Непосредственно образовательная деятельность в музее для детей 5 -7 лет «Вербное воскресенье»

5
0
Материал опубликован 16 April 2020

Непосредственно образовательная деятельность в музее для детей 5 -7 лет

Тема: «Вербное воскресенье»

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомить детей с народными праздниками, русским фольклором, национальными обычаями;

- учить детей рисовать почки вербы используя метод тычка, вливать цвет в цвет.

Развивающие:

- развивать творческие способности, эстетический вкус.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность при выполнении работы, аккуратность при работе с красками;

- прививать любовь и уважение к русским народным традициям и культуре.

Ход занятия:

Рассказ о празднике

Педагог

Вербное воскресенье – последнее воскресенье перед Пасхой. К этому празднику был приурочен обычай: вербные веточки освящают в церкви, а придя домой, несколько почек этой вербочки съедают, чтобы предохранить себя от болезней и прогнать всякую хворь, так как освященная верба считалась целебной, наделенной особой силой. Освященную вербочку ставят в передний угол, хранят за иконой, детей и домашних животных слегка хлещут вербой, приговаривая: не я бью – верба бьет, верба – хлест бьет до слез, верба бела – бьет за дело, верба красна – бьет напрасно». В этот же день пекут из теста орехи и раздаются домочадцам. Освященную вербу берегут до первого выгона скота (23 апреля), гонят ею скотину со двора, а потом втыкают под крышу дома.На вербное воскресенье организовывались «Вербные базары» и гуляния. Продавали детские игрушки, искусственные цветы, посуду, картинки, свистульки. А какая россыпь пасхальных яичек – сахарные, фарфоровые, хрустальные, деревянные, настоящие… И обязательно продавались сладости, запускались в небо воздушные шарики. Организовывалось катание на лошадях.

Вербное воскресенье – исконный русский детский праздник. Дети украшали вербное дерево искусственными цветами и птицами из бумаги или ткани, обвешивали настоящими и восковыми фруктами, овощами, орехами, ягодами. Выпечка, которая раздавалась детям, называлась – орехи.

Их нужно было съесть для здоровья. На счастье делаются бумажные и искусственные цветы. Их дарят тому, кому желаешь счастья. Еще детей угощали «баранами». Это постное ржаное печенье в виде загогулин, изображающих рогатых баранов и ярочек.

А вот как приговаривали, когда детей хлестали вербочкой:

Верба, верба, верба – хлест.

Верба – хлест бьет до слез.

Верба синя бьет несильно.

Верба красна бьет напрасно.

Верба бела бьет за дело.

Верба – хлест бьет до слез.

- Бьем, чтобы быть здоровым!

Не я бью – верба бьет,

За каждый день – велик день,

Хвора в лес, на верес

А здоровье – в кости.

Будь здоров, как вода,

А расти, как верба.

Продуктивная деятельность

Педагог

А теперь ребята я вас приглашаю нарисовать веточку вербы, это самый главный символ праздника.

Рисуем вазу. Посмотрите, какие у нас вазы. (Дети рассматривают вазы и рисуют по желанию.)

Теперь нам надо нарисовать несколько веточек, которые стоят в наших вазах. (Дети рисуют веточки.)

А теперь самое главное. Посмотрите, какая красивая верба, она пушистая и нежная, потрогайте ее почки. Видите, какой цвет серый, белый, серебристый. (Дети рассматривают и трогают веточки вербы). А теперь попробуйте нарисовать, пушистые почки вербы, можно использовать метод тычка, чтобы придать вербе пушистый вид. (Дети рисуют вербу красками, используя несколько цветов ( серую, белую, серебряную)).

Ребята, посмотрите, как у нас красиво получилось, давайте полюбуемся нашими работами. (Дети рассматривают рисунки.)



Итоги занятия

В конце занятия ребенок рассказывает стихотворение.

«Вербное воскресенье»

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Станицей тучки носятся,

Теплом озарены,

И в душу снова просятся

Пленительные сны.

Везде разнообразною

Картиной занят взгляд,

Шумит толпою праздною

Народ, чему-то рад…

Какой-то тайной жаждою

Мечта распалена –

И над душою каждою

Проносится весна.

(А.А.Фет)

Педагог

Наше занятие подошло к концу, рисунки можно взять с собой и подарить нашим родным.

Дети прощаются.

Список использованной литературы:

Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.- сост. А.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3 изд. перераб. и допол. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015.-304с.

Тимошкина Н.А. «Методика использования русских народных игр в ДОУ», Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования, 2008.- 64с.

Ищук В.В., Нагибина М.И. «Народные праздники», академия развития. г. Ярославль, 2000.- 160 с.

Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторы-составители: Пугачева Н.В, Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие.- м: Педагогическое общество России, 2007.- 144с.

Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь - Волгоград: Правда. 1991. – 496с.











в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.