Внеклассное мероприятие по математике «Великолепная семерка»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение- лицей №22 г.Орла
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ПО МАТЕМАТИКЕ
«Великолепная семерка»
Подготовила и провела-
Бакина Н.В.
2018-2019 уч.год
Цель мероприятия: пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету математике.
Задачи мероприятия:
1.Способствовать развитию интереса у большинства учеников к предмету;
2.Повысить уровень математического мышления, расширять кругозор учащихся;
3.Формировать товарищеское доброжелательное отношение к членам команды и соперникам;
4.Учить толерантности;
5.Развивать чувства сопереживания результатам труда.
Оборудование: карточки, ребусы, геометрические фигуры, набор чисел и знаки арифметических действий, таблицы оценивания для жюри.
Предварительная работа: игроки заранее распределены по командам /методом жеребьевки/; игроки заранее выбрали командира, придумали названия команд.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Учитель: Дорогие ребята. Сегодня вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название «Математика». Математика- очень важная наука. Без неё не обходится ни один человек независимо от возраста и профессии.
Ученик 1 :
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
И математики проблемы
Решили, но еще не все мы.
Ученик 2:
Помогут вычесть и сложить
И уравнение решить,
С их помощью определяем меры
И можем записать примеры.
Ученик 3:
На математике узнали
Мы то, что раньше не слыхали:
Формула – модель – сравненье
И где ловушка в уравненье.
Учитель: А вы знаете, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа. Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета. В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «5 пальцев», «5 домов», «5 яблок» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5».Так появились числа. Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа на бумаге.
- Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей. Прочитайте, что он говорил о числах.
Дети: «Миром управляют числа»
Учитель Слово «математика» пришло к нам из Древней Греции. В переводе на русский язык оно означает «учиться», «приобретать знания». Математика учит нас мыслить ясно, последовательно, логично, развивает мысль, внимание, воспитывает настойчивость и волю. Одним словом, математика учит нас приобретать знания. Надеюсь, что участие в сегодняшнем мероприятии укрепит интерес к математике у его участников.
Занятие пройдет в форме конкурсов между двумя командами. За правильные ответы на вопросы команды будут получать по 1 баллу. Команда, набравшая большее количество баллов, станет победительницей и получит звание «Великолепная семерка»
2.Представление команд:
Команда «Квадрат»
Девиз- Наша команда «Квадрат» приветствует собравшихся ребят. Желаем всем победить, а себе не проиграть!
Команда «Круг»
Девиз- В кругу друзей лучше считать, легче решать и побеждать!
3. Начнем с разминки.
В этом конкурсе я проверю вашу внимательность и смекалку. Вопросы будут задаваться командам по очереди. Максимальная оценка правильного ответа - 1 балл.
1.У прямоугольника отрезали один угол. Сколько углов осталось? (5 )
2.Петух весит на одной ноге 5 кг 500 г. Сколько весит петух на двух ногах? (5 кг 500 г)
3.Хозяйка несла в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (Ни одного, все разбились.)
4.4 яйца сварились за 4 минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? (4 минуты.)
5.Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела 1яблоня, а потом - 3 сливы. Сколько деревьев зацвело? (В январе деревья не цветут.)
6.Дед, баба, внучка, Жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и, наконец, вытянули. Сколько глаз увидели репку? (12 глаз.)
7.На столе стоят 3 стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни. Сколько стаканов осталось? (Три стакана.)
8. Над рекой летели птицы
Голубь, щука, 2 синицы,
2 стрижа и 5 гусей.
Сколько птиц? Ответь скорей! (10.)
9.Какая цифра , если перевернуть сверху вниз, уменьшится на 3? (9)
10.Какие часы показывают верное время только 2 раза в сутки? (Часы, которые остановились).
11.Когда мы смотрим на число 3, а говорим 15? (Когда смотрим на часы)
12.В известной сказке «Поди туда- не знаю куда, принеси то- не знаю что» царь послал стрелка Андрея за тридевять земель. Внимание, вопрос! Тридевять- это сколько?(27)
13.Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина до того, как он поймал золотую рыбку? (33)
14.Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок?(0)
1 Сектор- Арифметика
Учитель: Это, пожалуй, самая древняя область математики.
1 задание: Команды должны будут произвести вычисления и, воспользовавшись кодом (ключом к расшифровке), сложить пословицу.
9 • 9 4 • 7 24 • 1
8 • 5 7 • 9 9 • 2
5 • 3 6 • 4 3 • 4
3 • 9 20 • 2 7 • 4
6 • 2 5 • 9 9 • 7
12 15 18 24 27 28 36 40 45 63 64 81
У з а н м к в е т и г б
(Без муки нет науки)
2 задание: Каждой команде предлагается набор чисел. Надо между ними вставить знаки арифметических действий так, чтобы выражения были верными.
Нужно расставить нужные знаки + или -.
30*6*10=34 30*7*10=27
25*10*5=40 70*8*20=82
40*7*20=13 50*9*30=89
50*14*13=34 40*8*10=22
3 задание: Нужно быть очень внимательными и решить задачи
а) Очень много дел у Оли:
в магазине купить соли,
вымыть пол,
покрасить стол,
привести из сада Сашу,
сварить рисовую кашу,
не лениться, если в школе.
Скажи, сколько дел у Оли? (6)
б) Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь.
Для Наташи, Маши, Тани,
Коли, Оли, Гали, Вани.
Пирожки уже готовы,
Да еще один пирог,
Кот под лавку уволок,
Да в печи четыре штуки.
Пироги считают внуки.
Если можешь, помоги,
Сосчитай им пироги. (12)
2 сектор- Геометрия
Учитель: Один из разделов математики - геометрия. В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения. Давайте вспомним, какие геометрические фигуры вы уже знаете.
1 задание: «Ловкие ножницы». Команды получают по квадрату из бумаги размером приблизительно 15 см на 15 см и одни ножницы. Необходимо квадрат разрезать на 4 равные части и составить из них два равных квадрата.
Ответ.
2 задание: С помощью геометрических фигур зашифрованы слова. (Рисунок на доске.)
а) Используя названия фигур, прочтите слово — название животного.
Ответ – крот
б) Выстроив фигуры по количеству углов, прочтите слово — название цветка.
3 сектор- Фольклор
Учитель: Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами. Вспомните, какое число считается в народе несчастливым? (13)
Учитель: А вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках. Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом «7».
Задание: какая команда из слов быстрее сложит пословицу. (дети берут по одному слову и выстраиваются по порядку).
1 команда- Семь раз отмерь - один раз отрежь.
2 команда- У ленивого Емели семь четвергов на неделе.
4 сектор- конкурс Капитанов
- Капитаны! Прошу вас выйти. Настал ваш час показать свои математические способности.
Даю вам карточки с текстом одной и той же задачи. Победит тот, кто быстрее ее решит. Максимальная оценка - 4 балла.
У Пончика на комбинезоне 17 карманов.10 карманов спереди, остальные сзади.
В каждом кармане спереди по 2 пончика, а сзади по 3 пончика. Сколько всего пончиков у Пончика?
Ответ: всего 41 пончик.
17-10 = 7 (к.) - сзади;
2 х 10 = 20 (п.) - спереди;
3x7 = 21 (п.) - сзади;
20 + 21 =41 (п.) - всего.
- Пока капитаны выполняют задание, мы проверим ваше логическое мышление.
1 задание: «Занимательные стаканы».
Перед командами ставятся 6 стаканов в следующем порядке: три с водой, затем три пустых. Нужно сделать так, чтобы пустой стакан и стакан с водой чередовались. При этом разрешается взять в руки только один стакан.
Ответ: нужно взять второй стакан и вылить воду в пятый.
«Шутливые задачки»:
1. Сколько ушей у трех мышей? (6.)
2. Сколько лап у четырех медвежат? (16.)
3.У двух носорогов два рога. Сколько рогов у ста носорогов? (100.)
4. Сколько ножек у двух сороконожек? (80.)
5. Сколько пальчиков у шести мальчиков? (60.)
6. У одноголового змея один хвост. Сколько хвостов у девятиголового змея? (Один.)
7. Крошечка-Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами - Одноглазкой, Двуглазкой и Триглазкой. Сколько всего глаз было у честной компании? (8.)
8. Леший собрал 48 мухоморов, а Баба Яга на 8 мухоморов меньше. Сколько полезных грибов собрали Леший и Баба Яга вместе? (Нисколько. Мухомор - ядовитый гриб.)
9.Степа поделил бутерброд на три части, сколько он сделал надрезов (2)
10.Одно колесо автомобиля проехало 100м, сколько проехали все 4 колеса? (100м)
11.Тимур получил на праздник 10 конфет, в тот же день он съел все конфеты, кроме 8.
Сколько конфет у него осталось? (8)
5сектор- Математика и экология
Учитель: Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия. Даже такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты.
Ну что ж, поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии. Знаете ли вы, что:
-65 ударов в минуту делает сердце взрослого человека.
-Человеку в день требуется 2 литра воды
-1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен
-За сутки из неисправленного крана вытекает 50 литров воды.
-1 гектар леса поглощает 8 кг углекислого газа за час.
-17 кг чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека.
А теперь попробуйте решить экологическую задачу:
На семью из трех человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из 5 человек?
6 сектор- Шифровальщики
Требуется расшифровать ребусы, содержащие в себе числа. Члены команды по очереди подходят к доске и выбирают карточку с ребусом.
Итог
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Все сектора открыты, все разделы пройдены. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания. Вам было интересно?
Сейчас мы попросим жюри подвести итоги и назвать команду победителя. Слово предоставляется жюри.
Поздравляю победителей и участников. Все вы молодцы! Желаю вам пронести любовь к математике через всю жизнь. Пусть ваша смекалка и крепкие знания помогут вам справиться с любой математической задачей, а решения будут для вас легкими и интересными. Желаю, чтобы в вашей жизни не было нерешенных задач.
Елена Вениаминовна Чурина