Предварительный просмотр презентации
Василий Никитич Татищев — основоположник РОССИЙСКОЙ исторической науки Учитель истории Сумбайкина Татьяна Дмитриевна
«История не иное есть, как воспоминовение бывших деяний и приключений, добрых и злых, потому всё то, что мы пред давним или недавним временем чрез слышание, видение или ощущение прознали и вспоминаем, есть самая настоящая история, которая нас или от своих собственных, или от других людей и дел учит о добре прилежать, а зла остерегаться». «История не иное есть, как воспоминовение бывших деяний и приключений, добрых и злых, потому всё то, что мы пред давним или недавним временем чрез слышание, видение или ощущение прознали и вспоминаем, есть самая настоящая история, которая нас или от своих собственных, или от других людей и дел учит о добре прилежать, а зла остерегаться». Василий Никитич Татищев
Актуальность работы В связи с многочисленными изменениями в социально-политической жизни России в последнее время происходит смена общественных и личностных ценностей. Общество остро нуждается в патриотах, гражданах с активной жизненной позицией, культурных, воспитанных людях. Поэтому проблема формирования гражданского самосознания и нравственного становления молодёжи является одной из наиболее актуальных. Большую роль в формировании гражданского самосознания играет сохранение исторической памяти поколений. Проблема заключается в том, что в современном мире в условиях постоянного научно-технического прогресса мы забываем о прошлом, утрачиваем традиции предков, теряем с ними духовную и историческую связь.
Память выступает в роли посредницы между поколениями. Знания, полученные в прошлом, необходимы для создания будущего, они являются своеобразной исторической основой духовной культуры общества. Бездумное переписывание истории, переоценка прошлого разрывают хрупкую нить памяти, разрушают духовное и культурное наследие народа. Великие «отцы» часто становятся забытыми «дедами», новые идеалы противоречат прежним ценностным ориентирам, памятники и мемориалы становятся ненужными, книги оказываются бесполезными. Память выступает в роли посредницы между поколениями. Знания, полученные в прошлом, необходимы для создания будущего, они являются своеобразной исторической основой духовной культуры общества. Бездумное переписывание истории, переоценка прошлого разрывают хрупкую нить памяти, разрушают духовное и культурное наследие народа. Великие «отцы» часто становятся забытыми «дедами», новые идеалы противоречат прежним ценностным ориентирам, памятники и мемориалы становятся ненужными, книги оказываются бесполезными.
БИОГРАФИЯ В. Н. ТатищевА (1686-1750гг.) Василий Никитич Татищев родился в 1686 году в селе Болдино Дмитровского уезда Московской губернии в семье обедневшего и незнатного дворянина. В 1706 году был зачислен в Азовский драгунский полк и в этом же году был произведен в поручики. В 1712–1716 годах Татищев совершенствовал своё образование в Германии. Он побывал в Берлине, Дрездене, Бреславле, где обучался преимущественно инженерному и артиллерийскому делу, поддерживал связь с генерал-фельдцейхмейстером Я. В. Брюсом и выполнял его поручения. В 1720–1723 годах Татищев проводит много времени на Урале и в Сибири, руководя местными заводами. Затем, после недолгого пребывания при дворе Петра Великого, отправляется в Швецию, где около двух лет выполняет дипломатическую миссию, знакомясь с различными производствами, а также с архивами и научными трудами. Последние годы жизни историк провел в своем имении Болдино, находясь под следствием.
Философские взгляды УЧЁНОГО Взгляды В. Н. Татищева: рационалист. Главный двигатель прогресса — просвещённый разум: «все деяния — от ума или от глупости». Он был прагматиком и убеждал читателя в пользе знания истории. По политическим взглядам он был сторонником сильной монархической власти. Выделял несколько типов государств: демократическое, аристократическое, монархическое. Считал, что пригодна для России только монархия, так как только она способна сохранить её величие. Скульптура Татищева в ВУиТ (Тольятти) Памятник Татищеву (Тольятти)
Главный труд В.Н. Татищева — «История Российская с древнейших времён» (всего 5 томов, изложение доведено до XVI века). Многие называли этот труд «татищевским летописным сводом». Авторские рассуждения в самом тексте не прослеживаются. Основное место у него занимает политическая история. Большое значение В. Н. Татищев придавал вспомогательным историческим дисциплинам — этнографии, хронологии, уделял внимание географии. Главный труд В.Н. Татищева — «История Российская с древнейших времён» (всего 5 томов, изложение доведено до XVI века). Многие называли этот труд «татищевским летописным сводом». Авторские рассуждения в самом тексте не прослеживаются. Основное место у него занимает политическая история. Большое значение В. Н. Татищев придавал вспомогательным историческим дисциплинам — этнографии, хронологии, уделял внимание географии. РОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
«История Российская» — это первый в России научный обобщающий труд по отечественной истории. По типу расположения материала его «История» напоминает древнерусские летописи: события в ней изложены в строгой хронологической последовательности. Но В. Н. Татищев не просто переписал летописи — он передал их содержание более доступным современникам языком, дополнил их другими материалами и в специальных комментариях дал собственную оценку событий. В этом была не только научная ценность его труда, но и новизна. «История Российская» — это первый в России научный обобщающий труд по отечественной истории. По типу расположения материала его «История» напоминает древнерусские летописи: события в ней изложены в строгой хронологической последовательности. Но В. Н. Татищев не просто переписал летописи — он передал их содержание более доступным современникам языком, дополнил их другими материалами и в специальных комментариях дал собственную оценку событий. В этом была не только научная ценность его труда, но и новизна.
В. Н. Татищев считал, что знание истории помогает человеку не повторять ошибок своих предков и нравственно совершенствоваться. Он был убеждён в том, что историческая наука должна основываться на фактах, почерпнутых из источников. Историк, как и архитектор для строительства здания, должен из груды материалов отобрать всё годное для истории, уметь отличать достоверные документы от тех, которые доверия не заслуживают. В. Н. Татищев считал, что знание истории помогает человеку не повторять ошибок своих предков и нравственно совершенствоваться. Он был убеждён в том, что историческая наука должна основываться на фактах, почерпнутых из источников. Историк, как и архитектор для строительства здания, должен из груды материалов отобрать всё годное для истории, уметь отличать достоверные документы от тех, которые доверия не заслуживают. В. Н. Татищев собрал и использовал огромное количество источников. Многие ценные документы нашёл и опубликовал именно он: свод законов Киевской Руси «Русская правда» и «Судебник» Ивана IV. И его труд стал единственным источником, из которого можно узнать содержание многих исторических памятников, впоследствии уничтоженных или утерянных. «Русская правда» «Судебник» Ивана IV
В. Н. Татищев одним из первых поставил вопрос о разделении истории на периоды. В основу периодизации русской истории Татищев положил принцип становления и развития самодержавной власти. Периодизация русской истории выглядела следующим образом: 1. Древнейшая история 2. Начало русской истории. Господство единовластия — 862–1132 годы 3. Нарушение единодержавия — 1132–1462 годы 4. Восстановление единовластия — 1462 год–XVIII век
Вывод Российской историографии присуще полемическое многоголосие при оценке научного наследия В.Н. Татищева. В конце XVIII – начале ХIХ века господствовало снисходительное отношение к историческим трудам Татищева, если не считать того, что А. Л. Шлёцер называл В.Н. Татищева «отцом русской истории». Ситуация начала исправляться, когда С. М. Соловьев признал, что В.Н. Татищев первым «дал своим соотечественникам средства заниматься русской историей». Памятник В. Н. Татищеву в Солнечногорске
В советской историографии Татищев удостоился в целом комплементарных оценок как исследователь, который подвел итог предшествующему периоду русской историографии и дал направление русской исторической науке на целое столетие вперед: «Татищев начинал. Он строил величественное здание российской истории, не имея предшественников. И тем более поразительно, как много он нашел такого, что наукой было принято лишь много времени спустя». В настоящее время признается, что В. Н. Татищев представил наиболее полную для своего времени рационалистическую концепцию истории России, определившую главную идею последующих концептуальных построений историографии XVIII – начала XIX века. Памятник В. Н. Татищеву в Перми