Непосредственно образовательная деятельность в музее для детей 5 -7 лет «Вербное воскресенье»
Непосредственно образовательная деятельность в музее для детей 5 -7 лет
Тема: «Вербное воскресенье»
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомить детей с народными праздниками, русским фольклором, национальными обычаями;
- учить детей рисовать почки вербы используя метод тычка, вливать цвет в цвет.
Развивающие:
- развивать творческие способности, эстетический вкус.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность при выполнении работы, аккуратность при работе с красками;
- прививать любовь и уважение к русским народным традициям и культуре.
Ход занятия:
Рассказ о празднике
Педагог
Вербное воскресенье – последнее воскресенье перед Пасхой. К этому празднику был приурочен обычай: вербные веточки освящают в церкви, а придя домой, несколько почек этой вербочки съедают, чтобы предохранить себя от болезней и прогнать всякую хворь, так как освященная верба считалась целебной, наделенной особой силой. Освященную вербочку ставят в передний угол, хранят за иконой, детей и домашних животных слегка хлещут вербой, приговаривая: не я бью – верба бьет, верба – хлест бьет до слез, верба бела – бьет за дело, верба красна – бьет напрасно». В этот же день пекут из теста орехи и раздаются домочадцам. Освященную вербу берегут до первого выгона скота (23 апреля), гонят ею скотину со двора, а потом втыкают под крышу дома.На вербное воскресенье организовывались «Вербные базары» и гуляния. Продавали детские игрушки, искусственные цветы, посуду, картинки, свистульки. А какая россыпь пасхальных яичек – сахарные, фарфоровые, хрустальные, деревянные, настоящие… И обязательно продавались сладости, запускались в небо воздушные шарики. Организовывалось катание на лошадях.
Вербное воскресенье – исконный русский детский праздник. Дети украшали вербное дерево искусственными цветами и птицами из бумаги или ткани, обвешивали настоящими и восковыми фруктами, овощами, орехами, ягодами. Выпечка, которая раздавалась детям, называлась – орехи.
Их нужно было съесть для здоровья. На счастье делаются бумажные и искусственные цветы. Их дарят тому, кому желаешь счастья. Еще детей угощали «баранами». Это постное ржаное печенье в виде загогулин, изображающих рогатых баранов и ярочек.
А вот как приговаривали, когда детей хлестали вербочкой:
Верба, верба, верба – хлест.
Верба – хлест бьет до слез.
Верба синя бьет несильно.
Верба красна бьет напрасно.
Верба бела бьет за дело.
Верба – хлест бьет до слез.
- Бьем, чтобы быть здоровым!
Не я бью – верба бьет,
За каждый день – велик день,
Хвора в лес, на верес
А здоровье – в кости.
Будь здоров, как вода,
А расти, как верба.
Продуктивная деятельность
Педагог
А теперь ребята я вас приглашаю нарисовать веточку вербы, это самый главный символ праздника.
Рисуем вазу. Посмотрите, какие у нас вазы. (Дети рассматривают вазы и рисуют по желанию.)
Теперь нам надо нарисовать несколько веточек, которые стоят в наших вазах. (Дети рисуют веточки.)
А теперь самое главное. Посмотрите, какая красивая верба, она пушистая и нежная, потрогайте ее почки. Видите, какой цвет серый, белый, серебристый. (Дети рассматривают и трогают веточки вербы). А теперь попробуйте нарисовать, пушистые почки вербы, можно использовать метод тычка, чтобы придать вербе пушистый вид. (Дети рисуют вербу красками, используя несколько цветов ( серую, белую, серебряную)).
Ребята, посмотрите, как у нас красиво получилось, давайте полюбуемся нашими работами. (Дети рассматривают рисунки.)
Итоги занятия
В конце занятия ребенок рассказывает стихотворение.
«Вербное воскресенье»
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом;
Опять весна душистая
Повеяла крылом.
Станицей тучки носятся,
Теплом озарены,
И в душу снова просятся
Пленительные сны.
Везде разнообразною
Картиной занят взгляд,
Шумит толпою праздною
Народ, чему-то рад…
Какой-то тайной жаждою
Мечта распалена –
И над душою каждою
Проносится весна.
(А.А.Фет)
Педагог
Наше занятие подошло к концу, рисунки можно взять с собой и подарить нашим родным.
Дети прощаются.
Список использованной литературы:
Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт.- сост. А.С.Куприна, Т.А. Бударина, О.А. Маркеева, О.Н. Корепанова и др. – 3 изд. перераб. и допол. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015.-304с.
Тимошкина Н.А. «Методика использования русских народных игр в ДОУ», Учебно-методическое пособие.- М, Центр педагогического образования, 2008.- 64с.
Ищук В.В., Нагибина М.И. «Народные праздники», академия развития. г. Ярославль, 2000.- 160 с.
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторы-составители: Пугачева Н.В, Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие.- м: Педагогическое общество России, 2007.- 144с.
Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь - Волгоград: Правда. 1991. – 496с.