Внеклассное мероприятие по математике в 3 классе «Занимательная математика»
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Озерное
Аткарского района Саратовской области
Внеклассное мероприятие -
игра - путешествие
«В стране занимательной математики»
3 класс
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Зенгер И.Ю.
2018 г.
Игра – путешествие
«В стране занимательной Математики»
3 класс
Тема: Закрепление табличного умножения и деления.
Цели:
• Закрепить навык табличного умножения и деления; отрабатывать навык решения задач разных видов;
• Развивать интерес детей к математике; их математические способности, учить выполнять логические операции; расширять кругозор учащихся.
• Учить ребят работать в группах; воспитывать взаимовыручку, чувство взаимопомощи.
Оборудование: игровое поле с 5 секторами разного цвета, карточки с заданиями, эмблемы команд «Веснушка» и «Солнышко», .
(Презентация «Занимательная математика»)
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Учитель: Дорогие ребята. Сегодня вы попали в удивительную страну, страну мудрецов, которая носит название «Заниматика». Кто из вас догадался, какие два слова объединились, чтобы получилось название этой страны?
(слайд № 2)
Дети: «Заниматика» - это занимательная математика.
Учитель: Правильно!
Ученик 1 :
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
И математики проблемы
Решили, но еще не все мы.
Ученик 2:
Помогут вычесть и сложить
И уравнение решить,
С их помощью определяем меры
И можем записать примеры.
Ученик 3:
На математике узнали
Мы то, что раньше не слыхали:
Формула – модель – сравненье
И где ловушка в уравненье.
Учитель: А вы знаете, ребята, что математика стала наукой только с появлением числа. Ведь поначалу люди не знали ничего о числах и обходились без счета. В те далекие времена, когда человек хотел сказать, например, что у него 5 предметов, он говорил так: «Столько же, сколько пальцев на руке». И только по прошествии очень долгого времени люди пришли к пониманию того, что различные группы предметов – «5 пальцев», «5 домов», «5 яблок» - имеют общее свойство – одинаковую численность, которую можно выразить с помощью понятия «5».
Так появились числа.
Но прошло еще много времени, прежде чем люди научились записывать числа на бумаге.
( Учитель демонстрирует плакат с арабскими цифрами)
- Один из величайших греческих математиков древности Пифагор, живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей.
Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах.
(слайд № 3)
Дети: «Миром управляют числа»
Учитель: Да, действительно, при помощи чисел мы сможем записать пример, решить задачу или уравнение, оперировать различными величинами, сравнивать, производить вычисления и многое другое.
Все эти знания нам пригодятся и в нашем путешествии по Стране занимательной математики.
Учитель: Я объясню правила игры.
(слайд № 4)
Перед вами игровое поле, или, другими словами, карта страны Заниматики. На игровом поле – 6 секторов, 6 различных областей математики, в которых вы должны будете показать свои знания.
Стрелка будет указывать на сектор.
Задания каждого из секторов дадут возможность командам набрать определенное количество очков.
(Для подсчета очков в классе работает жюри)
- Ну, а теперь нам осталось только выбрать название для каждой команды.
Первая команда – «Веснушка»
Вторая команда – «Солнышко»
Итак, игра начинается!
Для жеребьевки – для того чтобы определить, кто сделает первый ход,- приглашаются капитаны команд. Вам надо разгадать соображалку. Начинает игру та команда, чей капитан справится с заданием быстрее.
(слайд № 5)
Ответ: у пчелы 5 глаз – 2 больших по бокам и з маленьких – на лбу или темечке.
Сектора на игровом поле
1. Арифметика
(слайд № 6)
Учитель: Это, пожалуй, самая древняя область математики.
Команды должны будут произвести вычисления и, воспользовавшись кодом (ключом к расшифровке), сложить пословицу.
9 • 9 4 • 7 24 • 1
8 • 5 7 • 9 9 • 2
5 • 3 6 • 4 3 • 4
3 • 9 20 • 2 7 • 4
6 • 2 5 • 9 9 • 7
12 15 18 24 27 28 36 40 45 63 64 81
У з а н м к в е т и г б
(Без муки нет науки)
Учитель: Какую науку принято считать царицей всех наук?
Дети: Математику.
2. Геометрия
Учитель: Один из разделов математики - геометрия.
В ней рассматриваются различные геометрические фигуры, способы их построения и измерения.
Дать названия всем геометрическим фигурам.
(слайд № 7)
Учитель: А сейчас мы посмотрим, у какой из команд глаз-алмаз.
(слайд № 9)
3. Фольклор
Учитель: Творчество русского народа очень тесно связано с математикой. Вы, наверное, знаете, что в старину некоторые числа люди даже наделяли магическими свойствами.
Вспомните, какое число считается в народе несчастливым?
Дети: тринадцать.
Учитель: А вот число 7, наоборот, считается счастливым. Народ с большим удовольствием использует его в своих пословицах и поговорках.
Вспомните и назовите пословицы и поговорки с числом «7».
(слайд № 10)
Дети: Семеро с ложкой – один с сошкой.
- Лук – от семи недуг.
- За семью морями.
- Сам не дерусь, а и семерых не боюсь.
- Семи пядей во лбу.
- Седьмая вода на киселе.
- Семь верст до небес.
- На седьмом небе.
- Семеро одного не ждут.
- Семь бед - один ответ.
- Семь раз отмерь – один раз отрежь.
- Семь пятниц на неделе.
- У семи нянек дитя без глазу.
4. Величины
Учитель: С какими величинами вы знакомы?
(слайд № 11)
Дети: Длина, время, масса.
Учитель: Расположить в порядке возрастания:
Масса
Килограмм, тонна, центнер, грамм.
Длина
Метр, дециметр, километр, миллиметр, сантиметр.
(слайд № 12)
5. Математика и экология
Учитель: Вы уже знаете, что математику считают царицей всех наук. Без вычислений трудно представить себе такие науки, как физика, химия, география, астрономия.
А знаете ли вы, что даже такая наука, как экология, которая изучает взаимосвязь живых существ с окружающей средой и человеком, очень тесно связана с математикой? Ведь во всем нужны числовые подсчеты.
Ну что ж, поупражнявшись в вычислениях, мы сможем получить новые знания по экологии.
(слайд № 13)
Команда 1:
* - 14 = 51
* • 7 = 56
90 : * = 45
-65 ударов в минуту делает сердце взрослого человека.
-Человеку в день требуется 2 литра воды
-1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен
Команда 2:
100: * = 2
96 : * = 12
63 + * = 80
-За сутки из неисправленного крана вытекает 50 литров воды.
-1 гектар леса поглощает 8 кг углекислого газа за час.
-17 кг чистого воздуха необходимо в сутки для дыхания одного человека.
(слайд № 14)
Решить экологическую задачу:
На семью из трех человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из 5 человек?
6. Логика
Учитель: Это раздел математики, который учит нас строить свои высказывания последовательно, рассуждать и доказывать свои мысли. Вот и сейчас командам предлагается рассуждать и вставить в выражения слова «некоторые» или «все».
(слайд № 15)
Учитель: А сейчас мы узнаем, чья команда самая внимательная.
(слайд № 16)
Итог урока:
Учитель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Все сектора открыты, все разделы пройдены.
Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий вы стали еще сообразительнее, находчивее, остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания. Вам было интересно?
(слайд № 17)
Ученик 1 :
Конечно, тайны языка
Не все открыли мы пока.
И математики проблемы
Решили, но еще не все мы.
Ученик 2:
Помогут вычесть и сложить
И уравнение решить,
С их помощью определяем меры
И можем записать примеры.
Ученик 3:
На математике узнали
Мы то, что раньше не слыхали:
Формула – модель – сравненье
И где ловушка в уравненье.
Задание 1.
9 • 9 4 • 7 24 • 1
8 • 5 7 • 9 9 • 2
5 • 3 6 • 4 3 • 4
3 • 9 20 • 2 7 • 4
6 • 2 5 • 9 9 • 7
Шифр
12 15 18 24 27 28 36 40 45 63 64 81
У з а н м к в е т и г б
Задание 1.
9 • 9 4 • 7 24 • 1
8 • 5 7 • 9 9 • 2
5 • 3 6 • 4 3 • 4
3 • 9 20 • 2 7 • 4
6 • 2 5 • 9 9 • 7
Шифр
12 15 18 24 27 28 36 40 45 63 64 81
У з а н м к в е т и г б
Задание 2.
Расположить в порядке возрастания:
Масса
Килограмм, тонна, центнер, грамм.
_____________________________________________________________
Задание 2.
Расположить в порядке возрастания:
Длина
Метр, дециметр, километр, миллиметр, сантиметр.
_____________________________________________________________
Команда 1:
* - 14 = 51 __________________________
* • 7 = 56 __________________________
90 : * = 45 __________________________
Команда 2:
100: * = 2 __________________________
96 : * = 12 __________________________
63 + * = 80 __________________________
Задание 3.
Решить экологическую задачу:
На семью из трех человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из 5 человек?
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Задание 3.
Решить экологическую задачу:
На семью из трех человек в сутки требуется 51кг чистого воздуха. Сколько кг воздуха потребуется на семью из 5 человек?
__________________________________________________________
__________________________________________________________
1 команда
Вставить в выражения слова «некоторые» или «все».
_____________ уравнения содержат неизвестное.
_____________ треугольники имеют три угла.
_____________ числа четные .
_____________ числа меньше тысячи.
2 команда
Вставить в выражения слова «некоторые» или «все».
______________ задачи решаются в два действия.
______________ квадраты – четырехугольники.
______________ числа двузначные.
______________ числа делятся на 1.
Таблица результатов конкурсов математической игры «В стране занимательной математики»
Дата проведения - 14.03.2018 г.
Учитель – Зенгер И.Ю.
Название команды |
Конкурс «Арифметика» |
Конкурс «Геометрия» |
Конкурс «Глаз - алмаз» |
Конкурс «Фольклор» |
Конкурс «Величины» |
Конкурс «Математика и экология» |
Конкурс «Экологическая задача» |
Конкурс «Логика» |
Конкурс «Найди закономерность» |
Общее кол - во баллов |
Место |
«Веснушка» |
|||||||||||
«Солнышко» |
«А Р И Ф М Е Т И К А»
«Г Е О М Е Т Р И Я»
«Ф О Л Ь К Л О Р»
«В Е Л И Ч И Н Ы»
«М А Т Е М А Т И К А И Э К О Л О Г И Я»
«Л О Г И К А»
Зенгер Ирина Юрьевна
Идикова Зухра Камалдиновна
Зенгер Ирина Юрьевна
Идикова Зухра Камалдиновна