Конспект урока по истории России на тему «Великая российская революция: февраль 1917» (10 класс)
Балаева Л.В. МБОУ СОШ №12 г.Пензы
Урок «История России» - 10 класс
Тема: Великая российская революция: Февраль 1917г.
Требования ЗУН:
1. Образовательная: выяснения причин падения Российской империи и объяснения того факта почему начавшаяся в феврале 1917 года революция в России продолжала углубляться, становясь все более и более трагической для русского народа?
2. Развивающая: формирования умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, таблицу, работать с учебником.
3. Воспитательная: формирования у обучающихсяэмоциональных переживаний по поводу трагических событий истории нашей страны в 1917 году.
Планируемые результаты:
1. Предметные: усвоение обучающимися понятий и терминов, раскрытия учащимися причин, хода и значения Российской революции 1917 года.
2. Личностные: уметь высказывать собственную оценку событий и поступков людей с моральной точки зрения.
3. Метапредметные: уметь работать с историческим источником, текстом и навыки работы с рабочими (маршрутными листами)
Ресурсы:
1) основные:учебник:Мединский В.Р., Торкунов А.В. «История Росиии. 1914-1945гг.»: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2023;
2) дополнительные тексты
Ход урока
1. организационный.
2. проверка ДЗ
3. актуализация
На доске написано стихотворение М.Ю.Лермонтова «Предсказание»
О чем идет речь в стихотворении?
Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
Учащиеся определяют, что речь идет о революции.
Рассуждаем по вопросам.
•Что такое революция?
• зачем мне нужно изучать данную тему
(зачем нужна была революция? Какое значение она имела для истории страны? Революция-это добро или зло?)
• где мне может эта информация пригодиться
(чтобы понимать материал по истории в дальнейшем; чтобы сдать экзамен ЕГЭ)
• как в дальнейшем я могу использовать освоенные знания и т.п.
(могу сравнивать те события с событиями современной истории, )
• чтобы давать оценку событиям, что мне для этого надо сделать? (формируем план работы)
План:
1.Повод, причины революции
2.Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их)
3. Характер революции
4.Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика)
5. Итоги и значение революции
4. получение первичных знаний.
Революция — коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.
Работа с документом:
Солженицын А. из «Размышлений о февральской революции»
Часть IV. Причины и суть этой революции (после 10 марта 1917)
«Человеческий ум всегда требует причин для всех событий. И не честно уклоняться назвать их, кто как умеет.
В истории Февральской революции редко кем оспаривается полная неожиданность ее для всех: и для властей, и для разжигавших ее думских … кругов, и для всех революционных партий — эсеров, меньшевиков и большевиков, и для западных дипломатов в Петрограде, и уж тем более для остальной России — для Действующей Армии, для провинции, для крестьянства.
Отсутствие партийных усилий, неподготовленность партийными заданиями (агитация партий лишь потом нагоняла события), особенно поражает умы, привыкшие к революционному объяснению. В таких случаях всегда выдвигается слово «стихийный». Но по неучастию всей России мы ясно видим, что стихии — не было.
Одни преимущественно объясняют хлебными перебоями в Петрограде — даже не перебоями, а только слухам, что хлеб скоро ограничат. Мы уже разобрали, что это — не объяснение.
Другие указывают неоспоримо на многолюдность, уродливость и бездеятельную развращенность петроградского гарнизона. Реально в дни Февраля он был главной действующей силой. И все же городской гарнизон — не поднимается до уровня исторической причины, хотя бы как частное проявление более обширной причины — войны.
При явности неучастия всех партий Георгий Катков настойчиво разрабатывает мысль, что главной движущей силой петроградских волнений были немецкие агенты и немецкие деньги: хотя притекания последних нельзя доказать документально, но есть признаки. Несомненно, зная приемы германской дипломатии и тотальной войны, текущего разложения противника, можно не сомневаться, что германские усилия и деньги настойчиво прилагались к общественному взрыву в воюющей России, кому-то же они платили, не без влияния они остались и на огромный размах забастовочного движения в Петрограде, конечно они поддували и хлебные слухи (хотя лозунг «долой войну» не только немецкого происхождения, он вполне внушался и обрыдлостью войны). Несомненна немецкая заинтересованность и немецкая подталкивающая рука - но ведь почти только в одном Петрограде (из провинции — разве что в Николаеве) и не в масштабах столь удавшегося всероссийского взрыва, превзошедшего все немецкие расчеты. Позже, с весны, немцы перенесут свою поддержку на единственную пораженческую партию большевиков и с этого времени действительно станут постоянной силой хода нашей революции. Но в Феврале хоть и могли быть немецкие дрожжи — однако российская опара взялась! — и это заставляет нас искать российские причины внутренние. «Немецкую» причину полезнее недооценить, чем переоценить.
Говоря о причинах, мы, очевидно, должны иметь в виду залегающие обстоятельства - глубокие по природе, длительные во времени, которые сделали переворот принципиально осуществимым, а не толчки, непосредственно поведшие к перевороту. Толчки могут разрушить только нестабильную систему. А — отчего она стала нестабильной?
К таким причинам мы имеем право отнести всю войну в целом. <…>
… война, безусловно, сыграла губительную роль. Вся эта война была ошибкой трагической для всей тогдашней Европы, а для России и трудно исправимой. Россия была брошена в ту войну без всякого понимания международного хода событий, при сторонности ее главному европейскому конфликту, при несогласии ее авторитарного строя с внешним демократическим союзом. Она брошена была без сознания новизны этого века и тяготеющего состояния самой себя. Все избывающие здоровьем крупные силы крепкой нации были брошены не в ту сторону, создалось неестественное распределение человеческих масс и энергий, заметно перегрузилась и смешалась администрация и организация, ослаб государственный организм. И даже вс¨ это было бы еще ничего, если б не традиционная накаленная враждебность между обществом и властью. В поле этой враждебности образованный класс то и дело сбивался на истерию, правящая прослойка — на трусость. <…>
И все же не сама по себе война определила революцию. Ее определял издавний страстный конфликт общества и власти, на который война наложилась. Все назревание революции было не в военных, не в экономических затруднениях как таковых, но — в интеллигентском ожесточении многих десятилетий, никогда не пересиленном властью.
Очевидно, у власти было два пути, совершенно исключавших революцию. Или — подавление, сколько-нибудь последовательное и жестокое (как мы его теперь узнали), — на это царская власть была не способна прежде всего морально, она не могла поставить себе такой задачи. Или — деятельное, неутомимое реформирование всего устаревшего и не соответственного. На это власть тоже была не способна — по дремоте, по неосознанию, по боязни. И она потекла средним, самым губительным пут¨м: при крайнем ненавистном ожесточении общества — и не давить, и не разрешать, но лежать попер¨к косным препятствием.
Монархия — как бы заснула. После Столыпина она не имела ясной активной программы действий, закисала в сомнениях. Слабость строя подходила к опасной черте. Нужны были энергичные реформы, продолжающие Столыпина, - их не предприняли. Власть продремала и перестаревшие сословные пережитки, и безмерно затянувшееся неравноправие крестьянства, и затянувшуюся неразрешнность рабочего положения. Даже только эти явления имея в виду, невозможно было ответственно вступать ни в японскую войну, ни в Мировую. А затем власть продремала и объем потерь, и народную усталость от затянувшейся этой войны.
Накал ненависти между образованным классом и властью делал невозможным никакие конструктивные совместные меры, компромиссы, государственные выходы, а создавал лишь истребительный потенциал уничтожения. Образованное общество в свою очередь играло крестьянством как картой, то раззаряло его на несуществующие земли, то препятствовало его равноправию и волостному земскому самоуправлению. Если бы крестьянство к этой войне уже было бы общественно-равноправно, экономически устроено и не таило бы сословных унижений и обид — петроградский бунт мог бы ограничиться столичными эпизодами, но не дал бы губительного раската революции с марта по осень.
Даже и этот смертельный внутригосударственный разрыв и при всей затянувшейся войне не произвел бы революции — при администрации живой, деятельной, ответственной, не огруженной тысячами паразитов. Но в дремоте монархии стали традиционны отменно плохие назначения на гражданские и военные посты людей самоублаженных, ленивых, робких, не способных к решительным действиям в решительный час.
Стояла Россия веками — и дремалось, что ее существование не требует настойчивого изобретательного приложения сил. Вот так стоит — и будет стоять.
Эта дремота была — шире чем только администрации, это была дремота всего наследственного привилегированного класса—дворянства, особенно в его титулованных, высоко-бюрократических, великокняжеских и гвардейских кругах. Этот класс, столько получивший от России за столетия, и все авансом, — теперь в переходную напряженную пору страны в лучшем случае выделял немногочисленных честных служак, а то — вождей взволнованного общества, а то даже — и революционеров, в главной же и высшей своей части так же дремал, беззаботно доживая, без деятельного поиска, без жертвенного беспокойства, как отдать животы на благо царя и России. Правящий класс потерял чувство долга, не тяготился своими незаслуженными наследственными привилегиями, перебором прав, сохраненных при раскрепощении крестьян, своим все еще, и в разорении, возвышенным состоянием. Как ни странно, но государственное сознание наиболее покинуло его. И в грозный декабрь 1916 дворянство, погубившее эту власть, еще от нее же и отшатнулось с громкими обличениями.
Но и при всем том на краю пропасти еще могла бы удержать страну сильная авторитетная Церковь. Церковь-то и должна была создать противоположное духовное Поле, укрепить в народе и обществе сопротивление разложению. Но (до сих пор сотрясенная безумным расколом XVII века) не создала такого. В дни величайшей национальной катастрофы России Церковь - и не попыталась спасти, образумить страну. Духовенство синодальной церкви, уже два столетия как поддавшееся властной императорской длани. — утеряло высшую ответственность и упустило духовное руководство народом. Масса священства затеряла духовную энергию, одряхла. Церковь была слаба, высмеяна обществом, священники принижены среди сельской паствы. Не случайно именно семинарии становились рассадниками атеизма и безбожия, там читали гектографическую запрещенную литературу, собирали подпольные собрания, оттуда выходили эсерами.
Как не заметить, что в страдные отречные дни императора — ни один иерарх (и ни один священник) православной Церкви, каждодневно возносивший непременные за Государя молитвы, — не поспешил к нему поддержать и наставить?
Но еще и при этом всем — не сотряслась бы, не зинула бы пропастью страна, сохранись крестьянство ее прежним патриархальным и богобоязненным. Однако за последние десятилетия обидной послекрепостной неустроенности, экономических метаний через дебри несправедливостей — одна часть крестьянства спивалась, другая разжигалась неправедной жаждой к дележу чужого имущества — уже во взростьи были среди крестьян те убийцы и поджигатели, которые скоро кинутся на помещичьи имения, те грабители, которые скоро будут на части делить ковры, разбирать сервизы по чашкам, стены по кирпичикам, бель¨ и кресла - по избам. Долгая пропаганда образованных тоже воспитывала этих дележников. Это уже не была Святая Русь. Дележ чужого готов был взреветь в крестьянстве без памяти о прежних устоях, без опоминанья, что все худое выпрет боком и вскоре так же точно могут ограбить и делить их самих. (И разделят...)
Падение крестьянства было прямым следствием падения священства. Среди крестьян множились отступники от веры, одни пока еще молчаливые, другие — уже разверзающие глотку: именно в начале XX века в деревенской России заслышалась небывалая хула в Бога и в Матерь Божью. По селам разыгрывалось злобное бесцельное озорство молодежи, небывалое прежде. …
Я еще сам хорошо помню, как в 20-е годы многие старые деревенские люди уверенно объясняли:
— Смута послана нам за то, что народ Бога забыл.
И я думаю, что это привременное народное объяснение уже глубже всего того, что мы можем достичь и к концу XX века самыми научными изысканиями.
И даже — еще шире. При таком объяснении не приходится удивляться, что российская революция (с ее последствиями) оказалась событием не российского масштаба, но открыла собою всю историю мира XX века - как французская открыла XIX век Европы, — смоделировала и подтолкнула все существенное, что потом везде произойдет. В нашей незрелой и даже несостоявшейся февральской демократии пророчески проказалась вся близкая слабость демократий процветающих — их ослепленная безумная попятность перед крайними видами социализма, их неумелая беззащитность против террора.
Теперь мы видим, что весь XX век есть растянутая на мир та же революция.
Это должно было грянуть над всем обезбожевшим человечеством. Это имело всепланетный смысл, если не космический.
Могло бы, воля Божья, начаться и не с России. Но и у нас хватало грехов и безбожия. <…>
Февральские деятели, без боя, поспешно сдав страну, почти все уцелели, хлынули в эмиграцию и все были значительного словесного развития — и это дало им возможность потом десятилетиями изображать свой распад как торжество свободного духа. Очень помогло им и то, что грязный цвет Февраля все же оказался светлей черного злодейства коммунистов. Однако если оценивать февральскую атмосферу саму по себе, а не в сравнении с октябрьской, то надо сказать – и, я думаю, в «Красном Колесе» это достаточно показано: она была духовно омерзительна, она с первых часов ввела и озлобление нравов и коллективную диктатуру над независимым мнением (стадо), идеи ее были плоски, а руководители ничтожны.
Февральской революцией не только не была достигнута ни одна национальная задача русского народа, но произошел как бы национальный обморок, полная потеря национального сознания. Через наших высших, представителей мы как нация потерпели духовный крах. У русского духа не хватило стойкости к испытаниям.
Тут, быстротечно, сказалась модель опять-таки мирового развития. Процесс померкания национального сознания перед лицом всеобщего «прогресса» происходил и на Западе, но - плавно, но - столетиями, и развязка еще впереди».
Работа по группам
1 группа. используя текст учебника и предложенных учителем тексты найти причины Февральской революции.
2 группа
работает с текстом учебника заполняет таблицу: Основные события Февральской революции.
Примерная таблица «Основные события Февральской революции 1917г.»
Дата |
События |
Итоги |
18 февраля |
Забастовка рабочих Путиловского завода. Администрация закрывает завод. Более 30 тыс. рабочих без средств к существованию |
Начало массовых выступлений в столице |
23 февраля |
Колонна демонстрантов, возглавляемая женщинами требуют хлеба и возвращения мужчин с фронта |
Массовая экономическая стачка |
25 февраля |
Всеобщая стачка под лозунгами «Долой царизм!», «Долой самодержавие!», «Долой войну!». Столкновения рабочих с жандармерией |
Экономические забастовки перерастают в политическую стачку |
26 февраля |
Аресты членов политических партий. Государственная дума распущена на два месяца императором Выступление Павловского полка, перешедшего на сторону восставших |
Жертвы, положение в столице осложняется |
27 февраля |
Солдаты запасного батальона Волынского полка отказываются повиноваться командиру, убивают его, присоединяются к демонстрантам. Захвачены арсенал, вокзалы, важнейшие правительственные учреждения, завладели Петропавловской крепостью, Зимним дворцом.
Толпа и депутаты Государственной думы собрались у Таврического дворца |
Массовый переход солдат на сторону народа Правительство не справляется с ситуацией Созданы органы «Временный комитет членов Государственной думы» М.В. Родзянко и Временный исполнительный комитет Петроградского Совета рабочих депутатов во главе с Чхеидзе |
1 марта |
Между лидерами двух органов достигнуто соглашение |
Образовано Временное правительство во главе с князем Г.Е. Львовым |
2 марта |
Николай II подписал отречение от престола в пользу своего брата Михаила |
Михаил отказался от престола. Российская монархия фактически перестала существовать |
Группа 3: работает с предложенными учителем текстами и выясняет итоги и значение революции.
Учитель предлагает учащимся работу с тестом дневника Николая Второго 2 марта1917г.
«Утром пришёл Рузский и прочёл свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, т. к. с ним борется соц[иал]-дем[ократическая] партия в лице рабочего комитета. Нужно мое отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев всем главнокомандующим. К 2½ ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с кот[орыми] я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чувством пережитого. Кругом измена и трусость и обман!»
Предлагает вопросы группе:
1. Кому Николай II передавал русский престол? Почему не своему сыну?
2. С каким чувством воспринимал происходящие события Николай II?
3. По-разному оценивался акт отречения государя. Один из приближенных осуждающе заметил: «Отрекся, как командование эскадроном сдал». А какова ваша точка зрения? Как объясняет Манифест главные мотивы отречения Николая II от престола?
Группа 4 работает над тестом учебника по вопросу: «Двоевластие. Сущность двоевластия». Отвечают на вопросы, предложенные учителем. Письменно ответьте на вопрос : Что значит: Временное Правительство: Власть без силы, а Петроградский Совет: сила без власти.
После обсуждения выступления групп
5. Рефлексия.
Какие трудности возникли? Что было самым важным на уроке? Зачем мы сегодня на уроке…?
Что для тебя было легко (трудно)? Доволен ли ты своей работой? За что ты хочешь похвалить себя или тех, кто работал с тобою в группе?
Домашнее задание:
1.Параграф 3, ответы на вопросы устно
Вариант 1 1. К Первой мировой войне относится понятие
1) «маленькая победоносная война» 2) Севастопольская страда 3) Тарутинский манёвр 4) план Шлиффена
2. Страна, первая применившая химическое оружие, — это
1) Германия 2) Франция 3) Турция 4) Россия
3. Высшая военная награда в Российской империи (с 1769 г.) — орден
1) Святого Георгия 2) Святого Владимира 3) Святого Андрея Первозванного 4) Святого Александра Невского
4. Расположите исторические события в хронологической последовательности.
1) битва на реке Сомме 2) сражение под Каушеном 3) вступление в войну Италии 4) убийство в Сараево 5) первая Балканская война
5. Какие три события из перечисленных относятся к Первой мировой войне? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сражение на реке Шахэ 2) осада и штурм Плевны 3) сражение у крепости Перемышль 4) битва на Марне 5) Брусиловский прорыв 6) сражение под Ляояном
6. Ниже приведён перечень событий. Все они, за исключением двух, относятся к 1915 г.
1) осада крепости Осовец 2) сражение под Ипром 3) сражение на Марне 4) создание Прогрессивного блока 5) Сараевское убийство 6) «великое отступление» русской армии
Найдите и запишите порядковые номера событий, относящихся к другому периоду.
7. Запишите имя военачальника, о котором идёт речь.
В начале Первой мировой войны Верховным главнокомандующим русской армии стал великий князь, внук Николая I, дядя Николая II, генерал от кавалерии _______________. В 1915 г. император Николай II принял обязанности Верховного главнокомандующего на себя.
|
Вариант 2 1. Межпартийная коалиция в Думе, получившая название Прогрессивного блока, была создана в
1) 1912 г. 2) 1914 г. 3) 1915 г. 4) 1917 г.
2. Какая политическая партия в России выдвинула идею создания правительства «народного доверия»?
1) эсеры 2) кадеты 3) октябристы 4) социал-демократы
3. Впервые совершил воздушный таран лётчик
1) Ю. Гильшер 2) П. Нестеров 3) И. Сикорский 4) В. Чкалов
4. Расположите исторические события в хронологической последовательности.
1) наступление 1-й и 2-й русских армий в Восточной Пруссии 2) Брусиловский прорыв 3) «великое отступление» русской армии 4) вступление России в Первую мировую войну 5) образование Антанты
5. Какие три события из перечисленных относятся к Первой мировой войне? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сражение у Гросс-Егерсдорфа 2) «Верденская мясорубка» 3) Седанская катастрофа 4) битва при Гумбиннене 5) Галицийская операция 6) оборона Севастополя
6. Ниже приведён перечень имён героев. Все они, за исключением двух, проявили себя в Первой мировой войне.
1) Пётр Кошка 2) Кузьма Крючков 3) Римма Иванова 4) Денис Давыдов 5) Мария Бочкарёва 6) Пётр Нестеров
Найдите и запишите порядковые номера героев других войн.
7. Запишите термин, о котором идёт речь.
В конце 1916 г. в 31 губернии России правительство ввело _______________, которая предусматривала обязательную сдачу крестьянами государству всех излишков хлеба и других продуктов по твёрдым ценам. Устанавливала нормы на личные и хозяйственные нужды. |
Вариант 1 1-4 2-1 3-1 4-54231 5-345 6-35 7. Николай Николаевич |
Вариант 2 1-3 2-2 3-2 4-54132 5-245 6-14 7. продразвёрстка |