан. При допросе назвал себя Федором Кузьмичом, не помнящим родства бродягой. В итоге выслан в Сибирь, в Томскую губернию, куда прибыл 26 марта 1837 г. Где бы ни жил Федор Кузьмич, везде находили его люди. Федор Кузьмич принимал всех приходящих к нему за советом, денег не брал, но от приносимого угощения не отказывался. Посещал старца не только простой люд, но и высокопоставленные лица. Простой в общении, старец вел жизнь подвижника. Настоятель Богородице-Алексеевского монастыря в Томске игумен Силуан рассказывал о том, что Федор Томский был прозорлив, а также обладал даром исцеления. Фёдор Кузьмич за своё подвижничество в 1984 году канонизирован Русской православной церковью в лике праведных в составе Собора Сибирских святых.

В соборе сумрак и прохлада; Звучны шаги на камнях плит, Перед Пречистою - лампада, Свеча - пред Вечерей горит. Все тихо, все полно покоя, Все ожидания полно, - И брезжут пятна у налоя Сквозь разноцветное окно.

В храме установлен трёхярусный тябловый иконостас, украшенный басмой. Иконы для него писали Геннадий и Анна Адаевы. Вырезал его из дерева не менее знаменитый новосибирский резчик Олег Еремин. Иконы выполнены в одном иконописном стиле Московской школы, написаны натуральными «тёплыми» красками, много красного, жёлтого, зелёного цвета.

Иконостас храма Фёдора Томского несет в себе часть легенды, над царскими вратами вырезана маленькая императорская корона. Дело в том, что Олег Еремин – мастер, который вырезал его из дерева, случайно вырезал на нем корону, на тот момент ему не было известно в честь кого построен данный храм. Только спустя год мастер узнал, что храм в честь Федора Томского.

Иконостас, в переводе с греческого, означает «подставка для икон». В древности иконостасов не было, алтарь от пространства храма отделялся декоративными колоннами. Согласно церковной истории первая преграда появилась в IV веке. Св. Василии Великий, немало потрудившийся над составлением чина литургии, по словам его жизнеописателя, был наделен особым даром: когда он приступал к главному литургическому таинству - превращению хлеба и вина в тело и кровь Христовы, - с неба спускался Святой Дух и колебал висящего над престолом золоченого голубя. Но однажды голубь остался недвижим. Василий взглянул вокруг и заметил, что прислуживавший ему диакон засмотрелся на красивую прихожанку. Вот тогда, чтобы оградить клир от соблазнов, святитель и распорядился установить преграду между алтарем и средней частью.

Далее наш путь лежит в город Болотное, где расположились ещё две великолепных церкви. Но для этого нам необходимо проехать 18 км. Полчаса пути на машине пролетят не заметно. За окном вы увидите пышную растительность, живописный сибирский пейзаж. Природа не поскупилась на волшебное зрелище.

Еще издалека мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освященный мир. Купол — это как пламя горящей свечи, недаром издревле наши предки старались даже в самые тяжелые времена золотить кресты и купола храмов. Купола имеют форму луковицы, покрыты золотой краской, что символизирует свет и огонь Божества, блистание царской славы Христа. С лицевой стороны храма изображена икона Святой Троицы. Эта икона на храме появилась довольно недавно. Храм украшают два цвета белый и голубой. Врата храма выполнены по современному стилю из красного кирпича. Во дворе храма есть звонница с несколькими колоколами.

Иконостас храма 2-х рядный живописный. 1 ряд иконостаса –Местный; 2 – над Царскими воротами Надвратная икона Тайная вечеря. Имеет три входа: царские врата, северные и южные врата. Иконостас имеет обрамление, выполненное из кедрового бруса в барочном стиле. Сделана резьба мастером из Рубцовска в 1980 году Селезнёвым М.И.

В алтаре находится образ Пресвятой Богородицы «Васнецовская». Её написал иеромонах Серафим, который раньше служил в этом храме. В храме есть старинные иконы. Многие иконы попали из других храмов, по большей части из разрушенных церквей.

Это первый канонический собор Болотного. Новый собор возвели рекордно быстро - за год и один месяц. Строители работали без выходных - от зари до зари, частенько помогали и местные жители.

Мемориал Славы Архангел Михаил - архистратиг (по-гречески - верховный военачальник), победитель зла. Он считается покровителем воинов, бьющихся за правое дело. И поэтому кирпичная однокупольная церковь, построенная в русском стиле с чертами эклектики, расположена в центре города, у Мемориала Славы.

В центре иконостаса находятся Царские врата, ведущие в алтарь, которые открываются во время литургии — через них выносят Святые дары. Символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название — «Царские врата». Иначе — райские двери, поскольку алтарь символизирует рай. По сторонам от Царских врат расположены Северные и южные врата, которые ведут в диаконник и жертвенник.

Над четырьмя стенами главной части храма возвышается свод, в виде полусферы. подобно тому как над четырьмя сторонами света простирается небесная твердь. Затем представление о небесном своде было перенесено на купол – подобие неба, и, соответственно, представление о Боге Вседержителе переносится на храмовый купол. Так как средняя часть храма является символом преображенного тварного мира, «нового неба» и «новой земли», то есть Церкви, то в куполе изображается Глава Церкви – Христос Вседержитель. Под высоким арочным сводом на длиной цепи-тросе красуется хрустальная люстра со свечами. Здание церкви высотой 26 метров рассчитано на 150 прихожан.

Просторная колокольня одноярусная, в плане квадратная с широкими проемами, в которых висят малые и средние колокола. Большой колокол – благовестный – определен в центре. Разнообразие колоколов позволяет слушателям насладиться удивительным перезвоном.

Алтарь - наиболее важная часть храма, всегда находится на восточной стороне храма. Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник». Солея – «возвышение» (от иконостаса на некоторое расстояние внутрь храма, на запад, к молящимся), то есть продолжение алтарного возвышения, поэтому называющееся внешним престолом (в отличие от внутреннего, что в середине алтаря). Солея также есть место для певцов и чтецов. Амвон – полукруглый выступ солеи против царских врат, обращенный внутрь храма к западу Иконостас - показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас – это ярусное бытие, все роды его, в конечном счете, являются ни чем иным, как раскрытием смысла первой и основной иконы – образа Иисуса Христа. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке. Звонница — сооружение для подвешивания колоколов Притвор (тёмная) – место для отреченных от церкви или готовящихся к крещению людей Купол (голова) – выражает собой вселенную, небесный свод объединяющий понятие о Боге и о всем мире в гармоничное единство

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Материал взят с сайта http://letopisi54.ru/letopis/detail.php?ID=3510. Вы не указываете ссылку на сайт.

26 February 2018

Все-таки это не плагиат: заимствована информация, которая носит справочный характер. Другое дело, что ссылку надо бы указывать

27 February 2018

Работа достаточно интересная. Спасибо.

27 February 2018

На сайте "Народная летопись НСО" размещена моя работа, поэтому это не может быть плагиатом.

22 March 2018